Школа Гражданской инициативы

"Музей Победы"
Эксперт
Цветкова Ольга
Заведующая детским садом

Ольга Николавна является заведующей детского саду с момента его открытия. За это время было реализовано несколько проектов, включая "Музей Победы", завершено успешно строительство стадиона, были привлечены средства для облагораживания территории детского сада и создание  красивого тематического цветника. На сегодняшний день Ольга продолжает успешно руководить детским са...

В сентябре 2014 года Ольга Николаевна, заведующая детским садом № 109 г. Череповца, вместе со своей командой сотрудников задумались над тем, что грядущий 2015 год является юбилейным со дня победы в Великой Отечественной Войне. Было принято решение начать работу по подготовке к празднику. Каждый член коллектива постарался вспомнить истории из своей жизни, из жизни своих бабушек и дедушек. В формате планерных заседаний детского сада команда детского сада обсуждала тему войны...

Вопросы / 10
1 Философия, идея проекта?

2 Создание Книги Памяти и сбор экспонатов?

3 Обязанности команды организаторов?

4 Организация творческих номеров?

5 Книга памятных дат?

6 Оформление музея (строительство землянки и т.д.)?

7 Экскурсии?

8 Работа по патриотическому воспитанию детей?

9 Поддержка госструктур?

10 Освещение акций музея в СМИ?

Ответы

Основой проекта должно являться желание передать подрастающему поколению память о великом подвиге советского солдата. Это стало возможно посредством создания музея на базе детского сада, проведения экскурсий в интерактивной форме, привлечения к участию в проекте других детских садов и школ, освещения работы музея в СМИ города.

Очень важно, чтобы экспонаты музея были частичкой жизни горожан, которые помогают собирать экспонаты. Дети будут знакомиться с экспонатами, представляющими ценность для своих прабабушек и прадедушек. Таким образом, дети будут перенимать не просто формальные знания, но будут получать реальную частичку опыта того времени, воспринимать великий подвиг своих предков более глубоко.

Музей должен предоставлять возможность детям познакомиться с экспонатами максимально близко, потрогав, примерив, воспользовавшись вещами тех лет. Это позволяет ребенку гораздо дольше оставаться внимательным в процессе знакомства с историей и оставляет сильные впечатления в памяти. 

Важно помнить, что подобный музей можно создать на базе совершенно любого детского сада, школы, университета, колледжа и другого учебного заведения. На первом этапе можно начать сбор историй о великой отечественной войне силами коллектива учреждения, на базе которого создается музей. Каждый из членов коллектива изучит свою родословную, соберет все воспоминания у бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, записав истории на бумагу. Из этих историй получится первоначальный вариант Книги Памяти.

На втором этапе к сбору историй стоит подключить родителей своих подопечных, которые могут собрать еще больше информации о том времени. Все собранные истории заносятся в книгу. Крайне важно стараться найти живых ветеранов и записать истории с их слов. Если есть фотографии ветерана, обязательно прикреплять эти фотографии рядом со статьей. Рядом с каждой историей отмечается родственник ветерана, о котором идет речь в статье.

Параллельно со сбором историй о Великой Отечественной Войне необходимо привлекать всех желающих к сбору экспонатов. Для этого среди коллег и родителей воспитанников учреждения делается объявление о начале сбора, сопровождающееся кратким рассказом о сути проекта, его масштабах и пользе для воспитанников.

Экспонатами музея могут быть  любые наградные медали, примусы тех годов, патефоны, радиоприемники, военная форма, обычная одежда и обувь, ремни, кители, фуражки, фотографии тех событий, саперные лопатки, офицерские планшеты, письма с фронта и на фронт, запчасти от техники и т.д. Чудесным приобретением могут стать солдатские дневники, которые писались во время войны.

При этом нельзя использовать в качестве экспонатов боеприпасы и оружие.

Все собранные истории объединяются в отдельную Книгу Памяти формата А3 и печатается один экземпляр.

Очень важно выйти на связь с военными клубами, которые занимаются сбором информации о Великой Отечественной Войне, коллекционируют экспонаты, готовят макеты, воссоздающие боевые действия на разных участках фронта. Вполне возможно, что вам предоставят экспонаты во временное или даже постоянное пользование. Либо предложат другие возможности сотрудничества.         

 Основной задачей команды организаторов является сбор историй ветеранов. В процессе сбора необходимо выйти на связь со всеми волонтерами, желающими предоставить полезную информацию, экспонаты, дать интервью и т.д. Отдельное внимание необходимо уделить ветеранам и обязательно встретиться с ними лично.

После того, как основной объем экспонатов и информации собран, необходимо определить, что будет рассказываться в процессе экскурсии детям о том или ином экспонате, как преподнести ту или иную историю. Члены команды переписывают собранный материал, формируя его в Книгу Памяти, создают карточки-памятки к каждому экспонату, рядом с памяткой размещается коробочка, в которой хранится краткая история экспоната. Благодаря такому подходу каждый желающий, в том числе и родитель ребенка может рассказать о любом экспонате без дополнительной подготовки.

Одной из основных обязанностей организаторов является подготовка сценариев проведения экскурсий. Все будущие экскурсии формируются на основе интерактивной работы с детьми, позволяя им потрогать, посмотреть, переодеться в военную форму, послушать музыку на патефоне и т.д. При этом ребенок постоянно получает полезную информацию в формате историй и может познакомиться с экспонатами, которые в этой истории упоминаются.

Для организации музея требуются вложения финансовых средств на установку видеонаблюдения (если музей не находится в закрытом помещении), покупку музейной мебели с защитными стеклами и создание декораций, воссоздающих атмосферу того времени. Поэтому в обязанности членов команды входит осуществление сбора средств, формирование сметы, сотрудничество с различными организациями города.

Любая работа с детьми требует профессионального подхода. Для организации творческих номеров потребуется работа хореографа, преподавателя по вокалу, дизайнера и т.д. Поэтому создается отдельная творческая группа из волонтеров, согласных заниматься с детьми в свободное от работы время. В ее обязанности входит создание сценария будущего номера, продумывание праздничной программы, пошив костюмов и сбор средств  для этого, постановка у детей правильной красивой речи.

Такая серьезная подготовка детей обязательная для того, чтобы выйти на серьезный городской уровень. Дети выступают на праздниках для ветеранов, поют песни военных лет, танцуют, читают стихи и рассказы того времени. Поэтому очень важно подготовить детей таким образом, чтобы они достойно выступили перед ветеранами и смогли передать настроение номера.

Все волонтеры приглашаются через соцсети либо лично в процессе общения с преподавателями различных госучереждений.

Все мы помним основные даты Великой Отечественной Войны. Но редко освещаются простые, будничные даты, памятные для самих участников. Такие даты и вошли в Книгу памятных дат. Здесь собираются со всего населенного пункта даты, которые могут быть совершенно не связаны с боевыми действиями, но описывают, например, свадьбу 1942 года. Любое событие – рождение ребенка, встреча двух братьев, разлученных во время боевых действий, встреча матери и сына, первое письмо с фронта, рождение ребенка и т.д. Тут собираются все моменты, которые напоминают нам, что война – это не только боль и смерть, но также жизнь и радость.

Вместе с Книгой Памяти Книга памятных дат размещается в музее на отдельном постаменте. Сбор информации ведется параллельно по всему населенному пункту в сотрудничестве с различными госучереждениями. Даты могут быть совершенно любыми, начиная от общеизвестных и заканчивая совершенно обыденными. Конечно же, здесь описываются и бои, в которых участвовали ветераны, и особенно трудные дни тыла.

Музей делится на три зоны: зона землянки, зона наград, медалей и памятных документов и зона возложения венков.

Центральной зоной является зона возложения венков. Здесь располагаются на отдельных постаментах Книга Памяти и Книга памятных дат. Здесь же стоит Георгиевский флаг, звезда, размещаются венки всеми желающими.

Строительство декораций для создания атмосферы тех лет происходит при помощи строительства военной землянки. Конечно же, пожарные требования не позволяют сделать полноценную землянку тех лет. Поэтому используются стилизованные бревна и ими обшивается любой угол в помещении. Над ними делается навес землянки, который может быть в любой момент убран. Навес создается при помощи маскировочной сетки. Внутри землянки ставится стол, стулья, полки на стенах. Здесь размещаются все предметы одежды, освещение в виде керосиновых ламп, обувь, ремни; карты вешаются на стену и т.д.

Третья зона используется для наградных медалей, орденов, исторических документов и т.д. Для ее оформления используется музейная мебель, внутри которой располагаются все экспонаты. Естественно вся мебель должна быть с подсветкой и низкая, чтобы каждый мог разглядеть все подробности.

Если есть возможность, очень хорошо создать или договориться разместить готовый макет боевых действий, имеющийся у какой-либо организации либо в собственности. Макет отражает реальную картину происходящих событий, воссозданных по записям военных лет. Рядом с макетом обязательно должна висеть выписка из исторической справки, по которой создавался макет.

Все экспонаты должны храниться под небьющимся стеклом, мебель прикручивается к полу и закрывается на замки.

Так как в музее несколько зон, то и экскурсии делятся по тематике зон. Основной экскурсией является погружение в проживание того времени через использование предметов быта. Детям показываются экспонаты землянки, рассказывается о самой землянке, они могут одеться в военную одежду, примерить ремень с тяжелой бляхой и здесь же начистить этот ремень зубным порошком. Также дети могут начистить сапоги гуталином, послушать настоящие грамм-пластинки на патефоне, увидеть как горит лампа, воспользоваться офицерским планшетом и по настенной карте воссоздать территорию боевых действий. Все это сопровождается рассказом обо всех экспонатах: рассказывают об их назначении, описывают различные истории, происходившие в таких землянках и т.д. Главная задача – максимально погрузить ребенка в процесс личного знакомства с вещами и атмосферой того времени.

Второй экскурсией является знакомство детей с наградами того времени, документами, письмами и т.д. Здесь все зависит от разнообразия экспонатов. Дети могут послушать письма с фронта, увидеть как выглядели медали их прабабушек и прадедушек, познакомиться поближе с различными приказами.

Третья экскурсия может быть знакомством с каким-либо сражением на примере экспозиции. Здесь же можно повесить телевизор с трансляцией фильмов и песен тех лет.

В экскурсиях могут принимать участие все желающие, можно приглашать к участию все учреждения населенного пункта.

Основная задача музея – привлечь малышей к погружению в исторические события нашей Родины. Организовывая подобный музей в населенном пункте, наиболее важно узнать, как именно участвовали жители этого места в военных действиях. Самое главное в работе с дошкольниками – прожить самому те истории, которые будешь рассказывать малышам, не оставаясь безучастным к событиям войны.

Поэтому изучите хорошо все события, происходившие с ветеранами города, области, деревни, поселка и т.д. Познакомьтесь с местами памяти, славы, узнайте, чем был ценен город во время войны. Например, город Череповец был госпиталем и в него свозилось очень много раненых. Возможно, в вашем населенном пункте базировалась военная часть, был стратегически важный пост либо располагались заводы, на которых изготавливались боеприпасы. Все эти исторические данные очень важны и помогут вам понять тематику будущей работы с детьми.

После нахождения в вашем населенном пункте подобных памятных мест организуется экскурсия для детей, в процессе которой детям рассказывается история памятного места, история населенного пункта за период войны, история героев и т.д. На основе всей собранной информации получается подробный рассказ для детей, в процессе которого они могут увидеть настоящее место событий, описываемое в рассказе, прикоснуться к историческим местам, увидеть место подвигов.

Отличительной чертой музея является то, что он основан на территории детского сада. Благодаря этому руководство детского сада или любого подобного учреждения может привлекать к участию в проекте свое непосредственное руководство и другие детские сады, школы, университеты и т.д.

В первую очередь стоит обратиться за помощью к своим коллегам. Для этого пригласите руководство различных детсадов, школ и т.д. организовать группу своих воспитанников и провести для них экскурсию. Можно обсудить концепцию музея, предложив принять участие в улучшении работы музея. Вместе с различными организациями можно проводить церемонии возложения цветов на постамент славы и дополнять Книгу Памяти не только силами своих воспитанников, но и воспитанников других учреждений. Благодаря такому подходу будет легче решить вопрос с финансированием музея.

Когда музей будет полностью готов, можно выдвинуть проект на рассмотрение администрации.

Используя ресурсы различных организаций и получив поддержку администрации, можно организовать полноценный музей, получить гранты на поддержку.

Этот этап в работе музея самый простой и понятный. При постоянном проведении акций, привлечении к участию различных организаций, администрации реакция СМИ не заставит себя долго ждать.

Для того, чтобы начать совместную работу со СМИ, достаточно выйти на связь с основными компаниями и предложить им осветить какое-либо событие вашего музея. Пригласите их на возложение венков в День Победы, предложите снять ролик о том, какой получилась землянка и как рады дети принимать участие в таких экскурсиях.

Работа подобного музея на базе детского сада является уникальным проектом и обязательно будет интересна журналистам. Благодаря тесному сотрудничеству возможно будет привлечь к развитию музея максимально много организаций вашего населенного пункта.

Вопросы и ответы:

Философия, идея проекта?


Основой проекта должно являться желание передать подрастающему поколению память о великом подвиге советского солдата. Это стало возможно посредством создания музея на базе детского сада, проведения экскурсий в интерактивной форме, привлечения к участию в проекте других детских садов и школ, освещения работы музея в СМИ города.

Очень важно, чтобы экспонаты музея были частичкой жизни горожан, которые помогают собирать экспонаты. Дети будут знакомиться с экспонатами, представляющими ценность для своих прабабушек и прадедушек. Таким образом, дети будут перенимать не просто формальные знания, но будут получать реальную частичку опыта того времени, воспринимать великий подвиг своих предков более глубоко.

Музей должен предоставлять возможность детям познакомиться с экспонатами максимально близко, потрогав, примерив, воспользовавшись вещами тех лет. Это позволяет ребенку гораздо дольше оставаться внимательным в процессе знакомства с историей и оставляет сильные впечатления в памяти. 

Создание Книги Памяти и сбор экспонатов?


Важно помнить, что подобный музей можно создать на базе совершенно любого детского сада, школы, университета, колледжа и другого учебного заведения. На первом этапе можно начать сбор историй о великой отечественной войне силами коллектива учреждения, на базе которого создается музей. Каждый из членов коллектива изучит свою родословную, соберет все воспоминания у бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, записав истории на бумагу. Из этих историй получится первоначальный вариант Книги Памяти.

На втором этапе к сбору историй стоит подключить родителей своих подопечных, которые могут собрать еще больше информации о том времени. Все собранные истории заносятся в книгу. Крайне важно стараться найти живых ветеранов и записать истории с их слов. Если есть фотографии ветерана, обязательно прикреплять эти фотографии рядом со статьей. Рядом с каждой историей отмечается родственник ветерана, о котором идет речь в статье.

Параллельно со сбором историй о Великой Отечественной Войне необходимо привлекать всех желающих к сбору экспонатов. Для этого среди коллег и родителей воспитанников учреждения делается объявление о начале сбора, сопровождающееся кратким рассказом о сути проекта, его масштабах и пользе для воспитанников.

Экспонатами музея могут быть  любые наградные медали, примусы тех годов, патефоны, радиоприемники, военная форма, обычная одежда и обувь, ремни, кители, фуражки, фотографии тех событий, саперные лопатки, офицерские планшеты, письма с фронта и на фронт, запчасти от техники и т.д. Чудесным приобретением могут стать солдатские дневники, которые писались во время войны.

При этом нельзя использовать в качестве экспонатов боеприпасы и оружие.

Все собранные истории объединяются в отдельную Книгу Памяти формата А3 и печатается один экземпляр.

Очень важно выйти на связь с военными клубами, которые занимаются сбором информации о Великой Отечественной Войне, коллекционируют экспонаты, готовят макеты, воссоздающие боевые действия на разных участках фронта. Вполне возможно, что вам предоставят экспонаты во временное или даже постоянное пользование. Либо предложат другие возможности сотрудничества.         

Обязанности команды организаторов?


 Основной задачей команды организаторов является сбор историй ветеранов. В процессе сбора необходимо выйти на связь со всеми волонтерами, желающими предоставить полезную информацию, экспонаты, дать интервью и т.д. Отдельное внимание необходимо уделить ветеранам и обязательно встретиться с ними лично.

После того, как основной объем экспонатов и информации собран, необходимо определить, что будет рассказываться в процессе экскурсии детям о том или ином экспонате, как преподнести ту или иную историю. Члены команды переписывают собранный материал, формируя его в Книгу Памяти, создают карточки-памятки к каждому экспонату, рядом с памяткой размещается коробочка, в которой хранится краткая история экспоната. Благодаря такому подходу каждый желающий, в том числе и родитель ребенка может рассказать о любом экспонате без дополнительной подготовки.

Одной из основных обязанностей организаторов является подготовка сценариев проведения экскурсий. Все будущие экскурсии формируются на основе интерактивной работы с детьми, позволяя им потрогать, посмотреть, переодеться в военную форму, послушать музыку на патефоне и т.д. При этом ребенок постоянно получает полезную информацию в формате историй и может познакомиться с экспонатами, которые в этой истории упоминаются.

Для организации музея требуются вложения финансовых средств на установку видеонаблюдения (если музей не находится в закрытом помещении), покупку музейной мебели с защитными стеклами и создание декораций, воссоздающих атмосферу того времени. Поэтому в обязанности членов команды входит осуществление сбора средств, формирование сметы, сотрудничество с различными организациями города.

Организация творческих номеров?


Любая работа с детьми требует профессионального подхода. Для организации творческих номеров потребуется работа хореографа, преподавателя по вокалу, дизайнера и т.д. Поэтому создается отдельная творческая группа из волонтеров, согласных заниматься с детьми в свободное от работы время. В ее обязанности входит создание сценария будущего номера, продумывание праздничной программы, пошив костюмов и сбор средств  для этого, постановка у детей правильной красивой речи.

Такая серьезная подготовка детей обязательная для того, чтобы выйти на серьезный городской уровень. Дети выступают на праздниках для ветеранов, поют песни военных лет, танцуют, читают стихи и рассказы того времени. Поэтому очень важно подготовить детей таким образом, чтобы они достойно выступили перед ветеранами и смогли передать настроение номера.

Все волонтеры приглашаются через соцсети либо лично в процессе общения с преподавателями различных госучереждений.

Книга памятных дат?


Все мы помним основные даты Великой Отечественной Войны. Но редко освещаются простые, будничные даты, памятные для самих участников. Такие даты и вошли в Книгу памятных дат. Здесь собираются со всего населенного пункта даты, которые могут быть совершенно не связаны с боевыми действиями, но описывают, например, свадьбу 1942 года. Любое событие – рождение ребенка, встреча двух братьев, разлученных во время боевых действий, встреча матери и сына, первое письмо с фронта, рождение ребенка и т.д. Тут собираются все моменты, которые напоминают нам, что война – это не только боль и смерть, но также жизнь и радость.

Вместе с Книгой Памяти Книга памятных дат размещается в музее на отдельном постаменте. Сбор информации ведется параллельно по всему населенному пункту в сотрудничестве с различными госучереждениями. Даты могут быть совершенно любыми, начиная от общеизвестных и заканчивая совершенно обыденными. Конечно же, здесь описываются и бои, в которых участвовали ветераны, и особенно трудные дни тыла.

Оформление музея (строительство землянки и т.д.)?


Музей делится на три зоны: зона землянки, зона наград, медалей и памятных документов и зона возложения венков.

Центральной зоной является зона возложения венков. Здесь располагаются на отдельных постаментах Книга Памяти и Книга памятных дат. Здесь же стоит Георгиевский флаг, звезда, размещаются венки всеми желающими.

Строительство декораций для создания атмосферы тех лет происходит при помощи строительства военной землянки. Конечно же, пожарные требования не позволяют сделать полноценную землянку тех лет. Поэтому используются стилизованные бревна и ими обшивается любой угол в помещении. Над ними делается навес землянки, который может быть в любой момент убран. Навес создается при помощи маскировочной сетки. Внутри землянки ставится стол, стулья, полки на стенах. Здесь размещаются все предметы одежды, освещение в виде керосиновых ламп, обувь, ремни; карты вешаются на стену и т.д.

Третья зона используется для наградных медалей, орденов, исторических документов и т.д. Для ее оформления используется музейная мебель, внутри которой располагаются все экспонаты. Естественно вся мебель должна быть с подсветкой и низкая, чтобы каждый мог разглядеть все подробности.

Если есть возможность, очень хорошо создать или договориться разместить готовый макет боевых действий, имеющийся у какой-либо организации либо в собственности. Макет отражает реальную картину происходящих событий, воссозданных по записям военных лет. Рядом с макетом обязательно должна висеть выписка из исторической справки, по которой создавался макет.

Все экспонаты должны храниться под небьющимся стеклом, мебель прикручивается к полу и закрывается на замки.

Экскурсии?


Так как в музее несколько зон, то и экскурсии делятся по тематике зон. Основной экскурсией является погружение в проживание того времени через использование предметов быта. Детям показываются экспонаты землянки, рассказывается о самой землянке, они могут одеться в военную одежду, примерить ремень с тяжелой бляхой и здесь же начистить этот ремень зубным порошком. Также дети могут начистить сапоги гуталином, послушать настоящие грамм-пластинки на патефоне, увидеть как горит лампа, воспользоваться офицерским планшетом и по настенной карте воссоздать территорию боевых действий. Все это сопровождается рассказом обо всех экспонатах: рассказывают об их назначении, описывают различные истории, происходившие в таких землянках и т.д. Главная задача – максимально погрузить ребенка в процесс личного знакомства с вещами и атмосферой того времени.

Второй экскурсией является знакомство детей с наградами того времени, документами, письмами и т.д. Здесь все зависит от разнообразия экспонатов. Дети могут послушать письма с фронта, увидеть как выглядели медали их прабабушек и прадедушек, познакомиться поближе с различными приказами.

Третья экскурсия может быть знакомством с каким-либо сражением на примере экспозиции. Здесь же можно повесить телевизор с трансляцией фильмов и песен тех лет.

В экскурсиях могут принимать участие все желающие, можно приглашать к участию все учреждения населенного пункта.

Работа по патриотическому воспитанию детей?


Основная задача музея – привлечь малышей к погружению в исторические события нашей Родины. Организовывая подобный музей в населенном пункте, наиболее важно узнать, как именно участвовали жители этого места в военных действиях. Самое главное в работе с дошкольниками – прожить самому те истории, которые будешь рассказывать малышам, не оставаясь безучастным к событиям войны.

Поэтому изучите хорошо все события, происходившие с ветеранами города, области, деревни, поселка и т.д. Познакомьтесь с местами памяти, славы, узнайте, чем был ценен город во время войны. Например, город Череповец был госпиталем и в него свозилось очень много раненых. Возможно, в вашем населенном пункте базировалась военная часть, был стратегически важный пост либо располагались заводы, на которых изготавливались боеприпасы. Все эти исторические данные очень важны и помогут вам понять тематику будущей работы с детьми.

После нахождения в вашем населенном пункте подобных памятных мест организуется экскурсия для детей, в процессе которой детям рассказывается история памятного места, история населенного пункта за период войны, история героев и т.д. На основе всей собранной информации получается подробный рассказ для детей, в процессе которого они могут увидеть настоящее место событий, описываемое в рассказе, прикоснуться к историческим местам, увидеть место подвигов.

Поддержка госструктур?


Отличительной чертой музея является то, что он основан на территории детского сада. Благодаря этому руководство детского сада или любого подобного учреждения может привлекать к участию в проекте свое непосредственное руководство и другие детские сады, школы, университеты и т.д.

В первую очередь стоит обратиться за помощью к своим коллегам. Для этого пригласите руководство различных детсадов, школ и т.д. организовать группу своих воспитанников и провести для них экскурсию. Можно обсудить концепцию музея, предложив принять участие в улучшении работы музея. Вместе с различными организациями можно проводить церемонии возложения цветов на постамент славы и дополнять Книгу Памяти не только силами своих воспитанников, но и воспитанников других учреждений. Благодаря такому подходу будет легче решить вопрос с финансированием музея.

Когда музей будет полностью готов, можно выдвинуть проект на рассмотрение администрации.

Используя ресурсы различных организаций и получив поддержку администрации, можно организовать полноценный музей, получить гранты на поддержку.

Освещение акций музея в СМИ?


Этот этап в работе музея самый простой и понятный. При постоянном проведении акций, привлечении к участию различных организаций, администрации реакция СМИ не заставит себя долго ждать.

Для того, чтобы начать совместную работу со СМИ, достаточно выйти на связь с основными компаниями и предложить им осветить какое-либо событие вашего музея. Пригласите их на возложение венков в День Победы, предложите снять ролик о том, какой получилась землянка и как рады дети принимать участие в таких экскурсиях.

Работа подобного музея на базе детского сада является уникальным проектом и обязательно будет интересна журналистам. Благодаря тесному сотрудничеству возможно будет привлечь к развитию музея максимально много организаций вашего населенного пункта.

Галерея: