Школьная библиотека – центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса

Забайкальский край, г.село Харагун Хилокского района 33560

Цель и задачи

Создать условия для реорганизации структурного подразделения «школьная библиотека» в структурное подразделение "социокультурный библиотечно-информационный центр (БИЦ)", работа которого направлена на формирование информационно компетентной (готовой к использованию информационных ресурсов) личности.


1. Сформировать в условиях сельской адаптивной школы информационно компетентную личность, владеющую навыком поиска, анализа и критического отбора информации.
2. Создать условия для развития личности ребёнка через приобщение к миру журналистики и информационно-коммуникационных технологий в процессе совместной деятельности над выпуском школьной газеты «Портфельчик».
3. Создать условия для ликвидации компьютерной безграмотности населения.
Основные направления деятельности по реализации проекта:
1. Реорганизовать школьную библиотеку в информационный центр.
2. Наполнение и администрирование сайта школьной библиотеки http://biblio18haragun.ucoz.ru/
3. Обучение учащихся по программе «Основы информационной культуры. Библиотечно-библиографическая и информационная грамотность»
4. Обучение учащихся по программе дополнительного образования «Издатель»
5. Организация и проведение курса «Основы компьютерной грамотности» для жителей поселения
6. создание электронной базы данных на платформе 1С Школьная библиотека

Целевая группа

 - участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители;  - жители села.

Статистика

Главной приметой настоящего времени во многих сферах деятельности человека являются перемены.Особенно подвержена им сфера образования. Развивая школу,   мы развиваем всю систему в целом. Школьная Библиотека  - есть структурное подразделение данной системы, поэтому, сегодня как никогда актуален вопрос о модернизации традиционной библиотеки образовательного учреждения в современную,  активно развивающуюся службу. Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация и автоматизация библиотечных процессов… Вокруг этого должна выстраиваться повседневная работа школьного библиотекаря. Школа переживает непростое время перемен и библиотека – вместе с ней. В числе причин, позволяющих рассматривать современную школьную библиотеку как центр информационной подготовки участников образовательного процесса, прежде всего, следует назвать два тесно взаимосвязанных фактора:во-первых, вхождение человека в новую стадию своего развития – информационное общество и общество знаний, во-вторых, коренные изменения в мировой системе образования. Одним из проявлений этой взаимосвязи стало усиление резкого разрыва между возрастающими потоками информации, являющимися, наряду с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), атрибутами информационного общества, и возможностями получения необходимых человеку знаний для успешной учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Этот разрыв, это противоречие как раз и определяет важность особой – информационной подготовки всех участников образовательного процесса. В Проекте Манифеста ИФЛА (Международной федерации библиотечных ассоциаций), в качестве одного из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки названа информационная подготовка юных граждан. Соответственно, школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счёт превращения библиотеки в особый центр информационной подготовки подрастающего поколения. Специфика такого центра определяется тем, что учащиеся получают в нём особую – информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска с использованием как традиционной (ручной), так и новой информационной (информационно-коммуникационной) технологии: анализа и синтеза найденной информации, самостоятельной подготовки необходимых информационных продуктов – конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п. Информационно грамотный человек умеет учиться, т.е. понимает, как организовано знание, где и как найти информацию. «Информационная грамотность — способность знать, когда информация необходима, уметь ее идентифицировать, получить доступ, оценивать и эффективно использовать информацию для решения вопроса или жизненно важной проблемы самостоятельно, поэтому такая грамотность — это ключевой компонент непрерывного образования, достижения экономического успеха и высокого качества жизни. В сегодняшнем информационном обществе обладание информационной грамотностью важно для достижения индивидуального успеха и национальной конкурентоспособности» [От информационной грамотности – к информационной культуре: Методическое пособие для библиотекаря и учителя по использованию информационного интегрированного продукта «КМ-Школа». Часть1:Роль библиотеки в формировании информационной культуры]. [Концепция формирования информационного общества в России]. В нашем ОУ процесс преобразования школьной библиотеки в информационный центр начался в декабре 2011 года, когда, по рекомендации администрации ОУ и МОУО, было принято решение о выдвижении ПРОЕКТА «Школьная библиотека – центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса» (http://biblio18haragun.ucoz.ru/index/nashi_dostizhenija/0-7) на Региональный конкурс культурно-образовательных инициатив. По итогам этого конкурса нашей библиотеке был присвоен статус «Региональная инновационная площадка» (Приказ Мин. образования, науки, и молодёжной политики Забайкальского края №1437 от 30 декабря 2011 года). Срок реализации проекта – 3 года (2012-2014). Уже на стадии подготовки проекта, анализ имеющихся на тот момент ресурсов школьной библиотеки показал, что материально-техническая база недостаточна для реализации некоторых поставленных в проекте задач. Но для того и ставятся задачи, чтобы их выполнять. «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…». Фундамент любой библиотеки – это её фонды. Школьная библиотека – это особая структура, её фонды делятся на 2 части: основные фонды и учебники. Фонд учебников комплектуется в соответствии образовательной программой ОУ и Федеральным перечнем учебников. Финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета и региональных субвенций. А вот, что касается основных фондов, то, ни для кого не секрет, что они пополняются крайне редко, что приводит как к физическому (ветхость), так и моральному их устареванию. Для пополнения этих фондов. кроме централизованного комплектования, мы используем различные методы, например: участие ОУ в благотворительных акциях, например «КНИГА – СЕЛУ» (акция была организована в 2012 году Забайкальской краевой УНБ им. А.С. Пушкина, получено 65 детских книг), «БИБЛИОТЕЧКА К 1 СЕНТЯБРЯ» (получено 19 художественных книг краеведческого характера); пожертвования жителей села (81 художественная книга); формированиеи накопление тематических папок. Особенно хочется отметить, что за последние два года значительно увеличился фонд литературы по краеведению. Это произошло частично за счёт централизованного комплектования, частично за счёт участия в благотворительных акциях, а так же за счёт создания и оформления тематических папок из материалов периодических изданий, переданных из фонда библиотеки МОУО. Формирование фонда ЭОР (электронных образовательных ресурсов) осуществляется за счёт: централизованного комплектования библиотеки ОУ материалами на электронных носителях информации; использования материалов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru; создания и пополнения банка данных работ преподавателей и учащихся на электронных носителях (CD-ROM); участия образовательного учреждения в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» в 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебных годах (участие продлено на 2014/2015 год) https://my.1september.ru . Фонд собственной печатной продукции формируется за счёт: создания буклетов и памяток тематического, рекомендательного и справочного характера; выпусков школьной газеты «Портфельчик». Оснащение библиотеки необходимым для полноценного функционирования оборудованием, было осуществлено за счёт победы в октябре 2013 года в Региональном конкурсе социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума. (http://biblio18haragun.ucoz.ru/index/nashi_dostizhenija/0-7 ) На реализацию проекта «Школьная библиотека – центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса» был выделен Грант в размере 58 000 рублей. 24 000 выделил Забайкальский филиал ОАО РЖД и 34 000 – операционный офис в г. Чите филиала ОАО Банк ВТБ в г. Красноярске. Согласно заявленной в проекте смете, нами было приобретено: 3 ноутбука с лицензионным программным обеспечением; струйный цветной принтер с СНПЧ; Wi-Fi роутер. Это позволило оборудовать рабочую зону для пользователей и обеспечить доступ к локальным ресурсам ОУ и библиотеки (тематическим папкам, электронным библиотекам), а так же ресурсам сети Интернет. Улучшение материально-технической базы школьной библиотеки позволило значительно продвинуть работу по реализации основных направлений РИП. Появилась достаточно хорошая база для обучения школьников по программе «Основы информационной культуры». В настоящее время обучение ведётся в соответствии с программой, выложенной на сайте школьной библиотеки (http://biblio18haragun.ucoz.ru/index/informacionnaja_kultura/0-9), но начата разработка и апробация учебного курса «Основы информационной культуры личности», на основе программы, составленной доктором пед. наук, профессором Гендиной Н. И.; кандидатом пед. наук, доцентом Стародубовой Г. А. и старшим преподавателем Уленко Ю. В. В 2013-2014 году мы начали апробацию этой программы в 1-3 классах (обучающихся по ФГОС НОО). Естественно, невозможно начать обучение с середины программы, поэтому учащиеся 2-3 класса обучаются по программе 1 класса, с корректировкой на их возрастные особенности, знания, навыки и умения. Техническое оснащение библиотеки позволило вывести на более качественный уровень работу творческого объединения «Издатель» - была решена проблема с помещением для работы, имеющим необходимое оборудование и доступ ко всем информационным ресурсам (на традиционных и электронных носителях, ресурсам удалённого доступа, локальной сети и сети Интернет), решена проблема распечатки номеров школьной газеты «Портфельчик», которая издаётся с 2006 года. Обучение по программе дополнительного образования является одним из направлений работы Региональной инновационной площадки. Реализация программы «ИЗДАТЕЛЬ» осуществляется на базе нашей школы от Муниципального учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества «Вдохновение» г. Хилок. На сегодняшний день объединение посещают две группы учащихся: первого и второго года обучения. С программой можно ознакомиться на сайте школьной библиотеки http://biblio18haragun.ucoz.ru/index/schcolnaya_gazeta/0-8 Издательство зарегистрировано на образовательном портале «Школьная пресса» http://portal.lgo.ru/dosie/izdatelstvo.htm?rn=2058 и включено в реестр школьной прессы России (RSPR) Ежемесячно выпускается 1-2 номера школьной газеты «Портфельчик», в которых мы пишем о событиях, происходящие в школе, об успехах наших учащихся и педагогов, публикуем творческие работы учащихся и жителей села. В ноябре-декабре 2013 года члены творческого объединения «Издатель» стали участниками муниципальной заочной олимпиады школьников «Неболит» в рамках антинаркотической акции «Классный час»; в рамках акции «Забайкалье против наркотиков», мы выпустили специальный тематический номер газеты, в который были включены творческие работы членов кружка. Этот тематический выпуск был отправлен МОУО на 3-й региональный творческий конкурс «Забайкалье против наркотиков» Результатом работы объединения стало: повышение уровня компьютерной и информационной грамотности ребят; развитие их творческих способностей; сотрудничество с творчески одарёнными жителями села; регулярный выпуск школьной газеты «Портфельчик» (с публикацией на сайте школьной библиотеки http://biblio18haragun.ucoz.ru и на странице МБОУ СОШ №18 во Всероссийской школьной образовательной сети http://dnevnik.ru, размещением на стендах в зданиях школы, здании сельской администрации, конторе ПЧ-2 и СКЦ «Энергия жизни»). В мае планируется выпуск сборника стихотворений одной из жительниц села, к изданию его готовит один из членов объединения – внучка автора. ; Ведётся работа по организации и проведению курсов «Основы компьютерной грамотности» для жителей поселения. За два года реализации проекта РИП мною были проучены 4 группы (40 чел.). Курсы проводились в соответствии с договорами, заключёнными с ГОУ компьютерный колледж г. Чита (10 человек) и НОУ «Открытый молодёжный университет» г. Томск (30 человек) по программе «Пользователь ПК». Все обученные получили свидетельства государственного образца. В первый же год реализации проекта РИП был создан новый сайт школьной библиотеки http://biblio18haragun.ucoz.ru/, для создания которого был использован бесплатный конструктор сайтов http://www.ucoz.ru/. Об эффективности работы сайта можно судить по его посещаемости – за небольшой период его существования, посещаемость составила более 4000 человек. Создание электронной базы данных на платформе 1С Школьная библиотека – находится сейчас в начальной стадии. В феврале 2014 года я прошла курсовую подготовку в ЗабКИПКРО по дополнительной профессиональной программе «Информационно-технологическое сопровождение библиотечно-информационной деятельности». В сентябре 2014 года на рабочий компьютер будет установлено необходимое программное обеспечение и начнётся работа по созданию электронной базы данных. Таким образом, в рамках реализации проекта РИП, были полностью выполнены 4 из 6 поставленных задач. Задача по созданию базы данных на платформе 1С Школьная библиотека находится в стадии реализации и её выполнение будет продолжено в соответствии с программой развития библиотеки на 2015-2018 год. Кроме того, созданы все условия для реорганизации структурного подразделения «школьная библиотека» в структурное подразделение «библиотечно-информационный центр (БИЦ)». В настоящее время осуществляется работа по внесению изменений в Устав ОУ (ОО – образовательной организации) и подготовка локальных актов и нормативных документов, регламентирующих работу нового структурного подразделения МБОУ СОШ №18 – БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА. За период с 2011 по 2014 год заведующая школьной библиотекой имеет следующие достижения в профессиональной деятельности: http://biblio18haragun.ucoz.ru/index/nashi_dostizhenija/0-7 в 2011 году: участник международной научно-практической конференции «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» в секции 4 «Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования» Победитель Всероссийского конкурса «Школьный библиотекарь года 2010» (очный этап проведён в рамкахV Всероссийского форума школьных библиотекарей в ноябре 2011 года) участник V Всероссийского форума школьных библиотекарей. Тематическая программа форума содержала около 40 лекций, круглых столов, мастер-классов, специальных докладов, презентаций, лекций. Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая школьная библиотека» в номинации «Библиотека как социокультурный центр жизни села, посёлка, малого города. Социальное партнёрство»http://rusla.ru/rsba/help/itogi_konkyrs лауреат Всероссийского конкурса проектов Intel® «Образование вне стен классной комнаты» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России http://edugalaxy.intel.ru/index.php администратор и участник Всероссийского проекта «Школа цифрового века» Победитель Х регионального конкурса культурно-образовательных инициатив. ОУ присвоен статус РИП «Школьная библиотека – центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса» дипломант 3 степени краевого конкурса учебных проектов программы Intel® «Обучение для будущего» в программе «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» http://chipkro.ru/sight/articles/76/3443 в 2012 году: администратор и участник Всероссийского проекта «Школа цифрового века» участник II Краевого форума инновационных проектов. Мастер-класс «Формы и методы работы школьной библиотеки при выполнении ФГОС второго поколения» участник краевого конкурса «Лучший библиотекарь образовательного учреждения Забайкальского края участник 4-го конкурса проектов Intel «Школа будущего вместе с Intel – 2012» среди общеобразовательных школ России. в 2013 году Победитель Всероссийского конкурса для библиотекарей «Точка пересечения» в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (Грамота №Ф01589/12 от 28.02.2013) http://festival.nic-snail.ru/ лауреат конкурса «Школьная библиотека как центр интернет развития школы» VII Всероссийского форума школьных библиотек «Михайловское 2013» участник конкурса «Методическая мастерская» VII Всероссийского форума школьных библиотек «Михайловское 2013» администратор и участник Всероссийского проекта «Школа цифрового века» Победитель Регионального конкурса социальных Проектов Забайкальского Гражданского форума(получен Грант в размере 58 000 руб.) Победитель II Краевого конкурса «Библиотека – информационный центр школы» http://ipk.zabedu.ru/sight/articles/76/3478 ; в 2014 году участник всероссийского конкурса школьных изданий http://portal.lgo.ru/dosie/izdatelstvo.htm?rn=2058 Победитель III Краевого конкурса школьных библиотекарей Краевого конкурса «Школьная библиотека – территория сотрудничества»; администратор и участник Всероссийского проекта «Школа цифрового века»; участник 3-его Регионального творческого конкурса «Забайкалье против наркотиков»

О нас в СМИ

сайт школьной библиотеки: http://schol18haragun.ucoz.ru

информационный портал школьных библиотек России: http://rusla.ru/rsba/help/Rasprost-opi-bibl-prakt

образовательный портал ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА: http://ipk.zabedu.ru/sight/articles/76/3478

Кондратьева О.Н. Абсолютная преданность делу: Школьная библиотека.- с. 14 [Электронный ресурс].- режим доступа к ст.:http://schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=52012&view=papers

 

Отзывы: 8

default avatar

29 октября 2014

Молодец! Отлично, нужная компактная информация

16 октября 2014

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

15 октября 2014

В современном быстро меняющемся мире может адаптироваться только человек, умеющий быстро добывать и адаптировать для себя информацию. в условиях селах в этом может помочь только информационные центры в библиотеках. Считаю проект актуальным, прошу неравнодушный людей проголосовать за него!

15 октября 2014

Уважаемые голосующие! Огромная просьба: голосуйте, пожалуйста, только после того, как ознакомились с проектом и его результативностью. Только тогда голосование будет честным и адекватным проделанной работе.
Не нужно голосовать лишь для того, чтобы снизить проекту рейтинг...

19 сентября 2014

Библиотекам быть!И в больших городах и в маленьких сёлах!Читающий человек,наше будущее!

19 сентября 2014

Спасибо Ирине Петровне Бурдиной, за ее вклад в жизнь учеников.

19 сентября 2014

Ирина Петровна Бурдина, спасибо за творчество и заботу о наших детях.Вы очень замечательный и болеющих за свое дело библиотекарь.Мы голосуем за ваш интересный , актуальный и очень нужный для сельской школы проект В маленьких поселках школьная библиотека является социокультурным центром и стимулом развития сельской молодежи.

16 сентября 2014

Интересный и самое главное актуальный проект для сельской школы. Сегодня в селах только школьные библиотеки могут стать именно социокультурными центрами. Во все бы школы таких замечательных, болеющих за свое дело библиотекарей как Ирина Петровна Бурдина.

Организатор проекта:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун

Адрес организации:

673230 Забайкальский край, Хилокский район, село Харагун, ул. Шоссейная, д.43

Показать на карте

Бурдина Ирина Петровна

8(914) 441-53-81

ira-bip@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Духовное наследие
alt

484 место в номинации
Духовное наследие

Рейтинг: 0

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X