Социальная реабилитация матерей, попавших в беду, по системе А.С. Макаренко

Воронежская область, Воронеж

Цель и задачи

Организация успешной социализации в обществе женщин, оказавшихся в трудной ситуации, поступающих в приют временного прживания.

1. Внедрение постоянной и регулярной трудотерапии среди подопечных женщин;
2. Внедрение грамотной системы наказания и поощрения;
3. Развитие уникальных способностей женщин, что повышает самооценку, необходимую для успешной социализации в обществе;
4. Построение общины (коллектива), в котором назначаются по очереди старосты из наиболее социализированных женщин;
5. Достижение организации «коллективных решений» общины, где решения по особенностям жизнедеятельности коллектива в приюте принимает сам коллектив подопечных женщин.

Целевая группа

Беременные женщины, одинокие, многодетные матери, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а также дети с 10 лет.

Статистика

Центр защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» создан в феврале 2012 года при профильном отделе Воронежской и Борисоглебской епархии (ныне Воронежской и Лискинской епархии).

Центр защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» создан в феврале 2012 года при профильном отделе Воронежской и Борисоглебской епархии (ныне Воронежской и Лискинской епархии).
Центр оказывает психологическую, материальную, гуманитарную, юридическую помощь, помощь в трудоустройстве, социальном патронаже семей, во временном проживании беременным женщинам, одиноким матерям, многодетным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
ЦЗМ «Ангел-Хранитель» в октябре 2013 года выиграл грант Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению на открытие кризисной квартиры-приюта, в которой беременные женщины и матери с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и оставшиеся без жилья, могут найти временное пристанище. С декабря 2013 года Дом матери в арендованном частном доме работает в Воронеже. С подопечными женщинами работают специалисты и оказывают разностороннюю помощь: прежде всего, это предоставление временного жилья на 3-6 месяцев. На протяжении этого срока с подопечной работают священник, психолог, юрист, социальный работник, добровольцы, решаются проблемы с документами, с трудоустройством, оформлением государственных пособий, оказывается помощь в социализации женщины, проводятся индивидуальные психологические занятия, обучение рукоделию, после чего подбирается вариант самостоятельного проживания женщины.
За первые полгода работы приюта сотрудники сделали вывод, что успех социальной адаптации в обществе подопечных женщин зависит не только от предоставленной помощи, но и от правильного воспитания, правильной направленности личности.
Несколько месяцев назад сотрудники совместно с психологом-педагогом Ольгой Ивановной Шапиро начали внедрение в организацию жизни приюта систему воспитания А.С. Макаренко.
Антон Семенович Макаренко – выдающийся педагог. В начале 20-х годов он начал свою деятельность, открыв колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Педагог работал с беспризорными детьми в течении семи лет, сформулировав принципы, которые стали основой для советской педагогики ХХ века. 8000 человек прошли колонии, в которых работал Антон Семенович, из них 98% больше никогда не вернулись на улицу. Они отказались от пьянства, учились в школах, закончив начальные классы, многие продолжили обучение, получили работу.
За пределами России распространен опыт Макаренко, ведь в 1988 году он был включен ЮНЕСКО в список 4-х самых выдающихся педагогов мира, которые определили педагогическое мышление ХХ века.
Макаренко считал, что социализация - главнейший элемент в становлении личности и воспитании. Человек должен найти свое место в коллективе, чувствовать себя частью его, ассоциировать себя с ним, слиться, приносить ему пользу, отвечать требованиям, которые коллектив задает человеку. Это стало главным принципом воспитания, который Макаренко сформулировал так: «Воспитание в коллективе через коллектив». Для одиноких матерей, проживающих в приюте такой подход наиболее актуален, потому что он позволяет женщинам преодолеть чувство одиночества, приобрести чувство защищённости, ощутить себя в безопасности, повысить самооценку, научиться приходить на помощь ближнему. В общем, преодолеть ту отчуждённость, которая неизбежно возникает, когда женщина оказывается один на один с жизненными трудностями.

За 9 месяцев в нём получили помощь 50 человек (18 мам и 32 детей). 39 человек (14 мам и 25 детей) уже выпустились из приюта и теперь живут самостоятельной жизнью.
Сейчас в приюте проживают 11 человек (4 мамы и 7 детей).
В результате полученного грантового финансирования воронежский епархиальный центр защиты материнства и детства «Ангел –Хранитель» при храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» начал реализацию проекта «Дом матери в честь святой преподобномученицы княгини Елизаветы». В рамках этого проекта арендован частный четырёхкомнатный дом с земельным участком для проживания в нём женщин, находящихся в группе риска по отказу от новорождённых, по совершению аборта, по изъятию детей из семьи органами опеки по причине материальных проблем.
7 женщин из проживающих в приюте передумали делать аборт или оставлять новорождённого в роддоме. 5 женщин из проживающих в приюте избежали изъятия детей органами опеки по причине отсутствия жилья.
25 матерей, подопечных приюта и центра трудоустроены.
20 матерей, подопечных приюта и центра, обучены рукоделию.
Социально-психологическая помощь оказана 40 женщинам, подопечным приюта и центра.

Методика воспитательной работы по системе А.С. Макаренко, применяемая в Доме матери в честь святой Елизаветы
Ниже мы опишем некоторые положения данной методики.
Самоуправление в коллективе
В приюте назначается староста. Старостой должна являться наиболее социализированная женщина из числа проживающих. В самом начале старосту необходимо назначать руководству приюта (как на данном этапе происходит у нас), а когда коллектив становится более слаженным, то старосту выбирает коллектив на общем собрании.
В старосты должна выбираться подопечная, преданная интересам учреждения и обладающая личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к слабым, честностью.
Староста получает определённые обязанности.
Руководство приюта во главе со старостой имеет определённые функции, касающиеся организации жизни.
В 22:00 каждого дня староста звонит по телефону руководству приюта и отчитывается о состоянии приюта, о проступках матерей и нарушениях режима, если они имели место. Такой краткий ежедневный рапорт дает руководителю ясную картину состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры как в отношении отдельных подопечных, так и по вопросам общей организации.
Старосты избираются на 4-6 недель. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок старосты чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество подопечных и, в-третьих, обязанности старосты, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для подопечных.
Органы самоуправления
Главным органом самоуправления является общее собрание подопечных приюта, на котором присутствуют все сотрудники и по возможности, волонтёры центра. В нашем приюте оно проводится каждые 1-2 недели. На нем имеют право присутствовать и высказываться все члены коллектива. В некоторых вопросах может быть допускаемо и голосование всех присутствующих, например в вопросах, имеющих отношение к внутренней жизни приюта. Это полезно для сообщения всем подопечным определенных общественных навыков и вовлечения их в активную общественную жизнь. Его авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения. Руководители должны считаться с постановлениями таких собраний и выражать мнение наравне с подопечными, чтобы направлять их.
Дежурство по приюту
В нашем приюте график дежурств составляется следующим образом:
Подопечные делятся на две группы и каждая группа дежурит по дням, распределяя обязанности внутри группы самостоятельно. В этот же день группа имеет преимущество в пользовании стиральной машиной. За дежурства выставляются оценки каждый день по 5-балльной шкале.
В конце каждого месяца сотрудники совместно со старостой определяют лучшую группу и выделившуюся подопечную. Руководство награждает победителя соревнований приятными подарками (косметика, украшение и т.д.).
Дисциплина и режим
О дисциплине необходимо постоянно упоминать подопечным, но не в форме морализирования, а приводя положительные примеры и главное, доказывать логическую обоснованность дисциплины в данном обществе. Дисциплина не может насаждаться искусственно. Она должна появляться вследствие выполнения каждым своих обязанностей на должном уровне.
Макаренко также советовал сопровождать беседы постоянными, но нечастыми упражнениями. Организация такого опыта должна выражаться в специальных формах, выходящих за пределы обычной повседневной практики, во всех областях жизни коллектива. Например, поручение коллективу (или группе) матерей неожиданных дополнительных работ, объявленного с указанием срока и нормы выполнения, с нарочитым нарушением каких бы то ни было очередей. В нашем случае, это выглядело как послушание (уборка вещевого склада и сортировка вещей, работы по благоустройству православного лагеря, выдача продуктовой помощи и т.д.).
В отличие от дисциплины, которая всегда является результатом всего воспитательного процесса, режим представляет собой прежде всего средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения. Правильный режим обязательно должен быть целесообразен. Все формы режима должны иметь определенный смысл и в глазах коллектива определенную логику. Например, необходимость укладывать спать детей одновременно в определённое время.
Логика режима должна проверяться, однако не в момент выполнения, а в момент постановления. Поэтому все формы режима должны быть обсуждены на общем собрании, но после их принятия никакие обсуждения и возражения, иначе как в порядке пересмотра на том же общем собрании, не должны быть допускаемы.
Наказания и меры воздействия
Часто перед сотрудниками приютов встаёт вопрос, как наказывать подопечных за нарушения. И часто этот вопрос повисает в воздухе, потому что у приютов нет эффективных рычагов воздействия на матерей, кроме крайней меры – выселения. Система Макаренко даёт ответ на этот вопрос. В первую очередь, недопустимы наказания, которые причиняют простое физическое страдание (например, лишение еды, ночлега, физические наказания и т.д.). Наказание должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:
а) оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;
б) оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует;
в) наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;
г) наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);
д) в наказании является важным не столько самое содержание наложенных процедур, сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;
е) наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания.
Наказание должно быть индивидуально.
Если нарушение не очень серьёзное или совершено новичком, вначале сотрудник должен провести с ним беседу в тот же день: либо перед несколькими членами коллектива либо наедине, но в более строгом тоне. Может быть отсроченная беседа. Она должна производиться тоже наедине в присутствии небольшого числа лиц, вечером в тот же день или на другой день после нарушения. Нарушителю должно быть известно заранее, что он приглашается на беседу в определенный час. Иногда такое приглашение нужно послать ему запиской, чтобы о беседе знал только нарушитель. Такая форма позволяет нарушителю, ожидая беседы и, естественно, волнуясь, передумать много о своем поведении, поговорить с другими проживающими. Беседу нужно проводить попозже вечером, когда она не может быть прервана. Беседу нужно вести в приветливом тоне, подробно, внимательно слушать, но никогда в этом случае не нужно ни улыбаться, ни иронизировать, ни шутить. В этой беседе нужно хорошо растолковать воспитаннику вред его поведения и для него и для коллектива, привести ему примеры, рекомендовать почитать книжку. Иногда в результате беседы, особенно если воспитанник признал свою вину, а вина не маленькая, можно наложить на него взыскание.
Если вина серьёзная или повторяющаяся из раза в раз, то необходимо вынести вопрос о нарушении и наказании подопечной на общее собрание. В этом случае, коллектив должен предложить меру наказания. В конечном итоге наказание должно быть более мягким, чем предлагал коллектив.
В нашем приюте используются примеры наказаний: лишение выдаваемых денег на 2 недели, лишение выдачи влажных салфеток (при этом другим показательно раздать), переселение в другую комнату или в проходную комнату и т.д.
Новые подопечные
Впечатление о приюте, полученное в первые дни, может остаться надолго, а следовательно, влиять на поведение и успех социализации подопечной.
Приём новых подопечных должен быть только при наличии свободных мест (кровати и постели). Недопустимо позволять подопечной спать на полу или на лавке. Это вызывает пренебрежительное отношение коллектива к новой женщине; создаёт дискомфорт самой матери; заставляет её чувствовать себя лишней здесь. Поэтому в приюте всегда должно быть в запасе чистое постельное бельё, комплект одежды, личное полотенце, подгузники и т.д.
Оформление подопечной (заполнение опросников, анкет и других бумаг) производится не в день прибытия матери. Ввиду её пока ещё тревожного состояния это необходимо делать через 1-2 дня.
В первой декаде пребывания новой подопечной в приюте с ней необходимо провести несколько бесед на темы распорядка дня, правил проживания, взаимодействия с коллективом и т.д.
Необходимо, чтобы староста помогал новой подопечной в адаптации в приюте.
Занятия по интересам
Для успешной социализации в будущем необходимо развитие талантов и способностей подопечных как для повышения самооценки, так и для возможности зарабатывать каким-либо навыком в будущем.
В нашем центре сотрудники выявляют интересы подопечных, затем приглашают волонтёров или специалистов для проведения лекций и бесед на эти темы. Некоторые специалисты имеют возможность проводить занятия регулярно по выбранным направлениям (рукоделие, занятия с регентом церковного хора, фотография, курсы парикмахеров, выпуска стенгазеты, шахматы и т.д.).
Перспектива
Человек должен научиться выстраивать и переживать близкие, средние и дальние перспективы. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга. В качестве ближайшей перспективы можно объявить, что на следующей неделе придёт профессиональный фотограф и сделает для них фотосессию на память. Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.
На линии средней перспективы может быть паломническая поездка, которая будет через пару месяцев или праздник в честь памяти святой Елизаветы, именем которой назван приют и т.д. Т.е. здесь коллектив готовится к этому событию задолго и придавать ему особое значение.
Каждая подопечная понимает, что в приюте она проживает временно. И после выпуска ей предстоит начать самостоятельную жизнь, где кроме коллективных будут располагаться личные перспективы.
Для того, чтобы подготовить почву для этого, можно приглашать в приют людей, например, успешных подопечных, которые когда-то выпустились из приюта и в их жизни теперь всё хорошо. Также важно иметь в приюте DVD-проигрыватель, чтобы подопечные могли просматривать фильмы. Необходимо руководству приобрети диски с хорошими фильмами, которые были бы полезны для проживающих. Здесь тоже закладывается дальняя перспектива.
Работа руководства
Хороший социальный работник должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над подопечными, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение подопечной вперед, анализировать явления кризиса или перелома. Этот дневник ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.
Ведение такого дневника может характеризовать качество работы соцработника и служить известным мерилом его ценности как работника, но формально требовать от него, чтобы он такой дневник вел, не следует, ибо в этом случае самым опасным является обратить такой дневник в официальный отчет.
Дневник рекомендуется вести в большой тетради, не разделяя ее на части для отдельных подопечных, так как в этом дневнике соцработник должен характеризовать и анализировать не только отдельных лиц, но и целые группы и явления в коллективе. Этот дневник не должен обращаться в регистрацию проступков и нарушений. Соцработника должны интересовать интимные, официально трудно уловимые явления. Чтобы соцработник мог работать в таком именно направлении, он не должен напоминать надзирателя. Сотрудник не должен просто выспрашивать подопечную о разных обстоятельствах её жизни, об её стремлениях и желаниях для того, чтобы все это записать и подытожить. При первой встрече сотрудника и подопечной первый должен поставить перед собой практическую цель: сделать из этой женщины настоящего культурного человека, мать, такого человека, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, воспитанного, здорового физически и духовно.
Выпуск
Чтобы подопечная с ребёнком начала самостоятельную жизнь, необходимо сделать так, чтобы она была полностью готова к выпуску как материально, так и психологически.
Оценивать это можно по еженедельным мониторингам текущего состояния подопечной, которые она самостоятельно заполняет. План реабилитации подопечной составляется исходя из её стремлений и желаний, о которых она высказывается в личных беседах и в мониторингах. После того, как назначена точная цель, к которой нужно стремиться, мы составляем вместе с подопечной задачи и планы их выполнения. Начинается подготовка к будущей жизни выпускницы: оформление документов, пособий на ребёнка, материнского капитала, устройство на работу, устройство ребёнка в детский сад или совместная работа с другой мамой из коллектива по сменам, аренда жилья или покупка на маткапитал и т.д.
Для каждой выпускницы необходимо сформировать пакет для будущей жизни (постельное бельё, банные полотенце, набор гигиенических принадлежностей на первое время, посуда и т.д.). Можно выделить некоторую сумму на первое время.
Со всеми выпускницами нужно поддерживать связь, созваниваться, приглашать на мероприятия. Желательно назначить волонтёра для дальнейшего социального патронажа семьи.
Для наиболее успешной работы необходимо найти работодателя (например, подшив ковров на частном заводе) и договориться с ним о трудоустройстве всех подопечных приюта на посменные графики. В этом случае работа будет обязательным условием приёма в приют, чтобы матери сразу могли начать зарабатывать деньги, а дети по очереди оставались с другими матерями, которые в этот день не работают. После выпуска подопечная сможет сменить место работы по желанию. Это способствует скорейшей реабилитации женщин, стабильному и постоянному доходу для будущей жизни, решит проблему временного присмотра за ребёнком, исключит случаи злоупотреблением услугами няни других подопечных, исключит споры о неудобстве со временем, если одна мать выходит на работу. Общая работа сплотит коллектив, объединит его в одной теме.
 

Отзывы: 0

Организатор проекта:

Центр защиты материнства и детства "Ангел-Хранитель"

Адрес организации:

Московский проспект, 31-б

Показать на карте

Величкина Евгения Юрьевна

8 950 767 63 35

a-hranit@yandex.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Приход храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г.Воронежа, ИНН 3662121806, КПП 366201001, расчётный счёт 40703810913000071243, БИК 042007681, корреспондентский счёт 30101810600000000681 Центрально-Черноземный банк Сбербанка России г Воронеж

Голосование завершено. Благодарим за поддержку инициатив!
Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X