Прозрачность распределения грантов НКО России

Цель

Обеспечение прозрачности распределения грантов НКО России.

Задачи

В связи с грубейшими нарушениями конституционных прав по равному доступу к социальным благам и отсутствием прозрачных механизмов распределения грантов некоммерческим организациям России (отсутствия процедуры конкурсного отбора) Руководитель Общественной организации «Якутия – Наше Мнение» - Консультанта ООН Степан Петров выступил с инициативой обеспечения прозрачности распределения грантов.

Акция стартовала летом 2014 года и получила широкую поддержку гражданского общества России.

Был выполнен значительный объем работы и разработаны следующие документы.
1. Антикоррупционная экспертиза Положений об открытом конкурсе по выделению грантов ННО
2. Коллективное обращение в федеральные органы власти.
3. Аналитическое исследование «Анализ итогов 1 этапа конкурса по выделению грантов ННО в 2014 году».
4. Обращение в Генеральную прокуратуру РФ.
5. Заявления в Верховный Суд РФ и Арбитражный суд РФ.

Материалы доступны на основной странице инициативы http://yakutian.org/grant.htm

В поддержку коллективного обращения подписались руководители 25 некоммерческих неправительственных организаций со всей России. Поступило несколько сотен звонков и писем из различных регионов страны. Все выражали свою поддержку данной инициативе.
В настоящее время инициатива переходит на международный уровень. Будут написаны обращения в Европейский суд по правам человека и Совет по правам человека ООН, другие органы ООН.

Несмотря на отсутствие юридических результатов в России, шансы на получение положительных результатов зарубежом оцениваются на высоком уровне, так как зафиксированы существенные нарушения норм и стандартов прозрачности расходования публичных финансов, закрепленных в нормах международного права.

Достигнутый фактический результат в России

1. Повышение активности региональных НКО, до сих пор безмолвно воспринимавших на протяжении многих лет несправедливость распределение государственной поддержки.
2. Некоторое увеличение доли грантов, выданных регионам, в том числе НКО Якутии и Дальнего Востока.
3. Формирование сети поддержки региональных НКО наших будущих гражданских инициатив в пользу регионов и соблюдения конституционных прав, что крайне важно в условиях определенного волюнтаризма федеральных органов и неучета мнения регионов.

Целевая группа

Все НКО России

Статистика

Большинство проблем России являются компексными и системными, что требует соответствующего подхода по отработке всех возможных инструментов правозащиты.

В данном случае были отработаны все возможные правовые инструменты:
- антикоррупционная экспертиза;
- колллективное обращение в органы власти;
- обращение в судебные органы.

В условиях исчерпания возможностей защиты прав в России будет осуществлена защита НКО России в Европейском суде по правам человека и высшей правоохранительной организации мирового сообщества - Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека.

Это основано на том, что согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные нормы международного права, в том числе в сфере прозрачности расходования публичных финансов, являются составной частью правовой системы России.

В ходе анализа выявлены следующие основные проблемы конкурса:
- территориальный дисбаланс распределения грантов;
- отсутствие прозрачных и однозначно понятных механизмов распределения грантов (отсутствие процедуры конкурсного отбора).

Ввиду этого сформировано закрытое одностороннее рассмотрение заявок комиссиями и созданы благоприятные условия для коррупционного распределения бюджетных средств.

Эти проблемы тесно взаимосвязаны: закрытость привела к нарушению принципов прозрачности (открытости) и объективности, равенства прав регионов.

Территориальный дисбаланс распределения грантов в нарушение конституционной нормы равенства граждан и регионов заключается в том, что:
- больше половины средств досталось организациям из Москвы, где достаточно возможностей изыскания источников финансирования в отличие от регионов;
- из 466 участника-победителя 1 этапа конкурса грантов 2014 года 273 организации из Центрального федерального округа. В тоже время, например, на весь Дальневосточный федеральный округ приходится только 7 организаций-победителя.
Нарушены основополагающие нормы конституции РФ:
- РФ - демократическое федеративное правовое государство (статья 1);
- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2);
- Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами (статья 6);
- РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

Демократическое федеративное правовое устройство, верховенство и равенство прав граждан России, приоритетность социальной политики подразумевает то, что все регионы страны и граждане, проживающие в них, имеют равные права на доступ к благам, в том числе бюджетным средствам на поддержку гражданского общества.

Однако, порядок и фактические результаты распределения грантов грубо нарушили данные основы конституционного строя России.

В 2014 году проведено еще 2 этапа конкурса с грубейшими нарушениями закона и требований прозрачности расходования бюджетных средств. В 2015 году финансирование гражданского сектора увеличилось, но при сохранении несправедливого механизма распределения грантов это не принесет положительных результатов.  

Необходимо усиление контроля за эффективностью расходования средств, в центре которого находится обеспечение прозрачности. 

Отзывы:
Всего отзывов: 1
28 декабря 2015

Сегодня грантовая поддержка не выполняет тех поставленных задач перед обществом, по причине коррупционности в Росии. При такой системе управления власти, не может быть прозрачности распределения грантов конкурсов.
Сегодня система грантов уничтожила экономику, спорт, образование, науку. Это показуха и уничтожение всех отраслей, где применяются гранты. Одного поддержат, а остальные на выживание. Руководство страны обязаны предложить такие правила, что бы люди могли жить и работать. Считаю, гранты сегодня для развития России нецелесообразны по причине их не прозрачности и коррумпированности в распределении.

проголосовать
Банковские реквизиты для пожертвований

Общественная организация

по мониторингу социально-экономической ситуации и информированию населения в Республике Саха (Якутия) «Якутия - Наше Мнение»

1. Карта Сбербанка России

Visa Electron №4276 8760 1283 7631 

2. Банковский счет 

ИНН 1435231781 КПП 143501001 ОГРН 1101400001053

Якутское отделение №8603  ОАО «Сбербанк России»

Дополнительный офис №061

Р/c 40703810076000061097

К/с 30101810400000000609 БИК 049805609

Контактные данные

Петров Степан Юрьевич

+7(914)224-24-11

post@yakutian.org

Организатор проекта:

Общественная организация «Якутия - Наше Мнение»

"Адрес организации:

677027, г.Якутск, ОПС-27, а/я 70

Показать на карте

4.60

Рейтинг

Место 11
Голоса 5
Проголосовать
Универсальность
Соцзначимость
Уровень реализации
X
X
X
X
X
X
X
X