«Музей в гостях» Обеспечение детей-инвалидов Белгородской области услугой музейной коммуникации

Белгородская область, г. Белгород

Цель и задачи

Обеспечить услугой музейной коммуникации не менее 3000 детей-инвалидов Белгородской области к концу 2016 года

- Разработать и внедрить музейно-образовательную программу «Музей в гостях» в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах Белгородской области и г. Белгорода;
- Заключить договоры о сотрудничестве с 10 организациями-участниками проекта;
- Создать online – трансляцию массовых мероприятий на сайте музея народной культуры;
- Разработать учебно-методический комплекс для работы с детьми-инвалидами по традиционной народной культуре (методические рекомендации для педагогов «Народные праздники», видео-уроки с сурдопереводом и/или с бегущей строкой и - книга «Загадки, считалки, потешки» с шрифтом Брайля и рельефно-графическими изображениями);
- Организовать выставку творческих работ детей-инвалидов;
- Провести не менее 40 выездных мероприятий, 9 дистанционных мероприятий в коррекционных школах Белгородской области и 6 мероприятий для детей-инвалидов на базе музея;
- Провести сравнительный анализ получения доступа к музейной коммуникации детьми-инвалидами в 2014-2016 гг.;
- Разместить в СМИ и интернет-ресурсах материалы о реализации проекта.

Целевая группа

Школьники, учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов Белгородской области и г. Белгорода, дети и подростки из ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в с. Веселая Лопань, дети, находящиеся на дистанционном обучении в ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат (центр дистанционного образования детей-инвалидов) и дети-инвалиды из БМООИД «Тепло души».

Статистика

В настоящее время в Белгородской области более 4000 детей-инвалидов. Каждому из них необходима помощь в обретении уверенности в своей значимости, осмыслении себя как частички окружающего мира.

В настоящее время в Белгородской области более 4000 детей-инвалидов. Каждому из них необходима помощь в обретении уверенности в своей значимости, осмыслении себя как частички окружающего мира.
Школа призвана обеспечить базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ, тогда как в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, эстетической реакции, визуального восприятия.
Обычный школьник может посетить музей со своим классом или с родителями или сам побывать в музее. Ученику с особыми образовательными потребностями это сделать затруднительно. Ученики коррекционных школ страдают от узости круга общения, от отсутствия ярких впечатлений.
Специально для воспитанников коррекционных школ Белгородской области, музей народной культуры разработал и успешно реализует музейно-образовательную программу в рамках проекта «Обеспечение детей-инвалидов Белгородской области услугой музейной коммуникации. «Музей в гостях». С 1 сентября 2015 года музей начал работу по проекту, рассчитанному на полтора года. Его цель - обеспечить получение услуг музейной коммуникации 3000 детей с ограниченными возможностями здоровья к декабрю 2016 года.
Партнерами музея в данном проекте стали 7 коррекционных школ области, «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в с. Веселая Лопань, Центр дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате и местная некоммерческая организация «Тепло души», а также Белгородская специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко.
Музейно-образовательная программа «Музей в гостях» включает - музейные уроки, праздники из цикла «Народный календарь», интерактивные выставки, мастер-классы, дистанционные занятия, виртуальные экскурсии, видео-уроки, интерактивные игры, on-line – трансляции массовых мероприятий, выставки работ декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов, подведение итогов конкурсов и викторин, методическую и консультативную помощь педагогам интернатных учреждений по традиционной народной культуре, создание учебно-методических комплексов для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все выездные музейные уроки разработаны с учетом психических и физических особенностей воспитанников коррекционных школ. Так, например, в ходе занятия «Что едали наши деды?» возможно не только услышать рассказ музейного сотрудника об особенностях русской кухни ХVII- ХVIII веков, но и потрогать руками различные продукты, специи, посуду, ощутить аромат пряностей, которые были популярны в то далекое время. Такое занятие особенно интересно, поскольку многие экспонаты трогать не только можно, но даже нужно.
Для проведения занятий с глухими детьми научные сотрудники прибегают к услугам сурдопереводчика, который присутствует на занятии. Накануне Международного дня глухонемых в Белгородской школе-интернате № 23 состоялся музейный урок «Икона – окно в духовный мир». В форме сказки учащиеся узнали об истории появления икон на Руси, их чудесных свойствах, мастерах-иконописцах, а также услышали рассказ о необычной иконе «Прибавление ума».
В арсенале музейной педагогики существует несколько психокоррекционных методик по работе с детьми-инвалидами. Сюда входят различные виды арттерапии, в том числе музыкотерапия. Музыкотерапия подразумевает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия – танцетерапия, хореотерапия), или игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
В рамках данной терапии была разработана адаптивная лекция-концерт «Музыкальное путешествие», в ходе которой научный сотрудник музея знакомит с историей появления народных музыкальных инструментов на Руси, особенностями и основными видами ударных, духовых и струнных, бытовых и сезонных музыкальных инструментов. На лекции дети могут услышать звон бубенцов, шум дождя в исполнении бубна, переливы гуслей, звонкую мелодию жалейки. Участники могут в своих руках подержать редкие старинные инструменты, всем желающим предоставляется возможность помузицировать и даже стать участником импровизированного «оркестра народных инструментов».
Мастер-классы помогают определиться с будущими увлечениями, формируют навыки работы с различными природными материалами и инструментами, развивают творческое мышление, мелкую моторику руки. Начать же научные сотрудники помогают с самого простого: это может быть изготовление народной куклы из разноцветных кусочков материи и ниток, лепка из солёного теста обрядового печенья – крестов, лесенок или весёлых «жаворонков» с глазами-изюминами к празднику «Сороки».
Мероприятия из цикла «Народный календарь» с участием фольклорного ансамбля музея «Ладовицы» позволяют ребятам окунуться в атмосферу народного праздника с его простыми играми и искренним весельем, неизменно рождая отклик в детских сердцах, и приобщают к самому главному – коллективному началу человеческих взаимоотношений, к жизни в обществе.
Новая форма работы – online-уроки для детей с ограниченными возможностями на базе ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат (центр дистанционного образования детей инвалидов)». Специально настроенная программа Skype, малая группа с возможностью индивидуального подхода, общей беседы и наглядного показа предметов и действий – всё это благоприятно влияет на детскую психику, раскрепощает и на время выводит из замкнутого пространства четырёх стен.
Конечно, по ряду причин не все дети-инвалиды Белгородской области могут побывать на выездных музейных уроках, а тем более в самом музее. Для этого на сайте музея была создана специальная вкладка «online-трансляции». Через неё любой желающий сможет «побывать» на проводимых у нас мастер-классах, мероприятиях, праздниках и тематических лекциях. Также у сайта музея есть специальная страница «Версия сайта для слабовидящих», разработанная в соответствии с международными и российскими стандартами доступности для инвалидов по зрению, и вкладка «Видеоуроки для слабослышащих», в которой можно найти видеоуроки по народной культуре с сурдопереводом и бегущей строкой.
Вместе с Белгородской специальной библиотекой для слепых им. В.Я Ерошенко музей издал книгу-путеводитель «Загадки, считалки, потешки, а также пословицы и поговорки по разделам экспозиции Белгородского государственного музея народной культуры» с шрифтом Брайля и рельефно-графическими изображениями. Данное издание будет распределено по школам и библиотекам для слепых детей.
Всё это только небольшие шажки в реализации проекта, который рассчитан на полтора года, но уже успел получить признание у заинтересованных белгородцев.
С сентября 2015 года по июнь 2016 года в рамках проекта было проведено 10 экскурсии по выставкам, 2 интерактивных программы и 6 праздников из цикла «Народный календарь», 7 online-занятий, 2 лекции по народной культуре, 2 лекции-концертов, 90 выездных музейных уроков. За этот период услугой музейной коммуникации всего было охвачено 1815 детей-инвалидов.
Научные сотрудники музея надеются, что в результате внедрения музейно-образовательной программы в коррекционных школах области будет происходить постепенное формирование целостной системы ознакомления и освоения детьми с особыми образовательными потребностями традиционной культуры Белгородского края.

О нас в СМИ

Отзывы: 0

Организатор проекта:

ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»

Адрес организации:

308002, г. Белгород, ул. Мичурина, д. 43

Показать на карте

Спиридонова Елена Викторовна

+7(4722) 26-84-96; (4722) 31-10-16

bgmnk@mail.ru, bsmnc@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Раздвинь границы
alt

319 место в номинации
Раздвинь границы

Рейтинг: 0

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X