Клуб «Отечество» Деятельность школьных музеев Чеховского муниципального района

Московская область, Чеховский муниципальный район 33560

Цель и задачи

- Развитие районного музейного движения, школьного исторического краеведения в образовательном пространстве.

- Объединение деятельности школьных музеев.


- Развитие школьного исторического краеведения, архивная, исследовательская, поисковая деятельность;
- формирование исторического и гражданского сознания учащихся, организация и проведения разных форм досуга детей и взрослых;
- развитие музейной педагогики;
- совместная деятельность педагогического сообщества с учреждениями культуры;
- реконструкция исторического материала посредством изучения исторических источников;
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной и культурной сомоиндефикации;
- развитие навыков исследовательской работы учащихся, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности.

Целевая группа

Воспитанники, учащиеся, родители образовательных учреждений района. Краеведы,жители, общественные деятели, ветераны. В Чеховском муниципальном районе - 22 школьных музея, действующих на основе свидетельства о регистрации РФ. В стадии развития – 3. В Центре развития творчества детей и юношества работает объединение дополнительного образования «Клуб «Отечество»». Целью деятельности школьных музеев, клуба является создание организационно-педагогических условий, способствующих духовно-нравственному развитию обучающихся, формирование у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Клуб «Отечество», объединенная работа школьных музеев позволяют комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не только организация экскурсий, но и собирание, и изучение (исследование) музейных предметов и артефактов в процессе совместной туристско-краеведческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей школьников). Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы деятельности, знания различных научных областей, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации. Общее образование в данном случае обеспечивает последовательность, системность, преемственность знаний. Дополнительное образование, реализуемое школьным музеем, способствует интегрированному восприятию, обобщению школьных знаний и эмоциональному сопереживанию школьников, значительно расширяет их кругозор, развивая интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка, творчество, формируют самостоятельность и гражданскую инициативу.

Статистика

Просветительская (образовательная) деятельность музеев включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.). 1. 11 апреля - день освобождения узников концентрационных лагерей. 2. Нюрнбергский процесс. 3. Герои- односельчане 4. Великая Победа 5. Первое упоминание о Лопасне. Князь Олег Лопасненский 6. «Молодинская битва 1572 год» 7. Конференция: «Историческое значение Куликовской битвы». 8. День героев Отечества 9. Родной край в годы войны 10. Бессмертный полк Информационно-аналитическая деятельность музеев включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики, сайта музеев; составление полных отчетов о походах и экспедициях. Комплексное (разностороннее) изучение родного края и России должно реализовываться через работу объединений дополнительного образования школьников туристически-краеведческой направленности. В МАОУ ДО ЦРТДиЮ действует клуб «Отечество», в котором объединена работа школьных музеев. Участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении обучающихся «Отечество» на муниципальном уровне проходит регулярно, в системе. Деятельность в ШМ по краеведению организуется и осуществляется по туристско-краеведческим циклам (подготовка, проведение и подведение итогов туристически-краеведческого мероприятия: экскурсии, похода, экспедиции). При этом педагогами реализуется методика социально-профессиональных проб - приобретение практического опыта начальной профессиональной деятельности через выполнение обучающимися различных работ по туристской и/или краеведческой должности и их сменность в последующем туристически-краеведческом цикле. Выполнение обучающимися работы в рамках краеведческой должности предполагает проведение краеведческого исследования по выбранной теме, которое начинается до выхода на маршрут и включает: - знакомство с историко-географическими, хозяйственными и культурными особенностями района путешествия, с картографическим материалом; - выбор темы краеведческого исследования на основе выявления заинтересовавшей обучающегося проблемы, проектирование основных технологических этапов ее осуществления; - работа с различными информационными источниками для сбора первоначальных краеведческих сведений и материалов по теме исследования, определение круга информантов на маршруте и разработка для них анкет-вопросников; разработка тетради краеведческого исследования с указанием методик выполнения, форм представления, сроков выполнения; - определение перечня и подготовка к походу (экскурсии, экспедиции) необходимого краеведческого снаряжения и оборудования. По сути, разработка и выполнение краеведческой исследовательской работы - это проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося в определенной области научных знаний или по межпредметной проблеме, являющегося одним из направлений деятельности школьного краеведческого музея. Поэтому клуб «Отечество» при объединении деятельности руководителей ШМ – эффективный способ работы. Участие руководителей и совета музеев (Клуб «Отечество») в различных конкурсах, конференциях, фестивалях по исследовательской и проектной деятельности, 2015-2016 учебный год: Муниципальный уровень Соревнования «Летучие отряды кн. Кудашева» Смотр-конкурс методической работы школьных музеев, классных руководителей общеобразовательных учреждений «Мы этой памяти верны» «А.М.Прокин и его мир» Смотр-конкурс методической работы школьных музеев «Хранитель памяти» Региональный уровень Зональные образовательные чтения школьников и студентов образовательных организаций «А.М. Прокин и его мир». -5 призеров, 5 победителей. Смотр-конкурс методической работы школьных музеев «Хранитель памяти» - 2 призера. Областной конкурс исследовательских работ и проектов учащихся, посвящённых памятным датам военной истории – 2 призера. Областной конкурс исследовательских работ и проектов учащихся «Мой музей» - 10 участников, результатов пока нет. Всероссийский уровень Олимпиада «Наше наследие» - 2 призера «Юный архивист» - 1 победитель, 6 призеров, 12 участников. Проводимые учащимися краеведческие исследования в содружестве с педагогами на практике реализуют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСт) 2-го поколения, формируя у обучающихся универсальные учебные действия для общего образования: умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: гипотеза, объект и предмет исследования, описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Кроме познавательного, как ведущего вида деятельности, реализуется такой вид деятельности как коммуникативный, который формирует умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять свои взгляды и сообщать их в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. При этом обучающийся совершенствует свое ораторское мастерство, что является острой проблемой многих школьников, не умеющих владеть монологической речью. Таким образом, разработка и реализация краеведческой исследовательской работы обучающимся в содружестве с педагогом позволяет достичь целеполагания предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов; на уровне учебных действий. Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание и монтаж разделов музейной экспозиции; выполнение общественно-полезной работы на местности (во время походов, экспедиций). Большая часть этого направления деятельности музея освещена выше (создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание и монтаж разделов музейной экспозиции). В этом учебном году реставрация музейных предметов и экспонатов практически не проводилась. Определенной трудностью при проведении реставрационных работ является отсутствие необходимых материалов и специалиста, который мог бы помочь школьникам в этом. К сожалению, сегодня многие мальчишки, в том числе и старшеклассники, не имеют навыков работы с различными столярно-слесарными и другими инструментами. В школе их этому не обучают. Реальную помощь в этом направлении деятельности музея могла бы оказать работа детских объединений дополнительного образования: рукоделия для девочек и технического творчества для мальчиков. На занятиях дополнительного образования ребята могли бы не только проводить реставрационные работы, но и создавать различные поделки, наглядные материалы. В ШМ сельских ОУ это практикуется. Общественно-полезная деятельность клуба «Отечество» также включает продолжение многолетней совместной работы с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, которая связана с их участием в подготовке и проведении в музее различных образовательных форм совместной деятельности школьников и взрослых. В этом учебном году с участием ветеранов были проведены 6 муниципальных мероприятий – День Героев Отечества, Вахта Памяти, встречи, Смотр строя и песни среди воспитанников и школьников. Еще одно направление работы клуба - социально-педагогическое сотрудничество с учреждениями образования, культуры, науки, общественными организациями и др. с целью получения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций. Это Музей Памяти 1941-1945 г.г., Музей Лопасня – Зачатьевское, общественные организации. За это время сложились определенные направления совместной деятельности: - участие обучающихся ОУ в традиционных районных, областных, всероссийских туристско-краеведческих мероприятиях; - оказание методической помощи руководителям ШМ в вопросах разработки, организации и проведения краеведческого исследования, его оформления и презентации на различных конкурсах и конференциях. В течение года проведены семинары – семинар – практикум (октябрь 2015г. в Музее Памяти), Клуб «Отечество» (декабрь 2015г. в ПУ №32), 22 июня – митинг скорби и памяти – Леоново, Стремиловская ООШ.

Отзывы: 1

default avatar

20 августа 2016

Молодцы!!!! Патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена было, есть и будет одним из главных направлений всего учебно-воспитательного процесса. Систематическая, четко спланированная совместная работа всегда приносит положительные результаты.

Организатор проекта:

МАОУ ДО ЦРТДиЮ

Адрес организации:

142300 Московская область Чехов, ул. Чехова д.27

Показать на карте

Климанцева Олеся Владимировна

+7(964)597-93-59

olesya-klimancev@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Духовное наследие
alt

357 место в номинации
Духовное наследие

Рейтинг: 0

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X