Социально-ориентированная программа создания центра реабилитации, основанная на музыкотерапии, для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Цель

Цель №1:
Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством звуковых волн и вибраций, используя музыкотерапию как основу для дальнейших занятий и достижения лечебных результатов.
Цель №2:
Увеличение процента реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель №3:
Психологическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкотерапии.
Цель №4:
Повышение качества жизни детей-инвалидов.

Задачи

Для реализации поставленных целей проекта необходимо:

  • Проведение индивидуальных занятий по музыкотерапии;
  • Проведение групповых занятий по музыкотерапии;
  • Составление индивидуального плана реабилитации с написанием программы музыкотерапии;
  • Проведение индивидуальных занятий с психологом, логопедом и дефектологом;
  • Проведение консультационных и информационных семинаров по реабилитации детей с ОВЗ   для их родителей;
  • Оказание психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Проведение психологических тренингов с элементами музыкотерапии в образовательных учреждениях.

Данные задачи могут быть реализованы посредством создания Центра музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ниже представлен примерный календарный план открытия такого Центра:

 

Решаемая задача

Мероприятие

Ожидаемые итоги

1

Переоборудование арендованного помещения под Центр реабилитации, основанного на музыкотерапии

Закупка оборудования и приобретение материалов

Будет произведена закупка необходимого оборудования для обустройства Центра музыкотерапии

2

Организация информационного сопровождения проекта по открытию Центра музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Распространение информации в социальных сетях и группах, а также будут использованы в качестве рекламы бесплатные минуты для социально-значимых программ на радио, телевидении и газетах

Широкая информированность населения об услугах Центра музыкотерапии

3

Переоборудование арендованного помещения под Центр реабилитации, основанного на музыкотерапии

Модернизация помещения, коммутация и настройка оборудования

Будут проведены необходимые работы (звукоизоляция, прокладка кабелей) по переоборудованию помещения и установке оборудования под Центр музыкотерапии

4

Пробное открытие Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии

Окончательная подготовка Центра музыкотерапии, тестирование разработанной программы на здоровых детях

В процессе тестового функционирования Центра будут выявлены видимые ошибки работы, проведен их анализ и устранение

5

Официальное открытие Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии

Организационные мероприятия к открытию Центра музыкотерапии

Начало набора и проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

6

Отслеживание динамики работы Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии

Создание общей базы всех нуждающихся в электронной системе сайта общественной организации с созданием каждому ребенку с ОВЗ личного кабинета для удобной работы удаленно и предоставление индивидуальных заданий

Внедрение нововведений в процессе функционирования Центра, работа с родителями детей, чтобы учитывать их замечания и пожелания

7

Отслеживание динамики работы Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии

Координация работы в целом для полноценной деятельности центра реабилитации детей с ОВЗ

Своевременный контроль за работой центра

8

Подведение итогов работы Центра за календарный год

Сбор всей информации за год с анализом достигнутых результатов для предоставления контролирующему органу

Проведение итоговых результатов работы Центра музыкотерапии за период грантового финансирования

 

Для полноценного проведения терапии необходимо три специализированных помещения, но без вспомогательных и технических также реализовать данный проект невозможно. У организации уже существует помещение с небольшой инфраструктурой, которое частично подготовлено под музыкотерапию. Данное помещение находится в аренде у нашей общественной организации и на 20 процентов задействовано под другой профиль, который практически приостановлен и используется только для погашения аренды и коммунальных платежей. Сейчас организация уже начала модернизировать помещения и подготавливать их под «Центр Музыкотерапии». В Центре будут оборудованы 12 помещений, таких как:

 1. Комната ожидания для родителей группового сеанса терапии;

2. Холл ожидания;

3. Кабинет руководителя проекта и бухгалтерия;

4. Кабинет групповой терапии;

5. Зал работы персонала по приему и оформлению пациентов;

6. Кабинет Дефектолога и Психолога;

7. Бытовая комната для организации обедов;

8. Кабинет индивидуальной работы с пациентом;

9. Серверная;

10. Комната отдыха для персонала;

11. Комната лечебного релакса;

12. Комната ожидания, контроля и управления.

Также будет нанят квалифицированный персонал, участвующий непосредственно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: психологи, логопед и дефектолог, музыкальные педагоги, звукорежиссер  (психолог и два музыкальных педагога уже являются волонтерами организации),

Этим проектом организация начала вплотную заниматься с сентября 2015 года и в настоящее время уже целиком и полностью готова с помощью средств полученного гранта произвести окончательную модернизацию и запустить в работу ЦЕНТР МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Целевая группа

- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Статистика

 Основной идеей проекта является создание Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основным результатом реализации данного проекта по созданию Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии, является улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальная интеграция в общество.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблема реабилитации детей с отклонениями в развитии актуальна как никогда, ведь значительная часть таких детей, не­смотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не­подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

  Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать пол­ноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать се­бя в материальном отношении и быть полезным обществу.

  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуж­дается в особом подходе. Существуют различные технологии социальной работы с детьми-инвалидами.

  Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

  Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.

  В процессе коррекционной работы ребенок погружается в необычный музыкальный мир, воспринимая себя, окружающее пространство и собственное тело как источник и проводник музыки. Работая с образами музыки, а также танцуя и музицируя, участник процесса музыкальной психокоррекции открывает в себе дремлющие творческие способности, обучается навыкам саморегуляции, формирует уверенность в себе, а также прорабатывает многие телесные и психологические проблемы, мешающие общению и самовыражению.

Достоинствами музыкотерапии, как технологии социальной работы с детьми-инвалидами являются:

1.  Абсолютная безвредность;

2.  Легкость и простота применения;

3.  Возможность контроля;

4.  Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

• помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

• помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

• музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

• косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Таким образом, музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. 

Основными проблемами, с которыми родители детей с ограниченными возможностями здоровья обращаются к специалистам являются (вне зависимости от диагноза) и на решение которых будет направлена вся работа Центра реабилитации, основанного на музыкотерапии:

1. Отсутствие зрительного контакта в глаза;

2. Отсутствие понимания речи;

 3. Отсутствие речи;

4. Общее недоразвитие речи;

 5. Дизартрия;

6. Нарушение фонематического слуха;

7. Навязчивая речь;

8. Безразличное поведение;

 9. Стереотипное поведение;

10. Агрессивное и хаотичное поведение;

11. Приступы гнева, раздражительности и истерики;

12. Игнорирование других людей;

13. Замкнутость при общении;

 14. Трудности в социальной адаптации;

15. Проблемы в совместной деятельности;

16. Избегание контакта с окружающим миром;

17. Непослушание, непокладистость;

18. Непонимание происходящего вокруг;

19. Неумение одеваться;

20. Ребенок уходит в «себя»;

21. Нарушения актов дефекации и мочеиспускания;

22. Апатия;

23. Гиперактивность;

24. Проблемы со сном;

25. Чувствительность к звукам;

26. Проявление тревожности, страха;

 27. Неизменный порядок действий;

28. Потребность в однообразии;

29. Концентрация на определенных предметах, темах;

30. Повторяющиеся движения;

31. Нечувствительность к боли;

 32. Судороги;

 33. Проблемы с обучением;

34. Нарушение сенсорных функций (зрения, слуха);

35. Эмоциональная неустойчивость;

36. Неусидчивость.

Проблема реабилитации детей с отклонениями в развитии актуальна как никогда, ведь значительная часть таких детей, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.

 Таким образом, данный проект направлен на улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальной интеграции в общество посредством реабилитации.

В целых дальнейшего развития проекта планируется дальнейшее расширение географии функционирования центра по музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории УРФО, а также Дальнейшее обучение специалистов Центра, повышение их квалификации в рамках данного проекта. Создание отдельной базы социально-значимых организаций УРФО в электронной системе сайта в целях дальнейшего взаимодействия для организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В процессе работы организация планирует создать небольшую лабораторию по разложению звука на обертона, гармонику и само звучание, основанную на трудах 19 века научного исследователя Германа Гельмгольца, которое он раскрыл в «Учениях о слуховых ощущениях как физиологической основы для теории музыки».

СМИ

Будут внесены по мере готовности сайта. Открытие Центра по музыкотерапии будет проводиться с распространением информации в социальных сетях и родительских группах в вайбере ("Родители Сургута вместе" и др), в центрах помощи детям с ограниченными возможностями ("Добрый волшебник", "На калинке", "Зазеркалье", "Логоритм", "Лео", "Веста", "Кеша" и др.), а также в качестве рекламы будут использоваться бесплатные минуты для социально-значимых программ на радио, телевидении и газетах (газета "Новый город", телекомпания СТВ, СИН, радио "На семи холмах"). Планируется создание сайта Центра музыкотерапии с возможностью регистрации и бесплатной он-лайн консультацией.

Отзывы:
Всего отзывов: 0
проголосовать
Банковские реквизиты для пожертвований
Контактные данные

Трехалин Алексей Владимирович

+7(912)530-36-33

trehalin@goo7seas.ru

Организатор проекта:

Межрегиональная общественная организация «Cемь морей»

"Адрес организации:

628426, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Сургут, ул Маяковского, д 16, оф 50

Показать на карте

0.00

Рейтинг

Место 72
Голоса 23
Голосование завершено. Благодарим за поддержку инициатив!
Проголосовать
Универсальность
Соцзначимость
Уровень реализации
X
X
X
X
X
X
X
X