Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!

Ханты-Мансийский АО — Югра, Пыть-Ях

Цель и задачи

Цель - создание экологического пространства в школе как важнейшего  условия для непрерывного экологического образования, как взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.

1. Сформировать учебно-методический комплект на базе школьной экологической лаборатории и его использование при изучении младшими школьниками предмета «Окружающий мир», обучающимися основного звена предмета «Экология»

2. Создать оптимальные образовательные условия для развития исследовательской позиции личности.

3. Обеспечить развитие системности и многоуровневости исследовательской деятельности в лаборатории.

4. Организовать совместную работу с социальными экоструктурами города -  отделом охраны окружающей среды администрации г. Пыть–Ях, Нефтеюганским лесхозом на территории г. Пыть- Яха, с целью реализации совместных экологических проектов.

5. Обеспечить развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации.

6.  Сформировать  умения и навыки, необходимые для овладения профессиями эколого-химической направленности.

7. Организовать просветительскую работу посредством вовлечения в детско–взрослые сообщества через интегрированные проекты: сайт школьного экологического общества «ИКО», экологическую газету «ЧиЖ».

Мероприятия:

  - Обновление содержания общего и дополнительного образования средствами экологической  лаборатории для освоения проектно-исследовательского содержания экологических знаний.

 - Создание эколого-развивающей среды на территории МБОУ СОШ №5 для формирования экологической компетентности обучающихся как условия личностного роста и развития всех субъектов образовательного процесса в ходе социально-значимой деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем на территории г. Пыть – Ях и Ханты- Мансийского автономного округа.

 - Создание детско-взрослого сообщества для реализации экологического образования через организацию гетерогенной деятельности,  межвозрастного сотрудничества, социального партнерства (Нефтеюганского лесхоза на территории г. Пыть- Яха и отдела охраны окружающей среды по г. Пыть – Ях, структуры города, лабораторией Южно Балыкский ГПЗ-филиал ОАО СибурТюменьГаз).

Перечень мероприятий  экологического содержания более подробно отражен в описании проекта на сайте,  согласно плану проекта.

Мы в интернете

http://eco5iko1.ucoz.ru/index/proekt_quot_shkola_za_ehkologiju_quot/0-54
http://eco5iko1.ucoz.ru

Соц.сети проекта:
Школьное Экологическое Общество "ИКО"
https://m.vk.com/club115598315

Целевая группа

Обучающиеся 1-11 классов школ города, педагоги, родители обучающихся, общественность города.

Статистика

В условиях современного экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: оно может сохранить биосферу, если сумеет изменить стиль своего мышления и овладеть опытом

В условиях современного экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: оно может сохранить биосферу, если сумеет изменить стиль своего мышления и овладеть опытом экологически безопасной деятельности в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

В социально-педагогической действительности, а также в теории и практике обучения и воспитания объективно существует проблема: отсутствие механизма перевода экологических знаний в экологическое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным в любых жизненных ситуациях.

В концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года одним из приоритетных направлений деятельности определено обеспечение экологической безопасности, как неотъемлемого условия устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. За прошедшее десятилетие округ стал одним из российских лидеров в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, восстановления природных экосистем, формирования экологической культуры населения через экологическое образование и просвещение. Но  остается противоречие между низким уровнем экологической культуры современного общества и необходимостью экологического образования школьников как важнейшего условия осуществления природоохранной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, обеспечения безопасной жизнедеятельности жителей округа.   

Экологическое образование - гарант изменения отношения к природе, поддержания равновесия в системе «человек-природа», взращивания грамотного, хозяйственного, самостоятельного, мыслящего и действующего поколения, ответственного совместно со взрослыми за судьбу своей страны. Поэтому необходима система экологической инновационной деятельности, которая охватит  все образовательные ступени. Экологическое образование и гражданско-патриотическое воспитание на протяжении многих лет являются ведущими направлениями деятельности школы. Решая задачу экологизации образовательного процесса, педагогический коллектив работает над созданием единого экологического образования в рамках введения ФГОС нового поколения

Практика показала, что экологическое образование в школе, невозможно реализовать без создания единой научно- исследовательской среды, в которой учителя совместно с детьми и общественностью будут работать над формированием экологически культурного ученика, развитием его экологического сознания и формирования активной природоохранной позиции. Следовательно, создание экологической лаборатории в школе  является необходимым условием для развития исследовательской компетенции обучающихся. С  помощью поставленного оборудования научно - экспериментальная деятельность поможет нашим ученикам обрести вкус к исследовательской работе, потребности к «открытию тайн» природы, стремлению самостоятельно изучать окружающий мир. Возможность самостоятельно попробовать свои силы в «большой» науке, выезжать на экологические экскурсии, имея с собой необходимое оборудование, сделать заборы необходимых материалов, провести анализ и сравнить полученные данные, проводить опыты, научиться пользоваться «взрослой» профессиональной аппаратурой,  увидеть микромир в микроскопе и ощутить себя учёным – всё это возможно только имея школьную лабораторию «Юный эколог», которая даст возможность нашим ученикам с помощью квалифицированных учителей сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Таким образом,  обоснованием для создания   в школе экологической лаборатории  являются:

• Удовлетворение потребности в экологическом и химическом предпрофильном образовании обучающихся,  в соответствии с концепцией естественнонаучного образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре.

• Необходимость приобретения  оборудования с целью их наиболее эффективного использования в направлении решения приоритетных научно-учебных задач по формированию исследовательской компетентности учащихся.

• Необходимость интеграции усилий школы, социальных партнеров и производственных структур  в  области решения химических проблем экологической безопасности.

• Выполнением совместных научных исследований в области мониторинга состояния окружающей среды, выявления зон потенциального экологического риска.

 

Достигнутые результаты:

 Увеличение участников олимпиадного движения

 

Год

Участники

Первых и призовых мест

Всего 

муниципальный этап

окружной

этап

Интернет-олимпиады

выездные олимпиады

2014

6

5

-

7

0

2015

13

5

2

18

1

2016

15

9

1

43

2

увеличение доли участия обучающихся в:

- научно-исследовательской, проектной деятельности по экологии на 40%;

- олимпиадном движении по экологии на 23%;

- интеллектуальных, творческих конкурсах по экологии до 30%;

 - экологических акциях -75%;

- природоохранной деятельности до 80%;

- соблюдающих нормы здорового образа жизни в поступках и поведении до 100%.

 - готовность к реализации совместных проектов с природоохранными  структурами - 65%;

 - увеличение доли выпускников, поступивших на факультеты химии, экологии, биологии на 15%.

Расширение сферы самореализации для педагогов:

повышение доли учителей, участвующих:

- в инновационной, проектной деятельности по экологии на 30%;

- предъявляющих, свой педагогический опыт на разных уровнях на 15%.

Оптимизация образовательного процесса на основе альтернативных форм образовательной деятельности:

- привлечение родителей к совместным творческим проектам  экологической направленности.

Повышение статуса внеурочной деятельности экологической направленности:

- положительные результаты внешней экспертизы внеурочной деятельности экологической направленности.

Продуктивное взаимодействие школы с социальными партнёрами:

- расширение спектра взаимодействия учреждения с социальными партнёрами.

Результаты взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках эколого образовательной среды.

Учащиеся

Учителя

Родители

Социальные
партнеры

Экологическая компетентность как интегральная составляющая ключевых образовательных компетентностей

Экологическая компетентность как результат повышения профессиональной компетентности, связанный с получением жизненно важных знаний в области экологии и устойчивого развития, овладение технологиями организации учебной и социально-значимой деятельности по содействию решению экологических проблем.

Экологическая компетентность как результат совместной деятельности в условиях социального партнерства

Экологическая компетентность как повышение социальной эффективности производственной деятельности

Улучшение состояния окружающей среды, повышение качества жизни  местного сообщества

Участники школьного экологического клуба «ИКО» стали победителями и призерами:

 - Международного экологического Форума «Одна планета – одно будущее!», 2016г.;

 - Международного экологического Форума «Чудо природы вокруг нас», 2016г.;

- Международного молодежного конкурса – выставки «ЭКО- 2016»;

 -Международного конкурса – выставки «Красная книга глазами молодежи»;

- Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся;

 -Дипломантами V степени Всероссийской имитационной игры «Глобальный вопрос»;

- Всероссийского конкурса социальной рекламы по экологии;

 - окружного конкурса социальных проектов «Сохрани почву - сохраним жизнь на Земле»;

 - Окружного слета Юных натуралистов;

- муниципального конкурса молодежной журналистики «Тень пера»,

- муниципальных конкурсов: «Шаг в будущее», «Я - Гражданин России»,   экологического марафона «Моя Югра- моя планета».

Мероприятия, организованные участниками школьного экологического клуба «ИКО» ставшие традиционными:

- ежегодная школьная экологическая акция «Мой округ, мой Пыть – Ях», приуроченная ко дню образования ХМАО, включающая конкурс рисунков, плакатов, листовок, информационных проектов, поделок;

- ежегодная школьная экологическая акция «Цвети, Югра!», приуроченная к Международной экологической акции «Спасти и сохранить»;

- трудовой десант «Чистый лес» (субботники в лесопарковой зоне  микрорайона г. Пыть – Ях);            

- акция «Зеленый автобус» в рамках экологической акции "Спасти и сохранить".

- акции «Посади своё дерево» (посадка кедра на территории  Нефтеюганского лесхоза); «Осенние дни древонасаждений» (озеленение территории школы и аллеи Славы); «Скворечник» и др.          

- экологический десанты «Чистый лес», «Чистый берег» (по уборке территории лесопарковой и прибрежной зон в 5 микрорайоне), акция «Скворечник», приуроченная к международному Дню птиц. Акция «Посади свое дерево» в рамках проекта «Вырастим кедр сибирский», где проводится закладка кедровых садов на территории питомника "Нефтеюганский лесхоз";

  -  научно - практическая конференция «Экология леса», приуроченная к Всероссийской природоохранной акции «Берегите лес от пожара»;

- «Уроки экознайки» - экологические уроки в рамках экологического проекта, направленного на повышение качества экологического образования и воспитания;

- ежегодное участие в акции «Чистый двор» (осенняя и весенняя очистка пришкольной территории и парка в рамках окружного субботника «Мой чистый дом - Югра»);

- озеленение пришкольной территории и аллеи Славы в 5 микрорайоне, в рамках окружной акции «Дни древонасаждений»;

 - акции «Зеленый автобус» и экологический марафон «Моя Югра, моя планета»  с участием представителей общественных экологических организаций, представителей средств массовой информации, науки, культуры, образования, охраны окружающей среды, органов исполнительной власти автономного округа и местного самоуправления с проведением круглых столов.

Участниками данных мероприятий  стали все учащиеся школы, которые активно включились в экологическую деятельность: из числа старшеклассников был создан лекторий для проведения классных часов в младших классах.  Ежегодно более 3500 тысяч человек - дети, учителя, родителя и горожане становятся участниками этих мероприятий. Привлечение все большего числа к природоохранной деятельности говорит о формировании экологической культуры подрастающего поколения.

Школьники, участвуя в различных социальных проектах и получая общественное признание, принимают участие в обсуждении серьезных вопросов и чувствуют свою сопричастность   решению важных проблем.

  •  
  • Расширение базы материального обеспечения.
  • Развитие проектно - исследовательских навыков, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека, умение принятия экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения и воспитания);
  • Вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических акций,  защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
  • Просвещение  учеников образовательных учреждений с целью привлечения большего количества учащихся для участия в деятельности экологического движения.
  • Привлечение социальных партнёров для совместных интегрированных проектов.
  • Вовлечение большего числа горожан в практическую природоохранную деятельность.
  • Ликвидация мест засорения бытовым мусором посредством проведения экологических рейдов.

Отзывы: 1

default avatar

06 июня 2017

Особенно важным в эпоху потребления является сохранение нашей пока еще зеленой планеты. И одним из приоритетных направлений в области защиты окружающей среды должно являться формирование в детях экосознания и экологической грамотности, не только ради настоящего, но и впервую очередь будущего нашей Земли.
Чем этот проект отличается от других? Конкретностью задач и цели, организованностью работы и сформулированностью всех своих направлений, а также наглядными примерами и результатами, потверждающими целесообразность этой инициативы и наглядно демонстрирующими её продуктивную деятельность.

Организатор проекта:

Школьное экологическое общество «ИКО» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5

Адрес организации:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Пыть-Ях, 5 мкр. , дом 5а

Показать на карте

Сафина Инна Ранифовна

+7(982)203-00-19

Saffinna5@yandex.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Голосование завершено. Благодарим за поддержку инициатив!
Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X