Жизнь на планку выше

Ставропольский край, Новоалександровск 33560

Цель и задачи

Создание условий для эффективного развития реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленных на более успешную социализацию и адаптацию.


- повысить профессиональную компетенцию специалистов (психологов, логопеда, воспитателей, социальных педагогов);
- повысить родительскую компетенцию по вопросам развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- улучшить психо-эмоциональное состояние родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья; усовершенствовать развивающее игровое пространство для формирования устойчивых практических навыков и умений, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями; организовать абилити-парк на территории отделения реабилитации;
- расширить информационное пространство семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повысить качество жизни семей с детьми-инвалидами;
- сформировать позитивное отношение социума к семьям с детьми-инвалидами; повысить уровень самооценки отцов детей с особенностями в развитии и уровень родительской ответственности с их стороны;
- обобщить опыт и распространить новые методики и технологии эффективного развития реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Целевая группа

Cемьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Статистика

Актуальность 2012 год. В России, в Ставропольском крае, в частности, по-прежнему, высока частота рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями, которая достигла 6-8 %. В Новоалександровском районе, к сожалению, наблюдается устойчивая тенденция рождения детей с аномалиями в развитии на уровне 4% от числа новорожденных. За этими цифрами глубокие ограничения возможностей, снижение качества жизни семьи, тяжелейшие психологические травмы ближайшего окружения особого ребенка, социальная дезадаптация родителей, нередко ведущая к распаду семьи. Сегодня в Новоалександровском районе 211 семей с детьми-инвалидами. Реабилитацию в учреждении прошли в 2012 году 87 детей-инвалидов. Дети получают комплекс социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-бытовых услуг. С ними работают психолог, логопед, социальный педагог, инструктор ЛФК, врачи (педиатр, физиотерапевт, ортопед), средний медперсонал. В период реабилитации проходят занятия в темной и светлой сенсорной комнатах, в тренажерном зале, в водном бассейне по показаниям используется нейродинамический костюм «Фаэтон», костюм «Адели», тренажер Гросса, физиолечение, в том числе и грязелечение. Наблюдается положительная динамика у большинства клиентов, однако через 3,4,5 месяцев при повторном курсе, к сожалению, приходится начинать реабилитационные мероприятия почти с начальной точки, так как за период пребывания дома приобретенные навыки и умения в той или иной степени утрачены. Обсуждение на медико-психолого-педагогическом консилиуме сложившейся ситуации привело нас к следующим выводам: настоящее состояние и будущее развитие детской реабилитологии требует пересмотра роли, места, значения и взаимосвязи отделения реабилитации и семьи. По нашему мнению, учреждение должно взять на себя роль центра, обучающего как ребенка, так и его родителей практическим навыкам и умениям реабилитационных методик. Более мотивированных реабилитологов, чем мам, пап, бабушек и дедушек не найти. Однако, просто горячего желания помочь ребенку недостаточно. Опыт показывает, что более 80% семей имеют низкий уровень компетенции, что, безусловно, отражается на развитии и социализации ребенка. Проблему нетипичного развития ребенка можно разрешить, научившись понимать механизмы этой нетипичности взаимодействовать с ребенком, учитывать ее, любить ребенка, принимая его таким, какой он есть, активно менять условия жизни ребенка, изменяя жизнь своей семьи. Родителям нужны знания, практические навыки общения с ребенком, которые они получат в рамках проекта через реализацию комплексной программы развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Это требует дополнительных сил, самодисциплины, оптимизма. Чтобы для ребенка создать ситуации успеха, действительно, жизнь необходимо организовывать на планку выше. Именно компетенция родителей позволит выработать стратегию активного поведения в отношении развития и социализации ребенка. Объединившись вокруг ребенка, семья будет идти от ограниченных возможностей к возможностям без границ. В ходе проекта обязательно выделится направление, в котором ребенок будет преуспевать больше, а, значит сможет продемонстрировать рисунок, поделку из пластилина, выученную песню, принять участие в массовом мероприятии. Приобретенные с помощью специалистов отделения реабилитации знания позволят также минимизировать деформации отношений в семье. Приобретенная уверенность позволит семьям по- другому себя позиционировать в обществе. Возможности организованного в ходе реализации проекта абилити-парка с универсальными уличными тренажерами помогут в проведении интересных абилитационных и реабилитационных мероприятий с участием детей с ОВЗ и здоровых сверстников. Семьи со здоровыми детьми смогут попробовать проехать на инвалидной коляске, преодолевая препятствия, попробовать прочитать, закрыв глаза, книгу со шрифтом Брайля, попробовать свои силы на тренажерах. Совместная деятельность семей с детьми-инвалидами и семей со здоровыми детьми поможет преодолевать эмоциональный барьер и формировать позитивное отношение к друг другу. В рамках проекта 80 родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, повысят свою компетентность, что позволит им адекватнее посмотреть на существующие проблемы. Возможности дистанционного общения (практика организации данного вида деятельности в учреждении имеется) позволят общаться родителям между собой, использовать электронные ресурсы для поиска необходимой информации. Реализация проекта поможет семьям с детьми-иивалидами принять позицию мамы особых детей Т.А.Никольской: « С рождением больного ребенка жизнь не кончается. Она становится на планку выше» - за парадигму организации реабилитационного пространства для ребенка в семье. Описание деятельности, проведенной в рамках Проекта 01.04.13 по 30.09.13 и направленной на достижение цели и задач Проекта: Перед началом реализации социального проекта «Жизнь на планку выше» (01.04.13) Учреждением была проведена широкая подготовительная кампания: составлены предварительные списки участников Проекта (специалистов, детей-инвалидов и их родителей, волонтеров), проработаны вопросы приобретения оборудования, изучены возможности создания в отделении Wi-Fi, обучения специалистов в Санкт-Петербурге и т.п. С 01.04.13 началась четко организованная работа по реализации плана мероприятий Проекта при строгом соблюдении сроков согласно Приложению №1 к Договору о предоставлении денежных средств. На 01.04.13 были уже согласованы и заверены списки участников Проекта с управлением труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского муниципального района, списки волонтеров-студентов согласованы с руководством филиала кооперативного техникума. 01.04.13 заключены договора взаимного сотрудничества по реализации социального проекта «Жизнь на планку выше» с филиалом НОУ СПО «Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права в г. Новоалександровске», ГБУЗ «Новоалександровская ЦРБ»,отделом образования администрации Новоалександровского муниципального района, МКУ «Молодежный центр Новоалександровского муниципального района», филиалом Российского государственного социального университета в г.Пятигорске. До 25 апреля проведены диагностические мероприятия с 43 родителями и 43 детьми-инвалидами с использованием инновационного комплекса компьютерных психодиагностических программ «Эффектон Студио». Родители при этом реально увидели, почувствовали возможности данного комплекса. Выявлено, что состояние высокой мобилизованности, готовность справиться с трудностями наблюдается у 23 % родителей, имеющих высшее образование. Сниженная активность, неготовность справляться с трудностями у 77 % родителей, имеющих среднее и среднетехническое образование, 57 % исследуемых родителей малообщительны, избирательны в контактах. Высокий уровень тревожности выявлен у 78 % исследуемых детей, что обусловлено нарушениями в состоянии здоровья и социализации в обществе. Анализируя эмоциональную нестабильность, тревожность и нарушение коммуникативности у детей, выявлено, что у 68 % детей причиной такого состояния является то, что мамы ощущают себя единым целым с ребенком, пытаясь оградить его от трудностей и неприятностей жизни. При этом каждый получил объективную информацию своего состояния, на основании которого психолог дала рекомендации для родителей и специалистов по организации реабилитационных мероприятий. Специалистами филиала Российского государственного социального университета, начиная с 23 апреля проведены занятия со специалистами отделения, родителями, волонтерами по развитию коммуникативных навыков согласно разработанным учебным планам (29 часов). По итогам занятий проведены зачеты и выданы сертификаты, подписанные директором филиала РГСУ в г.Пятигорске С.Г.Кочергиным. Специалисты отделения во время занятий обсудили возможность применение современных реабилитационных технологий в условиях отделения. Родители были удивлены тем, что большинство из них идет ошибочным путем в выстраивании коммуникаций с ребенком и его ближайшим окружением. Родители при получении сертификатов заявили, что теперь они получили «ориентиры, согласно которым будут помогать осознанно выстраивать взаимоотношения с ребенком, бабушками и дедушками». Волонтерам пришлось преодолевать противоречие -«хочу быть полезным семьям с детьми-инвалидами, но не знаю, как и чем, я не умею». После курса тренингов, занятий пришло понимание инвалидности, современный взгляд на эти проблемы привел к тому, что за семьями были закреплены волонтеры и о своей деятельности расскажут при встрече в ноябре. С 20.05. по 24.05.13 в ЦНТИ «Прогресс» (г.Санкт-Петербург) 4 специалиста отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья повысили квалификацию на семинаре «Комплексный подход к реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями». Программой семинара были предусмотрены теоретические и практические занятия по направлениям: правовые основы реабилитации, раннее вмешательство, эрготерапия, партнерство с родителями. Вся информация, безусловно, будет использоваться в организации более эффективной деятельности с семьями, где растет ребенок с особенностями. Семинар, проведенный на высоком уровне в одном из красивейших городов мира - сильнейший стимул для совершенствования своей деятельности, повышения мотивации специалистов отделения реабилитации. В целях расширения информационного поля с 01.06.13 в отделении установлено и настроено оборудование, обеспечивающее зону Wi-Fi, что позволяет специалистам использовать возможность выхода on-line во время занятий. Это способствует повышению качества оказываемых социально-педагогических услуг. Необходимо отметить, что с 01.06.13 действует сайт Учреждения ( адрес: novkcson26.ru), информацию которого можно использовать по вопросам реабилитации, узнавать о ходе Проекта, новости Фонда использовать полезные ссылки и т.п. При организации работы по созданию условий для формирования развивающего пространства закуплены развивающие настольные игры, мячи, кегли, игровые зоны (парикмахерская, кабинет доктора, прачечная, магазин, детская, театр). У 21% детей повысился уровень мотивации к занятиям. В работу по благоустройству территории активно включились сотрудники Учреждения, волонтеры, родители: установлена ограда парковой зоны, завезена земля и произведено выравнивание грунта и вырубка деревьев, покос травы, в день проведения рабочего совещания в связи с началом реализации социального проекта «Жизнь на планку выше» (23.04.13) заложена аллея из 23 саженцев хвойных пород. 17.05.13 установлены 5 уличных тренажеров - это универсальные устройства, на которых могут заниматься и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями. Это первый шаг к формированию абилити-парка. Оформлены кабинеты специалистов приобретенным новым оборудованием: игровые зоны, дидактический стол с различными наполнителями, различные развивающие игры, пирамидки, сортировщики, шнуровки, игровые зоны (прачечная, детская, магазин, парикмахерская, кабинет доктора). За отчетный период проведены 12 занятий по освоению игровой технологии в рамках отработки комплексной программы развития и социализации ребенка. Родители открывают для себя новые приемы работы с детьми, используя основной вид деятельности детей – игру. При саморефлексии первых занятий родители говорили о своем удивлении, что не умеют играть. 78 % родителей имеют высокий уровень мотивации получить знания по игровой технологии и осознанно ее применять при общении с детьми в домашней обстановке. Одна из задач проекта – повышение самооценки отцов. Первым объединяющим мероприятием для отцов стал День защиты детей. 1 июня 2013 года был проведен спортивно-развлекательный праздник для 43 семей с детьми-инвалидами, посвященный Международному дню защиты детей: спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором они приняли участие, задорные, веселые песни в исполнении народного детского коллектива «Домисолька» и студентов Кооперативного техникума экономики и права, зажигательные танцы детского хореографического коллектива «Эра», выступление волонтеров Лемешко М., Весняновой А., Лопатиной А., Тыщук В., театрализованная игровая программа творческого коллектива ГДК «Строитель», праздничное угощение, призы, благодарственные грамоты участникам праздника создали неповторимую атмосферу. В целях информирования общественности, реализации плана мероприятий Проекта, за отчетный период опубликовано 8 информаций в районной газете «Знамя труда» и городской газете «Новоалександровская панорама» (статьи «Спешите делать добро», цикл «Жизнь на планку выше», «Работа во имя человека») о ходе реализации социального проекта «Жизнь на планку выше». Размещалась информация на сайтах администрации Новоалександровского муниципального района, министерства социальной защиты населения Ставропольского края, сайте Учреждения. Высокий организационный уровень, четкое соблюдение сроков выполнения плана мероприятий по реализации Проекта, позволило успешно решить конкретные задачи, намеченные на отчетный период. Проведенные массовые мероприятия, проведение занятий по освоению родителями Комплексной программы развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, их успехи, их высокая мотивация к ее освоению позволяют говорить о социально значимом результате для семей с детьми-инвалидами.

Отзывы: 0

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Новоалександровский комплексный центр социального обслуживания населения»

Адрес организации:

Ставропольский край, Новоалександровский район, пер. Красноармейский, 1 .

Показать на карте

Степанова Татьяна Васильевна

+7(86544) 6-21-52

reabilitasia@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Раздвинь границы
alt

462 место в номинации
Раздвинь границы

Рейтинг: 0

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X