«Парус надежды» Комплексная программа по оказанию помощи детям в возрасте от 3-х до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и их семьям

Ханты-Мансийский АО — Югра, Нефтеюганск

Цель и задачи

Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с расстройством аутистического спектра,  преодоление аутистических тенденций.

  • Создать информационную базу о детях с расстройствами аутистического спектра;
  • разработать индивидуальный реабилитационный маршрут ребенка;
  • провести комплекс индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий для детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра (включить родителей в процесс реабилитации ребенка, организовать консультирование семей в учреждении);
  • Развивать творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные навыки детей с РАС;
  • провести психолого-педагогическую диагностику развития детей с расстройствами аутистического спектра;
  • проанализировать результативность реализации программы за основной период.

Ожидаемые результаты: По итогам реализации комплексной программы предполагается, что увеличится количество несовершеннолетних с расстройствами аутического спектра, успешно интегрированных, адаптированных в обществе, снизится выраженность ограничений их жизнедеятельности. Непрерывность процесса оказания коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения, ребенка с расстройством аутистического спектра, повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития ребенка с расстройствами.

Мероприятия: Организация повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников учреждения для оказания комплексной помощи несовершеннолетним с РАС; психологическая диагностика детей в возрасте от 3-х до 18 лет с целью  выявления несовершеннолетних с расстройствами аутистического спектра; разработка и реализация индивидуальной программы помощи несовершеннолетнему с РАС; реализация программных мероприятий по оказанию социально – педагогических (занятия с элементами: музыкотерапии, арттерапии, сказкотерапии; занятия с педагогом - психологом по методике М. Монтессори, логопедические занятия, занятия по развитию мелкой моторики и социально-бытовому ориентированию)  и медицинских услуг (медицинское сопровождение несовершеннолетних с аутистическими тенденциями на период реализации комплексной программы, оказание помощи в физической реабилитации: использование тренажера Гросса, занятия лечебной физической культурой, физио-процедуры, массаж) несовершеннолетним с РАС.

Целевая группа

Целевой группой данной программы являются дети с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 3-х до 18 лет, проживающие на территории г. Нефтеюганска  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Статистика

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. В м

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. В мире более 67 млн. людей страдает этим заболеванием. В среднем, на планете, каждый 88-й ребенок рождается с данным недугом. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наблюдается аналогичная ситуация. По состоянию на 31 декабря 2016 г. в медицинских организациях округа состоит на диспансерном учете 176 несовершеннолетних с диагнозом «детский аутизм». Из них детей с диагнозом, установленным впервые в жизни в 2015 году - 16 человек, все эти дети в возрасте от 0 до 2 лет (информация получена от Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры).

За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в 10 раз и считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Учитывая глобальность проблемы, в ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка. Для таких детей характерно резкое нарушение социальной адаптации, отсутствие простейших навыков общения. Они стремятся уйти от общения, неспособны играть с другими детьми, отсутствует интерес к окружающему миру, в поведении наблюдаются стереотипность, страхи, агрессия, самоагрессия.

Для семьи, в которой воспитывается такой ребенок, осознание проблемы зачастую наступает внезапно. В момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем».

Нарушение эмоциональной связи с ребенком отражается на его близких, формируя особые отношения внутри семьи, и особые установки во взаимодействии семьи с социумом. Отсюда возникает необходимость оказания психологической помощи не только аутичному ребенку, но и всей его семье.

Ранний возраст коррекции и развития аутичного ребенка, дает больше шансов адаптировать его к нормальной жизни. Методики и технологии, направленные на коррекцию аутизма, способствующие адаптации и развитию ребенка-аутиста должны наладить не только связь ребенка с матерью, но и социализировать особенного ребенка.

Родители должны понимать, что будущее их детей зависит от их настойчивости и терпения, а также и то, что не обойтись без квалифицированной социально-психологической помощи, которую они на протяжении последних лет могли получить только в Москве и Санкт-Петербурге, что по силам не каждой семье.

В связи с этим возникла необходимость разработки комплексной программы, реализуемой на территории реабилитационного центра «Детство», по оказанию помощи семьям в социализации и адаптации ребенка-аутиста.

Данная программа является попыткой объединить наиболее эффективные, на наш взгляд, методики с целью оказания квалифицированной помощи «деткам дождя» выработать самостоятельность, независимость и навыки социальной адаптации. Без сотрудничества с родителями и без обучения их специальным формам эмоционального взаимодействия с ребенком коррекционная работа не дает хороших результатов.

Разработанная программа включает в себя не только специальные психологические и педагогические занятия с ребенком, но и обучение родителей созданию особого режима в домашних условиях, стимулирующего эмоциональное развитие ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Для семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, очень важно понять, что у их ребенка есть особые потребности, и нужно изменить свой образ жизни, чтобы учесть его особенности и создать для него максимально развивающие условия, тогда ребенок начнет меняться след за семьей. Маленький ребенок, несмотря на аутизм, неизбежно подстраивается под близких и реагирует на изменения семьи, в которой он живет.

Родители и дети связаны друг с другом, поэтому нужно использовать эту особенность, чтобы помочь преодолеть аутизм. Родители могут оказать огромную поддержку ребенку, работая над собой. Иногда родителям требуется помощь в осознании и проработке невротических страхов, душевных травм. Поэтому для работы с родителями в рамках данной программы используются консультирование, занятия с элементами арт-терапии, тренинги. Родители участвуют в совместных занятиях, где специалисты могут прокомментировать действия ребенка, подсказывая родителям, почему он повел себя именно так, на какое их действие он среагировал, какие варианты их реакций могут усугубить его состояние, а какие, наоборот, помогут ослабить.

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра используется комплексный подход, коррекция осуществляется группой специалистов: психологом, логопедом, музыкальным работником, педагогом, работающим по методике М. Монтессори, и родителями. Ошибочно приравнивать все проблемы детей с расстройствами аутистического спектра к проблемам других детей-инвалидов. Работа с аутичными детьми требует не только специальных знаний, но и специальных условий, не схожих с теми, которые известны по работе с другими детьми с нарушениями развития.

Для развития потенциала и способностей детей с расстройствами аутистического спектра, установления с ними партнерских отношений используется метод «личностно-ориентированное планирование», который поможет родителям приблизиться к пониманию своего ребенка.

Элементы Арт-терапии используются для работы над страхами ребенка, развития его творческих способностей и воображения, стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния, формирования навыков конструктивного общения, развития мелкой моторики и координации движений.

Работа по методике Марии Монтессори необходима для развития мелкой и крупной моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления.

Проведенные мероприятия в ходе реализации комплексной программы программа  по оказанию помощи детям в возрасте от 3-х до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Парус надежды»:

Накануне Всемирного дня распространения информации об аутизме – 31 марта 2017 года в Учреждении была проведена акция «Зажгись синим», где всем сотрудникам, родителям и детям вручались атласные ленты синего цвета, олицетворяющие «детей дождя» (так в обществе принято называть детей с аутическими расстройствами).

На праздничном развлечении,  прошедшем 31 марта 2017 года дети приняли участие в творческом номере, танцуя  с атласными лентами.

Психологи Учреждения провели консультации для родителей с целью информирования о существующей проблеме аутизма в обществе. Праздничные мероприятия окончились запуском в небо синих воздушных шаров. Уходящий в  небо шар олицетворял освобождение от болезни, принятие необычных детей в общество.

Для родителей проведено собрание 11.05.2017 г. на котором были оповещены вопросы по внедрению в работу утвержденной Концепции комплексного сопровождения людей  с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 5 мая 2017 года № 261- рп, а так же по внедрению в работу учреждения комплексной программы по оказанию комплексной помощи детям с РАС «Парус Надежды».

Так же на подготовительном этапе реализации комплексной программы создана база данных детей с ментальными учреждениями, находящихся на социальном обслуживании в реабилитационном центре «Детство».

На втором этапе реализации программы подразумевается непосредственное оказание комплексной помощи несовершеннолетним с аутистическими расстройствами, а так же их родителям/ лицам их заменяющих.

Отзывы: 0

Организатор проекта:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство»

Адрес организации:

628310 ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск, 12 мкр., стр.25

Показать на карте

Волкова Лариса Владимировна

+7(932)425-25-14

LLL172@yandex.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Голосование завершено. Благодарим за поддержку инициатив!
Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X