Общественное движение «Изменить законы, провоцирующие бедность работников и «экономию» бюджетных средств»

Московская область, Москва 33560

Цель и задачи

Ликвидировать принятые около 10 лет назад законы,  оставляющие не потраченные по назначению («сэкономленные») деньги на счетах  бюджетных учреждений и предписывающие переводить сэкономленные средства в стимулирующие выплаты. Изменить веденную в 2008 году новую  систему  оплаты труда в бюджете — НСОТ.  На практике НСОТ привела  к самоуправному распределению стимулирующей части оплаты труда, к окладам и даже зарплатам рядовых работников ниже МРОТ, к законной возможности платить работникам одной должности и нагрузки зарплату с разницей в разы.



Отменить законы, предоставившие бюджетным организациям право самостоятельно составлять штатное расписание и определять уровень зарплат, а также принимать локальные акты. В совокупности это создало законодательную базу неиспользования бюджета по назначению, перевода бюджетных денег в зарплатные выплаты «приближенных», по словам министра О.Ю.Васильевой, работников данной организации. Обращаем внимание на то, что есть отдельные замечательные совестливые руководители, которые формируют зарплату работникам справедливо и не стремятся к "экономии". Но их становится все меньше, они - исключение из типичной картины.



Добиться от госорганов ликвидации действующего в настоящее время механизма законной возможности «экономии» бюджетных средств и перевода экономии, через стимулирующие выплаты, в зарплаты руководителей и близких к ним лиц. Тем самым бюджеты отраслей и отдельных организаций фактически превращены в «кормления» руководства. Следующие законы  обеспечили действующий механизм законной траты бюджетных средств не по назначению, всеобщий рост «экономии» и «уникального явления» нашей страны, по словам Ольги Голодец, – «бедности работающего населения»:



I) о введении НСОТ и ликвидации Единой Тарифной сетки (ЕТС). В ЕТС  был прописан размер окладов работников.  Сегодня же   базовые должностные оклады работникам назначают не центральные, а  региональные власти, при этом конкретные оклады и зарплаты  в каждом государственном учреждении назначает… сам трудовой коллектив, согласно 144 статье ТК.



Это подтвердил во время июньской прямой линии 2017 года и В.В.Путин отвечая на вопрос учительницы о ее крайне низкой зарплате: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...» (на 1 мин. 40 Сек – видеофрагмент с этими словами Путина.)



На практике же все решает работодатель.



       По закону единственное ограничение размера окладов работников: он не должен быть меньше базового должностного оклада, назначаемого региональными властями. Размеры актуальных базовых окладов поражают. Например, в Постановлении Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 16 августа 2018 года), читаем: «Размер базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы составляет для профессиональной квалификационной группы должностей:



1.6.1. Учебно-вспомогательного персонала первого уровня - 2673 рубля.



1.6.2. Учебно-вспомогательного персонала второго уровня - 3105 рублей.



1.6.3. Педагогических работников - 6070 рублей.



1.6.4. Руководителей структурных подразделений - 7795 рублей.



1.6.5. Профессорско-преподавательского состава и должностей работников сферы научных исследований и разработок - 7000 рублей».



      Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти другими Постановлениями постоянно повышают зарплату себе (за счет «сэкономленных» бюджетных средств). Так, по Закону Владимирской области от 27 августа 2004 года N 136-ОЗ (с изменениями на 7 мая 2018 года), при оплате труда гражданских служащих возможно  «ежемесячное денежное поощрение - в размере 30 должностных окладов (п.1, 6)).



Согласно 144 Статье Трудового кодекса зарплата делится на "оклад", "компенсационную" и "стимулирующую часть". При этом, поскольку соотношение этих частей  носит рекомендательный (не обязательный к выполнению) характер, на практике сейчас действуют оклады около 2 тысяч рублей. Согласно ответу Минтруда, это законно: "Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ, а компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться к окладу или тарифной ставке". При этом директор по закону имеет право не выплачивать стимулирующую часть (а компенсационная вообще может отсутствовать в трудовом договоре),.



        В Трудовом Кодексе испокон веков была 129  статья, говорившая о трех составных частях зарплаты работника: оклад, компенсационная и стимулирующая части. При этом соотношение этих частей в законе изначально отсутствовало. Пока по стране действовала ЕТС (пока государство по старинке еще само назначало размеры окладов работникам) само собой получалось, что главная часть зарплаты работника – оклад. Это была гарантированная часть, получаемая работником при подписании договора, очень часто оклад равнялся зарплате. Поэтому никакого особого напряжения в трудовых отношениях не было: работник знал при устройстве на работу размер своего оклада – гарантированной части своей зарплаты.



         Теперь посмотрим(см. первый ответ), какую злую шутку сыграл с работником при Новой системе оплаты труда тот факт, что по закону соотношение составных частей зарплаты не регламентировано. Сейчас совершенно законно работодатель может установить работнику меньшую часть зарплаты в виде оклада и большую часть зарплаты в виде негарантированной премии. Тем самым он ничего, кроме моральных норм, не нарушает. То есть сейчас законно оклад работника может быть меньше МРОТ (см. приведенные выше оклады Владимирской области).



       Итак, сегодня в государстве просто отсутствует законный алгоритм изменения зарплатной ситуации в отдельных бюджетных учреждениях, если там заплата выше МРОТ за ставку работы: все выплачивается по закону, по «решению» трудового коллектива, оснований для вмешательства и процедуры такого вмешательства нет.  Даже  личное заступничество президента тут не поможет: ведь и  зарплата учительницы, пожаловавшейся ему на свою низкую зарплату, размер которой в два раза меньше средней по региону, осталась прежней - она начисляется в соответствии с законодательством.



         То есть по закону только сами учителя, преподаватели  могут изменить ситуацию с зарплатами. Например, министр образования, призвала самих учителей «воевать» за зарплаты. Итак,  центральная власть  спустила назначение должностных базовых окладов на уровень региона и оставила работников в назначении конкретных окладов и зарплат один на один с работодателем. На практике в распоряжении работодателя огромный арсенал средств подвести работника под увольнение. Государство признает, что проблема с нищенскими зарплатами есть, но призывает «воевать» за зарплату  самих работников! А уж про то, как работодатель научился «воевать» с сопротивляющимся учителями и преподавателями вузов – с теми, кто наивно пытаются действовать в соответствии с законом, воспользоваться своим правом «решать» зарплатные вопросы, -  можно написать отдельную книгу.  В целом, действия  работодателя по избавлению от работника, заговорившего на тему зарплаты,  поразят вас своими цинизмом и жестокостью.  И немудрено: на кону стоят деньги, и очень не малые.



       Кроме того, Новая система оплаты труда (НСОТ), пришедшая на смену ЕТС,  спровоцировала не представимую ранее диспропорцию в зарплатах. Об этом, на примере вузов, недавно открыто рассказала тогда еще министр образования О.Ю.Васильева. Обращаясь к ректорам, она заявила о недопустимости «гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей:



«Но должны быть какие-то нравственные ориентиры, когда у вас люди получают скромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить 700 тысяч рублей, когда люди по 35-45 тысяч получают. Мои коллеги... сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70".



     В речи министра обозначены главные реалии НСОТ: гигантская разница в зарплатах руководителей и рядовых сотрудников, а также гигантская разница в зарплатах работников одной должности (в данном случае преподавателей) – кому-то 20, кому-то 120 можно платить (через стимулирующие выплаты).



     Собственно, сейчас существует очень небольшой процент «приближенных» (по выражению О.Ю.Васильевой) преподавателей и учителей, получающих заоблачные зарплаты, цифры которых поразят любого. Например, еще в 2012 году «отдельные учителя Москвы», согласно данным пресс-службы Департамента образования столицы, получали зарплату более 300 тысяч рублей. Это совершенно дико и неоправданно, когда зарплата работника одной должности отличается почти в 10 раз. И платят заоблачные зарплаты  «своим» сотрудникам, это совершенно не зависит от результата работы, от профессионализма учителя – только от степени приближенности работника к руководству.



           Также хочется обратить внимание на размер Стимулирующего фонда. Размеры его призвано законом увеличивать (например, для Москвы это п.4 Постановления Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. N 619-ПП):  «Считать приоритетной задачей формирование стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы в размере не менее 30 процентов от фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы.». То есть размер стимулирующего фонда ограничен только снизу. Он может быть законно 99 процентов в структуре фонда оплаты труда организации. В настоящее время есть и Определение Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22, согласно которому «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вообще не платить стимулирующие работнику. То есть любой обычный работник, не «приближенный» к руководителю, может рассчитывать только на оклад, даже через суд никто ему стимулирующие не заплатит…



        Возможно, нам возразят и скажут: «Что вы передергиваете? Ведь в Трудовом Кодексе написано, что Системы оплаты труда в каждой школе, вузе и т.п. принимаются в соответствии с законодательными нормами? Например, они должны устанавливаться с учетом Рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.



Да, это так. Однако все администраторы овладели информацией, что Рекомендации с юридической точки зрения носят именно рекомендательный характер, их выполнять совершенно не обязательно; если Положение об оплате труда учреждения не соответствует Рекомендациям, оно все равно законно. Оспорить его в суде невозможно. То есть по сути, можно принимать «решением коллектива» что угодно.



         Ни В.В.Путин, например, ни О.Ю.Васильева, судя по приведенным выше их цитатам, не понимают, что школа, вуз, сейчас не только доплаты определяет, но и размер окладов.   Вывод: сейчас, при НСОТ,  полная вакханалия с окладами и зарплатами – что хочу, то и ворочу. Главное, локальным актом оформить любой абсурд и все станет законно.



         Итак, руководитель понял, что по закону он может перераспределять сэкономленные бюджетные средства в зарплату отдельных сотрудников учреждения, и начал всемерно «экономить» - оптимизировать. Например, согласно докладу начальника Дирекции Департамента образования города Москвы О.И.Яковлева, только в сравнении с 2013 годом  в 2015 году «сэкономлено» 14,2 млрд рублей:



(Слайд 5 указанного доклада).



 Запрос в Правительство РФ: куда пошли сэкономленные 14,2 миллиардов, ведь по действовавшему тогда закону - п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г. - их можно только перевести в зарплатные выплаты сотрудников ДОгМа  - был  для ответа переправлен в ДОгМ же. Его ответ,  не говорящий о судьбе сэкономленных 14,2 миллиардов рублей ничего, только укрепляет  в предположении, что экономия миллиардов выплачивается сотрудникам ДогМа в виде стимулирующих выплат.  



II) Часть 17 Ст. 30 83-ФЗ  от 08.05.2010 г., согласно которой все выделенные данной бюджетной организации деньги остаются внутри нее (в том числе не потраченные по назначению),



III) законы о самостоятельности бюджетных организаций  и муниципальных органов власти, которые породили:



1) Постановления региональных властей с указаниями переводить "экономию" в стимулирующие выплаты. (Например, Постановление Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г. «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» предписывает «п 3. Руководителям государственных учреждений по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых они находятся, направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда: 3.1. 100% экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда. 3.2. Экономию по материальным затратам (за исключением указанных в пункте 3.1) в размере и по перечню, согласованному с главными распорядителями бюджетных средств».) Недавно это Постановление отменили, ему на смену пришел аналогичный законодательный акт: согласно п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП); для других регионов аналогичные законы)



2)  Постановления региональных властей, узаконивающие запредельные (в 38 раз, например!) доплаты этим же  властям (например, Законодательным  собранием Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону).



3) Полное самоуправство администраций бюджетных организаций.



Например, новая бюджетная управляющая компания, поставленная во главе структур коммунального хозяйства министерства обороны, предлагает весной 2017 году сотрудникам зарплаты в 2-5 тысяч рублей (см. статью об этом и видео). На наш запрос об этой ситуации Минтруда ответило, что все законно и права работников не нарушены.



Другой пример: в московской бюджетной школе "Технологии обучения" актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб.  и водителя - 46800 руб. (в данных должностях высшее образование не требуется) априори выше оклада тьютора 33 336 руб. (работника с высшим педагогическим образованием). Согласно п.8.7.4  Положения об оплате труда школы любые виды премии законны.  Локальными актами работа строится так, чтобы "экономить" более 75 процентов бюджета школы. Например, при том, что подавляющее большинство учащихся школы, детей-инвалидов, имеют справку с рекомендацией надомного обучения, которая влечет финансирование из бюджета индивидуального обучения, локальным актом (см. п. 1.4) школы детей объединяют в группы от 4 до 15 человек. И все законно: локальный акт школы, сочиненный директором ради "экономии", имеет законную силу. Качество образования упало в разы. Зарплата учителей школы за тот же объем работы с каждым годом уменьшается. Учителя объединились в профсоюз, чтобы противостоять директорскому самоуправству. Однако всех  профсоюзных активистов принудили к увольнению. Последнего увольняют сейчас  по сокращению численности сотрудников (при том, что все профпоказатели сотрудника наивысшие) - и все законно, потому что администрация сейчас наделена правами самостоятельно формировать штатное расписание. Так что на практике противостоять самоуправству администрации невозможно.



 Итак, описанный механизм "экономии" с последующими зарплатными выплатами стимулирующих руководителям и близким к ним лицам  разрушает государство, так как каждая администрация на местах строит работу так, чтобы потратить денег как можно меньше, сокращая функции государства. Это поставило огромное число бюджетных работников на грань нищеты: работающие бедные - "уникальное явление" нашей страны.  Причем процесс усугубляется: "За первый квартал 2017 года количество живущих за чертой бедности увеличилось более чем на 2 млн. человек и составило 15% населения"

 https://www.kp.ru/daily/26698/3722516/.



При этом меры, предлагаемые правительством, априори не эффективны, так как администраторы нашли способы законно платить работникам ниже МРОТ: 1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объема работ –это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. 



2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим. Способы борьбы с проверками у начальства теперь тоже отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издает приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.



Необходимо отменить эти законы и создать новые. Для этого есть и законодательное основание: сововкупность означенных законов создала "конфликт интересов" в действиях руководства любой бюджетной организации РФ, что подпадает под 10 статью федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" .



Нужно отметить, что правительство и эксперты не видят, что главная причина "сверхновой бедности" - именно перечисленные выше законы, провоцирующие управленцев на "экономию". Это происходит потому, что работники, боясь потерять работу, предпочитают иметь хоть какую-то, пусть нищенскую зарплату. Тем более, что опыт их убеждает в бесполезности борьбы: все правоохранительные органы отвечают, что администрации действуют по закону. А управленцы заинтересованы в том, чтобы длить существования законного механизма "экономии". При этом "средние зарплаты" для Росстата могут быть и вполне высокими: закон позволяет платить "своим" сотрудникам, через стимулирующие доплаты, в разы, и даже в десятки раз больше, чем другим сотрудникам данной должности.



Наша задача: содействие созданию чрезвычайного комитета из представителей Минтруда, Минфина, Минобрнауки, Минздрава, Минкульта и других министерств, ведающих социальной сферой, с целью разработки поправок в законодательство, направленных на ликвидацию механизма законного присвоения бюджетных денег, не потраченных по назначению.



Возможно, простым первым шагом к решению проблемы будет приказ правительства, предписывающий бюджетным учреждениям не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  возвратить в Бюджет РФ.



Данный приказ позволит правительству увидеть, какая часть бюджетных средств сегодня "экономится". Навскидку "экономия" может составить сумму, превышающую половину  годового бюджета РФ.



Необходимо:



Вернуть единую тарифную сетку и ликвидировать НСОТ.



Вернуть регулирование зарплат именно на федеральном уровне: установление оклада за ставку работы государственными федеральными, а не органом местного самоуправления (на практике - директором).



Отменить право руководителя формировать штатное расписание. Обязать его возвращать деньги, выделенные на зарплату работника в федеральный бюджет в том случае, если штатная единица к концу года не заполнена.



Ликвидировать региональные законы, по которым все сэкономленные, то есть не потраченные по назначению бюджетные средства, переходят в стимулирующий фонд данного предприятия (на практике - "приближенным" сотрудникам в зарплату).



Отменить введенную в 2010 году систему финансирования ГБУ (часть 17 ст .30 83‑ФЗ от 08.05.2010), по которой практически все деньги, выделенные бюджетному учреждению, остаются у него, вне зависимости от того, сколько из них не потрачено целевым образом ("сэкономлено"). Этот закон на практике превратил бюджеты в "кормления" руководителей.


Добиться от госорганов ликвидации действующего в настоящее время механизма законной возможности «экономии» бюджетных средств и перевода экономии, через стимулирующие выплаты, в зарплаты руководителей и близких к ним лиц. Тем самым бюджеты отраслей и отдельных организаций фактически превращены в «кормления» руководства. Следующие законы  обеспечили действующий механизм законной траты бюджетных средств не по назначению, всеобщий рост «экономии»:

— о введении НСОТ (по НСОТ зарплата делится на "оклад", "компенсационную" и "стимулирующую часть". При этом, поскольку соотношение этих частей  носит рекомендательный (не обязательный к выполнению) характер, на практике сейчас действуют оклады около 2 тысяч рублей. Согласно ответу Минтруда, это законно: "Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ, а компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться к окладу или тарифной ставке". При этом директор по закону имеет право не выплачивать стимулирующую часть (а компенсационная вообще может остутствовать в трудовом договоре),

- Часть 17 Ст. 30 83-ФЗ  от 08.05.2010 г., согласно которой все выделенные данной бюджетной организации деньги остаются внутри нее (в том числе не потраченные по назначению),

- законы о самостоятельности бюджетных организаций  и муниципальных органов власти, которые породили:

1) Постановления региональных властей с указаниями переводить "экономию" в стимулирующие выплаты. (Например, Постановление Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г. «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» предписывает «п 3. Руководителям государственных учреждений по согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, в ведении которых они находятся, направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда: 3.1. 100% экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда. 3.2. Экономию по материальным затратам (за исключением указанных в пункте 3.1) в размере и по перечню, согласованному с главными распорядителями бюджетных средств».)

2)  Постановления региональных властей, узаконивающие запредельные (в 38 раз, например!) доплаты этим же  властям (например, Законодательным  собранием Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ежемесячно просто должностной оклад, а кому тридцать восемь таких окладов, решает руководитель. И все по закону).

3) Полное самоуправство администраций бюджетных организаций.

Например, новая бюджетная управляющая компания, поставленная во главе структур коммунального хозяйства министерства обороны, предлагает весной 2017 году сотрудникам зарплаты в 2-5 тысяч рублей (см. статью об этом и видео). На наш запрос об этой ситуации Минтруда ответило, что все законно и права работников не нарушены.

Другой пример: в московской бюджетной школе "Технологии обучения" актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб.  и водителя - 46800 руб. (в данных должностях высшее образование не требуется) априори выше оклада тьютора 33 336 руб. (работника с высшим педагогическим образованием). Согласно п.8.7.4  Положения об оплате труда школы любые виды премии законны.  Локальными актами работа строится так, чтобы "экономить" более 75 процентов бюджета школы. Например, при том, что подавляющее большинство учащихся школы, детей-инвалидов, имеют справку с рекомендацией надомного обучения, которая влечет финансирование из бюджета индивидуального обучения, локальным актом (см. п. 1.4) школы детей объединяют в группы от 4 до 15 человек. И все законно: локальный акт школы, сочиненный директором ради "экономии", имеет законную силу. Качество образования упало в разы. Зарплата учителей школы за тот же объем работы с каждым годом уменьшается. Учителя объединились в профсоюз, чтобы противостоять директорскому самоуправству. Однако всех  профсоюзных активистов принудили к увольнению. Последнего увольняют сейчас  по сокращению численности сотрудников (при том, что все профпоказатели сотрудника наивысшие) - и все законно, потому что администрация сейчас наделена правами самостоятельно формировать штатное расписание. Так что на практике противостоять самоуправству администрации невозможно.

 Итак, описанный механизм "экономии" с последующими зарплатными выплатами стимулирующих руководителям и близким к ним лицам  разрушает государство, так как каждая администрация на местах строит работу так, чтобы потратить денег как можно меньше, сокращая функции государства. Это поставило огромное число бюджетных работников на грань нищеты: работающие бедные - "уникальное явление" нашей страны.  Причем процесс усугубляется: "За первый квартал 2017 года количество живущих за чертой бедности увеличилось более чем на 2 млн. человек и составило 15% населения"
 https://www.kp.ru/daily/26698/3722516/.

При этом меры, предлагаемые правительством, априори не эффективны, так как администраторы нашли способы законно платить работникам ниже МРОТ: 1) Перевод бюджетника локальным актом на неполную ставку при сохранении того же объема работ –это позволяет платить зарплату ниже МРОТ. 

2) Можно и при полной ставке платить ниже МРОТ, хоть две тысячи: по закону такой оклад допустим. Способы борьбы с проверками у начальства теперь тоже отработаны. Даже если оно выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издает приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, даже если это нищенские 8 тысяч, – у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.

Необходимо отменить эти законы и создать новые. Для этого есть и законодательное основание: сововкупность означенных законов создала "конфликт интересов" в действиях руководства любой бюджетной организации РФ, что подпадает под 10 статью федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" .

Нужно отметить, что правительство и эксперты не видят, что главная причина "сверхновой бедности" - именно перечисленные выше законы, провоцирующие управленцев на "экономию". Это происходит потому, что работники, боясь потерять работу, предпочитают иметь хоть какую-то, пусть нищенскую зарплату. Тем более, что опыт их убеждает в бесполезности борьбы: все правоохранительные органы отвечают, что администрации действуют по закону. А управленцы заинтересованы в том, чтобы длить существования законного механизма "экономии". При этом "средние зарплаты" для Росстата могут быть и вполне высокими: закон позволяет платить "своим" сотрудникам, через стимулирующие доплаты, в разы, и даже в десятки раз больше, чем другим сотрудникам данной должности.

Наша задача: содействие созданию чрезвычайного комитета из представителей Минтруда, Минфина, Минобрнауки, Минздрава, Минкульта и других министерств, ведающих социальной сферой, с целью разработки поправок в законодательство, направленных на ликвидацию механизма законного присвоения бюджетных денег, не потраченных по назначению.

Возможно, простым первым шагом к решению проблемы будет приказ правительства, предписывающий бюджетным учреждениям не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  возвратить в Бюджет РФ.

Данный приказ позволит правительству увидеть, какая часть бюджетных средств сегодня "экономится". Навскидку "экономия" может составить сумму, превышающую половину  годового бюджета РФ.

Мероприятия: обращения в госорганы и в Администрацию Президента, пикетирование, работа со СМИ, СПЧ при президенте РФ и т.п., выработка проекта изменений в действующее законодательство.

Мы в интернете

Целевая группа

Все граждане России, в первую очередь работники бюджетной сферы; от всеобщего сокращения функций в области здравоохранения, образования, соцобеспечения и т.п. страдают все граждане РФ.

Статистика

Актуальность проекта трудно переоценить. Безработица и нищета бюджетных работников растут.  Примеры:  ставки учителей в 8-12 тысяч рублей, «полнейшая нищета»преподавателей вузов, врачей и медсестер. Именно из-за мизерной зарплаты и все возрастающих обязанностей только в 2015 году уволились 50 тысяч санитарок и нянечек. "Средние" зарплаты на практике формируются с учетом зарплат администрации (например, в московской школе "Технологии обучения" завучи переведены на должности "педагогов-организаторов", другие администраторы относятся к категории "иные педработники"). Средние зарплаты – «сплошное очковтирательство», - утверждает член Совета по правам человека при президенте РФ Анита Соболева. По словам министра  Ольги Васильевой,  "департамент контрольно-ревизионной деятельности Минобрнауки, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70". В речи министра обозначены главные  реалии НСОТ:  гигантская разница в зарплатах руководителей и рядовых сотрудников, а также  гигантская разница в зарплатах работников одной должности (в данном случае преподавателей) – кому-то 20, кому-то 120 можно платить. На практике эта разница бывает и больше, в десятки раз: по закону препятствий нет.  Эти  же схемы действуют в каждой бюджетной сфере.  "Экономия" в медицине привела к тому, что скорая помощь не оказывается даже в случае опасности для жизни, в провинции 5 тысяч человек обслуживает один врач,  а в сократившихся в разы провинциальных больницах отсутствуют элементарное лекарства и работающее оборудование. "Экономия" в образовании разваливает эту сферу: закрываются старинные вузы, реорганизуются не в лучшую сторону школы и т.п.  Создана рабочая группа из волонтеров, подписчиков петиции, в том числе юристов, по выработке инициатив в изменение законодательства. Работает на общественных началах, поэтому работа движется медленно. 5 октября 2016 года проведен одиночный пикет у Белого дома. Опубликовано более десятка статей в СМИ, дано интервью на федеральном канале ОТР. Отправлены многочисленные обращения в госорганы. В итоге все они перенаправлены в Минтруда, которое пишет отписки. Последний ответ на Открытое письмо министру труда Топилину https://newizv.ru/news/society/04-07-2017/uchitel-kantorovich-ministru-truda-topilinu-chto-za-chuma-nashla-na-nashu-stranu-1032d855-1041-4512-bc89-500af2d0b4e0 - опять отписка: https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsM3MyQlRYQjcyalU/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsYjJvX2tKcGhHbzQ/view?usp=sharing А на письмо, отправленное в Администрацию Президента, с просьбой донести проблему до него лично и передать ему Открытое письмо И.Канторович, получен ответ о том, что открытое письмо И.Канторович  априорно не покажут презденту, поскольку он «не имеет права вмешиваться в деятельность органов государственной власти». https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsQmVQdHhhZ2hSclk/view?usp=sharing Минфин также пишет отписки: https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsLXZPNkpCODBkWWc/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsWHhzQk9WUEFPNGs/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsZDZWRnVsOGtoY3M/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/0B3MQtolFpAbsOVJJVGpFY2pOeTQ/view?usp=sharing Ответ Минфина от 27 октября 2017 г. Открытое письмо мэру С.Собянину о том, куда пошли 14,2 миллиардов, сэкономленные Департаментом образования города Москвы за 2013-2015 годы, Мэрия переслала в Департамент же, откуда пришла отписка. Департамент, придумывающий все новые способы изначально выделять школьным объединениям как можно меньше денег (ведь именно о новых механизмах  сокращения финансирования школьных объединений  и рассказывает с гордостью О.Яковлев, чиновник Департамента в указанном докладе ) лукаво пишет, что деньги, выделенные школам, нельзя перевести в зарплаты сотрудников Департамента. Но в письме мы спрашивали не о "финансировании, предсумотренным для школ", а о сэкономленном финансировании. А его сейчас по П.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г. рекомендовано переводить в стимулирующие выплаты сотрудников - то есть в зарплаты сотрудников ДОгМа. Причем  фантазия чиновников ДОгМа на тему сокращения финансирования школам неистощима: с сентября 2017 года в Москве практически исчезли гимназии, центры образования и т.п., не брезгуют чиновники ДОгМа и  вопиющими нарушениями прав детей-инвалидов. Ответы депутатов Госдумы, которым, по просьбе И.В.Канторович многие подписчики направили письма с описанием проблемы  и просьбой начать ее решать, примерно одинаковы. Вот, например, сообщение подписчика Ю.Мартынова: "Я написал депутату госдумы И.В.Белых. И получил вот такой ответ:... "в случае, если вам известны конкретные факты подобных правонарушений, вы вправе обратиться в правоохранительные органы..." подпись: Исп. Антохинс И. А. Но дело-то в том, что правонарушеня нет! Я педлагал вникнуть в это постановление павительства и посадействовать его отмене. Но депутату это до лампочки!"   Предлагаемые правительством меры по борьбе с "уникальным явлением" РФ - бедностью работников, не эффективны априори: https://newizv.ru/news/economy/13-11-2017/pahat-za-dvoih-pochemu-byudzhetniki-v-rossii-umirayut-na-rabote Ограничение зарплатных выплат руководителя коэффициентом 8 не мешает тому же руководителю выплатить хоть стократные стимулирующие "своим" рядовым сотрудникам (в том числе  на условиях издольщины, доказать это невозможно).  Будущие мероприятия: электронные обращения, пикетирование, возможно, митинги в рамках закона, сотрудничество с СПЧ и другими организациями, готовыми к контакту по теме инициативы. Выработка рабочей группой проекта изменений в законодательные акты, направленных на ликвидацию законного механизма присвоения бюджетных средств под маркой экономии. Аккумулирование информации о событиях, вызванных НСОТ и "экономией", в обновлениях к Петиции на сайте http://change.org/p/6782120 Например, такой информации: Уже 2 митинга прошло в Каргополе (зарплата ниже МРОТ).  http://29.ru/text/newsline/330815854886912.html http://www.arh.aif.ru/society/v_kargopole_byudzhetniki_vyshli_na_miting_protiv_nizkih_zarplat При этом ни один госорган не занимается этими бюджетниками - такого органа просто нет. Потому что все решается внутри коллектива по закону. То есть работники (овцы) должны сами  с руководством (волками) это решать. Все, что сделала прокуратура: http://29.ru/text/newsline/339868421275648.html Причем там хоть есть основания для вмешательства прокуратуры - там зарплата ниже МРОТ. А если она хоть на рубль выше МРОТ, даже у профессора, оснований для вмешательства нет.   Минкульт подтвердил: миллионы себе руководители театров выписывают по закону.   Как прожить на пенсию в 6 тысяч и на зарплату в 9

О нас в СМИ

18 июля 2017, Ирина Канторович: По закону я как сотрудник не могу оспорить Положение об оплате труда. Можно принимать все, что угодно! - передача на федеральном канале ОТР

31 августа 2017, Ирина Канторович: Директора школ знают, что чем меньше они заплатят учителям, тем больше смогут заплатить себе.  - передача на федеральном канале ОТР (смотреть после передачи 18 июля 2017 года)

13 февраля 2017, «Учителя работают, как на фронте, а живут, как на войне». Светлана Сухова узнала, на что жалуются российские педагоги в Москве и регионах

19 апреля 2017, Вопрос дня: почему ректор вуза получает 2 млн, а преподаватель - 20 тысяч?

4 июля 2017, Учитель Канторович - министру труда Топилину: "Что за чума нашла на нашу страну?"

7 августа 2017, Ирина Канторович - президенту Путину: почему бюджетники до сих пор бедны

Одиночный пикет в поддержку нашей петиции

4 июля 2016,  «Школы экономят на детях, чтобы выплачивать премии директорам»

5 октября 2016, Министр образования пришла на День Учителя с дорогущей сумкой Prada

12 мая 2017,  Как "заработать" оклад две тысячи рублей в месяц

19 мая 2017, Оклад бюджетника в две тысячи рублей вполне возможен и допустим

5 июня 2017 Технология мерзости. Как "по закону" обокрасть учителей и учеников

12 июня 2017, Ирина Канторович: социальной сферой России правит дама по имени Экономия

30 июля 2017 38 окладов для одного начальника. Почему в России умирает образование  

Это уже за гранью добра и зла

5 октября 2017, Вопрос мэру Собянину ко Дню учителя: куда пошли 14 миллиардов?

16 октября 2017 Ирина Канторович: Минтруд не считает проблемой бедность 20 миллионов работающих россиян

26 октября 2017 Ирина Канторович: "Куда ушли 14 миллиардов?"

1 ноября 2017 Ирина Канторович - Татьяне Голиковой: "Россия уже сейчас живет при коммунизме"

13 ноября 2017 Пахать за двоих. Почему бюджетники в России умирают на работе

30 ноября 2017 "Министр образования признала "липовые" зарплаты в вузах и школах"

Отзывы: 19

default avatar

22 октября 2017

Они при помощи НСОТ ОБВОРОВЫВАЮТ пациентов в больницах, не додают им лекарства, экономят на диагностике, не долечивают, а в школах тоже самое экономят на учебниках, на учителя. Зато зарплаты главврачей запредельно до 60миллионов рублей в год. Врачи и учителя разбегаются. В знаменитых перинотальных центрах некому работать, а дети мрут как мухи. Это начало конца. Диверсанты и либерасты правят бал

22 октября 2017

Эта новая система коррупции и воровства в бюджетных организациях. Но самое главное ЭТО Проект Единороссов по принудительно - добровольному голосованию бюджетников за Единую Россию, а при необходимости и фальсифицикации протоколов избирательных комиссий.

17 октября 2017

Когда уже гребаные клептоманы сдохнут от обжорства!!??

16 октября 2017

Если эта инициатива не будет принята, России как государству смерть, выживут разве что общины энтузиастов

14 октября 2017

"Срам стране, где учителя, пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботился об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обид? Можно ли ощущать построение при скрежете зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога." Напутствие Вождю.

14 октября 2017

Эта система оплаты труда априори ущербна! Неужели никто не "догадался" куда прилипнут деньги? Менять, менять, менять!!!

13 октября 2017

Голосую за решение одной из самых важных на данный момент проблем нашей страны! Конечно, 5 баллов!

13 октября 2017

Решение этой проблемы устранит множество других моментально! Невероятное количество бюджетных средств пойдет на решение тех проблем, на которые они и были предусмотрены. Наша страна действительно богатейшая, осталось только устранить гигантские отсосы. Призываю всех обратить внимание на эту важнейшую акцию!

13 октября 2017

То, что эта система оплаты труда является рычагом давления на работника проверено на что называется "на себе". Из-за личностных отношений моей дочери убрали все стимулирующие и прочие начисления, а оставили только голый оклад 4400,00руб. И это за 22 дня работы по 8 часов в медицинском учреждении. И хотя сейчас в нашей семье никто не относиться к бюджетникам, я поддерживаю эту инициативу всем сердцем.

13 октября 2017

Значение данной инициативы для людей и страны в целом трудно переоценить. Очередной раз выражаю свое восхищение мужеством и упорством И. Канторович. К сожалению,очень хорошо заметно и ответное упорство руководства всех уровней в адекватном реагировании - что заставляет сомневаться в "непредвиденности" последствий закона о НСОТ. Также считаю необходимым параллельно с этой проблемой поставить вопрос о необходимости пересмотра так называемых критериев эффективности бюджетных организаций и отдельных сотрудников в них (по крайней мере в области образования и здравоохранения). Эти критерии еще более убийственные и лукавые, чем в пресловутой VIMavia. Составление текста петиции и общественной инициативы могу взять на себя, но, к сожалению, не представляю, как это осуществляется технически.

13 октября 2017

В ответ предыдущему отзыву:
В том-то весь ужас, что они обогащаются ЗАКОННО. И постепенно они стали понимать, что ПО ЗАКОНУ они могут творить что угодно: самостоятельно увольнять сотрудников локальными актами,самостоятельно переводить их при том же объеме работы на 0,8 и т.п. ставки. Увеличивать нагрузку сотрудников в разы и т.п.

13 октября 2017

Как бюджетник согласна с автором инициативы, что руководители бюджетных организаций вместо стимулирования работников, используют данную систему оплаты труды для собственного незаконного обогащения.

13 октября 2017

Цены растут, тарифы на ЖКХ тоже, а бюджетникам вообще не индексируют зарплаты. В этом году даже премии к Дню учителя не дали(

13 октября 2017

Из-за непрозрачности существующей системы оплаты труда в бюджетных учреждениях страны наступил полный развал всей системы здравоохранения и образования, последних остатков советского преимущества перед Западом! Нищенские зарплаты, отсутствие всяких стимулов к самообразованию, постоянная борьба за самовыживание привели к массовому оттоку имеющихся специалистов и крайне низкому уровню подготовки пришедших на замену "молодых специалистов"! Да и те массово отказываются работать в данных условиях и уходят в другие отрасли, а то и страны! Ситуация на грани "краха"!

13 октября 2017

Нельзя бесконечно оббирать народ. Нищета - поголовная. На каком основании те, кто в 91-м был в руководителях предприятий, захватил эти предприятия под свой полный контроль? На каком основании разрешено присвоение бюджетных средств с урезанием зарплат рядовых сотрудников? Этот грабительский "закон" не был и не может быть основанием для узурпации власти и средств для жизни.

13 октября 2017

Рыба тухнет с головы

12 октября 2017

Кудрин - козел и либераст!

12 октября 2017

И ещё добавление по вопросу, что президент не может вмешиваться. Когда надо было спасти от тюрьмы Сердюкова,- он тут же вмешался и защитил его от суда. А людям лапшу на уши вешал: "Пока суд не назовёт..." Суд не назовёт родственника президента вором, пока президент его защищает. А здесь он якобы не имеет права вмешиваться. Считает всех людей за дураков.
Слава такому президенту!

12 октября 2017

В Администрации президента сидят хорошо обученные люди, главная и единственная задача которых - издеваться над людьми. Выданный ими ответ в точности соответствует их задаче. Писать в Администрацию президента по любому вопросу бессмысленно. И я писал и тысячи других людей писали, и ответ всегда даётся всем одинаковый:"Идите отсюда куда подальше." Вот такой у нас президент.

Организатор проекта:

Канторович Ирина Витальевна

Адрес организации:

Показать на карте

Канторович Ирина Витальевна, к. ист. наук

+7(915)381-34-72, +7(499)308-23-24

irinakant3@gmail.com

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Воздух свободы
alt

7 место в номинации
Воздух свободы

Рейтинг: 4.67

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 4

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X