Социально-экономический проект Наукограды Республики Татарстан

Татарстан, Казань

Цель и задачи

КОНЦЕПЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
НАУКОГРАДА (ГОРОДА-СПУТНИКА)
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цели:
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий» от 07.11.1997 года №1171 и Федеральным Законом «О статусе наукоградов Российской Федерации» и разработанной программой организации наукоградов на территории Республики Татарстан, которая развивается по инициативе ряда международных, общественных и научных организаций,- среди которых,- Академия информатизации РТ, МИЭП, Российский экологический Центр, Академия наук РТ, под патронажем Кабинета Министров РТ и Администрации Президента РТ проводится работа по организации и функционированию наукограда на территории Республики Татарстан.
Традиционно, ранее в СССР, а сегодня в РФ, научные центры, такие как Дубна, Королев, Черноголовка, Жуковский строились как города-спутники вблизи крупных промышленных центров с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек, где проводились научные исследования и разработки во многих направлениях естественнонаучных и теоретических изысканий.
В современных условиях, предпочтение отдается городам-спутникам с населением 2-5тыс. человек и охватывающих до нескольких, узкоспециализированных направлений научной и научно-прикладной деятельности, с единым административно-научным центром и коттеджным или малоэтажным (таунхаусы) расселением работников вблизи или вокруг него, что позволяет уменьшить затраты на коммуникации, дороги и другие инфраструктурные элементы проекта.
Проект «Наукограды Республики Татарстан» (далее НРТ) имеет определенную экономическую составляющую, которая, как правило, осваивается с помощью современных рыночных механизмов и технологий.
Во-первых, - это направления научной и научно-прикладной деятельности, ориентированной на краткосрочную и среднесрочную возвратность инвестированных финансовых ресурсов.
Во-вторых, - решение жилищной части проекта возможно за счет ипотечного кредитования, в большей части, семей молодых ученых.
В третьих, - решение вопросов финансирования проекта за счет финансовых ресурсов, отпускаемых федеральным центром, на подобного рода проекты, в объеме до 50 процентов от общего объема инвестиций.
С другой стороны сам город-спутник будет являться элитным центром притяжения для инвесторов, которые будут осваивать территории вблизи наукограда.
Вследствие вышесказанного особое внимание в предпроектной подготовке предполагается уделить работе по подбору оптимального места расположения города-спутника, предусматривающего перспективу развития прилегающего к городу пространства.
Проект рассматривался Президентом РТ, Премьер-министром РТ и другими государственными, научными и общественными деятелями и структурами.
Данный проект мог бы сыграть и дополнительную роль по укреплению международного статуса Республики Татарстан и г.Казани, как культурного и научного центра также и в плане подготовки и проведения Универсиады-2013 года в г.Казани и Республике Татарстан.
Таким образом при становлении и реализации проекта будут развиваться такие приоритетные направления человеческой деятельности как теоретическая и прикладная наука, высокие технологии и инновации в гуманитарной и технической сферах на уровне мировых стандартов с привлечением известных ученых мирового класса и талантливой молодежи из числа выпускников вузов Республики Татарстан.
Также в условиях дефицита квалифицированных научных кадров, связанных с большим их оттоком в последние годы за рубеж, одним из важнейших (приоритетных) видов деятельности наукограда можно считать повышение кадрового потенциала отечественной науки.
Другой важной целью в деятельности наукограда видится создание прикладных, межотраслевых и отраслевых компетенций, как некой системы знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в различных сферах науки и технологий, наделение этими знаниями и опытом как можно более широкого круга научных и технических специалистов, в том числе и вне стен наукограда.
Указанные цели, в конечном счете, направлены на достижение еще более глобальных рубежей социально-экономического развития государства, улучшение качества жизни и труда ученых, повышение инвестиционного потенциала конечного продукта их труда.

Для достижения рассматриваемых целей можно сформулировать ряд следующих основных задач:
1. Организация мероприятий по применению современных методов научных исследований на базе наукограда с привлечением молодых ученых, выпускников высших учебных заведений РТ, в также специалистов международного класса из АН РТ, других научных организаций, сторонних центров исследований.
2. Обучение, организация более тесного общения практикующих специалистов с научно-образовательной средой, взаимопроникновение теоретической научной мысли в плоскость практического применения внутри отраслей государственного хозяйства, в свою очередь, практического опыта работы научно-исследовательских организаций (как положительного, так и отрицательного) в научно-исследовательский и образовательный процесс.
3. Внедрение перспективных механизмов управления в рабочих группах наукограда, организациях, сотрудничающих с ним и т.д.
4. Проектное и программно-целевое обеспечение, методическая работа по разработке и реализации инвестиционных и производственных программ.
5. Участие в выработке и обосновании наиболее эффективных технических решений, технических регламентов, специальных технических условий в рамках осуществления государством, пределах своих полномочий, функций технического регулирования рынка научно-технического продукта, технологий.
6. Получение прибыли от коммерческой деятельности, как инструмента развития технического потенциала организации, как средства приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности и результаты НИОКР.
7. Обеспечение комфортным жильем научных кадров-работников наукограда.
8. Предоставление рабочих мест для персонала наукограда в соответствии с современными требованиями мирового уровня.

Основные функции наукограда:

1. Исследовательская деятельность
а) фундаментальные исследования:
б) научно-исследовательская работа по госзаказу, целевым программам и заказу работодателей;
в) создание передовых технологий;
г) инновационная деятельность.
2. Образовательная деятельность
а) отбор и мотивация молодых специалистов (КГАСУ, КГУ, КГФЭИ и др.) в процессе обучения и после окончания учебы, привлечение к участию в совместных работах;
б) подготовка и переподготовка кадрового состава научно-исследовательских организаций;
Форма данного вида деятельности – периодическая организация ускоренных тематических курсов обучения (не более 72 часов) с привлечением на коммерческой основе преподавательского состава ВУЗов, специалистов АН РТ и др.

2. Участие в разработке концепций и программ (по заданию АН РТ, Кабинета министров, Министерств)
а) в части научно-технического обеспечения мероприятий;
б) в части образовательной, аттестационной и квалификационной деятельности.

3. Трансфер современных технологий
а) проведение тематических семинаров;
б) участие в работе научно-технического совета АН РТ;
в) работа с выставочными организациями и т.п.;
г) создание и поддержание банка данных компетенций на базе специализированного Интернет-ресурса.

4. Участие в работе региональных и местных отраслевых объединений работодателей .
Разработка стандартов систем сертификации персонала и услуг, аттестация специалистов, функции учебно-консультационного центра.

Целевая группа

Российское и мировое сообщество ученых, представителей власти, гражданское общество. Структуру и штатный состав наукограда предлагается формировать на основе гибкого проектного подхода: а) организация рабочих групп, ориентированных на выполнение отдельных конкретных проектов; б) привлечение работников в проектные группы только на срок реализации проекта; в) в случае необходимости – привлечение сторонних квалифицированных специалистов к работе над «быстрыми проектами» (со сроком исполнения менее 3 мес.) по индивидуальным срочным трудовым договорам. Текущие задачи (на 2 полугодие функционирования наукограда): а) формирование кадрового ядра наукограда; б) организация управляющей структуры; в) проведение ряда тематических семинаров по текущим научно-техническим и хозяйственным проблемам наукограда; г) участие в организации международных специализированных конференциях, симпозиумах, форумах, семинарах, выставках; д) техническое обеспечение рабочих мест для специалистов наукограда; е) заключение соглашений, договоров о намерениях с академиями, научно-исследовательскими, образовательными и проектными организациями о совместной деятельности; ж) заключение базового пакета договоров (контрактов) на выполнение работ и оказание услуг на последующий период; з) оформление членства наукограда в соответствующих научных, научно-общественных и отраслевых организациях с получением допуска к соответствующим видам работ, получение аккредитации на осуществление сертификации и т.п.; и) подготовка годового отчета по итогам работы за первый год, проекта программы развития наукограда на среднесрочную перспективу и проекта бюджета на последующий период; к) формирование и ведение ЖКХ наукограда.

Статистика

Площадь наукограда Иннополис 1200 га. Город строится в 3 очереди. Построена 1-я очередь. Население выросло до 5 тыс. человек. До 2030 года планируется население в 120-150 тыс. чел.
Жизнь в

Площадь наукограда Иннополис 1200 га. Город строится в 3 очереди. Построена 1-я очередь. Население выросло до 5 тыс. человек. До 2030 года планируется население в 120-150 тыс. чел.
Жизнь в IT-городе должна закипеть к концу 2020 года: к этому времени население Иннополиса вырастет до 24,5 тыс. человек, указано в генеральном плане развития. Пока иннополисян (так называют себя местные жители) в 12 раз меньше, поэтому город больше напоминает кадры из фантастических фильмов о жизни на Земле после исчезновения людей: современные новехонькие здания, но встретить на улице человека или проезжающую машину — большая удача. Путь от домов до университета или технопарка занимает не более десяти минут, за ними леса и поля, откуда иногда прибегают зайцы, рассказывают местные жители. Одинокие прохожие быстро скрываются в подземных переходах, где аналогия с фантастикой пока только усиливается: весной их затопило паводковой водой, которая текла даже из видеокамер на потолке.

О нас в СМИ

06.12.2014, «БИЗНЕС Online» Рамиль Булатов: «Надо создать нетерпимое общественное мнение в отношении плагиата»

 

25.10.2017, материалы Форума стратегического планирования в городах и регионах России, Санкт-Петербург 23-24 октября, 2017 ЭКО-Полис: центр влияния на глобальные установки по экологизации экономики региона

 

 

2015 год. Книга, ISBN 9785447422943 Экология. Социум. Экономика

 

 

№ 5 (79), май, 2013, журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда" ИННОПОЛИС И СМАРТ-СИТИ: В КАЗАНИ СОЗДАЮТСЯ НАУКОГРАДЫ «ЗЕЛЕНЫХ» ИННОВАЦИЙ

 

Отзывы: 1

default avatar

18 февраля 2019

Проект набрал обороты в социально-экономическом поле России, Республики Татарстан, по его основным положениям строится наукоград Иннополис, планируется строительство наукограда Смарт Сити Казань. Однако, в этом глобальном проекте есть подпроекты, такие как, например, Эко-полис. Всем этим соображениям и посвящен настоящий проект.

Организатор проекта:

Представительство Общероссийской общественной организации "Российский экологический центр" в Республике Татарстан

Адрес организации:

420078, РФ, РТ, Казань, ул.Сортировочная, 36 "А"

Показать на карте

Булатов Рамиль Исмагилович

+79655902274

ramil55@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Получатель: Булатов Рамиль Исмагилович, счет 40817810662001613629 Отделение "Банк Татарстан" № 8610 ПАО Сбербанк России, ИНН 7707083893 БИК 049205603 Корр.счет 30101810600000000603 Код подразделения 428610042 г.Казань, ул.Большая Красная, 29 А

Голосование завершено. Благодарим за поддержку инициатив!
Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 2

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X