«Усынови заказник»

Алтайский край, г.Барнаул 33560

Цель и задачи

Ландшафты Алтайского края очень разнообразны: черневая тайга, вечнозелёные полосы сосновых ленточных боров, предгорные степи, солёные и пресные озера, солончаки и горные вершины. 





Для сохранения этого богатства, организована сеть особо охраняемых природных территорий. Она включает 37 региональных заказников, 63 памятника природы, природный парк «Ая» и заповедник «Тигирекский».





Площадь заповедных территорий составляет всего 4,5% от общей площади Алтайского края. Это самый низкий процент в Сибирском федеральном округе. Например, у наших соседей – Республики Алтай – площадь особо охраняемых природных территорий составляет 26%.



 



К сожалению, в силу отсутствия бюджетных средств и полномочий государственных органов, далеко не все эти территории обеспечены надлежащей охраной. На 37 заказников работают всего 20 егерей (!!!), которые не обеспечены в должной мере ни техникой, и бензином. Как следствие, заказники остаются не защищенными от всё нарастающего разрушительного влияния хозяйственной деятельности человека.



Так разорительные рубки леса ведут к уничтожению редких видов и мест их обитания.





Заповедный статус не спасает заказники от антропогенного загрязнения: не редкость в лесу несанкционированные свалки или загрязнение промышленными отходами…





Ещё одна проблема особо охраняемых природных территорий – палы и пожары, которые происходят в большей степени по вине человека.





Отдельная проблема – браконьерство…





Однако необходимо отметить, что некоторые из этих проблем вполне по силам решать школьным экологическим группам на местах.



Зачастую, это так и происходит: ребята проявляют большой интерес к дикой природе и стараются делать всё возможное для её сохранения. Но, к сожалению, эта работа обычно носит спонтанный характер, так как учителя, педагоги, руководители детских объединений, как правило, не имеют большого опыта в природоохранной деятельности и возможности обмениваться уже полученными навыками.



 



Осознав это, мы поставили перед собой цельпривлечение внимания населения к проблемам особо охраняемых природных территорий и объединение усилий детских экологических коллективов по сохранению дикой природы Алтая.


•​ Исследования ценных природных объектов и систем на существующих ООПТ, поиск сохранившихся уголков природы и придание им охранного статуса.

Для выполнения данной задачи реализуются мероприятия: исследовательские экспедиции и экскурсии, наблюдения, направленные на изучение природных особенностей подшефной территории; мониторинг ценных природных объектов, а также редких и исчезающих видов растений и животных; поиск новых мест обитания «краснокнижников»; консультации и методическая поддержка от экспертов и учёных; участие в зимних маршрутных учётах; поиск и мониторинг популяций инвазионных видов растений; изучение состояния водных объектов; ведение фенологических наблюдений; выявление угроз ценным природным объектам и сообществам; выявление нарушений природоохранного законодательства – для детских коллективов эта работа выстроена в виде сезонных исследовательских конкурсов.

•​ Слежение за состоянием охраняемых территорий и оказание им конкретной практической помощи.

Для выполнения данной задачи реализуются мероприятия: предотвращение (минимизация) угроз ценным природным объектам и сообществам; выделение зон особой охраны в заказниках; создание новых особо охраняемых природных территорий; пресечение нарушений природоохранного законодательства; изготовление и установка разнообразных искусственных гнездовий для птиц; организация галечников и порхалищ; заготовка веников для подкормки копытных; организация солонцов и кормушек для копытных в период зимней бескормицы; проведение противозаморных мероприятий на водоёмах.

•​ Формирование положительного отношения населения к особо охраняемым природным территориям.

Для выполнения данной задачи реализуются мероприятия: работа со средствами массовой информации: интернет-ресурсы, районные и краевые печатные издания – подготовка публикаций о проводимой работе в районах на особо охраняемых природных территориях; изготовление и установка информационных баннеров и аншлагов на особо охраняемых природных территориях, а также в прилежащих населённых пунктах; проведение просветительских кампаний и мероприятий для молодёжи и взрослого населения; изготовление и распространение информационных листовок; проведение фотовыставок; проведение летних экологических лагерей для молодёжи с вовлечением экспертного и научного сообщества для передачи знаний, опыта и навыков исследовательской и практической природоохранной работы.

Мы в интернете

http://usynovizakaznik.blogspot.ru/

 

Онлайн жизнь проекта кипит в соц.сети ВКонтакте: https://vk.com/usynovi_zakaznik

Целевая группа

- сельские дети и подростки; - молодёжь и студенты естественно-научных факультетов; - сельские учителя; - органы исполнительной власти в сфере охраны и использования природных ресурсов Алтайского края; - научное сообщество, эксперты общественных природоохранных и экологических организаций; - лесопользователи и охотпользователи; - охотники-любители, натуралисты; - средства массовой информации.

Статистика

С 2006 года на постоянной основе в Алтайском крае реализуется программа «Усынови заказник». Шаг 1. Сельские школьные коллективы выбирают себе подше фную территорию: чаще всего это заказник или памятник природы, иногда ценная природная территория, не имеющая заповедного статуса. Шаг 2. Мы помогаем группе выстроить планомерную круглогодичную работу по трём направлениям: - исследования, - практическая природоохранная работа, - экологическое просвещение. Постоянно курируем наши коллективы в сельских районах, оказывая экспертную, методическую и консультационную поддержку, выезжаем к ним для проведения совместных мероприятий со школьниками.   Сегодня на территории Алтайского края в рамках программы «Усынови заказник» установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 25 школьных групп в 17 районах, «усыновлены» 12 заказников и 4 памятника природы 1 ключевая орнитологическая территория и 12 других ценных природных территорий.   За время нашей работы в Алтайском крае одним из важных достижений стало создание памятника природы краевого значения «Горы Берёзовая и Вересковая» школьной командой «Борцы экологического движения» в Алтайском районе. Ряд предложений участников программы «Усынови заказник» учтены в Схеме размещения и развития региональных особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 г. (утверждена Постановлением администрации Алтайского края №418 от 12.08.2013 г.) среди них: - расширение Бащелакского заказника; - создание ботанического памятника природы «Калиновский колок»; - создание памятника природы «Скальный каньон на реке Кизиха (Каменная речка)». В настоящий момент ещё семь участников проекта готовят свои предложения по приданию заповедного статуса своим подшефным природным территориям.   Участники проекта собирают сведения о ценных природных объектах и экосистемах своих подшефных территорий. Эта информация используется Минприроды Алтайского края для выделения зон особой охраны в региональных заказниках. В настоящий момент проведено зонирование в 4 заказниках, готовятся предложения ещё для 5 особо охраняемых природных территорий.   В ходе исследований учителя и школьники накапливают ценный материал по распространению и состоянию популяций редких и исчезающих видов растений и животных, совершая порой даже научные открытия. Например, ученик Айской школы Денис Болотов обнаружил ранее не известный для Алтайского края вид – миногу сибирскую, который учёные тут же включили в региональную Красную книгу!   В 2016 году мы обобщили все сведения по редким и исчезающим видам, собранные нашими школьными группами на своих подшефных территориях, и передали в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Все эти сведения были внесены в новое издание Красной книги. Всего было передано 366 наблюдений для 71 вида, среди которых было более 50 новых, ранее не известных учёным мест обитания «краснокнижников». В 2017 году участниками программы собрано 237 наблюдения для 74 редких видов. Каждое наблюдение подтверждено фотодокументом, для большинства зафиксированы точные географические координаты, все они также переданы в профильное ведомство региона в рамках ведения базы данных региональной Красной книги.   Нами организованы восемь Летних Лесных Школ (всего через них прошли 937 человек). Это полевой лагерь на природе, где в течение недели вместе живут школьники, студенты, учителя и учёные. Эксперты на практике делятся своими знаниями и умениями, проводят полевые экскурсии и занятия для ребят и учителей.   Школьные коллективы в процессе своей работы на подшефных территориях налаживают сотрудничество с егерями заказников, охотоведами, лесниками, районными экологами. Сотрудничая с научным и экспертным сообществом, молодежь и сельские учителя публикуют научные статьи в серьёзных журналах и сборниках конференций разного уровня.   В 2016 году мы обобщили положительный опыт работы программы за 10 лет и в целях его тиражирования на других территориях, выпустили одноимённое методическое пособие – «Усынови заказник», которое находится в открытых источниках и доступно каждому, кто хочет сохранить природу своей малой родины.   Многие из школьников – выпускников проекта «Усынови заказник» – стали студентами биологических и географических факультетов. Они продолжают работу по сохранению дикой природы, приходят к нам в команду как добровольцы и приводят своих друзей, включаются в текущие проекты и предлагают собственные идеи.   Наши партнёры

О нас в СМИ

 

Хотите послушать радиопередачу о нашей работе? 

https://vesti22.tv/radio/utro-domiki-dlya-letayushchey-belki

https://vesti22.tv/radio/vek-zapovednikov-lentochnyy-bor-ego-obitateli-i-gosti

 

Если Вам нравится читать, предлагаем информацию о проекте в текстовом варианте:

http://altairegion22.ru/region_news/konkurs-krasnaya-kniga-altaiskogo-kraya-obyavili-v-regione_573001.html?sphrase_id=354072

http://altairegion22.ru/region_news/e179923.html?sphrase_id=354072

http://altairegion22.ru/region_news/e161725.html?sphrase_id=354072

http://altairegion22.ru/region_news/e171930.html?sphrase_id=354072

http://altaipriroda.ru/news/?id=6995

http://altaipriroda.ru/news/?id=6923

http://altaipriroda.ru/news/?id=6843

http://altaipriroda.ru/news/?id=6818

http://altaipriroda.ru/news/?id=6525

http://altaipriroda.ru/news/?id=6273

http://altaipriroda.ru/news/?id=6231

http://altaipriroda.ru/news/?id=6157

http://altaipriroda.ru/news/?id=6140

http://altaipriroda.ru/news/?id=5942

http://altaipriroda.ru/news/?id=5219

http://altaipriroda.ru/news/?id=4872

http://altaipriroda.ru/news/?id=3634

http://altaipriroda.ru/news/?id=3029

http://www.ap22.ru/paper/paper_21530.html

http://www.ap22.ru/paper/V-Altayskom-krae-shkol-niki-obnaruzhili-novyy-vid-ptits.html

http://www.ap22.ru/paper/Sozdayut-zhivoy-dokument.html

http://www.ap22.ru/paper/Tayny-Lebedinogo-ozera.html

http://www.ap22.ru/paper/Altayskie-shkol-niki-nashli-krasnoknizhnyh-ptits-v-krymskom-Arteke.html

http://www.ap22.ru/paper/paper_10210.html

http://www.ap22.ru/paper/paper_33940.html

http://www.ap22.ru/paper/paper_9778.html

Отзывы: 19

default avatar

10 ноября 2017

Экологическое, конечно!!!

10 ноября 2017

Замечательный проект, достойный поддержки!
Экономическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности в наше . И на мой взгляд, данная инициатива действительно полезна.

10 ноября 2017

Значение проекта трудно переоценить, поскольку он учит подрастающее поколение рачительно относится к земле, на которой ему предстоит жить. И учит действенно и эффективно. В проект вовлечено (и увлеченно вовлечено) большое количество школьников, проект имеет заметный общественный резонанс и приносит реальные результаты.

10 ноября 2017

Я со своими детьми - отрядом "Караван" работаем по этому проекту с 2014 года. И нам крупно повезло, что судьба свела нас с ним. Считаю, что этот проект - уникальный. Уникальность его в том, что он реально, чётко, слаженно работает, и не просто работает, а постоянно набирает обороты. Всё это благодаря отличной команде проекта - людям, увлечённым делом изучения и сохранения природы своей малой Родины. Среди них и профессиональные ученые, и любители, фотографы и программисты, орнитологи и бёрдвотчеры, кого только нет. Нет ни капли сомнения, что именно этот проект достоин премии!

10 ноября 2017

Я со своими детьми - отрядом "Караван" работаем по этому проекту с 2014 года. И нам крупно повезло, что судьба свела нас с ним. Считаю, что этот проект - уникальный. Уникальность его в том, что он реально, чётко, слаженно работает, и не просто работает, а постоянно набирает обороты. Всё это благодаря отличной команде проекта - людям, увлечённым делом изучения и сохранения природы своей малой Родины. Среди них и профессиональные ученые, и любители, фотографы и программисты, орнитологи и бёрдвотчеры, кого только нет. Нет ни капли сомнения, что именно этот проект достоин премии!

10 ноября 2017

Этот проект - замечательный пример того, как совместными усилиями мы можем делать очень нужную работу. Одно из главных его достоинств - воспитание экологического сознания подрастающего поколения не с помощью красивых слов, а посредством конкретных дел. Проект безусловно достоин премии и поддержки!

10 ноября 2017

Человек должен помогать природе во всем! Сохранение ООПТ - это огромный вклад в будущее. Важно не только то, что останется после нас, а каким мир будет жить дальше, как дети будут относиться к нему и какими будут наши дети. "Усынови заказник" - это один из лучей солнца, согревающих в сердце надежду. Поддерживаю этот проект и желаю победы!

10 ноября 2017

Такой замечательный, а главное уже такой долгий! проект определенно требует поддержки. Всей душой за него!

10 ноября 2017

Мы с ребятами, во главе с нашим руководителем тоже принимаем участие в проекте! Всё очень нравится! Узнаём много нового. Проект "Усынови заказник" заслуживает первое место! Благодаря ему, мы завели новые знакомства, узнали много нового, интересного и поучительного)

10 ноября 2017

Занимаюсь по данному проекту уже 3 года, и могу сказать, что он определено заслуживает 1 место! Проект дает его участникам очень многое - новые знания, встречи, знакомства, консультации учёных (что немало важно), впечатления, эмоции, воспоминания. Помимо этого, проект дает и толчок в науку - каждый школьник, интересующийся изучение природы, может подобрать себе увлечение по душе - наблюдение за птицами, животными, насекомыми, растениями, грибами и многое-многое другое. Экологическое воспитание сейчас очень актуально.

10 ноября 2017

Этот проект действительно необходим. Воспитание в детях любви к родной природе - есть элемент общего воспитания любви к Родине. Это работа на наше общее будущее.

10 ноября 2017

Согласен с ранее сказаным этот проект необходим! Мне выподал случай поработать совместно с участниками проекта и в результате этого я убедился, что он необходим не только для сохранения дикой природы (что является важной задачей этого проекта), но и воспитание молодого поколения. Их отношения как к самой природе так и самому себе.

10 ноября 2017

Такие проекты как "Усынови заказник" необходимы для успешного экологического просвещения подрастающего поколения.
Удачи организаторам проекта!

10 ноября 2017

Отличный проект, значимый и полезный как окружающей природе, так и самим детям. Это и навыки наблюдения и анализа, и привычка видеть прекрасное в незаметном и беречь хрупкую гармонию! Организаторы большие молодцы! Удачи!

10 ноября 2017

Лучший проект с детьми, что я видел.

10 ноября 2017

Первая наша встреча с участниками проекта "Усынови заказник" состоялась весной 2017 года.На тот момент для меня было это всё новое.Я с интересом слушала школьников,учителей,которые рассказывали о своей работе на подшефной территории.Дети с удовольствием рассказывали о своих наблюдениях,делились впечатлениями.Мне тоже захотелось попробовать.После этой встречи я вовлекла в эту работу и свою одноклассницу)Тогда я и подумать не могла,что через некоторое время на нашем неприметном водоёме и его окрестностях мы обнаружим около 30 видов птиц.Да,безусловно,для многих участников это небольшая цифра.Но для нас это правда было ДОСТИЖЕНИЕМ)Большое спасибо Людмиле Валерьевне,что она всегда помогает и поддерживает нас!)

10 ноября 2017

Данный проект необходим нам, сельским жителям (в первую очередь, подрастающему поколению). В рамках программы Усынови заказник мы имеем возможность грамотно выстроить работу на своей подшефной территории. У нас есть уникальная возможность получить консультацию специалистов, это было бы просто не реально сделать без данного проекта. Кроме того, здесь имеют возможность общаться единомышленники, делиться опытом, перенимать этот опыт, что немаловажно в нашем общем деле -сохранении биоразнообразия и выявлении ценных и редких объектах. "Усынови заказник" позволяет нам быть ближе к природе, учит ценить то,что имеем и сделать всё возможное, чтоб дикая природа оставалась дикой.

10 ноября 2017

"Усынови заказник" -- лучшее, что произошло в сфере экологического воспитания и природоохранного образования детей в России в последние 10 лет. Безусловно премия! Абсолютный победитель!

10 ноября 2017

Ребята проделывают колоссальную работу, сохраняют биоресурсы, привлекают молодежь. Очевидно - проект достоин премии!

Организатор проекта:

Геблеровское экологическое общество

Адрес организации:

Алтайский край, г. Барнаул, ул. 50 лет СССР, д. 72, кв. 8

Показать на карте

Пожидаева Людмила Валерьевна

+7(923) 641-00-88

teriology@yandex.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Зеленая планета
alt

156 место в номинации
Зеленая планета

Рейтинг: 4

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 0

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X