Формирование экологического мировоззрения и профессиональной ориентации в области охраны и восстановления природной среды на примере ценностного подхода к озеру Байкал - крупнейшему региональному природному объекту и объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Разработка и внедрение в школьное образование Иркутской области программы и учебно-методических пособий по спецкурсу «Байкаловедение».
Мероприятия:
2002-2006 гг. - разработка и издание авторской программы спецкурса «Байкаловедение» для 5, 6 (7) классов (авторы Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова) и учебного пособия «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» (автор Е.Н. Кузеванова).
2006 г. – получено решение областного Экспертного Совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области от 20.11.06 № 3597 о внесении программы и учебного пособия по байкаловедению в областной банк данных и рекомендация к использованию в практической деятельности образовательных
2011-2012 гг. – при участии авторов проведена апробация авторской радикальной учебной программы спецкурса по байкаловедению Е.Н. Кузевановой и Н.В. Мотовиловой и учебных пособий «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 (6) класс; «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» (Приказ № 214-08-792/8 от 02.06.2008 г. администрации г. Иркутска. Начальник Управления; Приказ № 214-08-1806/9 от 03.11.2009 УО КСПК администрации г. Иркутска. Начальник Управления; Распоряжение № 268 от 22.03.2011 г. УО КСПК администрации г. Иркутска. Начальник Управления; Приказ УО КСПК администрации г. Иркутска «Об открытии эксперимента по апробации учебно – методического комплекта «Байкаловедение» № 214-08-1364/11 от 01.09.2011г.; Приказы «О продолжении эксперимента» 31.08.2012 № 214-08-1499/12; 31.09.2012 г. № 214-08-1496/12; 01.09.2013 № 214-08-1373/13).
2011-2014 г. – При участии разработчиков учебно-методического комплекта (УМК) по байкаловедению Министерством образования Иркутской области был проведен областной эксперимент по апробации УМК. В эксперименте участвовало 37 образовательных учреждений Иркутской области.
2012 г.- участниками Ассоциации Т.Н. Климентьевой и Н.В. Стениной разработаны и изданы дидактические материалы к программе по байкаловедению - «Байкальские забавы».
2013 г. – разработаны и изданы контурные карты к учебному пособию «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» (Е.Н. Кузеванова).
2012 г., 2014 г. – разработана, издана учебная книга Е.Н. Кузевановой и В.Н. Сергеевой «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней».
2015 г. - Проведены Е.Н. Кузевановой семинары по Байкаловедению среди школ Иркутской области и Республики Бурятия (выездные семинары в Слюдянском районе (Слюдянка, Байкальск), в Ольхонском районе (пос. Хужир, Черноруд), в Республике Бурятия в Республиканском эколого-биологическом центре (http://ecosystema2008.narod.ru/publ/news/2015/seminary_po_bajkalovedeniju_v_bajkalskom_regione/25-1-0-62
2018 г. - разработаны и адаптированы к федеральным государственным стандартам образования новые программа, учебная книга и рабочая тетрадь «Введение в байкаловедение 5 класс» авторами Е.Н. Кузевановой, Т.Н. Климентьевой, Н.В. Стениной.
- школьники Иркутской области, 5,6 и 7 классы. - учителя 5,6 и 7 классов образовательных учреждений Иркутской области.
Ресурсные особенности регионов - основа, определяющая развитие экономики страны. В настоящее время Россия испытывает серьезный дефицит высококвалифицированных кадров, заинтересованных в са
Ресурсные особенности регионов - основа, определяющая развитие экономики страны. В настоящее время Россия испытывает серьезный дефицит высококвалифицированных кадров, заинтересованных в самореализации на региональном уровне – на территории земли, на которой человек родился, вырос и получил образование. В последние годы Правительству страны приходится принимать специальные программы по привлечению кадров для развития таких территорий, как Сибирь и Дальний Восток. Наряду с созданием условий для самореализации уже готовых специалистов, необходимо уделять большее внимание развитию регионального компонента образования, основанного на формировании у молодого поколения ценностного подхода к ресурсам малой Родины и раскрытии перспектив самореализации в своем регионе. C 2002 г. в Иркутской области по инициативе коллектива научных сотрудников и учителей, объединившихся в общественную организацию «Ассоциация Байкальская экологическая сеть», разрабатывается и внедряется в школьное образование Иркутской области образовательная программа естественно-научного направления «Байкаловедение» (5, 6. 7 класс). Программа раскрывает региональную специфику Байкальского региона - наличие уникального природного объекта, крупнейшего и древнейшего пресноводного водоема озера Байкал, оказывающего значительное влияние на развитие науки, экономики, культуры региона.
В 2006 году члены Иркутской областной общественной организации «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» - научные сотрудники Академии наук, учителя, методисты образования разработали программу спецкурса по байкаловедению для 5, 6 и 7 классов. Программа была утверждена на уровне Департамента образования г. Иркутска, а затем на областном уровне и рекомендована образовательным учреждениям для использования в учебном плане. За 12 лет использования в учебном процессе для реализации программы инициативная группа подготовила три учебные книги, дидактическое пособие «Байкальские забавы», контурные карты, методическое пособие «Олимпиада по байкаловедению».
В 2009 г. Ассоциация Байкальская экологическая сеть стала лауреатом II степени национальной премии «ЭкоМир» в номинации «Экологическое образование и просвещение» за проект «Разработка, издание и внедрение учебно-методических материалов по байкаловедению в национально-региональный компонент учебного плана образовательных учреждений Иркутской области».
В 2011 г. авторы Е.Н. Кузеванова и Н.В. Мотовилова получили диплом III степени Третьего Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.
Учебная книга Е.Н. Кузевановой и В.Н. Сергеевой «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» получила диплом победителя регионального конкурса "Лучшая книга года-2014".
Для подготовки учителей по курсу «Байкаловедение» С 2006 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, а с 2014 г. Институт развития образования организует и проводит для учителей курсы повышения квалификации по экологии и байкаловедению.
Образовательная программа по байкаловедению для школьников приобрела масштабный характер как в Иркутской области, так и в Республике Бурятия. С 2009 г. ОГОБУ ДОД «Центр развития дополнительного образования Иркутской области» (далее ЦДО) совместно с Байкальским музеем Иркутского научного центра проводят для школьников Иркутской области летнюю школу по байкаловедению и олимпиаду «Знаток Байкала». Министерство образования Иркутской области, организации дополнительного образования, общественные организации проводят олимпиады по байкаловедению городского областного, регионального и международного уровней уже более 10 лет (http://www.wood.ru/ru/lonewsid-50539.html, https://www.rgo.ru/ru/article/xii-olimpiada-po-baykalovedeniyu). Учебные книги, а также методическое пособие Е.Н. Кузевановой «Олимпиада по байкаловедению» помогают школьникам Иркутской области и Республики Бурятия готовиться к олимпиадам по байкаловедению.
В Бурятии по примеру Иркутских авторов был создан комплект по байкаловедению для начальной школы (https://ria.ru/society/20130221/923976201.html).
9 июня 2011 г. губернатор Иркутской области выступил на заседании президиума Госсовета России по экологии и привел пример развития программы и учебников по байкаловедению в Иркутской области (http://www.irk.ru/news/20110610/awards/, http://ecosystema2008.narod.ru/publ/news/2011/voprosy_ehkologicheskogo_vospitanija_i_bajkalovedenija_na_zasedanii_prezidiuma_gossoveta_rossii/9-1-0-22)
По данным Министерства образования Иркутской области на 2015 год по программе спецкурса «Байкаловедение» занималось более 23 000 школьников.
В 2015 году Региональное учебно-методическое объединение заслушав отчет коллектива авторов, рекомендовало адаптировать материалы к новым Федеральным государственным стандартам образования.
В 2018 г. коллектив Ассоциации Байкальская экологическая сеть при грантовой поддержке Губернского собрания Иркутской области разработал и адаптировал к ФГОС новую программу, учебную книгу (синяя книга) и рабочую тетрадь для 5 класса «Введение в байкаловедение» (http://www.bm.isc.irk.ru/novosti/86-den-baykala-2018.html). В декабре 2018 г. по результатам выполнения гранта разработчики представят обновленные и адаптированные к ФГОС программы, учебные книги (белая и зеленая книга) и рабочие тетради по байкаловедению для 6 и 7 классов.
Перечень основных учебно-методических материалов по байкаловедению, разработанных авторами проекта за период с 2006 по 2018 гг.:
http://www.baikalfund.ru/news/article.wbp?article_id=84e8aceb-63df-4980-b67a-348b0081e311
https://www.irk.ru/news/20110610/awards/
https://irkutskmedia.ru/news/417244/
http://school-collection.edu.ru/news/novoe/2531/
http://www.vsp.ru/2015/01/20/i-dlya-vzroslyh-tozhe/
http://irk.land/article/elena-kuzevanova-berezhnoe-otnoshenie-k-baykalu-formiruetsya-s-detstva/
Иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть»
Адрес организации:
664082 г. Иркутск, мрн Университетский 92 кв. 93, а/я 229
Кузеванова Елена Николаевна
+7(908) 65-04-385
Хороший и актуальный курс для школьников Прибайкалья. Благодарность авторам и пожелания удачи!
Байкаловедение дает детям не только представления о ценностях Родины и усиливает духовную составляющую каждого. Спецкурс открывает возможности самореализации , ориентирует молодежь в поиске своего дела жизни для благоустройства байкальской земли и сохранения ее уникальной природы.
С удовольствием буду использовать этот учебник на уроках экологии и классных часах.
Байкал! Одно из уникальных мест на ЗЕМЛЕ.. Детям просто необходимо знать в чем эта уникальность. Им необходимо прививать любовь к природе, научить беречь природу, научить бережно относиться ко всему, что окружает их. Как никогда вовремя появляется учебник где представлено все о Байкале, даны основные принципы взаимоотношений ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ . Учебник сам по себе уникален ещё тем , что будет интересен не только детям, но и их родителям. Считаю, что необходимо поддержать авторов учебника.
Хороший учебник,нужный.То, что он даёт, - ту информацию, знания, отношение к Байкалу и вообще к природе , - необходимо детям. Да и взрослым тоже. Поддерживаю авторов!
Очень интересный учебник, необыкновенно актуальная тема. Байкал - это природное чудо России, крайне важно давать детям знания о нем!
Книга интересная и увлекальная. Вернее учебник. Даже мне было интересно читать, особенно меня поразил факт существования в далеком прошлом динозавров в районе Гусиного озера. А это место моего детства!
Озеро Байкал - не только один из красивейших уголков планеты. Оно имеет непреходящую научную и познавательную ценность. На Байкале вместе сходятся учёные самых разных специальностей для совместного решения научных проблем. На примере природных особенностей Байкала можно изучать самые различные разделы естествознания. Призываю других проголосовать за Байкал - национальное достояние России.
Без всякого сомнения, этот образовательный проект для будущего Поколения, которое будет заботиться о Жемчужине России- озере Байкал!!! Голосую "за"!!!
Очень-преочень нужно всем !даже не только тем ,кто живет вокруг Байкала!!!
Полезный, важный, нужный, своевременный проект!
А почему только Иркутская область? А прилегающая к Байкалу Бурятия? Там Ваш учебник - дефицит, его готовы заказывать и использовать в работе и педагоги, и гиды заповедников и заказников.
Данный проект считаю интересным и актуальным
Очень познавательный проект.
Очень интересный, познавательный, нужный проект. Уникальное озеро Байкал заслуживает, чтобы дети изучали его.
Надо давать возможность тем, кто знает что делать! Много шума создано, но есть люди, которые годами своей жизни делают благо!
Я за проект. Байкал для россиян, как Севан для армян. Удачи.❤❤❤
Работа актуальная как никогда! Массовый туризм, все большая привлекательностьприродных ресурсов региона влекут за собой возрастающую нагрузку на весьма чувствительную экосистему Байкала. Последствия должны знать и понимать все люди, которые здесь живут, приезжают в гости и занимаются бизнесом. Спасибо за проект!
Несомненно актуальный проект! Так важно передать эти ценные знания о регионе подрастающему поколению. Искренне надеюсь, что он будет внедрен в школьную программу.
Прекрасная инициатива и проект. Приобщение молодёжи к этому вопросу и к участию в жизни региона повлечёт только положительные последствия. Уважение к краю,его окружающей среде,природе,должно иметь педагогический подход. Спасибо авторам.
Проекту- быть!
Ведь дети должны знать
Наш край родной,
Любить и защищать!
Необходимый материал для нашего региона. Мы всей семьёй с удовольствием пользуемся. Жаль, что такого курса не было в нашем детстве.
Нашему региону такой курс жизненно необходим! Поддерживаю эту прекрасную экоинициативу!
Приветствую всех! Я с 1999г. и по сей день напряжённо боролся за нашу природу и мною накоплено много материала, разоблачающего всех, кто наносил природе непоправимый ущерб. Могу при любой аудитории рассказать и показать, как уничтожали леса Гослесфонда РФ 1-й группы и КТО этим занимался и КТО прикрывал - всё раскрою и всех. Приглашайте.
Ждем возвращения курса Байкаловедение!!!
Всегда очень интересно знать о родном крае. Проект нужный и познавательный.
Проект очень познавательный. С сестрой читали учебник Байкаловедение, было очень интересно.
Очень интересный проект. Ребята должны знать, чем знаменит Байкал, чтобы понять, как им повезло, родиться на берегах Великого озера! Они могут поделиться своими знаниями с родными, друзьями.
Интересный, очень познавательный проект! Мы должны знать край в котором живем, мы должны понимать ценность и богатство нашего сокровища озера Байкал, мы должны любить свою малую Родину!
Очень интересный и познавательный курс. Он необходим не только для экологического воспитания, но и для воспитания патриотизма, любви к малой родине.
Очень нужный проект. Наши дети должны знать где они живут, чем знаменит наш регион. Уникальное наше озеро заслуживает чтобы ребята изучали его. Могли рассказать своим родителям, друзьям, родственникам. Проект воспитывает любовь к родному краю, малой родине
Очень нужный проект. Наши дети должны знать где они живут, чем знаменит наш регион. Уникальное наше озеро заслуживает чтобы ребята изучали его. Могли рассказать своим родителям, друзьям, родственникам. Проект воспитывает любовь к родному краю, малой родине
Очень нужный проект. Наши дети должны знать где они живут, чем знаменит наш регион. Уникальное наше озеро заслуживает чтобы ребята изучали его. Могли рассказать своим родителям, друзьям, родственникам. Проект воспитывает любовь к родному краю, малой родине
Отличный проект для региона.. для всех нас и в особенности, для детей, он чрезвычайно важен..
Здесь сочетается духовное развитие, воспитание чувств и ценностей природы, любви к людям в этой природе. Используется великое озеро и его обитатели как пример должного отношения и сохранения духовного и материального наследия. Точное попадание в раздел духовного наследия и воспитания духовности у детишек. Байкаловедение - пример для распространения по другим регионам страны
Сингилёва Елизавета - 11 лет. Занимаясь исследованием природы родного края (Тулунский район) с 2015 г., убедилась на практике,что приобщать наше юное поколение к экологической культуре надо с раннего детства! Только так удастся сохранить ОКРУЖАЮЩИЙ нас МИР, со всеми его природными богатствами! Байкал - ДОСТОЯНИЕ всего МИРА, и наша ГОРДОСТЬ! Узнавая все его тайны, которые в наши дни, известны не многим, важнейшая задача современности. Замечательно, что находятся люди, которые своим проектом, несут экологическую культуру Байкала в школы нашего региона! Спасибо Вам, от зарождающегося экологического поколения!
Очень интересно и познавательно. Рекомендую
Байкаловедение нужно рекомендовать к изучению не только жителям Иркутска, а как тема в Окружающий мир всем ученикам России.
Программа и курс байкаловедение не только познавательный, но еще очень интересный. преподавание курса имеет большое значение в воспитании экологической культуры и патриотических чувств
Читал вместе с внучкой все каникулы. Не оторвёшься
Программа познавательна, интересна. Она не только воспитывает экологически грамотного человека, но и формирует у ребят чувство гражданской ответственности за природу родного края. Данный проект продолжает дело, начатое нашим великим земляком Валентином Григорьевичем Распутиным.
Спасибо! Проект уникален и весьма значим среди школьников и педагогов.
Когда я читал вместе с детьми эти книги о Байкале, разбирал с ними вопросы и задания, то поразился насколько увлекательно и доходчиво можно учить детей. Я сам узнал много нового и понял, как важно рассказывать людям о Родине с малых лет. Курс по байкаловедению надо вести для всех школьников Иркутской области, от первоклассников и до 10 класса.
Я рада, что в нашей области в школах и в дополнительном Образовании у ребят есть возможность изучения такого увлекательного предмета, как байкаловедению, и данное издание, способствует развитию экологического мышления школьников и формирует ответственное отношение к природе родного края и объекту Всемирного наследия, к оз. Байкал.
Спасибо авторам учебника, за интересный и познавательный курс.
Данный Материал развивает школьников.
Формирует активную жизненную позицию в борьбе за экологию.
Программа по "Байкаловедению" помогает школьникам изучать богатство родного края, учит правильному поведению в природе, способствует развитию экологической культуры, формирует гордость за нашу страну.
Необходимо знать и гордиться своим достоянием. Мы за данный курс.
Учебник Байкаловедение - очень полезный для школьников. Данный спецкурс учит экологической грамотности, любви к родному краю.
Я являюсь руководителем волонтерского отряда "Друг". Мы использовали данный курс для подготовки экологической игры в рамках реализации проекта , посвященного 80 - летию Иркутской области. Почерпнули много полезной и увлекательной информации, по правилам поведения в природе. Спасибо авторам.
Мои ученики изучали данный курс. Получили практические знания о жемчужине Сибири - озере Байкал. Параллельно формировалась гордость за природу родного края, навыки поведения в природе, которые реализовывались во время пребывания на Байкале. Ученики с гордостью рассказывают об экологически грамотном поведении во время путешествия с семьей на Байкал.Считаю, что данный курс очень важен и нужен. Учебник Байкаловедения" с интересом читают учащиеся и родители.
Программа курса Байкаловедения реализуется в нашей школе более 15 лет. Данный предмет находит широкую поддержку со стороны родителей, учащихся. Продолжением курса является внеурочная занятость детей в учебное время и летом.
Содержание курса способствует формированию экологически грамотной личности, гражданской позиции и профориентационной работе с учетом региональных потребностей. Сафонова Елена Ивановна
Я считаю, что этот проект очень важен для детей Иркутской области и республики Бурятия!
Сколько лет и до сих пор не решён вопрос о подобном курсе , думаю ,что все прекрасно представляют ,что ждать просто невозможно, нужно ,чтобы все ,кому далеко не безразлична судьба Байкала объединят свои усилия и скажут , ДА ,и поддержат проект перед лицом тех,кому просто ничего не важно в жизни,кроме финансовой выгоды ,и безразличного подрастающего поколения,которым ведь так легко управлять ..
Очень хороший учебник. Содержит все сведения о Байкале, не перегружен и написан простым и легким к восприятию языком. Замечательная подборка таблиц и иллюстраций. Его интересно читать и взрослому человеку.
Наконец-то кто то думает о Байкале. Он уникален! Пусть и дети наши знают о нем, берегут его. Спасибо!
Что мы, родившиеся практически на берегу Байкала, чувствуем, когда видим реализацию таких уникальных проектов, как этот? Не только гордость за нашу землю, радость, что наши дети имеют возможность получить гораздо больше, чем их сверстники в других регионах! В этом проекте есть все ценности, которые важны для развития и наших детей и региона в целом! Уверена, что при нашей поддержке проект даст значимый толчок в развитии детей, молодежи, крепкой связи нескольких поколений и создаст важные стратегические ориентиры развития региона!
Аптекина Лариса
Проект уникален и весьма значим среди школьников и педагогов. Региональный курс "Байкаловедение" для 5-7 классов ведется во многих иркутских школах на протяжении 12 лет. Создана творческая инициативная группа педагогов, разрабатывающая дальнейшее развитие учебно-методического комплекта по байкаловедению как регионального компонента образовательной области "Естествознание" в условиях реализации ФГОС.
Уникальный проект! Очень необходим не только в нашем регионе (Иркутская область), но и для формирования культуры людей РФ. Курс "Байкаловедение" интересен ученикам всех возрастов! Люди должны и имеют право знать природу своей родины!
Уникальный по своей значимости проект направленный на популяризацию знаний об уникальном природном объекте.
Чрезвычайно актуальный и красивый по сути и содержанию проект. Его очень высоко ценят и дети, и взрослые. Спасибо авторам за самоотверженный и титанический труд.
Знать, любить и сохранить Байкал для будущих поколений. Курс "Байкаловедение" необходим для изучения.
Этот уникальный курс крайне важен для образования, а также для воспитания подростков 5-7 классов