«Социальное ориентирование семьи, воспитывающей ребенка-инвалида с аутизмом»

Алтайский край, Барнаул

Цель и задачи

Цель проекта - комплексная квалифицированная помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида с аутизмом.

1. Обеспечить индивидуальный подход к каждой семье при оказании психологической, социальной, юридической, педагогической помощи: индивидуальное и семейное консультирование и психологическая помощь и сопровождение каждой семьи.

2. Квалифицированного присмотра за детьми( пока родители находятся на консультациях) и проведения семейных праздников и культурно-массовых мероприятий для восстановления благоприятного микроклимата в каждой семье.

Проведение цикла семинаров, тренингов и практикумов для родителей, воспитывающих таких детей (тренинги, консультации будут проводится семейным психологом, детским психологом, воспитателем-дефектологом, логопедом, инструктором лфк, юристом). Для мам :релаксационные занятия, консультации по социальному ориентированию детей-инвалидов, прогнозирование и помощь в осуществлении бытового и образовательного маршрутов. Во время работы педагогов с родителями будет работать группа продленного дня и присмотр за детьми, организованы детские и семейные праздники. Дети будут разбиты на группы в зависимости от возраста и особенностей развития на группу неорганизованных дошкольников, предшкола( будущие первоклассники), подростки. С мамами так же будут проведены групповые и индивидуальные консультации с семейным психологом.

Целевая группа

Родители детей-инвалидов с аутизмом, дети - инвалиды с аутизмом

Статистика

1. Семья, в которой родился ребенок-инвалид, находится в острой психотравмирующей ситуации, практически для всех родителей характерен пессимизм относительно будущего такого ребенка. В такой ситу

1. Семья, в которой родился ребенок-инвалид, находится в острой психотравмирующей ситуации, практически для всех родителей характерен пессимизм относительно будущего такого ребенка. В такой ситуации высока вероятность распада семьи из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение такого ребенка, неспособности и неумения поддержать друг друга, отсутствия взаимопонимания. Отцы страдают от эмоциональных проблем, у них занижена самооценка и удовлетворенность детьми и семьей в целом. Матери подавлены, испытывают трудности с контролем негативных эмоций по отношению к себе и детям, что проявляется в различных соматических заболеваниях, вегетативных расстройствах. Такая семья становится малообщительной, избирательной в контактах- то есть вся семья становится аутичной, что, безусловно вредит ребенку в первую очередь.

2. Еще один информационный вакуум для родителей детей с аутизмом – это отсутствие достоверной и современной информации о методах и подходах в коррекционной работе с детьми с аутизмом. Родители не знают как правильно реагировать на агрессивное поведение своего ребенка, не знают как научить ребенка социально приемлемому поведению. Большинство детей с аутизмом не говорящие, либо имеющие задержку речевого и психического развития и родителям сложно жить и общаться с ребенком ,не имея от него обратной связи(речевой).

3. В связи с невозможностью оставить такого ребенка, даже ненадолго, в ввиду отсутствия квалифицированных опытных педагогов, дети-инвалиды остро нуждаются в грамотно организованном общении сверстников, в культурных мероприятиях, положительных эмоциях.

Для реализации задачи 1 были проведены мероприятия:

1. Оборудован кабинет семейного психолога, закуплена мебель: стол и кресло, а так же 10 стульев для проведения групповых занятий с родителями.

2. Проведено 84 индивидуальные консультации родителей с психологом из них:

13 консультации по тематике  выхода из стрессовой ситуации.

8 консультаций по поиску ресурсов.

5 консультаций по стабилизации эмоционального состояния мамы.

6 консультаций на тему агрессии.

12 консультаций по налаживанию эффективной коммуникации с ребенком с РАС.

30 консультации по поводу особенностей поведения ребенка с РАС.

14 консультаций по профилактике разводов в семье, воспитывающей ребенка инвалида с аутизмом.

3. Проведено 80 консультаций по социальному ориентированию, по 2 консультации для 40 семей. На первой консультации для семьи разрабатывался социальный маршрут, а на второй - были подведены итоги эффективности и результативности реализации данного маршрута.

    В ходе консультаций были выявлены ближайшие и дальнейшие цели в социальном развитии семьей, таких как частичная либо полная занятость мамы, совместный отдых, посещение ребенком детского сад и школы. В качестве ближайших целей родители обычно указывали – социализацию ребенка с РАС.

Были намечены пути поиска психологических и физических ресурсов родителей для реализации намеченных целей.

На первичной встрече в 32 семьях их 40 – дети а аутизмом не были социализированы, т.е. не посещали детский сад и школу. В ходе реализации социального маршрута 30 детей были выведены в детские сады и школы.

Итоги реализации социального маршрута:

 

 

первичный прием

итоговый прием

социализированные дети

8

38

не социализированные дети

32

2

у мамы есть хобби

12

32

родители занимаются спортом

5

19

между родителями напряженные отношения

24

16

мама работает

8

12

папа работает

32

32

у родителей есть совместный отдых

12

29

у семьи есть семейный отдых

11

40

 

4. Было проведено 44 групповых занятия с мамами по следующим тематикам(наполняемость 5 человек):

«Эмоции и чувства» – 12 занятий

«Стресс и пути выхода» - 4 занятия

«Семейные ценности» - 8 занятий

« Девочка-девушка-женщина»-4 занятия

«Целеполагание» - 5 занятий

«Добрая мама-поиск ресурсов»-8 занятий

«Учимся просит помощи» - 3 занятия

5. Было проведено 72 релаксационных занятия с мамами, направленных на внутреннюю гармонизацию женщины, формирование позитивного эмоционального настроя по следующим тематикам:

«Я - вселенная»-13 занятий

«Мое тело»-14 занятий

«Внутренний ребенок»-12 занятий

«Зеленый поток»- 5 занятий

«Песочная терапия»-8 занятия

«Зоны комфорта» -рисование акварелью-20 занятия

6. Для мам был проведен праздник «Красоты и здоровья» - 10 участниц

7. Проведен Семинар – практикум  для родителей «Эффективное семейное взаимодействие» - 12 мамочек.

Для реализации задачи 2 были проведены мероприятия:

1. Было закуплено оборудование:

   10 школьных стульев для оборудования игровой комнаты и проведения групповых занятий, а так же 3 магнитных доски для визуального расписания для структурирования повседневной  деятельности детей с РАС и для коррекции нежелательного поведения, а также были приобретены обучающие программы для «Запуска речи у неговорящих детей» для проведения логоритмических занятий в группе пребывания.  

2. Для детей была открыта ежедневная группа пребывания. За период реализации проекта было проведено 118 групп пребывания с воспитателем с ежедневными занятиями (наполняемость группы 6 ребят):

Творчеством - 118 занятий

Занятия физкультурой – 118 занятий

Музыкальные занятия(2раза в неделю) – 56 занятий

Логоритмические занятия по развитию и запуску речи- 56 занятий

График разбивки групп по возрасту, интеллектуальным и речевым возможностям:

Понедельник: «Школьники»(социальная адаптация, коммуникация)

Вторник: «Радуга»(коррекция нежелательного и агрессивного поведения)

Среда :«Малыши»(адаптация к детскому саду)

Четверг :«Радуга» »(коррекция нежелательного и агрессивного поведения)

Пятница: «Школьники» социальная адаптация, коммуникация)

3. Для детей , участников группы пребывания было проведено 30 тематических мероприятий согласно календарно - тематического плана воспитательной деятельности:

1.День знаний (Детский сад, школа, учитель, воспитатель, учебные

принадлежности, друзья, общение, знания)

2.Осень, погода, урожай (овощи и фрукты). Запасы на зиму.

3.Осенняя одежда и обувь. Моя одежда.

4. Я и моя семья. Имя и Фамилия.

5. Мои интересы. Я люблю.

6. Мальчишки и девчонки.

7.Мои друзья.

8. Мой дом.

9.Чистая посуда.

10.Моя комната. Любимая игрушка (игра, книга ит.д.). Мои вещи.

11. Бытовая техника. Применение. Безопасность. Самостоятельность в быту.

12.Я помощник. Домашний труд.

 

13. Моя школа. Зачем учиться?

14. Безопасность на дороге.

15. Режим дня. Отдых. Гигиена.

16. Я и мои эмоции (учимся выражать и понимать других).

17.Человек и его характер (знание и принятие).

18. Любовь. Дружба.

19.Я умею. Знания о своих возможностях, ситуация успеха.

20.Солнечная система.

21.Наша страна: Россия.

22.Наш город.

23.Мой дом.

24.Мое родословное дерево.

25.Сила музыки.

26. Сказка и рассказ.

27. Я чувствую.

 

28. Зимние виды спорта.

29. Подарки своими руками для близких и любимых.

30.Новый год.

4. Для детей группы пребывания было организовано 7 мероприятий:

- День защиты детей

-Здравствуй лето

-День знаний

-Праздник осени

-Папа и спорт

-Тролль вечеринка

-Новогодний праздник

 

5. Для семей  было организовано  15 выездных мероприятий:

-Муз концерт в Гуляевской гимназии - 22 семьи

-Музей счастья- 15 семей

-Бибилиотека №32-Экскурсия - 10 семей

Библиотека №32 – «Тайна книги»-14 семей

- Кафе «Лукошко» - 14 семей

-Планетарий- 15 семей

-Цирк – 24 семьи

-Мой космос – 30 семей

-Робоклуб – 26 семей

-Дорогою добра – 26 семей

-Детский город «Кидвиль»- 15 ребят

-Клуб Кенгурум «Пираты»-10 семей

-Клуб Кенгурум «Гуси лебеди»- 10 семей

-Клуб Кенгурум «Щелкунчик» - 10 семей

-Новогодний музыкальный вечер в Гуляевской гимназии-34 семьи.

   III. В ходе реализации проекта,  каждая семья получила всю необходимую комплексную помощь ( социальную, педагогическую, юридическую, психологическую), получила  необходимую информацию о своем ребенке, о его возможностях обучения, проживания и получения помощи от государственных органов, в системе образования,  социальной помощи на территории Алтайского Края. Постоянное педагогическое сопровождение позволило быстрее адаптироваться детей с РАС в среде сверстников, а также  подготовить ребят к выходу в учреждения образования: детские сады и школы.

   Постоянная психологическая помогла  семьям позволит восстановить благоприятный микроклимат в семье, наладить взаимоотношения с ребенком и членами семьи. Индивидуальная помощь позволила семье определиться с целями, задачами и конкретными  возможностями для их достижения. Комплекс мер позволил сохранить и укрепить семьи, находящиеся в трудной психологической ситуации.

 Продолжение проекта будет осуществлено в дальнейшем за счет грантовой поддержки, так как данная работа с семьями, воспитывающими детей с аутизмом должна проводиться на регулярной основе.

 

Отзывы: 0

Организатор проекта:

Алтайская Краевая Общественная организация родителей детей - инвалидов с аутизмом «Ступени»

Адрес организации:

АлАлтайский край, г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 27-3. Фактический: Павловский тракт, 82

Показать на карте

Рахно Светлана Владимировна

+7(983)542-67-43

makanaky@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Раздвинь границы
alt

41 место в номинации
Раздвинь границы

Рейтинг: 4.9

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 34

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X