«Ступени поддержки детей с РАС»

Алтайский край, Барнаул

Цель и задачи

Содействие успешной школьной адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС).

Задача №1: Изучение потребностей педагогов, обеспечивающих специальные условия для получения образования детей с РАС и информирование о возможности получения ими консультационной помощи в воспитании детей с РАС.

Задача №2: Консультирование педагогов об эффективных технологиях и методиках помощи детям с РАС, учитывая сложность нарушений и специфические потребности каждого ребенка.

Задача №3: Обеспечение супервизии применения эффективных технологий и методик помощи детям с РАС

Целевая группа

1: дети с РАС, имеющие другие нарушения развития, в том числе интеллектуальные 2: педагоги, работающие в отдельных образовательных организациях с детьми, имеющими РАС

Статистика

    В Алтайском крае проживает более 450 детей с РАС, более 200 из них имеют инвалидность. Право на получение общего образования обеспечивается как в рамках сегрегационной модели,

    В Алтайском крае проживает более 450 детей с РАС, более 200 из них имеют инвалидность. Право на получение общего образования обеспечивается как в рамках сегрегационной модели, так и инклюзивной модели для 165 детей. В отдельных образовательных организациях обучается 41 ребенок с РАС. Реализация педагогами адаптированных общеобразовательных программ (АООП) согласно ФГОС для детей с РАС затруднена на практике по ряду причин: проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его сверстников.  Часто принимается решение о выведении ребенка с аутизмом на надомное обучение, что никак не отвечает его особым образовательным потребностям и формирует дефицит социальных и коммуникативных контактов ребенка, что способствует его вторичной аутизации.

Надомное обучение также затрудняется отсутствием контакта с педагогом, наличием у ребенка с РАС агрессии, самоагрессии, аутостимуляций. В Алтайском крае сформирован опыт интеграции учащихся с аутизмом в общую и специальную образовательную среду специалистами АКОО "Ступени" с применением новых методик, корректирующих поведение и речь. У АКОО "Ступени" сформирована практико-ориентированная информационно-методическая база и работу ведут квалифицированные специалисты(поведенческий аналитик, психологи и тьюторы). Считаем, что данный опыт НКО должен получить массовое распространение и стать консультационным ресурсом для приобретения практического опыта специалистами образовательных учреждений в процессе работы с учениками с РАС и позволит школьникам с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и поможет ему войти в жизнь сообщества. В проекте использованы результаты пилотной деятельности по оказанию помощи детям с РАС, реализованного Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации.

Проект «Ступени поддержки детей с РАС» делает возможной и успешной школьную адаптацию детей с РАС. Педагоги, работающие с детьми с аутизмом узнали о новых методах работы с детьми с РАС и освоили практическое их использование. Педагоги получили помощь по пролонгированному сопровождению и поддержку в процессе создания условий для учащихся с РАС по их адаптации согласно их особым образовательным потребностям. Дети с РАС поняты и приняты педагогами, вопросы перевода учащихся с аутизмом на надомное обучение сняты полностью у всех детей, включенных в супервизию(те, кто был на очной форме) . По итогам консультаций педагоги смогли понять основные трудности детей, связанные с нарушение восприятия, отсутствием речи и нежелательным поведением. Педагоги, видя причину нарушений, теперь могут изменять образовательную среду, учитывая особые образовательный потребности детей с аутизмом, создавать специальные условия для детей с РАС. Например, большинство педагогов в своих отзывах отметили, что изменив угол наклона рабочей поверхности стола, ребенок с аутизмом стал видеть результаты своего ручного и письменного труда, а следовательно стал более активно участвовать в учебной деятельности без нежелательного поведения. Также педагоги ввели в работу визуальное расписание, с целью облегчить усвоение аудиальной инструкции и для коррекции нежелательного поведения. С помощью визуального расписания педагоги научились договариваться со своими учениками о ходе урока, о перемене и т.д. Педагоги освоили методику адаптации учебного материала под возможности конкретного ученика , учебная деятельность для школьника с нарушениями восприятия стала понятнее и доступнее. Педагоги стали давать перемену своим ученикам гораздо чаще с целью снизить нежелательное поведение и дать разгрузку. В созданных группах общения для педагогов , специалисты активно общаются и обмениваются опытом. Сформирована онлайн методический ресурс с рекомендациями для педагогов на сайте АКОО Ступени.

 

Основными направлениями реализации проекта стало консультационное сопровождение деятельности по обучению детей с РАС , а именно: проведение мониторинга потребностей и проблем у педагогов, создание заинтересованного педагогического сообщества, организация мероприятий по консультированию педагогов, обучающих для детей с РАС и обеспечение практико-ориентированного сопровождения процесса адаптации и обучения детей с РАС. Стартом проекта явился Круглый стол "Актуальные вопросы создания специальных условий для детей с РАС в образовательном процессе". приняли участие специалисты Министерства образования и науки Алтайского края, руководители и специалисты . В ходе мероприятия были актуализированы вопросы создания специальных условий для детей РАС в образовательном пространстве, способствующих достижению максимально возможного уровня развития и социализации. Участникам был представлен проект "Ступени поддержки детей с РАС", его цели и задачи, подробно разобраны все этапы реализации проекта. Для того, чтобы оказать педагогам качественную консультационную помощь при работе с детьми с РАС, было проведено Анкетирование педагогов "Оценка профессиональных трудностей педагогов при работе с детьми с РАС". В ходе анкетирования педагоги смоли актуализировать вопросы по организации взаимодействия с детьми с РАС. По итогам тестирования был составлен реестр актуальных проблем, возникающих у специалистов при работе с детьми с РАС. Основными проблемами педагоги назвали: недостаточно знаний по организации занятий, использованию методов и приемов работы с детьми с РАС. Для консультирования педагогов о современных эффективных методах воспитания детей с РАС специалистами проекта было проведено ряд вебинаров по различной тематике: Вебинара №1" Особые образовательные потребности обучающихся с РАС: адаптация школьника с аутизмом". Педагоги, работающих в отдельных образовательных организациях познакомились с новыми эффективными технологиям создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с РАС. Участники смогли задать интересующие их вопросы. В рамках вебинара были рассмотрены темы: современное понимание термина – аутизм, особенности сенсорного восприятия у детей с аутизмом, нарушения восприятия, основные проблемы, возникающие в процессе адаптации в школьной среде. Педагоги получили памятку с практическими советами по адаптации школьника с РАС. Педагоги в ходе вебинара были информированы о возможности получения индивидуальной супервизиии, способах ее получения.

  Вебинар №2"Методы и формы диагностики и коррекции нежелательного поведения". По итогам проведения вебинара педагоги научились диагностировать причины нежелательного поведения у детей с РАС и подбирать педагогические методы коррекции агрессивного и неприемлемого поведения с целью создания особых образовательных условий для адаптации школьника с РАС. Педагоги получили тестовый инструментарий для измерения и определения функции нежелательного поведения у детей с аутизмом: Тест: Мотивационная шкала, Протокол проведения собеседования для функциональной оценки поведения, Тест -Функциональное Сканирование.

Вебинар №3 и №3(дополнительный). "Альтернативная(дополнительная) система коммуникации для общения с неговорящими учащимися, либо ребятами, не пользующимися речью с целью коммуникации(ПЭКС, коммуникаторы). По итогам проведения вебинара педагоги освоили новый подход в обучении неговорящих школьников, участники вебинара познакомились с альтернативными методами общения со своими учениками, узнали, как можно поговорить с неговорящим учеником, задать вопрос неговорящему ученику и получить ответ от школьника, не владеющего вербальной речью. Был дан большой блок практического видеоматериала по обучению альтернативным методам коммуникации(просьба и отказ по книге ПЭКС, ответ на вопрос Какой?, описание картинки, использование глобального чтения для ответа на вопрос, использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений.

Онлайн Мастер-класс. Участники мастер-класса получили уникальную возможность изготовить книгу для общения с неговорящими учениками с РАС. На мастер - классе было показано, как изготовить 2 книги ПЭКС: книгу для общения и книгу для ответа на академические вопросы. Так же для удобства работы педагога было изготовлено визуальное расписание и жетоны. Педагоги получили готовый электронный раздаточный материал с карточками ПЭКС, карточками для индивидуального визуального расписания и для расписания класса. Педагоги скачали раздаточный материал и используют в работе. Также на вебинаре были показаны разные виды электронных и бумажных коммуникаторов, которые можно приобрести в готовом виде, педагоги получили ссылки. Отдельный блок вебинара Мастер-класса был посвящен изготовлению адаптированного учебного материала для детей с аутизмом. Учителям так же был подготовлен пакет раздаточных электронных материалов.

Педагоги, участники проекта были обеспечены супервизией применения эффективных технологий и методик помощи детям с РАС для более детальной работы по конкретному ученику с аутизмом под руководством специалиста проекта. Супервизии-индивидуальные консультации были организованны согласно тематике проведенных вебинаров:

Супервизия№1."Индивидуальное консультирование и последующее сопровождение деятельности педагога по выявлению основных проблем адаптации конкретного ребенка с аутизмом". Встреча со специалистом проекта(очная или онлайн) проводилась для совместного анализа с педагогом успехов и трудностей в реализации технологии и для получения рекомендаций по нивелированию трудностей, подбор методов и форм работы.

Супервизия №2. " Индивидуальная супервизия педагогов по функциональному анализу нежелательного поведения". Педагогу были даны рекомендации по коррекции нежелательного поведения и по обучению ребенка альтернативным (замещающим) формам поведения, которые буду социально приемлемы в обществе. Под супервизией специалиста проекта, поведенческого аналитика, педагоги самостоятельно проводили функциональный анализ нежелательного поведения своего конкретного ученика, каждый педагог выявил основные формы и функции нежелательного поведения, разработал план коррекции поведения и подобрал методы и формы коррекции.

В ходе реализации проекта очень востребованной педагогами стала форма выездных консультаций специалистов проекта в школы на педагогические советы и методические объединения. В первом этапе проекта было организовано 3 выездных консультации в интернат№1, лицеи 121 и 101 г. Барнаула. В ходе консультации педагоги на местах прослушивали лекционную часть по заявленной ими тематике(в рамках проекта), а так же педагоги получали консультации по вопросам обучения детей с РАС. После выездных консультаций педагоги более активно включались в проект.

О нас в СМИ

Информирование о проекте: Одноклассники
https://ok.ru/rda.barnau/topic/68693719744632
https://ok.ru/rda.barnau/topic/68693718302840
Фэйсбук
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/
Сайт НКО 22
https://www.nko22.ru/news/proekt-stupeni-podderzhki-detey-s-ras-altayskoy-kraevoy-obshchestvennoy-organizatsii-roditeley-detey/
Ступени22
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras.html
Программа на телевидении- Наши новости:
http://nashinovosti.tv/?p=51475
Газета САМИ №13(499) от 15 июля 2018г "Ступени к радости" Газета "Вечерний Барнаул" № 172 от 17 ноября 2018г -
http://info-vb.ru/wp-content/uploads/2018/11/172_A.pdf
Мероприятие 1: Круглый стол Сайт Министерства образования и науки Алтайского края:
http://www.educaltai.ru/news/other/41703/
Информация на сайте Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Кузнецовой Анны:
http://deti.gov.ru/articles/news/na-altae-obsudili-osobennosti-obucheniya-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra
Информация на сайте Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Алтайского края Казанцевой Ольги Александровны: Ступени:
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras/kruglyij-stol.html
НКО22:
https://www.nko22.ru/photo/2966/
https://www.nko22.ru/news/v-regione-obsudili-voprosy-sozdaniya-spetsialnykh-usloviy-dlya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskog/
Одноклассники:
https://ok.ru/rda.barnau/topic/68754335694968
Фэйсбук:
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/?ref=bookmarks
Мероприятие 2: Проведение онлайн коммуникативной площадки "Презентация проекта "Ступени помощи детям с РАС" как новый ресурс поддержки для педагогов по вопросам адаптации детей с РАС в образовательной среде" Минобр:
http://www.educaltai.ru/news/other/41703/
Ступени:
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras/kruglyij-stol.html
НКО22:
https://www.nko22.ru/photo/2966/
https://www.nko22.ru/news/v-regione-obsudili-voprosy-sozdaniya-spetsialnykh-usloviy-dlya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskog/
Одноклассники:
https://ok.ru/rda.barnau/topic/68754335694968
Фэйсбук:
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/?ref=bookmarks
Мероприятие 3: Проведение анкетирования педагогов " Оценка профессиональных трудностей педагогов при работе с детьми с РАС".Обработка анкет. Однокл:
https://ok.ru/rda.barnau/topic/68762668859512
фэйсбук
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/?ref=group_browse_new
Ступени:
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras/anketirovanie-pedagogov.html
Реестр актуальных проблем:
https://ok.ru/group/59327636308024/topics
http://stupeni22.ru/files/proekt/reestr_problem.pdf
Мероприятие 4: Создание закрытой группы в соцсетях: "Аутизм. Вопрос-ответ"
https://ok.ru/group/59327636308024
Мероприятие 5: Вебинар №1"Особые образовательные потребности обучающихся с РАС:Адаптация школьника с аутизмом" Ссылка на вебинар№1:
https://youtu.be/YZkGa_6yGIk
Ступени:
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras/vebinar1.html
одноклассники:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69001025754424
Фэйсбук:
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/
Вебинар№2: Сайт Ступени:
http://stupeni22.ru/o-centre/proekt-stupeni-podderzhki-detej-s-ras/vebinar2.html
Запись вебинара:
https://www.youtube.com/watch?v=P0caygS-398&t=2388s
Одноклассники:
https://ok.ru/video/1408274534712
Вебинар №3: Сайт Ступени:
https://www.facebook.com/groups/stupeni22/?ref=bookmarks
https://ok.ru/rda.barnau/topic/69245294444664
https://ok.ru/rda.barnau/topic/69310312841336
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69379025671480
https://nko22.ru/news/v-altayskom-krae-dlya-pedagogov-obuchayushchikh-detey-s-autizmom-proveli-onlayn-vebinar/?sphrase_id=15433
Запись вебинара№3:
https://www.youtube.com/watch?v=9Tx4WygpLgU&feature=youtu.be
Вебинар №3 (дополнительный):
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69448202392888
Запись вебинара:
https://www.youtube.com/watch?v=XNJmUEmnqk0&t=2767s
Мастер-класс:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69554649240888
https://ok.ru/rda.barnau/topic/69410424651896
Запись мастер-класса:
https://www.youtube.com/watch?v=ennYdOISASk&t=2453s
Выездная консультация интернат№1:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69631048488248
Выездная консультация лицей 121 :
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69631050978616
Выездная консультация лицей 101:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69631052813624
Супервизии:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69554347447608
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69478316774712
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69478191928632
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69018686788920
Итоги первого этапа проекта:
https://ok.ru/group/59327636308024/topic/69631072343352

Отзывы: 1

default avatar

10 мая 2019

Молодцы! Хороший и нужный проект!

Организатор проекта:

Алтайская Краевая Общественная организация родителей детей - инвалидов с аутизмом «Ступени»

Адрес организации:

Алтайский край, г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 27-3. Фактич: Павловский тракт, 82

Показать на карте

Рахно Светлана Владимировна

+7(983)542-67-43

makanaky@mail.ru

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Раздвинь границы
alt

22 место в номинации
Раздвинь границы

Рейтинг: 4.91

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 31

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X