«Общественная палата города как Центр развития городских сообществ»

Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Цель и задачи

Задачей проекта является самоорганизация горожан с учетом опыта  прохождения  этапа становления деятельности Общественной палаты города, сформированной по новому типу - инициативе снизу. В дальнейшем проект предполагает проектирование Центра развития городских сообществ как самостоятельного, независимого и устойчивого  элемента гражданского общества, института развития города через развитие его  горожан на основе  полученного в течение 2017-2019 г. первичного опыта активистов – членов первого созыва Общественной палаты г. Нижнего Новгорода, членов Городского совета при Палате первого созыва, представителей  иных  самоорганизованных городских сообществ, получения и развития социальных навыков и компетенций общественных деятелей путем индивидуальной и  совместной деятельности на площадке и в проектах Общественной палаты города Нижнего Новгорода.

 

Хотим добиться появления в городе постоянно функционирующей, независимой от текущей политики городских властей, универсальной образовательной, исследовательско-аналитической  и коммуникационной  площадки, созданной «снизу», методами вовлечения и социального проектирования, отражающей интересы и реализующей инициативы городских сообществ,  оказывающей существенное влияние на городскую повестку и реализуемые проекты как коллективный субъект публичной политики города, установления и систематизации отношений в органами городской власти институционально, не зависимо от конкретных персоналий и состава команды общественников и городских властей.

Мероприятия:.

- форумы «Активный гражданин», как публичный способ формирования Палаты в 2017 г. на конкурсной основе, формы публичного отчета о первом годе деятельности и формирования планов работы и составов рабочих групп, направлений деятельности в 2018 году, публичного отчета о деятельности в 2019 г. с широким участием членов Палаты, членов Городского совета при Палате, представителей и лидеров городских сообществ, экспертов и СМИ как массового городского мероприятия;

- открытые орг. комитеты  по подготовке публичных форумов и  открытых стратегических сессий;

- модерируемые дискуссии по самоорганизации: определение миссии, видения, направлений работы, стратегии деятельности, орг. структуры, Регламента работы, порядка работы с заявлениями граждан, процедур  доборов в Палату, формирования палаты второго созыва,  разрешения конфликтов с помощью Кодекса и комиссии по этике;

Обучающие тренинги: по городской модерации, практикам  вовлечения, развития лидерских навыков, достижения целей;

Серия стратегических сессий по: взаимодействию с институтами развития города  в форме АНО по направлениям: развитие городской среды, деревянный редевелопмент, социальные проекты, территориальное общественное самоуправление, поддержка и развитие  малого и среднего предпринимательства в городе, реализации Живой стратегии города, разработке и внедрению движков оживления города, развитию Человеческого капитала;

серия круглых столов  и модерируемых дискуссий по темам городского развития: партисипаторного бюджетирования, реализации программы «Комфортная городская среда», сохранения и повышения экологической безопасности; вовлечение города в международные конкурсы и проекты, как то креативный город ЮНЕСКО, доступная, дружелюбная среда, транспортной инфраструктуры, сохранения локальной идентичности, историко-культурного наследия, вопросов учета мнения горожан в их увековечивании в памятниках и городской скульптуре .

Мы в интернете

Целевая группа

Активные горожане – самовыдвиженцы, эксперты,  занимающиеся общественной деятельностью, лидеры и активисты самоорганизованных городских сообществ, соседских центров, общественных и некоммерческих организаций, защищающих права и интересы жителей  города в сфере ЖКХ и благоустройства, архитектуры и градостроительства,  экологии, парков, историко-культурного наследия, инклюзивной, комфортной и безопасной городской среды, ландшафтной, культурной и социальной идентичности города, лидеров и представителей  самоорганизованных  сообществ креативных индустрий города.

Статистика

Актуальность проекта обусловлена потребностью осознанного горожанина принимать участие и влиять на процессы развития в городе, владеть необходимыми социальными навыками

Актуальность проекта обусловлена потребностью осознанного горожанина принимать участие и влиять на процессы развития в городе, владеть необходимыми социальными навыками и компетенциями для этой деятельности с одной стороны и потребностью городских властей иметь системного партнера, отражающего  мнения городских сообществ по актуальным, порою острым  и противоречивым  вопросам городского развития и повышению эффективности своей деятельности с другой. Обе стороны заинтересованы в  преодолении стереотипов противопоставления власти и общества, установлении отношений  доверия нового уровня от точечных, разовых   взаимодействий  через координацию, кооперацию    к устойчивому партнерству.

Формирование Общественных палат без проведения конкурса  по традиционным квотам, как процесс, не привлекает массового внимания активных горожан и лидеров городских сообществ, остается непрозрачной процедурой, делит активистов на приближенных - «своих» и нежелаемых «чужих», в целом не способствует установлению доверия между властью и обществом.  

Общественная Палата г. Нижнего Новгорода  проектировалась «снизу» и первый созыв формировался в  2017 г. через ряд публичных мероприятий по принципу открытого орг. комитета на конкурсной основе из участников форума «Активный гражданин». Всего без какой либо рекламы было подано более 400 заявок и в результате сформировался Городской совет из 92 человек и Общественная палата в составе 38 человек. В период деятельности Общественной палаты первого созыва были проведены форумы «Активный гражданин», планирование деятельности проходило на открытых публичных  стратегических сессиях,  проходили открытые  обсуждения для городской общественности возможностей коммуникаций и форм сотрудничества  с другими институтами развития города в форме бюджетных АНО, организована первая выездная Школа Живых городов для  обмена опытом с участниками – представителями команд из 18 городов.

 В результате деятельности независимо сформированной Палаты учтены требования городских сообществ при принятии правил благоустройства в новой редакции, изменены концепции благоустройства главных пешеходной улицы, площадей города, отменена незаконная застройка точками общепита и культовыми объектами парков и скверов города, сформированы  внешние проектные офисы развития городской среды, Советы территориального общественного самоуправления модернизируются  в соседские центры, сформирован Общественный Совет для независимой оценки качества оказания услуг учреждениями при департаменте культуры  администрации города. Подробные отчеты Палаты и ее рабочих групп с августа 2017 г  по апрель 2019 г. можно посмотреть на сайте палаты Опнн.рф.

Общественная палата города функционирует второй год и  уже  развивает гражданское общество, увеличивает человеческий капитал   за счет новой практики социальных компетенций, увеличивает количество людей,  вовлеченных в процессы соуправления городом,  повышает качество  владения и применения социальных навыков, таких как модерация, вовлечение,  укрепляет горизонтальные  связи между активистами и  институциональные  коммуникации между властью и обществом.

Как показала практика первых двух лет взаимодействий внутри и вне Палаты, навыки горизонтальных коммуникаций и между представителями власти с активистами и у активистов между собой   находились в зачаточном состоянии. Основные сложившиеся социальные роли диктовали устойчивые типичные отношения, например: «начальник-подчиненный» или «мы с тобой партнеры по делу, капитал, в данном случае – общественный,  делим поровну,  против кого дружить будем?».

На протяжении деятельности по формированию Общественной палаты г. Нижнего Новгорода на конкурсной основе, снизу и в процессе ее деятельности  стал проявляться и складываться новый тип горизонтальных отношений между активистами  общественниками, членами палаты,  городского совета,  на основе самостоятельно разработанных правил,  которые разделяются и принимаются членами сообщества и работают в парадигме «выигрыш-выигрыш» для всех сторон.

Общественные палаты в РФ формируются представительными органами соответствующей территории на основании нормативно-правовой базы, основой которой является Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ». Фокус деятельности  Общественной палаты г. Нижнего Новгорода в соответствии с Положением, принятым городской Думой  направлен, в первую очередь, на  проведение мероприятий общественного контроля и мониторинга.

 Вместе с тем, Палата,  являясь институтом гражданского общества,  способствует повышению гражданской активности горожан, но в соответствии с Положением,  не имеет статуса юридического лица,  финансовых, организационных ресурсов для систематического мониторинга состояния гражданского общества в городе, не может по законодательству формироваться самостоятельно.  Техническое и информационное сопровождение Палаты возложено на уполномоченный отдел аппарата городской Думы, финансовые возможности для выделения специальных работников или отдельного юридического лица – аппарата палаты по аналогии, например,   с аппаратом Общественной палаты Нижегородской области в настоящий момент отсутствуют и не являются приоритетными задачами.

Цель количественная:  выявлять потенциал и увеличивать количество лидеров с трех сотен человек,  которые сегодня составляют универсальный актив города в пять раз,   до  полутора тысяч, передавать им новый полученный опыт горизонтальных отношений, внедрять и практиковать его в текущей общественной деятельности.

Цель качественная: систематическая целенаправленная  практика  развития гражданского общества путем  функционирования  независимой от  текущего подхода власти  открытой, универсальной коммуникационной  площадки самоорганизации и саморазвития городских сообществ, направленной  через самореализацию горожан  на улучшение жизни в городе и повышения уровня счастья его жителей.

Будущие мероприятия: комплексное исследование  и мониторинг динамики  состояния гражданского общества в городе путем проведения профессиональных социологических методов и вовлечение в него указанных действительных и будущих  лидеров и членов городских сообществ;

тематические форумы городских сообществ;

от публичного проектирования  Центра развития  городских сообществ через открытый орг. комитет на проектной сессии, определение миссии, видения, направлений работы, стратегии деятельности, орг. структуры,  процедур разрешения конфликтов к публичному проектированию Ассоциации  городских сообществ,  как самостоятельного юридического лица,  созданного как членская некоммерческая организация по инициативе снизу;

обучающие тренинги городской модерации, практик вовлечения, развития лидерских навыков для новых лидеров и представителей самоорганизованных городских сообществ ;

 практический курс публичной политики для новых  лидеров городских сообществ, в котором  идет передача приобретенных  социальных навыков от их носителей – членов Общественной палаты города первого созыва следующим  поколениям активистов ;

серия стратегических сессий и общественных слушаний  по реализации Живой стратегии города с участием сформированных предложений от тематических городских сообществ;

выход на  самофинансирование Центра развития городских сообществ и  в дальнейшем Ассоциации развития города за счет членских взносов;

ликбез  по теме «счастливый город», вовлечение города в международные конкурсы и проекты, получение рейтингов счастья по различным методикам.

О нас в СМИ

Публикации в  журнале «Деловой квартал»,

Сайт городской Думы Нижнего Новгорода,

http://www.gorduma.nnov.ru/?id=49281

Сайт Общественной палаты города Нижнего Новгорода опнн.рф,

Страница в фб https://www.facebook.com/groups/PalataNN/?ref=bookmarks

Отзывы: 0

Организатор проекта:

Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр правового содействия «Т.М.-Сервис»

Адрес организации:

605146 г. Нижний Новгород. ул. Сестер Рукавишниковых, д. 16/9

Показать на карте

Крузе Юлия Львовна

+7(910)792-79-34

Julia.kruze@tm-service.ooo

Банковские реквизиты для пожертвований

Вернуться в номинацию Ростки новой власти
alt

15 место в номинации
Ростки новой власти

Рейтинг: 4.75

Проголосуйте
за нашу инициативу:
Общее впечатление
Социальная значимость
Уровень реализации
Отдано голосов: 24

Банковские реквизиты
для поддержки нашей инициативы

X
X
X
X
X
X
X
X