Важное обновление сайта! Подробная информация доступна по этой ссылке

Новости конкурса

04.04 2018

Круглый стол на «Мираклионе»: об особенностях организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями

Инициатива: Социальный лагерь «Мираклион» для детей, перенесших онкологические заболевания

На круглом столе в реабилитационном лагере «Мираклион» в этом году приняли участие представители Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Уполномоченный по правам ребенка, представители Фонда социального страхования и Бюро медико-социальной экспертизы Калининградской области.

Одним из острых вопросов, который родители подняли на круглом столе – образование детей с ограниченными возможностями, а точнее – те проблемы, с которыми они сталкиваются на местах: в школах, детских садах, при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

«Мы очень часто сталкиваемся с тем, что при неврологических заболеваниях у нас при повторном прохождении медико-социальной экспертизы (МСЭ) у нас требуют справку от психиатра. Почему нам приходится ежегодно проходить ПМПК, если диагноз не психиатрический? В результате, нас очень часто ставят на учет в психдиспансер, с которого потом не так уж просто сняться», – в один голос говорили родители.

«У нас все дети, в независимости от заболевания, имеют право на образование, а для того, чтобы мы в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) отметили о нуждаемости в организации процесса образования, нам необходимо предоставить справку ПМПК, на основании которой мы и должны сделать отметку. Это четко звучит в приказе № 486н. Просто справка от психиатра на МСЭ не нужна», – начала Ирина Хвостова, заместитель руководителя главного эксперта по медико-социальной экспертизе Калининградской области.

Ирина Ткаченко, Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области, обещала взять этот вопрос на контроль и разобраться, а Лариса Барковская, руководитель отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области, подробно рассказала о необходимости прохождения ребенком психо-медико-педагогической комиссии:

«Для зачисления в школу действительно необходима справка о прохождении ПМПК. С 1 сентября 2016 года в Мининистерстве образования РФ утверждены стандарты для детей с ограниченными возможностями, их два: один – для детей с сохранным интеллектом, но у которых могут быть нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие. Второй – для детей, у которых наблюдается снижение интеллекта. В состав психо-медико-педагогической комиссии входят врач-психиатр и педагогические работники: психолог, логопед, дефектолог, заключение психиатра необходимо, чтобы понять, есть у ребенка снижение интеллекта или нет».

По словам Ларисы Барковской, заключение врача-психиатра – некая гарантия для ребенка и для школы. Если врач видит, что снижения интеллекта нет, а есть только задержанное развитие, комиссия всегда решает в пользу ребенка. Ему прописывается программа для детей с задержкой, чтобы ребенок шел по обычной программе в школе и получил обычное образование, но в более длительные сроки, например, и с более легкой формой сдачи итоговой аттестации. В итоге он все равно получит обычный аттестат государственного образца. Если врач-психиатр видит снижение интеллекта, он пишет заключение, что в обучении необходимо использовать стандарт для детей с нарушениями интеллекта.

Но родители должны быть честными и при прохождении комиссии сказать, что ребенку требуется специальная, облегченная программа, которая связана не с психическими отклонениями, но с задержкой развития, то есть он нуждается в специальной облегченной, адаптированной для него программе. И заявить об этом надо сразу: в первом, во втором, в пятом классе, но никак не в девятом. Таких ситуаций много: родитель приводит старшеклассника в диагностический центр в мае, перед выпускными экзаменами и просит разрешения на сдачу экзаменов по облегченной программе. И получает от директора и комиссии отказ, потому что они не имеют права, когда 9 лет ребенок занимался по общеобразовательной программе, выдать ему эту справку. Очень часто эти ситуации возникают именно с теми детьми, у кого наблюдается не задержка развития, а психические отклонения, но родители боятся сами себе в этом признаться. Если это так – ребенок заканчивает школу по второму стандарту и сдает уже не по облегченной программе с получением обычного аттестата, а сдает экзамен по трудовому обучению и после школы его отправляют на курсы по профобразованию. «В любом случае, каждый ребенок индивидуален, и нет готовых рецептов ни для кого », – подчеркнула Лариса Барковская.

«Другой вопрос, – продолжила руководитель отдела специального и дополнительного образования, – постановка на учет в психиатрическую больницу. Мы этот вопрос Минздраву задавали, но решения нет. Есть необходимость еще раз совместно с директором Центра диагностики и консультирования детей Вадимом Васильевым, вернуться к этому вопросу и выяснить, с чем связана постановка на учет в конкретных ситуациях: с чем связано то, что уже при первом обращении за справкой ПМПК на ребенка заводят карту и автоматически ставят на учет в психбольнице».

Представитель Министерства образования предложила инициировать отдельный круглый стол с представителями психо-медико-педагогической комиссии, Министерств образования и здравоохранения Калининградской области, чтобы разобраться, чем аргументируется постановка на учет к психиатру, и направить официальный ответ в Благотворительный центр «Верю в чудо». ВерюВЧудовцы, в свою очередь, обещали поддержать письменным обращением в межведомственные структуры с поддержкой такой инициативы Министерства образования.

После школы Министерство образования также прорабатывает программы дальнейшего обучения детей с ограниченными возможностями. Ребята могут получить полноценное образование в колледжах Калининградской области, а также в высших учебных заведениях.

Еще один вопрос, прозвучавший на круглом столе, возможно ли организовать процесс обучения для паллиативных детей на дому, а если ребенок находится в вегетативном состоянии, насколько возможно внести в систему российского образования такие понятия как «эрготерапия» и эрготерапет?

«Таких понятий как «эрготерапевт» и «эрготерапия» в российском образовании нет и вряд ли появится в ближайшем будущем, – рассказала Лариса Барковская. – Все-таки – это термин медицинский. Возможно, здесь необходимо межведомственное взаимодействие – Министерств образования и здравоохранения, чтобы организовать такую помощь детям совсем в тяжелом состоянии. Что касается домашнего обучения – первоначально также необходимо предоставить справку ПМПК, чтобы подобрать ребенку индивидуальную программу обучения. Например, тяжелобольные, лежачие дети, которые находятся в домах-интернатах, после прохождения ПМПК получают возможное для них образование. Либо они посещают образовательную организацию в сопровождении и по определенному графику, либо педагоги выезжают в местонахождение ребенка и занимаются с ним там. Такой процесс можно наладить и с паллиативными детьми, находящимися дома».

Дорогие родители, если вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, по вопросам организации процесса образования для детей с ограниченными возможностями (программы, доступная среда). вы можете обратиться в Министерство образования Калининградской области, в отдел специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания по телефону: 8 (4012) 59-29-52.

Источник