"Школа практики и лидерства (ШПИЛька)"

Проект «Школа практики и лидерства» (ШПИЛька) появился в 2014 г. Основательницами проекта стали две молодые выпускницы барнаульских вузов – Дарья Чернышева и Ольга Белозерцева, в сотрудничестве с региональной группой КГИ в Алтайском крае. Базовыми идеями и ценностями для проекта являются: возможность ведения открытой и корректной дискуссии по самым острым и актуальным вопросам, уважение мнения друг друга, наличие гражданской позиции и готовности ее отстаивать, критическое мышление. Организаторы считают, что одной из главных проблем современного российского общества является «разорванность коммуникации», нежелание и неспособность слышать друг друга. От развития информационных технологий и интернета ожидалось увеличение коммуникации между разными группами в обществе, но на деле оказалось, что мы все замыкаемся в кругу тех, кто разделяет схожие с нашими идеи и не слышим позиции своих оппонентов. В результате человек становится одномерным, неспособным к комплексному и разностороннему анализу проблем. Все это ведет к глобальному недоверию и не позволяет сформироваться действительно широкому гражданскому обществу. За время реализации проекта удалось выпустить 4 группы – всего около 80-ти человек студентов различных вузов. Сегодня проект продолжает функционировать в том же ключе. Проект набирает по 3 – 4 группы в год (20 человек в каждой). Некоторые выпускники ШПИЛьки уже запустили свои собственные гражданские, научные или бизнес-проекты.  

Вопросы и ответы

Главная задача проекта, которую организаторы поставили в начале проекта - создание сообщества молодых активных граждан, в том числе через неформальное общение на площадке Школы, и выявление и поддержка лидеров и их общественных проектов. То есть этот проект объединяет две цели – чистое просвещение, направленное на развитие способности и готовности слышать других, на понимание того, что люди разные, с одной стороны, и с другой, это, конечно, рекрутирование молодых людей в гражданскую активность. Ведь молодежь действительно очень активна, но, к сожалению, ребята часто не понимают, куда можно прийти, чтобы тебе подсказали и показали, как и что можно делать. Частично эту задачу решают разные объединения, финансируемые за счет бюджета, но в таких формализованных структурах многим скучно и не интересно, ведь они часто перегружены идеологическими клише и политизированы. Организаторы стараются активным участникам школы подсказать, как и куда им двигаться именно по тому пути, который они сами для себя избрали, не навязывая своих стереотипов, а лишь давая им понятный инструментарий.


Школа состоит из разных видов мероприятий. Сначала все участники проходят через недельный вводный курс, в рамках которого они в течение 5 – 6 дней по вечерам встречаются с лучшими региональными экспертами в разных областях – бизнесменами, политиками, общественниками, журналистами, учеными. Они, как практики, рассказывают участникам о своем видении тех отраслей, в которых работают, многие делятся личными секретами успеха. Зачастую, участники Школы после таких встреч говорят, что начали смотреть на окружающую действительность немного иначе, чем прежде: увидели реальные проблемы, вместе с тем вдохновились историями успеха. Многие начинают переосмысливать свои жизненные планы.

В дальнейшем для участников – выпускников разных групп – организуются дискуссионные клубы по темам, которые они сами выбирают. Мы также стараемся привлекать наиболее активных участников к другим проектам, как своим, так и наших партнеров. Зачастую рекомендуем зарекомендовавших себя молодых людей для участия в федеральных и международных форумах разной направленности. В данном случае, главная наша цель – дать выпускникам Школы дополнительные возможности для развития, познакомить их с нужными людьми.


У этого проекта есть «узкая» команда и «широкая». «Узкая» - это непосредственные организаторы проекта. Фактически, это те, кто занимается непосредственными организационными вопросами: договаривается с экспертами, спонсорами, набирает участников, работает со СМИ. Для этого хватает 2 – 3-х человек: один занимается рекрутингом участников, второй – работой с экспертами и донорами, третий –  организационными вопросами.

«Широкая» команда – это наши эксперты и партнеры. Их больше двух десятков человек. С меньшим количеством экспертов поставить такой проект на постоянные рельсы невозможно, потому что все они – люди довольно статусные (депутаты, предприниматели, ученые, журналисты) и не всегда могут выделить время. Поэтому их необходимо чередовать в разных наборах Школы. Организаторы считают их командой, поскольку все они выступают бесплатно и разделяют ценности проекта.


Главные ресурсы – время и эксперты. Набор группы занимает от 2-х до 4-х недель. При этом надо понимать, что набирать нужно в 2 раза больше запланированной численности, потому что треть не придет ни на одно занятие, а какая-то часть отсеется в начале недельного курса. Договариваться с экспертами нужно начинать за 2 недели до старта занятий (в случае, если у вас уже есть сформированный пул экспертов. Если нет – то начинать надо еще до объявления набора в Школу).

Кроме того, вам потребуется конференц-зал на 20 – 30 человек в центре города с проектором, экраном и флип-чатом.

Учитывая, что занятия проходят в вечернее время (с 19-ти до 22-х часов) и к вам приходят студенты, необходимо предусмотреть 2 кофе-брейка (перед началом занятий и в середине, после первого выступающего).


Для организации проекта потребуется участие успешных бизнесменов, журналистов, политиков, экономистов, общественных деятелей.

Как с участниками, так и с партнерами важно постоянно поддерживать контакт после окончания обучения каждой группы. Выпускников Школы организаторы постоянно приглашают в другие проекты, делают тематические рассылки с информацией, которая может их заинтересовать (все участники проходят отбор, для чего заполняют анкету, в которой указывают свои интересы), поздравляют с праздниками (прежде всего, день рождения). Иногда проводятся простые встречи (шашлыки, футбол и т.п.). Работа по построению долгосрочных отношений с партнерами-экспертами ведётся в целом теми же методами, только более индивидуально.

Проект принципиально дистанцируется от любых институтов власти любого уровня, но сотрудничает с отдельными людьми, работающими в ней. Правда, в данном случае они выступают как физические лица.


Спонсоры нужны для аренды конференц-зала и кофе-брейков. Если переводить это в рубли, то один недельный курс стоит примерно 20 тысяч рублей, но часто помещения для встреч вам могут предоставить сами эксперты, также как и кофе-брейки. Например, один из постоянных экспертов проводит встречи с учениками на своем производстве.

Как правило, у проекта нет чистых спонсоров – лучше считать, что у проекта есть партнеры. И в данном случае важно понимать, что не нужно просить у людей дать вам ресурсы (свое время, помещение, деньги и т.п.), но нужно объяснять, что это нужно им самим. Мотивация партнеров может быть разной: самореализация, гражданская позиция, какая-то очень личная мотивация (у партнера самого есть ребенок того же возраста, как ваши ученики и он понимает, как важно дать ему независимый взгляд на мир, например) и т.д. Так что не просите ресурсы, стройте хорошие отношения с успешными людьми для долгосрочного сотрудничества. Зачастую, такие эксперты и доноры остаются вашими партнерами и в других проектах, и приглашают в свои собственные.


Полагаться на листовки, рекламу и соцсети в данном проекте не приходится. Опыт работы Школы показал, что набор участников возможен только через личное общение с потенциальными слушателями – ваше или ваших выпускников. Самое сложно – первые две группы – в это время вы можете набрать участников, только лично обходя университетские аудитории или общаясь с людьми напрямую в соцсетях и на других площадках, где собирается ваша целевая аудитория. После того, как появятся первые выпускники, они тоже смогут стать вашими агентами-рекрутерами.


Как правило,  целевая группа – студенты. Но жестких границ нет. Могут прийти и старшеклассники, и недавние выпускники вузов. При этом, когда проводится отбор – внимание уделяется, прежде всего, внеучебной активности претендента.

Этот момент важен для того, чтобы отсеять людей, изначально несерьезно настроенных на работу в рамках курса и не видящих большой ценности в предоставляемой информации. Важно, чтобы большинство участников были заинтересованы в своем личностном росте, стремились к саморазвитию. Тогда они смогу получить максимальную пользу от участия.


Нет никаких специальных требований для организации. В рамках Школы проводили занятия, как в обычных конференц-залах, так и на производстве (даже в пивоварнях). Лучше всего, если место проведения будет как-то связано с темой выступления эксперта. В случае дискуссионных клубов принципиально важна неформальная атмосфера на площадке. Иногда даже стоит отказываться от круглого стола и ставить просто стулья кругом, а какие-то бумаги, карточки, графики класть прямо на пол или вешать на стену. В принципе, можно проводить часть мероприятий даже на открытом воздухе – в сквере, парке и т.д.

Если хотя бы четверть участников остаются с вами в других проектах или начинают свои в какой-то разумный срок после окончания Школы, основная цель считается достигнутой.


1-й этап – формирование пула экспертов. Пожалуй, это самая важная часть работы, отнимающая огромное количество времени и сил. Универсальных рекомендаций здесь нет – каждый человек требует индивидуального подхода.

2-й этап – набор участников. Нужно начинать хотя бы за 3 недели до начала занятий. Учитывайте наличие праздников, сессий, каникул и т.д. Студенты, особенно иногородние, часто уезжают в такое время домой. Параллельно ведется формирование программы, согласование ее с экспертами.

3-й этап – подготовка самого недельного семинара. За неделю до старта у вас должна быть площадка, список экспертов и программа. К этому моменту вы должны уже отобрать участников и находиться с ними в постоянном контакте. Иначе на первом занятии может быть неприятный сюрприз – придет слишком мало людей.

4-й этап – недельный семинар с участием экспертов. Здесь все  как в обычном мероприятии. Тоже важно не терять контакта с участниками – утром после каждого заседания напоминать о новом, давать информацию о выступающих вечером экспертах и спрашивать мнение о предыдущих спикерах.

5-й этап – постоянное привлечение к новым проектам.


Важно, чтобы в самом начале слушатели Школы понимали, что недельным вводным курсом ничего не ограничивается. Поэтому необходимо показать им, какие еще проекты могут предложить организаторы или какие проекты начали выпускники Школы и чего добились. Это значит, что деятельность организатора не должна ограничиваться только этим проектом. Организаторы «ШПИЛька» стараются увязать свой просветительский проект с другими, более серьезными и статусными (например, Гражданский университет КГИ, куда мы приглашаем своих выпускников).

Материалы по теме урока / 2

АНКЕТА СЛУШАТЕЛЯ Школы практики и лидерства (ШПИЛька)   ФИО____________________________________________________________________   Насколько успешными для вас оказались занятия в ШПИЛьке? (поставьте √ ) Очень успешным__________________________________________________________   Средне, в целом, интересно________________________________________________ Время покажет___________________________________________________________   Сможете ли Вы применить полученную информацию в своей деятельности? Буду применять___________________________________________________________ Возможно, смогу применить в дальнейшем___________________________________ Для моего рода деятельности эта информация не подходит____________________   Оцените работу эксперта по десятибальной шкале   ФИО эксперта _________________________________________ ФИО эксперта ______________________________________________ ФИО эксперта ____________________________________________ ФИО эксперта ______________________________________________ ФИО эксперта _________________________________________________ ФИО эксперта ________________________________________ ФИО эксперта ________________________________________   Выскажите предложения по улучшению работы программы (выберите 2-3 варианта) Больше динамики и дискуссии с экспертами___________________________________ Устроить мозговой штурм, работа по группам_______________________________ Хотелось бы порекомендовать следующих экспертов для дальнейших сессий (впишите)_______________________________________________________________ Желание совместной работы над конкретным вопросом_______________________ Больше визуализации: презентации, раздаточный материал____________________ Много людей, страдает качество обучения___________________________________ Сделать «ярмарку проектов»_______________________________________________ Все очень понравилось, просьба не снижать планку на следующих сессиях__________________________________________________________________ Приглашать экспертов с разными точками зрения____________________________ Другое (впишите)_________________________________________________________   Какие темы были бы интересны Вам для изучения и обсуждения в будущем?_______________________________________________________________     Удобно ли было выбрано время для семинаров?   Нет (впишите нужное)_____________________________________________________   Свободные комментарии: _________________________________________________    

Уважаемая(ый) !   В Алтайском крае действует просветительский проект Школа практики и лидерства. Семинар представляет собой курс лекций на темы бизнеса, экономики, политики, общественной деятельности, СМИ и так далее. Основная миссия Школы – формирование мнений, представлений, мыслительных и поведенческих стратегий о необходимости совершенствования гражданского общества в России. Целевой аудиторией Школы являются представители студенческого актива ВУЗов края. Приглашаем Вас выступить на ближайшем семинаре Школы практики и лидерства (ШПИЛька) в качестве эксперта на примерную тему: «Как выпускнику ВУЗа построить свой бизнес с ноля: проблемы и возможности?» Время встречи с 19:00 до 20:00 + 30 минут на дискуссию. Место проведения: указать место К письму прилагаем программу прошлого набора ШПИЛьки и рекламный материал для ознакомления.   _______ С уважением, Организаторы проекта ШПИЛ  

К списку всех уроков
Эксперт
Белозерцева Ольга
Организатор проекта