Творческий проект "Театр-студия «Элегия»" для людей с инвалидностью

В 2013 году с Ариной (творческий псевдоним Ирины Ефимовой, организатора проекта) произошел судьбоносный случай. Тогда совершенно случайно она попала на встречу с ребятами из «Союза инвалидов-колясочников Республики Адыгея». Получив приглашение на классическую встречу, Арина решила прийти, но увиденное ее поразило. Атмосфера уныния, пессимистический настрой и откровенное настроение разочарованности жизнью оставили удручающее впечатление. Это и стало толчком к развитию будущих проектов. После нескольких дней раздумий появилась идея организовать конкурс толерантности и независимости «Покорительница Олимпа» для девушек, постоянно использующих для передвижения инвалидную коляску. Праздник состоялся 27 июля 2013 года в столице Республики Адыгея, Майкопе. После успеха в организации конкурса родилась идея поставить спектакль, в рамках деятельности «Союза инвалидов-колясочников РА». Для этого требовался сценарий, помещение для репетиций и, конечно же, основной актерский состав. Удивительной особенностью проекта стало участие в постановке людей, использующих для передвижения инвалидную коляску. Для сценария Арина обратилась к помощи писателей-любителей, но быстро поняла, что они не могут отразить настоящую идею спектакля. Когда человек сам не является инвалидом-колясочником и не понимает переживаний человека, столкнувшегося с подобной трудностью, ему сложно правильно описать идею и преподнести ее должным образом. К сожалению, в глазах большинства обычных людей люди с инвалидностью воспринимаются так, будто бы наличие коляски делает их людьми второго сорта, рождая непонимание, жалость, а порой и гнев. Арина же хотела показать, что люди с инвалидностью лишь внешне имеют некоторые отличия, оставаясь при этом удивительными, интересными людьми, полными идей и возможностей. Будучи писательницей, она написала рассказ, в соавторстве с Эдуардом Кисловым, сформировавшийся в сценарий для постановки. Март 2014 года ознаменовался началом репетиций. Несмотря на недоверие и откровенный скептицизм в глазах окружающих людей, помощь все равно оказывали.  Благодаря тому, что актерам было сложно добираться до места репетиций, правительство организовало социальное такси, позволявшее гораздо легче передвигаться по городу. Директор ГААНТА «Нальмэс» Басте Азмет Чемальевич предоставил помещение для репетиций, а  фото-ателье предоставили необходимый реквизит. Вопреки всем трудностям, спектакль был показан 22 августа 2014 года. Постановка произвела огромный резонанс в обществе. Наибольшим удивлением для актеров были слезы зрителей. Плакал весь зал. Даже мужчины, не отличавшиеся никогда сентиментальностью, не сдерживали эмоции. По словам зрителей, спектакль что-то изменил в них, произошла переоценка ценностей. После успеха в постановке спектакль был показан еще раз в ноябре 2014 года. Сейчас «Театр-студия «Per aspera…», что в переводе означает «Через тернии…»,  переименован в «Элегию» и работает над постановкой двух спектаклей, и готовит съемки фильма.

Вопросы и ответы

Нет, вся деятельность, хотя и осуществлялась на базе «Союза инвалидов-колясочников РА», не требовала юридической регистрации.  Так как любая сценическая постановка в рамках благотворительной акции не преследует целью зарабатывание денег, то вся работа проекта может вестись в рамках простой инициативной группы людей, заинтересованных  в реализации целей проекта.


В первую очередь, проект предполагает оказание помощи в развитии, раскрепощении людей, использующих для передвижения инвалидную коляску. К сожалению, современное общество до сих пор очень осторожно строит взаимоотношения с людьми, имеющими такие трудности. Поэтому, первостепенная цель проекта – показать полноценность людей, использующих коляску, всему обществу и самим участникам. Важным моментом является работа над психологической стороной постановки. Сценарий должен помогать раскрывать таланты и особенности участников, помогать им поверить в свои силы, увидеть, что их проблема существует лишь на физическом уровне, а они при этом остаются полноценными людьми.

Очень важно понимать, что участие в спектакле не дает возможности погрузиться в маргинальное состояние бездействия участникам. Любой, даже имеющий трудности, человек способен создавать удивительные вещи при помощи энергии творчества и ключом к этому является упорная работа над собой и желание быть счастливым. Если благодаря деятельности проекта участники почувствуют себя лучше, станут более открытыми, научаться слушать свое «сердце» и идти к намеченной цели, а общество увидит в них полноценных людей, способных вести нормальную жизнь, цели проекта можно считать достигнутыми.


Участниками проекта, которые возьмут на себя основную актерскую деятельность, должны быть люди, использующие для передвижения коляску. При этом лучше если ограничений не будет. Важно дать возможность всем желающим принять участие в проекте. Это создаст некоторые трудности в написании сценария, но в целом очень положительно скажется на имидже проекта и отклике как со стороны участников, так и со стороны общественности.

Кроме этого, понадобятся режиссер-постановщик, сценарист и звукооператор, хореограф. Наилучшим вариантом будет, если сценарист будет «в теме» трудностей людей. Только в этом случае можно написать атмосферный, отлично передающий смысл сценарий. Обратитесь за помощь к сотрудникам театров вашего населенного пункта. Рассказав идею проекта, Вы обязательно сможете найти неравнодушных.

Остальные актеры и волонтеры проекта определяются в процессе деятельности. Могут понадобиться люди, способные перенести актеров на сцену, помочь сесть в машину и выйти из нее, водители и люди, не имеющие трудностей с передвижением для исполнения каких-либо ролей.


В первую очередь, параллельно с поиском актерского состава и волонтеров, требуется найти помещение для репетиций. Для этого стоит, в первую очередь, обратиться за помощь в министерство культуры вашего населенного пункта. Опишите все особенности готовящегося мероприятия, предоставьте готовый сценарий, список актеров и результаты работы Театра «Per aspera…» . Это может быть также актовый зал школы, сцена ВУЗа, театра или любое другое, подходящее помещение.  Обратитесь за помощью ко всем руководителям театров Вашего населенного пункта. Это будет необходимо для того, чтобы найти хореографа, звукооператора и режиссера-постановщика. В любом случае, даже если у Вас есть свои наработки и видение того, как должна выглядеть постановка, лучше обратиться за помощью к профессионалу и попросить о консультациях. Это позволит Вам проводить репетиции более профессионально, что положительно скажется на результате.

Обязательно необходимо договориться о месте постановки премьерного спектакля. Лучше, если место для репетиций и премьерной постановки будет одно и тоже.

Помимо этого, будет нужен реквизит и декорации. Здесь все индивидуально и зависит от сюжета постановки. Костюмы могут быть простой одеждой самих актеров, реквизит – вещами из дома. Также реквизит можно попросить  у различных фотоателье, антикварных салонов, магазинов проката одежды и т.д.

Может потребоваться аппаратура для звука, освещение, реквизит ведущего. Обычно все это уже есть в школах, ВУЗах и, конечно, театрах.


Если Вы не являетесь сценаристом, писателем и не обладаете талантом писать, то лучше обратиться за помощью к профессионалам.

В первую очередь надо понимать, что спектакль пишется для людей, постоянно использующих коляску. Сценарист должен отлично разбираться в сложностях жизни таких людей, знать их «изнутри», понимать специфику проблемы. Только в этом случае возможно написать сценарий, который бы отразил переживания и эмоции таких людей по настоящему, без фальши. Сценарий должен быть адаптирован для актеров и учитывать все их особенности.

Кроме этого, сценарий не должен быть удручающим. Это должно быть вдохновляющее произведение, передающее настроение уверенности в себе, творчества, креативной мысли, успешности каждого из актеров, даже несмотря на трудности. Нельзя ставить спектакль, который бы осветил только проблему, не показав решение.

Важно передать через игру актеров проблематику, показать возможные решения. Суть идей постановки должна легко передаваться как самим актерам, так и зрителю. Очень важно вовлечь зрителя в процесс осмысления проблемы, подтолкнуть его к переосмыслению своих ценностей и изменению своего отношения к людям, имеющим любые трудности, отличающие их от других.

Напишите рассказ, который бы стал описанием спектакля. Под руководством опытного режиссера – постановщика, сформируйте готовый сценарий на основе рассказа. Консультируйтесь в процессе работы со сценаристами, писателями, режиссерами. Это сделает Вашу работу серьезнее и эффективнее.

Сценарий не обязательно должен освещать проблему инвалидности. Он может быть в виде сказки, в виде драмы, комедии и т.д.


Сам процесс репетиций не является чем-то особенным. Работа происходит точно такая же, как и при постановке обычного спектакля.

Все особенности актеров учитываются в процессе работы над сценарием, следовательно, актерам нужно просто сконцентрироваться на игре. Важно помнить, что постановка спектакля занимает продолжительное время, и организовать регулярные репетиции. В процессе репетиций необходимо максимально работать с людьми, раскрывая их творческий потенциал, вдохновлять их. Это возможно только при индивидуальном подходе к каждому актеру посредством личных отношений.


Все зависит от масштабов самой постановки и имеющихся ресурсов. Проект «Per aspera…» был организован без привлечения грантов и других финансовых вложений, так как основные расходные части здесь – аренда помещения, работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа, реквизит, сценические костюмы, транспорт. Все перечисленное можно организовать без денежных вложений. Костюмы могут быть созданы самими актерами, вопрос с транспортом решается привлечением волонтеров. Работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа сразу предполагает безвозмездную основу в свободное время, т.к. проект благотворительный. Зал могут предоставить различные организации населенного пункта.

Для расширения масштабов деятельности проекта могут понадобиться финансовые вложения. Но на первом этапе можно обойтись и без них либо уложиться в минимальные суммы.


Основную помощь могут оказывать представители Министерства культуры и искусства Вашего региона. Следует договориться о встрече с представителем министерства, презентовать кратко проект и пригласить на репетицию. Важно показать, что Вы уже осуществляете деятельность.

Кроме этого, можно пригласить на репетицию постановки любых важных, на ваш взгляд, гостей в качестве критиков и спросить их мнения. Будьте готовы к тому, что проект могут не одобрить, не отнесутся к нему серьезно. Главное, что Вы ставите в известность о своей деятельности нужных Вам людей и сообщаете им о процессе подготовки. Увидев серьезность Ваших намерений, проводимую работу и промежуточный результат, Вам могут предоставить дополнительные помещения, лучшие условия, реквизит и т.д.


Вам обязательно понадобятся услуги визажистов, стилистов, парикмахеров. Это необходимо, так как презентабельный вид Ваших актеров должен быть визитной карточкой спектакля.

Кроме этого можно пригласить декораторов, дизайнеров, художников, которые помогут создать необходимую атмосферу для спектакля.

По опыту организаторов «Per aspera…» достаточно пригласить поучаствовать на добровольной основе всех специалистов. Благодаря совместному участию в проекте будут формироваться отношения с волонтерами и появится команда людей, готовая организовывать дальнейшие проекты.


Все зависит только от целей организаторов. В первую очередь надо сказать, что к участию в проекте можно привлекать не только людей, использующих для передвижения коляску, но и слабослышащих, слабовидящих и т.д. Можно поставить спектакль с воспитанниками детских домов, домов-интернатов.

Кроме этого, Арина организовывала конкурс толерантности и независимости «Покорительница Олимпа» для девушек, фестиваль для детей «Веснушки земли», различные Арт-студии, конкурсные проекты и т.д. В дальнейшем это может превратиться в полноценный творческий центр для людей с ограниченными возможностями, позволяющий им реализовать весь свой творческий потенциал.

Материалы по теме урока / 1

Авторы: Арина Ефимова Эдуард Кислов   PER ASPERA… ГЛАВА ПЕРВАЯ В комнате, окна которой занавешивали тяжелые темного цвета портьеры, царил полумрак. Интерьер освещался лишь старомодным выцветшим торшером, стоящим возле такого же старомодного потертого кожаного дивана, да тусклой лампочкой бра, стилизованного под канделябр. Помещение было заполнено разнообразными причудливыми вещами, никак не сочетающимися между собой. Помимо дивана здесь находились пара плетеных ажурных кресел, застланное клетчатым пледом кресло-качалка, украшенная геометрическим орнаментом огромная напольная ваза, из которой торчал букет искусственных подсолнухов, несколько больших дорожных чемоданов, сложенных стопкой один на другой, комод, выполненный в стиле эпохи Людовика XV, старинные напольные механические часы с маятником, гипсовая скульптура льва, греческая колонна, декоративные корзины и корзинки разных форм и размеров, наполненные бутафорскими фруктами и овощами, и то тут, то там аккуратно разложенные плюшевые детские игрушки. В углу комнаты стояло ветхое пианино, а посредине «допотопного образца» фотоаппарат «гармошка» на деревянной треноге – чудо техники начала ХХ века с кассетами под фотопластинки, с матовым стеклом, по которому наводят объектив на резкость, накрывшись темным покрывалом. Но самым непонятным или скорее нелепым казалось присутствие в этой комнате людей в инвалидных колясках. Являлось очевидным, что они незнакомы между собой и встретились сегодня впервые. Собравшихся было шестеро – двое мужчин и четыре женщины. Все пребывали в неловком молчании. В затянувшемся ожидании большинство, оглядываясь по сторонам, с любопытством рассматривали интерьер. Миловидная девушка, в ярко-красное короткое платье с открытым плечом, сидела с задумчивым, даже несколько отрешенным видом, лишь изредка обводя рассеянным взглядом присутствующих. А пышных форм дама, с правильными, красивыми чертами лица, недовольно насупившись и поджав губы, не обращая ни на кого внимания, нервно теребила в руках какой-то разноцветный листок. Она была одета в дорогой брючный костюм, пахла отличными духами, и в ушах покачивались сережки с крупными бриллиантами. Извне, с улицы доносился шум дождя. Тяжелые капли гулко стучали по жестяному карнизу окна. Однообразно монотонный звук наводил уныние. Послышалось слабое скрежетание, потом щелчок и раздался бой старинных напольных часов. – Кого или чего мы ждем? Вероятно, это была чья-то дурацкая шутка собрать нас здесь? – наконец, нарушила молчание дама. – Вы тоже пришли по приглашению? – осведомилась у нее бархатным голосом женщина лет пятидесяти. Вид ее был простенький, можно даже сказать невзрачный. Одетая в незамысловатую юбку и невыразительную блузку выглядела женщина более чем скромно. – Да, - утвердительно качнула головой собеседница и показала тот самый разноцветный листок, который держала в руках. – Мы все, наверное, явились сюда по приглашению, - отозвался привлекательной внешности мужчина средних лет. В белоснежной рубашке, стильном пиджаке, черных брюках с тщательно отглаженными стрелками, он выглядел импозантно. Очень короткая стрижка скрывала признаки намечающейся лысины. От красавчика обильно благоухало парфюмом. – Битый час сидим, хотя бы кто кофе предложил! – продолжала раздражаться молодая дама. Едва она произнесла фразу, дверь в комнату отворилась и вошел юноша, толкая перед собой сервировочный столик на колесиках. На столике стояли фарфоровые чашки, серебряный кофейник и блюдо с пирожными и печеньем. Вежливо поклонившись, юноша удалился.  – Кушать подано! – громко рассмеявшись, произнес стильный мужчина. – Так воспользуемся же гостеприимством и не откажемся от угощения! Красавчик по-хозяйски стал наливать себе кофе.  – Друзья, не стесняйтесь! Двигайтесь! Двигайтесь сюда! – призвал он прочих. – Трапеза – проза любой вечеринки, а общение – ее поэзия. Мужчина извлек из внутреннего кармана пиджака плоскую бутылочку с коньяком. Открыв ее, отхлебнул немного обжигающей жидкости и какую-то часть крепкого напитка добавил в кофе. Толстуха укоризненно посмотрела на него, а обладательница бархатного голоса поморщилась. – Думаю, самое время познакомиться, - не обращая внимания на реакцию женщин, сказал красавчик. – Питер Богословский, - представился он, слегка кивнув головой. – Для друзей просто Пит.   Все присутствующие в комнате собрались вокруг стола. – А вас, - обратился он к брюнетке с выразительными, огромными, как блюдца глазами, - я, кажется, прежде видел. И, если мне не изменяет память, вы выступали в варьете?! –  Пела там одно время, - с неохотой, отводя взгляд в сторону, уточнила та. – Дайте, дайте припомню ваше имя! – воскликнул Пит, - Тина…Тина… - он наморщил лоб и почесал затылок, тщетно пытаясь вспомнить фамилию. – Тина Чернявски, - подсказала ему женщина.   – Точно! – самозабвенно воскликнул Пит, щелкнув пальцами. – Дааа, - мечтательно протянул он, откинувшись на спинку кресла, - были времена, когда я частенько посещал это чудное заведеньице, – и, пристально посмотрев на Тину, неловко промямлил: –  Только вы тогда… –  И плебей из компании отморозков в те времена тоже не сидел в инвалидном кресле! - резко оборвала его певица. Теперь и Тина вспомнила этого симпатягу, завсегдатая клуба, на подмостках которого она блистала. Молодой человек отличался от своих приятелей, местных мафиози мелкого формата, изысканностью манер, обходительностью, умением выглядеть элегантно. Парень сконфуженно потупился. Вновь достал из кармана пузырек, выпил. Повисло молчание. Чтобы как-то деликатно и мягко разрешить конфуз, женщина с бархатным голосом обратилась к раздражительной даме: – Позвольте полюбопытствовать, что написано в вашем пригласительном. Та, отпивая из чашки кофе, протянула ей просимое. – Уважаемая Ольга, прошу Вас принять участие в исследовании эмоций. Это не займет у Вас много времени, но будет весьма значимо и весомо. С уважением, Мастер, - прочитала вслух женщина. Далее значились время и место куда и во сколько следовало прибыть. – Вы увлекаетесь психологией? - вновь обратилась она к толстухе. – Имею о ней только самое общее и поверхностное представление, - ответила та. – Меня больше интересует кулинария. Эти пирожные, - указала Ольга кивком головы на блюдо с угощением, -  жуткий ужас! Руки поотбивать бы тому, кто их готовил! Разве таким должен быть бисквит?! Она чуть прикрыла глаза, уголков ее губ коснулась улыбка, лицо преобразилось. –  Настоящий бисквит мягкий, но не рыхлый, упругий, но с однородной пористой структурой. Он должен таять во рту, - жестикулируя руками, нежным голосом, чуть нараспев стала пояснять Ольга. Взбудораженная нервная дама преобразилась и казалась теперь милой и какой-то даже по-домашнему уютной. – А крем, - продолжала молодая женщина, - крем должен быть наподобие воздушных облаков! Сахар лучше заменить на пудру – она легче соединяется со сливками, не утяжеляя их. Кулинария действительно была ее «коньком». На эту тему Ольга могла говорить часами, изъясняя тонкости поварского искусства. – А у правильно приготовленного кофе совсем иной вкус, - подала голос девушка в красном платье. – Café, noir comme la nuit, doux comme un péché, à chaud, comme un baiser, robuste, comme l'amitié, -  томно процитировала она. – Кофе, черный, как ночь, сладкий, как грех, горячий, как поцелуй, крепкий, как дружба, - перевела обладательница бархатного голоса. – Вы знаете французский?! – удивленно вскинув брови, оживилась девушка. – Одно время в Сорбонне читала курс лекций, - застенчиво улыбаясь, ответила женщина. Все присутствующие с уважением посмотрели на нее. – Натали Шабалина – профессор психологии, - представилась она. – Элен Крицки, - в свою очередь назвала имя девушка в красном платье и восхищенно воскликнула: – Натали, я по-доброму завидую вам! – Почему? – недоуменно поинтересовалась та. – Вы жили во Франции! В совершенстве владеете языком великих Гюго, Дюма, Руссо, Стендаля… Вам подвластны знания о душе! – стала перечислять Элен. Ее глаза сияли от восторга. –  Причем здесь душа? – пожимая плечами, спросил Пит. – Ну как же?! «Психология» - термин, состоящий из двух слов: «психея» и «логос». Первый в переводе с греческого – душа, а «логос» - знания. Вот дословно и получается – знание о душе, - пояснила Крицки. – Так вы можете предсказывать судьбу, составлять гороскопы? – осведомилась Тина. – О нет! Что вы! Что вы! – рассмеявшись, замахала руками Натали. – Данная наука этим не занимается, да и я с некоторых пор больше ей не интересуюсь. –  Почему? – удивился Пит. – Невыгодно? Приносит мало доходов? – Не говорите глупости, молодой человек! – Натали украдкой смахнула слезу. – Наука и бизнес обратно пропорциональны друг другу! Это мое убеждение! – Ага! – саркастически хохотнул Богословский. – Еще скажите, что деньги зло и от них нужно избавляться! – Ну, знаете ли! Если бы великие умы человечества думали об обогащении, мы бы до сих пор с вами хлебали щи лаптями! – отстаивала свою точку зрения профессор.   – Правильно, они не думали, им было недосуг, за них об этом заботились другие. Умы прозябали в нищете, а приспешники и себе на черный денек припасли и потомков не обидели. Человек человеку волк! - парировал красавчик. Разгоряченный спором, он еще раз приложился к заветной фляжке. –  Мир не так жесток, как кажется, - промолвила Элен. –  Мир более жесток, чем кажется! – не согласилась с ней Ольга. – Это точно! – поддержала ее Тина. – Особенно в отношении к таким, как мы. На улице ведь невозможно показаться, – стала сетовать она. – Народ реагирует на тебя, как на мартышку в зоопарке. –  Или делает вид, что ты прозрачный, - добавил Пит. Не обращая внимания на реплику молодого человека, певица продолжила изливать душевные переживания: – Бывшие поклонники теперь только заискивают, изображая излишнюю заботу. Для них, как женщина я уже не представляю никакого интереса. А, действительно, кто я? – да так, инвалид, - печально констатировала она. – Люди не отдают себе отчет в том, что таким поведением причиняют боль! – вздохнув, произнесла Ольга. – Они ж рассматривают нас как пациентов, а не как соотечественников! Господи, как же порой хочется закричать во всеуслышание: «Не надо меня поддерживать, я не так слаба, как кажется!» - нервно заламывая пальцы, воскликнула она. – Вы чересчур эмоциональны, дорогуша! – вновь вступил в разговор Пит. – Знаете, а меня больше забавляет другое, - стал делиться он своими наблюдениями. – Вам когда-нибудь встречался чудак, осмелившийся окликнуть пьяницу, назвав его пьяницей? – Что вы имеете в виду? – уточнила Тина. – Ну, предположим, - пустился в объяснения Богословский, - останавливается такси возле алкоголика или наркомана и водитель, открывая дверцу машины, вежливо так говорит: «Забулдыга, вас подвезти?!» – Кто ж осмелится на такое рискованное предприятие?! – усмехнулась Натали. – У таких людей завышена самооценка, они не признают себя зависимыми и сильно оскорбляются, когда им указывают на их проблему. – Вот! И я о том же! – довольный тем, что его правильно поняли, продолжил Пит. – Смею вас заверить, любезный водила-доброжелатель непременно тут же получит в «бубен»! А вот обратиться к человеку в инвалидной коляске, запросто назвав его «инвалидом», это завсегда, пожалуйста! Это останется безнаказанным! – с иронией произнес красавчик. – Иногда руки просто чешутся дать доброхоту затрещину! - отчаянно добавил он. – «Инвалид» происходит от латинского invalidus и переводится, как бессильный. Термин отражает действительность – пояснила Элен. – Этот, как вы выразились, термин, для вас не обиден? Не оскорбляет? – осведомилась у девушки в красном платье Ольга. В ответ Элен лишь тяжело вздохнула. – Общество только и делает все для того, чтобы научить нас покорности, смирению и вежливости. Помогает, когда в этом совсем нет нужды, и получает при сем огромное удовольствие. А одолжения-то ведь не требуется! Должно быть взаимоуважение! Оно как раз таки и предполагает равенство! – запальчиво, на одном дыхании выпалила любительница кулинарии. Опять повисла пауза. Постукивая пальцами руки по столу, Ольга смотрела в пригласительный, лежавший рядом. – Что, по-вашему, может значить это выражение: «Исследование эмоций»? – спросила она, обводя присутствующих взглядом. – Я думала, это приглашение на небольшой ни к чему не обязывающий научный семинар, - ответила Натали. – Честно сказать, порой скучаю по работе, - призналась она. – А меня непонятная формулировка заинтриговала, - мило улыбаясь, произнесла Элен. – В университете, я с удовольствием посещала курс «Эмоции подчиненные доводам разума». Знаете, было интересно! – Кто вы по образованию? – спросила ее профессор. – Юрист, - без обиняков ответила Крицки. – У вас есть практика? – уточнила Натали. – Что вы, какая практика в моем положении?! – голос девушки дрогнул. – А я не парился над догадками, просто надоело торчать дома в четырех стенах, вот и решил развеяться, - сказал Пит. – Ну, а ты, крошка, - обратился он к Тине, - по каким соображением явилась сюда? – Точно помнила, что по указанному в пригласительном адресу, расположена фотомастерская. Отчего бы не поучаствовать в бесплатной фотосессии? – кокетливо ответила Чернявски. – А вы? – адресовал свой вопрос Богословский к до сих пор не проронившему ни слова мужчине. – Какими соображениями вы руководствовались? Человек, не участвовавший в дискуссиях, а лишь внимательно наблюдавший за всем происходящим ответил: – Всякое рассуждение об эмоциях уничтожает их. Говорил он очень плохо, поэтому из произнесенного им никто ничего не понял. – Прошу великодушно меня извинить, - обратилась к мужчине Натали, - вы не могли бы повторить? В этот момент вновь раздался бой старинных напольных часов. Дверь в комнату отварилась, и вошел Мастер. – Ник сказал, что всякое рассуждение об эмоциях уничтожает их, - произнес он. – Простите, друзья, что заставил вас долго ждать! – Да нет, ничего страшного, мы тут очень премиленько провели время, - ответил за всех Пит. – Если вам, любезнейший, нечем по жизни заняться, это не значит, что и других одолевает скука, - зло заявила Ольга. – Так зачем вы нас сюда позвали? – обратилась она к Мастеру. – Я пригласил вас для того, чтобы сделать общий снимок, - ответил хозяин фотомастерской. – Сделать что?! – переспросила толстуха. – Хочу вас всех вместе сфотографировать, - пояснил Мастер. Присутствующие в комнате недоуменно переглянулись между собой. Пит захохотал. – Тина, деточка, ты единственная оказалась права! – воскликнул он. – Ничего не вижу в этом смешного! – вспылила Ольга. – В нашем положении тащиться сюда в дождливую погоду!... Да что вы себе позволяете?! Кем вы себя возомнили?! – бушевала женщина.  – Милочка, не стоит так кипятиться, - постаралась урезонить ее Натали. – Не вижу в этом ничего дурного и предосудительного. Почему бы и не сфотографироваться? Ольга недовольно поджала губы. Тина же, не теряя зря времени и не заставляя себя уговаривать, достав из сумочки косметичку и зеркальце, стала прихорашиваться.   – В пригласительных следовало напрямую указать цель сегодняшней встречи. Вы поступили нечестно! – устыдила Хозяина Элен. – Дорогая Элен, узнав истину, вы бы пришли? – спросил ее Мастер. – Нет! – категорически заявила девушка. – Друзья, на самом деле я ничуть не обманул вас, - мягко улыбаясь, обратился к гостям Мастер. – Давайте сделаем снимок и, я думаю, вы сами все поймете. Он стал размещать присутствующих согласно своему художественному замыслу, попросил принять нужные позы. Включил и настроил осветительные приборы. Когда все было готово, подошел к «гармошке» на деревянной треноге. Накрывшись темным покрывалом, долго наводил объектив на резкость. Затем осторожно, чтобы не сдвинуть и не изменить настройки сменил рамку с матовым стеклом на кассету с фотопластинкой. Еще раз оценивающим взглядом посмотрел на созданную композицию. – Вы собираетесь запечатлеть нас для истории этим антикварным агрегатом? – иронично поинтересовался Пит. Ничего не ответив на реплику молодого человека, Мастер выдвинул защитную пластину кассеты и щелкнул спусковым тросиком затвор.   ГЛАВА ВТОРАЯ Все померкло. Потом фотомастерскую наполнил слабый неоновый свет. В голубоватом свечении отчетливо выделялись застывшие силуэты сидящих в инвалидных креслах людей. За спиной каждого из них иной силуэт: белый, легкий, полупрозрачный. Это души гостей Мастера. Освободившись от бренной плоти, они были совершенными. Теперь говорили они. Первой вступила в рассуждения душа Ника. – Бедный, бедный мой мальчик, вот и сейчас он остался непонятым. Опять никто не разобрал то, что он пытался сказать. Бедный, бедный мой мальчик… Ах, если бы люди только могли слышать, как внутри себя он оживленно ведет дискуссии, остроумно отвечает на реплики. Ах, если бы только могли знать, сколь умными мыслями и невероятными идеями полна его светлая голова. Гибкий ум выводит постулаты философских теорий, восхищающих своими глубинами. А сердце рождает стихи пленяющие красотой рифмы, завораживающие содержанием и очаровывающие лирикой. Бедный, бедный мальчик, увы, никто даже не подозревает о твоей гениальности. А я снова и снова сокрушаюсь, видя, как ты мучаешься от невысказанности мыслей и чувств. Сколько раз я побуждала тебя говорить к людям, излагая все на бумаге. Но ты не внемлешь мне. Считаешь, что это никому не нужно и неинтересно. Червь сомнения прочно засел в тебе и гложет. Избавься от него! Прочь комплексы, опасения и колебание! Твое сердце томится от долго не сбывающейся надежды, но исполнившееся желание будет, как древо жизни. Ты расцветешь и наполнишься силой! – Зачастую люди считают, что сила заключается в знатности и богатстве, - констатировала душа Ольги. – И ты некогда думала так же, а теперь поняла, что имеющимся капиталом не в состоянии купить себе исцеление. Из-за этого злишься на весь мир. Но ведь сказано: «Надеющийся на богатство свое упадет» и «злой не имеет будущности». Нежная и добрая прежде, какой ты стала теперь? Твое сердце полно горечи. Оно, как растерзанный непогодой цветок: лепестки утратили былую свежесть, аромат иссяк. Что в силах оживить его вновь? – Добродетель. Лишь только она способна сделать это. Милая моя, услышь голос мой, внемли совету, не отвергай. Поверь, что на земле исчезла бы половина человеческих страданий, если бы люди стали руководствоваться в своей жизни милосердием. Эти чувства, перенесенные на других, совершенно неизвестных людей, не связанных с тобой ни узами дружбы, ни родства, перед которыми нет никаких обязательств и от которых нет надежды получить что-либо взамен, сделают тебя по-настоящему счастливой. Очисти сердце свое от гнева и раздражения. И да царствует в нем любовь! – Любовь.., - эхом повторила душа Тины. – Ты так давно пытаешься познать ее, ощутить, испытать. Стремишься к ней, ждешь, зовешь, ищешь, кидаясь из крайности в крайность. Но, чувство не открывается тебе, остается неведомым. Да, ты не раз слышала в свой адрес восторженное: «Я тебя люблю!» и сама неоднократно повторяла эту фразу. Но была и остаешься одинокой, и от этого несчастна. Часто засыпаешь, уткнувшись мокрым от слез лицом в подушку. Горючие капли печали иссушают меня. Мне больно чувствовать твое уныние. Ты ищешь любовь, основанную на физической привлекательности, и даже не подозреваешь, насколько на самом деле она многогранна! Любовь – царственный бриллиант, отражающий святыми переливами: долготерпения и милосердия, нежности, кротости, доброты и заботы, радости, верности и надежды. Сердце, наполненное любовью, не завидует и не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не раздражается и не ищет своего, но все покрывает и все переносит. Научись давать другому человеку то, в чем он больше всего нуждается, тогда, когда он меньше всего это заслуживает – и тогда ты познаешь великую силу не иссякающей любви! И удалится от тебя безысходность. – То, что ты считаешь безысходностью – всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды, - откликнулась душа Натали. –  Ты постоянно задаешься вопросом: «Почему это случилось со мной?» И не находишь ответ. Твои знания, опыт не дают его тебе. Ты оставила любимое дело, отрешилась от друзей. Закрылась в ракушке своих страданий. И ищешь утешение в уединении, но его там нет. Там только пустота. Когда-то общительная и веселая, полная жизненных сил и энергии теперь ты часами сидишь у окна своей комнаты, бесцельно наблюдая за происходящим на улице. Но ведь пока человек жив, ничего не пропало! И безвыходных ситуаций не бывает! Вернее, они лишь следствие человеческой склонности считать всякий затруднительный случай безнадежным. Ты ведь сама раньше говорила об этом. А теперь словно забыла, опустила руки и, как сухой лист, безвольно плывешь по течению. Очнись! Ты счастлива, потому что снискала мудрость и приобрела разум. Приобретение твое лучше приобретения серебра, и прибыли от него больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобой не сравнится с нею. Разум, для имеющих его, – источник жизни. Отчаяние же удел слабых. – Это высказывание совсем не относится к тебе, - продолжила рассуждение душа Элен. – Ты волевая, упорная, принципиальная и целеустремленная. Уже добилась многого, не смотря на свое физическое состояние: получила престижное образование, изучила законы Фемиды и вполне способна стать служителем правосудия. Однако твердо убеждена, что не можешь быть востребованной обществом, и что немощь твоя не позволит самореализоваться. Из-за этого прозябаешь в бездействии, заглушая всякую инициативу. Дорогая моя, отрешись от жестокого заблуждения! Окружающие воспринимают тебя так, как ты сама к себе относишься! Справедливость, основа твоего мировоззрения, и истины, которыми ты владеешь, должны спасать страждущих от неправды. Стань их заступницей! Бедного, убого, алчущего ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него. И более одинока такая душа в день скорби. Кто поможет ей, как не ты?! Кто лучше прочих способен понять ее нужды?! И да не вынудят тебя преступить границы честности ни страсти толпы, ни принуждение деспота, ни осуждения завистников, ни клевета злоречивых. Тогда уподобишься могучей скале и сила твоя будет в праведности. – Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу, стремится к смерти своей, - провозгласила душа Пита. – И для глупого преступное деяние как бы забава. А ты ведь не глуп! Ты совсем даже не глуп! Однако, прожил лучшие годы, творя беззакония. Сколько раз я взывала к тебе через совесть, но ты все время заглушал голос мой хмельными напитками. Вино – глумливо, а худые сообщества развращают добрые нравы. Кем ты стал в итоге? Счастье твое в том, что болезнь удалила тебя от людей дурных, от тех, кто не заснет, пока не сделает зла, пока не принесет вреда другому.  Услышь теперь меня! Прими наставления мои! Самое важное для тебя – быть осторожным в мыслях и делах, от них зависит будущность. Ищи мудрость снисходящую свыше. Она поможет следовать примеру благочестивых, идти их путем. Свет в комнате стал медленно меркнуть, растворялись тени и образы. – Бог видит человека не так, как видят его люди, - прозвучал в темноте голос Мастера. – Они смотрят на внешность, а Господь взирает на сердце… Послышалось слабое скрежетание, щелчок – скрип шестеренок времени. Затем раздался глухой бой – дни-песок струились в часах вечности.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Прошел год. Много это или мало? Трудно сказать, ибо все в жизни относительно. Минуты сплетают события дней в одно непрерывное полотно времени, где связь вещей постоянна. Ничего не изменилось в старой фотомастерской – те же вещи, лежали на тех же местах. Только с окон была сдернута завеса тяжелых портьер, и в комнату яркими лучами струился солнечный свет. И сегодня здесь опять собрались те же люди. – Может, не следовало являться без приглашения? - спросила у присутствующих Ольга. – Но мы ведь пришли отблагодарить, приглашение в данном случае неуместно, - ответила ей Натали. – Вы правы, дорогая, - мягко улыбаясь, согласилась молодая женщина. – Друзья! Я принесла пирожные! Угощайтесь! Это мое, так сказать, новое изобретение, - похвасталась она. – Милая Ольга, не перестаю восхищаться вами! – восторженно промолвила Элен. – Всякий раз, посещая ваш уютный ресторанчик, наслаждаюсь шедеврами кулинарного творчества! Вы искусница! – Элен, полно те! – добродушно рассмеялась хозяйка ресторана. – Я просто делаю то, о чем мечтала всю жизнь. И делаю это с душой, и от души. Мне нравится выдумывать что-нибудь эдакое, вкусненькое, а потом воплощать свои идеи. Но больше всего нравится устраивать благотворительные вечера и созывать на них совсем незнакомых людей. Особенно люблю детские праздники. Видеть счастливые глаза, перепачканные шоколадом и кремом мордашки маленьких сладкоежек – поверьте, это подлинное наслаждение! – поделилась она впечатлениями. – А я вот получил истинное удовольствие от процесса, который на днях выиграла наша умница и скромница Элен, - вступил в разговор Пит. – Ах, как она грамотно построила свою речь в пользу подзащитного! И как, я бы сказал, изысканно ее закончила! Сейчас я вам даже точно процитирую ее слова. Он достал из внутреннего кармана пиджака записную книжку, начал ее листать. – Где же, где же оно? А вот! – найдя нужную запись, воскликнул мужчина. – «Первая награда справедливости – это сознание, что справедливо поступаешь», - прочитал он. – Жан Жак Руссо – уточнила Натали. – Да, да, вы совершенно правы, - улыбаясь, подтвердила Крицки. – Это именно его высказывание. – Пит, - обратилась профессор к Богословскому, - наши друзья говорили, что вас какое-то время не было в городе. Куда вы уезжали? – На миссию, - просто ответил тот. Натали удивленно вскинула брови. – Что за миссия? – уточнила Шабалина. Тень грусти появилась на лице молодого человека. – Знаете, я до этого никогда не бывал на войне. А здесь впервые увидел смерть и голод в масштабных размерах, - начал рассказывать он. – Я спрашивал себя: «Что чувствуют эти люди, убивая друг друга? Во имя чего делают это? Ведь они все дети Божьи!» Я молился и просил Господа сделать меня достойным служить им и дать через мои руки ежедневный хлеб, а через уста понимание любви, мира и радости. – Человек всегда был склонен через кровопролитие доказывать свою правоту, - прервала его Натали. – Увы, - согласился с ней Богословский. – Пока на земле господствует грех, на ней будут войны и несправедливость. Ну, а вы, дорогая Натали, чем вы занимались во время моего отсутствия? – поинтересовался у профессора Пит. –  Издала книгу «Имманентная трансцендентность», - ответила женщина. – Ууу, - протянул Пит. – Поздравляю! Название захватывающее. О чем ваш философский труд? – В двух словах, очень коротко, речь ведется о том, что если этот мир опыта редуцируется к миру, первопорядковым образом конституированному в отдельной душе, то он уже не есть более мир, принадлежащий каждому и получающий свой смысл из опыта всего человеческого сообщества в целом, но исключительно интенциональный коррелят жизненного опыта, протекающего в отдельной душе. Богословский схватился за голову, состроил печальную смешную гримасу и шутливо произнес: – Понять и переварить такое я не в силах! Все присутствующие рассмеялись. – Кстати, поздравить можете не только меня. Ник тоже издал книгу – первый сборник своих стихов! И он имеет просто феноменальный успех! – похвасталась за приятеля профессор. – Дружище, да ты молоток! Браво! – возгласил Пит и принялся аплодировать. Натали, Элен, Ольга и Тина поддержали его, тоже захлопали в ладоши. Ник скрестив руки на груди, театрально раскланялся. – Тина, солнышко, а ты почему молчишь, ничего не рассказываешь о себе? – обратился Богословский к Чернявски. – А я выхожу замуж, - счастливо улыбаясь, кокетливо ответила та. – Здо-ро-во! – протянул Пит. – Искренне за тебя рад! Где вы познакомились? И кто этот счастливчик? – засыпал он девушку вопросами. Тина смущенно пожала плечами. – Обыкновенный человек, - сказала она. - А познакомились на одном из благотворительных вечеров у Ольги. – Не надо скромничать! – вступила в разговор хозяйка ресторана. – Жених Тины большая умница, весьма хорош собой, да плюс к этому еще и богат, - объявила она. – Ольга, ну ты ведь знаешь, что не в этом счастье?! – возразила будущая невеста. – Ты права, - согласилась собеседница. – Сама на опыте убедилась, что имея многое из-за пустоты в сердце можно чувствовать себя нищей. Она секунду помолчала и добавила: – А ты в тот вечер была божественно прекрасна и пела так, что у меня просто дух захватывало! – Тина, спой! – неожиданно предложила Элен. – Как? Прямо здесь? Сейчас? – удивленно спросила Чернявски. – Почему бы и нет! – поддержал адвоката Пит. – Спой! Спой! – в один голос стали просить Натали и Ольга. Тина подъехала к потрепанному временем пианино. Бережно провела рукой по выцветшей крышке инструмента. Открыла ее и тонкими нежными пальчиками коснулась пожелтевших клавиш. Девушка запела. Воистину прекрасный голос затрагивал саму душу. Никто не услышал, как в комнату вошел Мастер. – Музыка – источник незыблемой силы. И неведомы ей ни преграды, ни границы, - произнес хозяин фотомастерской, когда Тина закончила петь. – Друзья, я рад вас всех видеть у себя в гостях! – ласково улыбаясь, поприветствовал он собравшихся. – Простите, что без приглашения. Мы пришли, чтобы выразить вам свою благодарность, - постаралась оправдать незваный визит Ольга. – Благодарность? За что? – уточнил Мастер. – За те изменения, что произошли в нас и в наших жизнях, - пояснила Натали. – Если бы не вы… – Это был ваш выбор, - перебив ее, не согласился хозяин фотомастерской. – Что вы этим хотите сказать? – задал вопрос Пит. – Видите ли, страдания существуют и будут существовать. Они не месть и не наказания, и не приходят случайно, - стал пояснять Мастер. – Когда человек осознает это и принимает, скрытые силы начинают производить в нем громадную работу. Пока люди пресыщены, богаты, довольны собой, они скользят по поверхности бытия. А скорбь, недуги, одиночество заставляют их обратиться внутрь себя и там найти истинную и настоящую поддержку. Потому что душа всегда смотрит ввысь, оттуда черпая свет и силу. Человеку лишь нужно внимательно следовать ее голосу, не отвергая его. Каждый из вас сделал это. Теперь вы такие, какие вы есть. Проницательным взглядом чуть прищуренных глаз он обвел присутствующих. Добрая улыбка по-прежнему касалась уголков его губ. – Что ж, друзья, прошу всех пройти в гостиную, - указал Мастер широким жестом на дверь в соседнюю комнату. – И будем пить чай!

К списку всех уроков
Эксперт
Ефимова Ирина Витальевна
Организатор проекта