"Мастерская добра - Школа рукоделия"

Проект «Мастерская добра» возник в ноябре 2014 года. На тот момент организатор проекта – Переломова Евгения Геннадьевна, сама являлась волонтером благотворительного фонда «Добро 24.ру». Этот фонд занимается помощью и поддержкой тяжелобольных детей, страдающих от болезней онкологии, ДЦП и т.д. Тем самым Евгения реализовывала свою потребность помогать обществу, нести определенную ценность при помощи организации мероприятий фонда и выполняя другие задачи. В процессе развития отн ошений с фондом состоялся разговор с директором, в котором она поделилась с Евгенией своей мечтой о сборе пожертвований для детей через продажу изделий ручной работы. Так как Евгения сам немного рукодельница, было решено попробовать организовать подобный проект. За короткое время были найдены девушки-волонтеры, готовы участвовать в качестве мастеров нового проекта. Тогда, в предновогодние месяцы 2014 года это не было еще полноценным проектом, но не смотря на это, получается договориться с организатором рождественской ярмарки о принятии в ней участие. Весь ноябрь шла подготовка к ярмарке, много времени было уделено совместному общению. Целый месяц участницы общались между собой, обдумывая все особенности проведения предстоящей акции.   Ярмарка под название «Четыре сезона» состоялась в конце декабря. В рамках формата ярмарки участницы продавали готовые изделия и,кроме этого, провели несколько мастер-классов по рукоделию для посетителей. Все собранные от продажи изделий ручной работы деньги были направленны в фонд «Добро 24.ру». Участие в данном мероприятии и стало моментом рождения самостоятельного проекта, пока еще не имеющего своего названия. После участия в ярмарке проект в течение последующих трех месяцев проводил подобные мастер-классы по рукоделию на предприятиях, в различных компаниях по просьбам руководителей, в культурном центре и т.д. Параллельно с этим проект создает свою страницу в соц.сетях, регулярно ведет фото-отчет о проводимых акциях и набирает популярность среди населения, становясь все более и более узнаваемым. Несмотря на обилие различных центров и школ, проводящих мастер-классы, в сочетании с огромным объемом информации в интернет сетях, стало большим открытием, что мастер-классы сильно востребованы. Это расширяет деятельность проекта, и проведение мастер-классов становится второй основной задачей, помимо продажи изделий ручной работы. Появляются новые волонтеры – девочки-школьницы, помогающие своим сверстникам, и реализуется проект «Дети помогают детям». В дальнейшем проект «Дети помогают детям» выигрывает частный грант от компании «Русал», что окупает полностью затраты на материалы и помогает выйти на новый уровень. За лето 2015 года проект проводит около 30 мероприятий, включая выездные мастер-классы, получает большую известность, принимает участие в больших выставках-ярмарках, команда проекта увеличилась в 2,5 раза, новые участницы-волонтеры проекта принесли новые техники рукоделия, грант позволил закупить много материала, тем самым расширив масштаб проекта. На нескольких подобных мероприятиях проект заметили руководители соц.учереждений: детский дом-интернат «Солнышко» и центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Росток». Кроме этого, проект получает просьбу приезжать в онкогематологическую больницу, где лежат дети, со своими детьми для проведения мастер-классов. С августа 2015 года, когда был проведен первый мастер-класс для детей онкогематологической больницы, проект начал свою полноценную профессиональную деятельность. С весны 2016 года проект начал проводить свои мастер-классы в центре социальных услуг «Родник». На данный момент работа проводится только с детьми и их мамами, но в перспективе планируется проведение мастер-классов и для пожилых людей этого центра. На сегодняшний день проект продолжает работу с этими четырьмя организациями, проводит мастер-классы в школах для детей из инклюзивных классов и совместные мастер-классы для здоровых детей и их сверстников, обремененных серьезными болезнями. Оплата за мастер-класс для здоровых детей используется исключительно для помощи нуждающимся, кроме этого сами дети могут взаимодействовать друг с другом, видя, что окружающее общество может быть разным и приобщается к решению подобных проблем.

Вопросы и ответы

Идея проекта разделилась естественным образом на две части: помочь развиться своим подопечным и стать лучше самим участницам проекта. Задачей ставилось оказание помощи обществу через поддержку детей, страдающих от серьезных заболеваний. В первую очередь, это дети, лежащие в онкогематологических отделениях, живущие в детских домах, изъятые из семей. Основная цель здесь – привнести в жизнь детей ощущение радости, счастья, своей востребованности, помочь отвлечься от своих серьезных проблем. У каждого из аспектов есть своя специфика.

Если есть намерение помогать детям, больным смертельными болезнями, важно понимать, что не должно быть жалостливости по отношению к ним. Основной задачей здесь является не научить чему-то очень профессиональному, качественному, но добавить позитивных красок в жизнь детей, отвлечь их от серьезных жизненных проблем и мыслей о смерти, боли и страданий. Если человек не готов приходить к таким детям без сантиментов, то лучше не выбирать такое направление оказания помощи.

Для детей, живущих в детских домах, оторванных от семей, лучшей помощью является бесплатное профессиональное обучение. Научите таких детей делать что-то ценное хорошо и легко. Это в дальнейшем может стать источником заработка, любимым делом и может помочь крепко встать на ноги в жизни. Обычно у таких детей есть трудности с социализацией в обществе. Умение что-то делать хорошо поднимет им самооценку, поможет почувствовать свою значимость и легче адаптироваться к взрослой жизни. Наиболее просто подчеркнуть их умение и показать им ценность их навыков можно, организовав выставку-продажу их работ. 

Для детей из благополучных семей, которые привлекаются к участию в проекте в качестве волонтеров, под руководством старших наставников основной задачей является углубиться в суть проблемы. Зачастую современные дети не вникают в подобного рода проблемы, но в рамках проекта они очень хорошо могут прочувствовать переживания целевой аудитории, понять ценность своей помощи и постараться эту помощь оказать. Таким образом, развиваются нравственные ценности: сострадание, поддержка, искренность и т.д.

 


В первую очередь стержнем команды и его ведущим звеном является организатор. Это обязательно должен быть человек идейный, способный вести за собой людей ради идеи, который сам готов работать продолжительное время на развитие проекта. Таким человеком может быть как сам инициатор развития проекта, так и любой другой член проекта, подходящий под основные критерии.

Формирование команды может происходить несколькими способами: живое общение (личные встречи, звонки), общение в соц.сетях и распространение печатных рекламок. Если есть знакомые, которые хорошо владеют подходящими под формат проекта навыками изготовления изделий и способных обучить этому других, лучше начать общение с них. Кроме этого, возможности соц.сетей позволяют привлекать в проект новых волонтеров, даже не будучи предварительно знакомым с человеком. Это дает возможность значительно расширить базу мастер-классов.

В листовках, буклетах проекта должна быть вся основная информация о проекте кратко, все ссылки на ресурсы проекта, номера телефонов представителей проекта, адреса электронной почты. Особенно эффективно привлекать волонтеров на различных мастер-классах. На мастер-классе можно оценить профессионализм человека и напрямую предложить участие в проекте.


Помимо основной роли организатора, которая, как правило, занята самим инициатором создания проекта, существуют основные роли для волонтеров. В первую очередь это мастера по различным направлениям в рукоделии. В их задачи входит совместно с другими мастерами подготовить план урока для целевой аудитории и его провести.

В силу того, что проект является полностью благотворительным и единственной мотивацией волонтеров является личная заинтересованность в процессе проведения акций, количество постоянных волонтеров может значительно меняться. В первую очередь надо помнить о том, что все участники не связаны с проектом формально. Вследствие этого у них нет прямых обязанностей и волонтеры участвуют в проекте по своему желанию. Это автоматически приводит к непостоянству и сложностям в делегировании полномочий для стабильного их выполнения. Человек может принять участие в проекте в качестве волонтера один раз и не принимать участия вовсе, пропасть на несколько месяцев и проявиться вновь, уехать в отпуск на некоторое время, резко оборвать все планы на участие из-за незапланированного семейного обстоятельства и т.д.

Исходя из вышесказанного, самым лучшим будет сформировать основной костяк команды из 3-7 человек, которые готовы вкладываться в проект регулярно продолжительное время.

Кроме этого, необходимо вести регулярный набор новых волонтеров, обучать их при необходимости.


По опыту организаторов проекта, специального обучения по работе с детьми проходить не требовалось.

Основными особенностями являются сложности самих детей. Если у Вас в качестве подопечных выступают дети с ДЦП, то естественно давать сложные техники не имеет никакого смысла. Обязательно нужно попросить, если воспитатели сразу об этом не позаботились, оставаться с волонтерами одному или нескольким воспитателям. Это крайне важно при работе с детьми, так как волонтер не знает об особенностях ребенка. Бывают ситуации, когда необходимо повторить много раз для слабослышащих детей, лучше показать для слабовидящих.

В первую очередь поговорите с воспитателями детей. Узнайте, какие у них особенности, предложите свои варианты проведения мастер-класса. У Вас в запасе должно быть несколько техник, чтобы из них подобрать подходящую. Идеально будет если есть техника, которую можно делать и 5-7 летним малышам, и подросткам 16-17 лет, и взрослым; в которой множество вариаций разной сложности.

Если основной контингент – маленькие дети, работа должна быть простой, привлекать своей яркостью, скоростью выполнения.


Так как основная работа проекта ведется с муниципальными учреждениями, то и место проведения мастер-классов будет организованно на базе данного учреждения. На первоначальном этапе формирования проекта заниматься поиском и подготовкой своего помещения для мастер-классов не нужно. В первую очередь лучше сосредоточиться на формировании отношений с людьми, способными предоставить Вам свою площадку для участия в ярмарках-выставках, конкурсах, праздниках и т.д. Построив отношения с организаторами подобных мероприятий, Вы сможете быстро зарекомендовать себя с лучшей стороны. По опыту Евгении, участие в подобных акциях приводит к тому, что муниципальные организации сами позвонят и предложат Вам провести у них мастер-класс. За весь 2015 год проект реализовал 78 мероприятий, на текущий момент проект уже реализовал 115 мастер-классов. Поэтому регулярное проведение мероприятий, участие во всех выставках и предложение своих услуг различным организациям предоставит Вам широкое поле для деятельности без использования своего помещения.


В первую очередь, проект должен быть способен что-то предложить организации. Строить отношения нужно не по принципу « А помогите нам чем-нибудь!», а « Мы Вам можем предложить вот это…». Сначала нужно понять, какую ценность можно предложить организации. Когда люди поймут, что есть определенный продукт, который им интересен, процесс сотрудничества будет развиваться самостоятельно.

Работайте только с теми организациями, которые действительно заинтересованы в этом. Организации, которые говорят фразы «Я не знаю. Мы подумаем» и т.д., обычно не заслуживают внимания. Гораздо эффективнее сразу работать с теми, кто точно согласен на сотрудничество.

Очень важен процесс личного общения. Постарайтесь собрать все возможные контакты для партнерских отношений у друзей, знакомых и т.д. Это гораздо эффективнее прямого общения.


К счастью, на сегодняшний день существует несколько вариантов участия в грантовой системе. В первую очередь это конкурсы, организуемые правительственными организациями. Их плюс в том, что они предоставляют отличное финансирование. Основным минусом является отсутствие возможности для участия физ. лицам.

Второй вариант – гранты для юр.лиц от частных компаний. Количество предоставляемых денежных средств может быть сопоставимо с государственными. Для участия необходимо заполнить типовую форму грантодателя, в которой подробно указать все основные особенности своего проекта, цели, задачи, проделанную работу и т.д. Подобная система не отличается от государственных грантовых программ. Единственный нюанс – сложность формы для заполнения может отличаться и включать в себя различные моменты.

Третий вариант, самый лучший – возможность участвовать в грантовой программе как физ.лицам, так и юр.лицам. Проводятся частными крупными компаниями, не требуют специальных навыков работы с бизнес-планами, отличаются простотой подачи заявки.

Важно помнить, что при получении любого гранта необходимо предоставлять регулярно отчетность о проделанной работе и потраченных средствах. Это особенно актуально в случае с получением гранта по гос.программе. В этом случае отчетность должна быть строго соблюдена, подробно расписаны все расходы гос.средств с предоставлением всех необходимыхчеков, накладных и т.д. Несоблюдение порядка отчетности и непредметная трата денежных средств влечет за собой ответственность. Необходимо подробно изучить все особенности предоставления отчетности в рамках той компании-грантодателя, которая предоставляет Вам грант.


В данном формате регистрация юридического лица не требуется. В первую очередь, нужно сосредоточиться на проведении мастер-классов. В силу специфики проекта, основная работа будет проводиться на территории «заказчика» - организаций, с которыми Вы работаете.

Регистрация юридического лица Вам потребуется только тогда, когда Ваша репутация будет достаточно серьезной. В этом случае создание полноценной организации необходимо для подписания всех договоров на осуществление каких-либо услуг для компаний, проведение и организация каких либо акций, ярмарок, мастер-классов и т.д., заключение договоров аренды, купли-продажи, субаренды, участие в грантовых программах, недоступных физическим лицам.

Еще одной важной особенностью является участие в различных мастер-классах, тренингах, обучающих семинарах от имени юр.лица. Зачастую попасть на подобные мероприятия невозможно в качестве физического лица, но от имени юр.лица это можно сделать. Таким образом, можно значительно повышать квалификацию волонтеров и открывать для себя новые возможности, делая это совершенно бесплатно.


В любом серьезном проекте без помощи партнерских компаний не обойтись. В данном направлении Вам обязательно пригодятся хорошие, дружеские отношения с различными грантовыми фондами, компаниями-организаторами фестивалей, праздников, утренников, ярмарок и т.д. Все отношения строятся с позиции предоставления ценных услуг самим проектом, а уже потом просьбы о какой-либо помощи. Необходимо позаботиться о том, чтобы была квалификация для проведения мастер-класса даже тогда, когда у Вас совершенно нет ресурсов и в запасе только сильное желание и команда энтузиастов. Будьте готовы к тому, что Вам могут предложить место на ярмарке, возможность провести мастер-класс буквально на след.день. Не бойтесь брать на себя ответственность и старайтесь обходиться малыми силами. Для проведения минимального мастер-класса Вам нужна будет команда из 3-5 человек, включая организатора, минимальный набор материала для изготовления Ваших поделок и все. Возможно, потребуются столы, стулья и т.д. Все это легко достать, просто позвонив друзьям и знакомым. Как правило, у обычного человека в современный век информации есть все возможности быстро найти требуемый реквизит и организовать его транспортировку до места проведения и обратно.

Кроме этого, самым важным моментом в отношениях с партнерами, предоставляющими для Вас различные возможности, является максимальная прозрачность Вашей деятельности. Иногда может показаться нелепым предоставлять чек на сумму 37 руб. 40 коп. за 2 кисточки для рисования, но подобные мелочи будут формировать ваш имидж честных и надежных партнеров. Регулярно выкладывайте в своих информационных блогах, на страницах в соц.сетях и т.д. отчет о проделанной работе.

Другим, не менее важным моментом является обращение за помощью не финансового, а материального характера. Это обусловлено тем, что человеку очень сложно использовать в корыстных целях 3500 рекламных листовок, либо 10 кисточек для рисования маслом, или 3 клубка шерсти. Гораздо проще попросить у человека необходимый предмет, чем денежные средства на его покупку.


Есть две формы развития любого благотворительного проекта: работа с целью зарабатывания денег и работа ради осуществления задуманных благотворительных проектов и реализации помощи целевой аудитории. Первый вариант мы рассматривать не будем, т.к. он является простой разновидностью любого бизнеса.

В случае, если организаторы планируют развиваться в качестве благотворительного проекта, исключительно для помощи целевой аудитории, то здесь необходимо строить свои отношения на формировании имиджа проекта. Для этого необходимо, в первую очередь, очень ответственно подходить ко всем мероприятиям, проводимым проектом. Необходимо активно участвовать в жизни общества, общаться на различных форумах, в группах соц.сетей вашего населенного пункта, участвовать в ярмарках и других общественных мероприятиях, общаться с представителями СМИ и различными волонтерскими организациями. В этом случае обо всех Ваших мероприятиях будут размещаться ссылки на интернет-ресурсах, в газетах будут печататься статьи, выходить видео, блогеры будут отзываться о Вас в своих блогах и т.д. Такого рода популярность позволяет показать свою социальную ценность. Кроме этого, необходимо участвовать во всех форумах, конференциях и т.д., организуемых администрациями населенных пунктов Вашего региона. Имея отличную репутацию и определенную известность в обществе, Вы сможете предлагать правительству населенного пункта или даже региона свои варианты мероприятий, нововведений, просить о помощи, напоминать о проблемах, существующих в регионе и т.д.


В данном проекте существует два основных источника дохода: мастер-классы и продажа готовых изделий. Так как основной идеей проекта является помощь детям, страдающим тяжелыми формами различных заболеваний, находящихся в сложных жизненных ситуациях и имеющих отклонения по здоровью, то все собранные средства расходуются в этом направлении. Для этого выстраиваются взаимоотношения с организациями, которые несут ответственность за таких детей. Кроме этого, происходит помощь семьям таких детей.

Кроме этого, часть средств расходуется на возмещение затрат на покупку различных материалов для мастер-классов и возмещение других расходов.

Третьим направлением является премиальная часть для участников-волонтеров проекта. Не смотря на то, что проект не предполагает материального вознаграждения, очень важно делать для членов Вашей команды подарки, устраивать различные маленькие праздники и вечера отдыха. При этом участники команды не должны знать об этом. Делать подобное необходимо исключительно в формате сюрприза. Это позволит участникам не привязываться к результату, больше ценить подобные сюрпризы, укреплять командный дух, дружеские отношения в команде.

 


Одной из основных особенностей проекта является привлечение к участию детей-сверстников целевой аудитории. Дети приглашаются в первую очередь из семей самих волонтеров проекта, из школ, университетов. Например, у проекта существует целая команда девочек-школьниц, являющихся полноправными волонтерами, представляющими проект. Это необходимо для того, чтобы ребенок не был эгоистично настроен к окружающему его обществу, был способен замечать страдания других и уметь поддерживать нуждающихся в нужную минуту. Ребенок учится быть бескорыстным, вкладывать в свой труд любовь и внимание.

Второй, психологической особенностью является абсолютная бескорыстность в работе проекта. Это должно проявляться, прежде всего, в отсутствии ожидания какого-либо признания со стороны общества. Не следует также ожидать грандиозных результатов с первых дней работы, оглушительного успеха и несмолкаемых оваций. Самым лучшим будет спокойно выполнять поставленные задачи, ставить значительные цели, разделяя их на маленькие промежуточные цели и методично выполняя их, достигать успеха. Будьте готовы к тому, что получаться будет не все. Позаботьтесь о том, чтобы у Вас была четкая организация, точный график задач и понятный план действий. Участвуйте в как можно большем количестве мероприятий, общайтесь с людьми, выстраивайте отношения постепенно, маленькими шагами. Пусть Вас не смущает масштаб проводимых акций, лучше если Вы примете участие в 100 различных мастер-классах в общем составе 1-3-х человек, чем будете ждать, когда появится возможность провести масштабный мастер-класс с 10 мастерами и большой аудиторией. Со временем появится наработанный опыт, свое видение развития проекта. Выполняя маленькие задачи, Вы сможете избежать серьезных ошибок и быстрее достигнете серьезного уровня профессионализма.

Материалы по теме урока / 3

ДЕКУПАЖ, в т.ч. с элементами текстильного декора изделия – «15 признаний в любви»   Расходные материалы и инструменты: заготовки (баночки, бутылки, коробки, деревянные заготовки и т.п.) салфетки с рисунками краски акриловые лак прозрачный ножницы кисти емкость для воды тряпка или салфетки для чистки кистей палитра ленточки, кружева, ткань, гофробумага, стразы, бусины, паетки  – для декора клей силикатный (суперклей) бумага цветная (нарезка небольших квадратиков), ручка, фломастер (для изделий с открыткой, записочками). + заготовки для маленьких открыточек (более плотная бумага). Бумажка черновик. дырокол клеевой пистолет     Процесс: 1. Выбрать цвет основы, цвета декора, рисунок на салфетках 2. Покрыть заготовку первым слоем краски основы 3. Дать высохнуть (10-15 мин) 4. Пока сохнет – вырезаем рисунки, готовим декор, пишем записочки, красим (украшаем крышку) 5. Если нужно красим на второй слой, или подкрашиваем другим цветом (в зависимости от выбранного дизайна) – снова сохнет. 6. Вырезанный салфетный элемент прикладываем к заготовке и тонким слоем наносим лак в центре, как бы закрепляя элемент на заготовке. Затем от центра к краям, прижимая кистью, покрываем лаком, разглаживая «морщинки» бумаги. 7. Даем высохнуть лаку. Можно добавить роспись акриловыми красками «точечно». 8. Покрываем тонким слоем лака всю заготовку (изделие). 9. Декорируем крышку (если это была баночка). Приклеиваем, привязываем  другие элементы декора.  

Статистика по мероприятиям «Мастерская Добра»  за 2015 год. № п/п Дата Название мероприятие/ место проведения Вид мероприятия Кол-во участников МК/ цел. группа Сумма продаж/ сборов Примечание(проект) Ярмарка МК /кол-во Обуч. Занят. Культ.Массов. 1 22.01.2015 В ЦСП +           ДпД 2 28.02- 01.03.2015 АРТ-Базар на Каменке + +/3     20     3 18-20.03.2015 Стом. выставка в Сибири +           ДпД 4 02-05.04.2015 Ювелирный салон Сибири + +/4     15   ДпД 5 16-19.04.2015 Сибирская Дача +             6 24.05. 2015 Гаражные распродажи + +/2     10     7 01.06.2015 Детский карнавал (театральная площадь) + +/2     25   ДпД 8 30.05.2015 Праздник детей в Контакте + +/3     10   ДпД 9 10-16.06.2015 Сибирь православная + +//14     50   ДпД  

График мероприятий на  июнь 2016 г . Дата /день недели Время проведения Наименование уч реждения/Место проведения Вид мероприятия Примечания ТЕКУЩИЕ ПОСТОЯННЫЕ МК в подшефных учреждениях Каждый вторник и субботу С 15-00 до 17-00 Центр реабилитации несовершеннолетних «Росток» - Ул. Партизана Железняка 4г Проведение мастер-классов для детей Благотворительные МК по проекту «Выездная школа рукоделия» Каждая пятница, С 11-00 до 13-00 Детский дом – интернат «Солнышко» (п. Березовка) Проведение мастер-классов для детей 1 раз в 2 недели по четвергам С 11-00 до 13-00 Онкогематологическое отделение Детской краевой больницы (Академгородок) Проведение мастер-классов для детей и мам Каждая среда с 11.05.2016 С 16-ти до 17-ти Центр социального обслуживания населения «Родник» Проведение мастер-классов для детей и мам ИЮНЬ 01.06.2016 С 12-00 до 15-00 Театральная площадь (Детский карнавал) Ярмарка и МК В рамках проекта «Дети помогают детям» 01.06.2016 В 10-00 и 11-00 Библиотека им. Михалкова (Щорса,46) Мастер-классы для детей 1-4 классов из пришкольного лагеря Благотворительные МК по проекту «Выездная школа рукоделия» 03.06.2016 С 11-00 до 13-00 Средняя школа №147 Мастер-класс по изготовлению атрибутики/элементов оформления для волонтерской команды школы Благотворительные МК по проекту «Выездная школа рукоделия» 04.06.2016 С 11-00 до 14-00 Центральный парк им. Горького – День вязания на публике Ярмарка вязанных изделий и можно текстиль + можно вязальщицам заявить себя в конкурсе Мероприятие продвижения проекта 04.06.2016 Время уточняется День Енисея МК поделок из пластиковых бутылок, тарелок, подложек и т.д. Мероприятие продвижения АНО на уровне города и края 08-14.06.2016 С 10-00 до 17-00 Сибирь Православная – МВДЦ Сибирь Ярмарка и МК В рамках проекта «Дети помогают детям» 09. 06.2016 Время уточняется Литературный музей им. Астафьева МК по русскому рукоделию, ярмарка В рамках проекта «Дети помогают детям»

К списку всех уроков
Эксперт
Переломова Евгения
Руководитель проекта