Мульттерапия "Живой пластилин"

Зачастую в организации благотворительных проектов лидерами являются те люди, которые сами непосредственно сталкиваются с проблемой. Так случилось и в этот раз. Проект «Живой пластилин» появился благодаря тому, что Ирина с коллегами заметила, что дети восстанавливаются лучше благодаря творческой деятельности. Так возникла идея создать проект, который бы включал ребенка в работу, позволяя раскрыть ему свой творческий потенциал, создать свою идею и воплотить ее в жизнь, работать в команде. Работа началась с того, что детям-инвалидам предложили создать из пластилина и красок свой мультфильм, сделанный собственными руками. Задача заключалась в том, что каждый ребенок придумывал своего персонажа, продумывался сюжет, декорации. Дети общались между собой и под руководством преподавателей планировали свою постановку. Времени на подготовку ушло много, оборудования специального не было и, несмотря на радость детей, организаторы были недовольны проделанной работой. Но исследования психолога, работавшего с детьми и наблюдавшего за их прогрессом, показали эффективность творческого подхода – состояние детей сильно улучшилось, они стали более открытыми, стали больше проявлять инициативу и включаться в работу. Благодаря анализу проделанной работы было принято решение о поиске инвестиций в проект для покупки нужного оборудования. Поиск инвестиций было решено начать с получения гранта в фонде Михаила Прохорова. Организаторы подготовили подробное описание проекты и подали заявку на участие. В результате конкурса удалось получить поддержку фонда. На полученные 72 тыс. руб. был куплен хороший фотоаппарат для съемки, лампы для освещения, штаф, диктофон и т.д. После проделанной подготовительной работы проект поставил себе целью и успешно реализовал создание трех мультфильмов в течение 2015 года, приуроченных с социально значимым событиям. Происходило все это в открытой студии «Союз детей». Желающих становилось больше, появилась индивидуальная работа с ребятами. Группы стали наполняться разными детьми – не только детьми-инвалидами. Кроме этого появились мастер-классы, на которых описывались основы работы с мультфильмом. На 2016 год запланирована большая работа по созданию группового мультфильма и нескольких индивидуальных, коротких мультфильмов.

Вопросы и ответы

Кроме очевидной задачи проекта – помочь детям преодолеть свои болезни – есть еще несколько. В первую очередь, была поставлена задача сплотить детей, объединить их в команду, помочь научиться взаимодействовать между собой. Не секрет, что дети, страдающие различными серьезными заболеваниями, оторваны от общества, а совместное создание целого мультфильма помогает им раскрыться миру, социуму и легче адаптироваться. Для этого к участию в проекте приглашались здоровые дети, чтобы обеспечить нормальную среду для совместного творчества и стереть стереотипные барьеры у детей и взрослых.

Еще одной важной задачей является выбор правильной темы для мультфильма. Мультфильм обязательно должен передавать важный смысл. Через него можно показать любовь к Родине, к дружбе, семье и т.д. Чем глубже проработан сценарий, тем лучше дети будут погружаться в процесс и заражаться этими ценностями.

Третьей ценностью является создание сообщения обществу при помощи мультфильма. Это дает возможность показать проблему детей, страдающих различными тяжелыми заболеваниями, имеющих степень инвалидности и т.д. с новой стороны. Мультфильм способен подчеркнуть способности таких детей, показать их социальную значимость, умение взаимодействовать в обществе наравне с другими детьми.


Первым в проекте является координатор. Он выполняет всю работу по набору группы, согласованию места проведения с руководителями больниц, домов-интернатов и т.д.

Кроме поиска места проведения, координатор общается с представителями организаций-грантодателей, спонсорами и партнерами, родителями, СМИ и т.д. В его задачу входят все обязанности по социализации проекта. Важным моментом является контакт с родителями – очень сложно завоевать доверие родителей с первого раза, не имея никаких рекомендаций и действуя от своего имени. Поэтому лучшим вариантом является налаживание контакта с руководством какой-либо организации, обслуживающей целевую аудиторию, и действия с их поддержкой.

Вторым человеком в команде является специалист по работе с детьми. Это самая важная роль в команде, лучше если таких людей будет двое-трое ( зависит от кол-ва участников). Он обязательно должен любить детей, быть стрессоустойчивым, быть творческим, уметь учитывать особенности детей и относиться к ним серьезно ( чрезмерные сантименты очень сильно вредят работе с такими детьми), уметь видеть в каждом участнике сильные стороны и помогать развивать их. Важно помнить, что специалист по работе с детьми на первом этапе будет совмещать всю подготовку к съемке и саму съемку.

Третьим человеком в команде является психолог. Он выполняет свою профильную работу и отслеживает состояние детей на протяжении всего процесса создания мультфильма. На основании полученной информации он составляет график прогресса детей, отслеживая эффективность работы.

Четвертым членом команды является сценарист – человек, умеющий писать интересные истории, придумывать персонажей, декорации и т.д. Эта роль может быть совмещена с другими либо выполняться отдельной личностью.

Кроме этого, могут быть необходимы люди для проведения мастер-классов, организации премьерных просмотров и т.д. Для этого можно привлекать обычных волонтеров. В целом комфортно создать команду из 4-5 человек для полноценной реализации проекта.


В силу того, что в современном обществе появилось множество сомнительных организаций, заслужить доверие родителей может быть непросто. В первую очередь, необходимо обратиться за помощью в органы социальной защиты. Они, конечно, всех контактов Вам так просто не дадут, но могут предоставить списки детей и помочь подобрать Вам определенную группу.

Кроме этого, необходимо связаться со всеми учреждениями, заботящимися о детях с различными тяжелыми заболеваниями либо испытывающими трудности и не имеющими родителей. Необходимо подготовить краткую презентацию, используя готовые материалы по уже сделанным мультфильмам и статистику «оригинального» проекта. Также подготовьте подробный план целей и задач на ближайшее время, включая сроки реализации, количество участников в группе и т.д.

Заручившись поддержкой организаций, попросите организовать встречу-презентацию от имени партнеров и предложите родителям детей принять участие в проекте. Презентация должна быть емкая, показывать основные плюсы. Используйте для создания презентации все материалы, прикрепленные к уроку. Здесь Вы найдете, помимо всего прочего, подробное описание методики мульт-терапии. Этот документ очень сильно поможет Вам понять специфику работы и объяснить ее родителям, подкрепив свои слова опытом Ирины и ее команды.


Для того, чтобы осуществить свою программу, Вам необходимо найти подходящее помещение. Разумным решением будет попросить о помощи организации-партнеры. На базе детских домов, больниц гораздо проще найти необходимое помещение, не требующее отдельных статей расходов на аренду, с нормальным освещением.

Вам понадобится фотоаппарат. Конечно, на первом этапе можно обойтись и обычным цифровым фотоаппаратом. Но для хорошей работы в дальнейшем понадобится качественная цифровая камера с зеркальной оптикой. В дополнение к ней необходимо будет в дальнейшем приобрести лампы для освещения. Если нет ламп, можно обойтись просто хорошо освещенной комнатой с большим окном и работать около этого окна. Рядом с окном устанавливается столик с двумя бортами, создавая поверхность для декораций.  Напротив него устанавливается одна лампа и вторая ставится со стороны окна. Это позволяет создать отличное освещение. Для работы со звуком и создания полноценного видео, необходим будет компьютер.

Из расходных материалов понадобятся пишущие принадлежности для записывания сюжета, типажа героев и т.д., пластилин и все принадлежности для лепки, принадлежности для рисования декораций, материалы для декораций.


На первом занятии детям объясняются основные этапы работы. Им подробно рассказывают, что и как они будут делать в процессе создания всего мультфильма, сколько это займет времени и к какому результату это в итоге приведет.

Важным моментом является отслеживание состояния детей на протяжении всей работы и, в частности, на этапе выбора и проработки идеи для мультфильма. Этап выбора идеи может занимать продолжительный период времени. Первоначально дети могут быть закрытыми, стеснительными и молчаливыми в процессе обсуждения работы, долго придумывать своих героев, им может быть сложно описывать свои мысли. Обязательно необходимо создать атмосферу комфорта и вовлечь каждого ребенка в обсуждение. Подчеркните, что работа командная, при этом каждый может добавить в мультфильм своего героя, придумав для него роль в сюжете. Обратной стороной этой трудности является чрезмерная активность детей в обсуждении. Контролируйте активность обсуждения и плавно направляйте детей в работе.

Второй этап очень важен. Каждому ребенку необходимо помочь придумать своего индивидуального героя, придумать для него роль в формате выбранной идеи, придумать его внешность, одежду, имя. Таким образом, постепенно создается сценарий. Дети записывают все свои мысли и идеи на листочке, а специалист немного корректирует тексты. Необходимо помнить о том, что это индивидуальное творчество ребенка и нельзя убирать из текста важные идеи. Корректировать можно только ошибки и правильное построение предложений.

В процессе следующего этапа дети распределяют между собой задачи: лепка персонажей, создание декораций, озвучка персонажей по голосам и т.д. Распределение происходит согласно их личным желаниям и предпочтениям.

Следующим этапом является съемка. Дети под руководством наставника кадр за кадром снимают будущий мультфильм. На данном этапе они учатся работать с фотоаппаратом.

Далее записываются звуковые дорожки. Согласно распределенным ролям, дети записывают реплики своих героев на диктофон. На данном этапе дети также учатся работать со звуком. Звук обрабатывается до необходимого качества.

Завершительным этапом подготовки является создание детьми приглашения на премьеру. На премьере очень важно подготовить для детей какие-то грамоты, сертификаты и т.д. Кроме этого, хорошо сделать для них маленький вкусный праздник, приготовив различные угощения.


Даже если у проекта все хорошо и есть всё необходимое для работы, обязательно наступает момент, когда появляются дополнительные траты. Улучшение имеющегося оборудования, докупка дополнительных материалов и т.д. всегда требует дополнительных затрат.

Для получения финансирования всегда существует четыре основных источника: собственные средства, пожертвования граждан, партнеры-инвесторы, грантовая система различных организаций (государственная и частная).

Пожертвования граждан становятся ощутимы, когда Ваша деятельность набрала популярность, и страницы в соц.сетях регулярно освещают деятельность проекта. Для этого необходимо создать страницы в основных соц.сетях и начать заполнять их авторским контентом, параллельно привлекая туда участников. Важно помнить, что основная аудитория ВК – молодежь от 18 до 30 лет, facebook – зрелые люди 30-45 (плюс к этому, Москва и Санкт-Петербуг практически не пользуются ВК, предпочитая facebook), инстаграмм – девушки 18-30 лет. Исходя из этого, можно подготовить контент и привлечь своих доброжелателей.

Получение гранта зачастую возможно только для юридичесих лиц, и частное лицо побороться за грант не сможет. Но, тем не менее, существуют фонды, которые предоставляют поддержку и физ.лицам. Для участия необходимо заполнить типовую форму участника, подробно указав всю необходимую информацию и описав Вашу деятельность с наилучшей стороны.

Создание партнерских отношений зависит от Вашей работы. Важно помнить, что очень сложно получить какую-либо денежную сумму в современных условиях недоверия и скепсиса. Поэтому лучшим решением будет предложить свои услуги и рекламу в обмен на нужные материалы. Если Вам все же выделили деньги на приобретение необходимых материалов, обязательно предоставьте подробный отчет обо всех расходах с  чеками.


Всегда необходимо помнить о сложностях работы с детьми-инвалидами. Испытывая постоянный стресс из-за сложностей со здоровьем, непонимание, а порой и негативное отношение со стороны сверстников и, как следствие, сложность в социализации, таким детям сложно раскрывать себя.

У них зачастую существует множество комплексов на тему своей внешности, дружеских отношений, неуверенность в собственных силах, иногда нежелание жить и развиваться. Причиной является стереотипный ярлык, который на них «вешают» взрослые своим пренебрежительным отношением. Поэтому необходимо, чтобы с ними работал не просто психолог, а человек, неравнодушный к проблеме и способный относиться к ним, как к полноценным людям. Важно их поддерживать в работе, хвалить все их достижения, позволять им использовать все свои творческие идеи. Примером этого является ситуация, когда ребенок придумывает своего уникального персонажа, а специалист помогает ему вписать правильно этого персонажа в сюжет, даже если он изначально не был запланирован. Красота и эстетичность изготовленных детьми декораций и персонажей не является основным критерием в работе. Самое главное – развить в детях дух творчества, уверенность в собственных силах и понимание своей значимости благодаря приобретаемым навыкам. И очень важно, чтобы все это делалось в атмосфере взаимного уважения, заботы и любви. Иногда ребенок может просто прийти на занятие и ничего не делать. В такой ситуации надо просто позволить ребенку по общаться с ребятами, с преподавателем. Самым важным является развить дружеские отношения с детьми и помочь им стать более открытыми.


Особенностью покадровой съемки, как следует из названия, является процесс создания мультфильма путем фотографирования каждого кадра в отдельности. В дальнейшем все кадры собираются в один единый мультфильм.

Для создания каждого кадра необходимо разместить на рабочей поверхности все декорации и действующих персонажей. Вся динамика действий сопровождается изменением положений персонажей, меняется мимика на лице, появляются новые предметы декораций. Если Вы используете летающие предметы и животных в постановке, то веревка, на которой они держатся, потом убирается в редакторе. Благодаря такой методике дети включены в работу постоянно и могут полностью погрузиться в сам процесс создания мультфильма.


Так как основная работа проекта заключается в создании мультфильмов, темой семинаров будут основные этапы работы в процессе создания мультфильма.

На первых этапах работы с детьми их знакомят с существующими мультипликационными студиями мира, показывают техники работы художников-мультипликаторов.

Знакомство с техниками работы художников мира освещает различные методики:

Ротоскопирование – анимационная техника, при которой мультфильм создается путем обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актерами и декорациями.

Пластилиновая анимация — вид анимации, где фильм изготавливается путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами.

Песочная анимация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.

Рисованная мультипликация — технология анимации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.

Компьютерная анимация — кадры вручную или автоматизированно создаются специализированными компьютерными программами.

Другие.

 

Кроме этого, детям показывают основы работы с цифровым фотоапаратом, объясняют особенности создания светотени, демонстрируют, как сделать правильный хороший кадр. По мере обучения детям объясняется более подробно работа со звуком, сведение всех кадров в один ролик.

Основой работы является принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации (общее знакомство с понятиями с учетом имеющегося опыта детей, затем его последующее развитие и обогащение). Второй важный принцип в работе основан на обучении, которое ориентировано не только на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у детей обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

Материалы по теме урока / 2

Автор статьи: Фрицлер Ирина Викторовна, заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями муниципального автономного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» г.Сосновоборска Каждый человек, любого возраста, как ребенок, так и взрослый желает быть любимым, нужным, ценным. Эти ощущения к нам приходят, когда вокруг нас есть любящие нас люди, друзья, одним словом общество, которому мы нужны. Но если я вдруг родился или стал особенным? Не таким как все? Если я потерял всех друзей? Если я живу в своем мире и редко кого в него впускаю? Как тогда мне  быть нужным и любимым? Как мне найти друзей?  Справиться с этими проблемами может помочь мульттерапия. Мульттерапия – метод творческой реабилитации детей-инвалидов, связанный с организацией детского творческого коллектива на базе мультипликационного кружка для создания мультфильмов к социально значимым событиям и датам. Создание мультфильма всегда распределяется на этапы, в каждом из которых дети принимают непосредственное участие: придумывают сюжет, лепят героев, рисуют декорации, снимают фильм, озвучивают роли и т.д. Придумывание и обсуждение мультфильма развивают у ребенка необходимые навыки для его социализации – фантазию, творчество, принятие различных социальных ролей, ребенок учится взаимодействовать в группе единомышленников. Создание мультфильмов предоставляет возможность избавиться от психологических проблем с помощью перенесения в кадр своих фантазий и формирования ощущения контроля над своим поведением. Выражение наших проблем в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Цель мульттерапии не менять человека, а дать возможность  быть самим собой. Она позволяет человеку или целой группе реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве через сюжет мультфильма. Кроме того групповая коллективная деятельность способствует формированию у ребенка чувства ответственности за свою деятельность, коллективный дух, помогает научиться распределять свою деятельность на этапы, способствует социализации ребенка. С другой стороны, создание сюжета мультфильма развивает фантазию и воображение ребенка и умение перенести свои мысли в словесную форму, создание героев и внешнего антуража способствует развитию мелкой моторики и речи, что также является очень важным для детей с ограниченными возможностями. Мульттетрапия является синтезом педагогики, психологии, арт-терапии, которые в совокупности дают хороший реабилитационный эффект. При этом методе реабилитация проходит в условиях творчества и игры, что очень важно для детей. Нужно отметить, что для нашего региона мульттерапия является инновационным методом творческой реабилитации детей-инвалидов. Исследование опыта показало, что в последнее время в некоторых регионах, в частности в Алтайском крае, мульттерапия постепенно начала внедряться в деятельность некоторых общественных организаций, и при этом имеет определенный положительный эффект. Там была создана Детская анимационная реабилитационная студия «Юбилейка» и неоднократно опробована методика по технике перекладной мультипликации, основа которой - желание самого ребенка создать собственный мультфильм. Однако, на наш взгляд, включение мульттерапии в работу центра, непосредственно занимающегося комплексной социальной реабилитацией детей-инвалидов, может стать еще более эффективным в связи с наличием большого штата квалифицированных специалистов, а также включением творческой реабилитации в процесс комплексной реабилитации детей-инвалидов. Создание мультфильмов можно рассматривать с разных методологических позиций. В первую очередь, как творческую реабилитацию и социализацию детей-инвалидов, о которой уже говорилось ранее. Во-вторых, как художественно-эстетическое образование и воспитание детей. В-третьих, как профессиональную ориентацию, и, наконец, как полезное увлечение и развлечение. В результате работы по данному методу, дети, участвующие в нем, учатся выражать свои чувства, эмоции, страхи, потребности; ребята с ограниченными возможностями могут строить свой  реальный комфортный для их существования мир, пропуская через подсознание творческие образы во время занятий. Также благодаря занятиям ребята, имеющие особые потребности в развитии, могут творчески самореализоваться, мультерапия помогает им развивать мелкую моторику, речь и другие навыки. Для организации работы мультипликационного кружка в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями МАУ КЦСОН г. Сосновоборска был написан проект «Живой пластилин», целью которого является творческая реабилитация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам мульттерапии. Исходя из целей проекта, были выделены следующие задачи: Включение в процесс творческой реабилитации через обучение навыкам мультипликации детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание не менее 3х мультфильмов к социально значимым событиям и датам. Привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов. Расширение круга общения представителей различных социально-незащищенных  групп населения. Укрепление материально-технической базы отделения для создания творческого кружка. Все эти задачи тесно связаны с долгосрочными задачами нашей организации, которые включают в себя, в том числе, повышение качества предоставления населению услуг и ориентацию на оказание комплекса мер социальной поддержки населения, развитие форм и методов реабилитационных услуг. В результате по данному проекту было приобретено оборудование для организации работы кружка: ноутбук с программным обеспечением и мышкой, световое оборудование, цифровая фотокамера, флеш-карта, диктофон, штатив, а также необходимая канцелярия. Деятельность по проекту была разделена на этапы: Подготовительный этап (заказ необходимого оборудования и его установка, закупка расходных материалов, информирование семей, воспитывающих несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья о создании мультипликационного кружка и приглашение на занятия). Основной этап (формирование расписания работы и запись детей, проведение групповых занятий (создание мультфильмов), проведение мастер-классов «Как сделать мультфильм», «Возможности мультипликации» и т.д., выдача буклетов «Создание пластилинового мультфильма» и т.д., проведение презентаций мультфильмов). Заключительный этап (организация фотовыставки работ детей, созданных во время курса занятий «История создания мультфильма», подача отчетной документации по деятельности проекта) Исходя из этого, в результате реализации нашего проекта будут созданы мультфильмы, посвященные Декаде инвалидов 2014г., Дню победы 2015г. и другим социально значимым событиям, организована фотовыставка по работе проекта, проведены презентаций созданных мультфильмов. Реализация данного проекта предполагает развитие инновационных форм работы с детьми-инвалидами и повышение качества предоставляемых реабилитационных услуг, что является главным приоритетом работы нашего отделения. Таким образом, мульттерапия является инновационным для нашего региона методом творческой реабилитации детей-инвалидов, при этом данный метод работы является достаточно эффективным. Исходя из этого, создание творческого мультипликационного кружка является хорошей возможностью включения детей с ограниченными возможностями в творческую деятельность, способствующую их успешной социальной адаптации и реабилитации, а также расширяющую возможности взаимодействия представителей различных социальных групп и самореализации детей.

Создание мультфильмов из пластилина. Техника создания мульфильмов из пластилина называется Stop Motion анимация. Stop Motion - это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото, или выбранных из видео. Этапы: 1. Придумайте сюжет вашего мультика. Это может быть простая сценка, длиной в несколько минут, но в любом случае постарайтесь, чтобы мультфильм нес в себе какую-то законченную идею, мысль. 2. Купите пластилин для героев и декораций мультфильма. Учтите при покупке, что в пачке почти наверняка окажется мало нужного цвета, и много ненужного. Кроме того, пластилин постоянно будет смешиваться между собой и терять цвет, поэтому запасайтесь расходным материалом впрок. Для героев берите эластичный и не слишком мягкий пластилин, желательно не крошащийся. 3. Вылепите пластилиновых героев (для человечков или животных можно предварительно      сделать каркас из проволоки). Подготовьте декорации, для этого нарисуйте  или распечатайте  фон на листе бумаги, если есть возможность – облепите сверху тонким слоем пластилина соответствующего цвета. При съемке с нескольких ракурсов можно подготовить два или три разных фона. 4. Если получившиеся герои не слишком устойчивы, делайте мультик на стекле. Для этого фотоаппарат установите под стеклом, а фон закрепите сверху. Фигурки будет лежать на стекле и не упадут. 5. Позаботьтесь об источнике света, это может быть настольная лампа или небольшой прожектор. Закрепите фотоаппарат так, чтобы полностью исключить возможность сдвига – при помощи штатива или других средств. Лучший вариант – фотоаппарат с вынесенной на провод спусковой кнопкой. 6. Установите предметы и героев в первоначальную позицию настройте фотоаппарат и сделайте первый кадр. 7. Чуть подвиньте героя и сфотографируйте его еще раз. В одной секунде видео должно быть 5-24 кадра, от количества будет зависеть точность и плавность движения. Когда ваш персонаж придет в негодность от постоянных сгибов – подправьте и перелепите его, затем начните съемку с другого ракурса. 8. После того как все кадры будут сняты, начните монтаж пластилинового мультфильма. Перенесите фотографии в программу для монтажа видео. 9. Наложите необходимые эффекты, например, сделайте черно-белый пластилиновый мультфильм. Добавьте звуки, перетащив их при помощи курсора на линию времени и совместив с видео. Звуки можно взять готовые или записать их самостоятельно, при помощи микрофона. Переведите получившуюся работу в формат видео и наслаждайтесь просмотром. Материалы и программы создания мультфильма из пластилина: Пластилин Фотоаппарат Компьютер или ноутбук (с установленной программой для монтажа). Записывающее устройство (микрофон) Педагог доп.образования: Александрова Елена Александровна Наш адрес: 662501 Красноярский край г. Сосновоборск ул. Весенняя, 9 тел. 3-30-60 МАУ КЦСОН отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. мультипликационный кружок «Союз детей»    

К списку всех уроков
Эксперт
Фрицлер Ирина Викторовна
Куратор проекта