Школа Бифрендинга

Алина, руководитель и организатор проекта, сама является дефектологом. Поэтому работа с людьми, имеющими инвалидность, стала частью ее жизнью. Даже выбор профессии был связан с желанием помочь таким людям адаптироваться к условиям современного общества. К сожалению, на данный момент российское общество не способно предоставить хорошие условия интеграции для людей с инвалидностью. На конференции, которая прошла 30 ноября 2016 года, представители Канады – профессора – заявил и о том, что интеграции людей с инвалидностью в  российское общество практически нет. После таких тяжелых слов Алина начала искать способы решения проблемы. Пришло понимание, что решением может быть только целенаправленная деятельность группы волонтеров, готовых вкладываться в подобные проекты всей душой. Для этого необходимо приобщать людей с инвалидностью к совместному творчеству, к общественной жизни. Но не совсем понятно, готова ли наша молодежь общаться с такими людьми на доверительном, позитивном дружеском уровне. В связи с этим возникла потребность развития толерантного отношения к людям с инвалидностью. 23 февраля 2016 года команда волонтеров открывает школу бифрендинга. Школа опирается на разработанную волонтерами программу, которая оформлена как в печатном виде, так и в электронном. Программа состоит из  10 тренингов. Тренинги называются «Развитие инклюзивной культуры». На этих тренингах волонтеры обучаются правильному общению с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Сюда обязательно включается развитие коммуникативных навыков и толерантное отношение, ведь очень важно относиться к таким людям с уважением и никого не обижать! Конечно, в ходе работы возникали трудности в силу отсутствия у волонтеров профильного образования по вопросам инвалидности. Поэтому работа началась с нуля. После начальной подготовки начали проводить обучение для волонтеров на основе тренингов и мастер-классов. На данный момент проект ведет активную деятельность в трех регионах и продолжает развиваться.

Вопросы и ответы

Обучение основывается на четырех аспектах. Первый аспект – умение оказывать медицинскую помощь. Второй – умение оказывать психологическую помощь. Социальный аспект – поддержка в получении различных социальных услуг. Заключительный аспект – правовой. Необходимо знать основные права людей с ОВЗ.

Медицинский аспект формируется на основании практического изучения техники оказания первой помощи. Психологический аспект формируется в процессе проведения тренинга. Правовой аспект можно сформировать на основе решения ситуативных задач, в которых описываются различные ситуации, моделирующие нарушение прав личности с ОВЗ. Социальный аспект формируется в процессе правильного проведения мероприятий с участием лиц с ОВЗ.


Команда формировалась благодаря объявлениям в общественных организациях: создавался анонс и освещался через все возможные источники. Первичный круг волонтеров набирался среди лиц от 14 лет и старше. В процессе накопления опыта Алина поняла, что дети в 14 лет не до конца осознают серьезность предстоящей работы и лучше вести набор лиц с 18 лет и старше.

После первых занятий был выявлен уровень начальной подготовки волонтеров, который показал, что волонтеры очень мало знают о специфике работы с людьми, у которых ОВЗ. На данном этапе можно провести отсев, но Алина дала возможность подготовиться всем, посвятив подготовке больше времени и занимаясь со всеми. Это очень важный момент. Необходимо учитывать, насколько волонтеры приспособлены к такой работе, как в регионе развита инклюзивная адаптация, насколько общество положительно либо отрицательно относится к людям с ОВЗ и т.д.


Конечно же, это руководитель проекта. Кроме него, необходима пресс–служба проекта, которая будет заниматься работой со всеми СМИ и развивать группы в различных соцсетях. Далее нужны обязательно люди, обладающие квалификацией для работы с людьми с ОВЗ. Это могут быть логопеды, дефектологи, коррекционные педагоги и т.д. Это не обязательно должен быть работающий профессионал. Достаточно пригласить к участию в проекте студентов старших курсов медицинского университета, которые понимают особенности работы с людьми с ОВЗ.

В задачи руководителя и координатора входит все общение с госструктурами, спонсорами, руководителями предприятий и т.д.

Фотограф освещает все акции и потом размещает их на всех ресурсах проекта.

Дефектолог работает с будущими волонтерами, проводя тренинги.


В первую очередь необходимо учесть специфику региона, в котором проводится подготовка к акциям. Здесь важно проанализировать процентное отношение толерантности населения к людям с ОВЗ. Для этого проводится простой тестовый опрос, который и показывает, насколько люди способны принять лиц с ОВЗ в свое общество. Если этот показатель низкий – менее 50%, то данный регион обладает низкой толерантностью и здесь, скорее всего, потребуется больший объем подготовительных работ провести с волонтерами.

В работе с волонтерами возникает две основных проблемы: страх и жалость. Страх будет проявляться в том, что волонтеры могут бояться подойти к человеку с ОВЗ и прикоснуться, видя его отклонения. Необходимо объяснить, какие сложности есть в работе с такими людьми; рассказать, как с ними себя вести. На основе этого человек сможет заботиться о подопечном правильно, не боясь навредить его здоровью.

Жалость также крайне негативно сказывается на психологическом состоянии людей с ОВЗ. Поэтому очень важно объяснить волонтерам, что когда такие люди видят слезы, они испытывают негативные эмоции. Когда человек с ОВЗ видит, что кто-то, глядя на него, плачет, он может подумать, что его недостатки настолько ужасны, что вызывают такую реакцию. По этой причине необходимо не допускать подобных ситуаций, оставаться всегда жизнерадостным и стараться добавить нотки позитива в жизнь людей с ОВЗ.

Нельзя также проявлять чрезмерное внимание к людям с ОВЗ. Когда одновременно много волонтеров пытаются помочь одному человеку с инвалидностью, это может вызвать агрессию и даст негативную реакцию. Необходимо выражать уважение и понимать, что это такие же люди, как и все остальные, просто у них есть свои особенности.


На начальном этапе большинство проектов вынуждено работать в рамках собственных средств. Это частая проблема, но она решается через привлечение спонсорских средств.

Важно всегда помнить, что не всегда стоит брать непосредственно сами деньги. Вся помощь спонсоров желательна в виде материалов и услуг. Человеческие отношения построены сейчас таким образом, что нужно очень внимательно подходить к сотрудничеству на финансовой основе. Если вы получаете финансовую поддержку, убедитесь в том, что у вас очень хорошие, доверительные отношения со спонсором и при этом ведите очень «прозрачную» финансовую отчетность обо всех потраченных суммах, даже если спонсор об этом не просит.

Крайне важно начинать самостоятельную деятельность до того, как вы обратитесь за поддержкой к будущим партнерам. Абсолютно все деловые люди обязательно смотрят на ваши результаты работы, достигнутые без вложения дополнительных средств. Это показывает ваш настрой, профессионализм и будет основным критерием положительного ответа.

Если же вы решите получать грантовую поддержку в различных фондах, вам также понадобится очень хорошо продумать концепцию проекта. Необходимо очень понятное и хорошо составленное документальное обоснование проекта с описанием его целей и задач. И немаловажным фактором для одобрения является наличие какого-либо количества денежных средств.


Здесь все будет зависеть от того формата акции, который вы для себя выберете. Например, Алина решила провести акцию, посвященную борьбе с туберкулезом. Для ее организации ей потребовалось место в городе, где в клумбы силами волонтеров были высажены ромашки. Помимо этого, была достигнута договоренность с врачами и проведен бесплатный флюорографический осмотр каждому желающему.

Также был проведен открытый диалог врачей и пациентов, в ходе которого пациенты, страдающие туберкулезом, могли задать любые вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени.

Заранее продумайте концепцию планируемой акции, ее оформление, роли и обязанности участников. Это сэкономит много времени в процессе организации и позволит вам избежать различных сложностей.


Любая акция начинается с идеи. Для того, чтобы придумать акцию, необходимо устроить мозговой штурм для всей команды волонтеров. В процессе мозгового штурма на бумагу записываются все возникшие идеи, даже если они кажутся несерьезными. Очень важно, пока длится мозговой штурм, не зацикливаться на правильности и полезности приходящих идей. Они должны быть максимально разными и их должно быть много.

После этого из полученного списка выбираются наиболее интересные результаты и под них начинается подготовка идей. Это могут быть варианты с плакатами, флешмоб волонтеров, музыкальные номера и т.д. Важно в процессе этого дня подготовить законченный план, в рамках которого распределяются роли и волонтеры начинают подготовку.

Далее идет оформление информационных писем, их развоз, подготовка пресс-релизов. Эти обязанности лучше всего выполнять руководителю.

Далее идет подготовка самих волонтеров к работе. На этом этапе рисуются плакаты, репетируются сценки, готовится весь реквизит, закупаются нужные вещи и т.д.

Вся команда принимает непосредственное участие в работе и важно не разделять людей на старших и младших. Гораздо лучше работать в команде равных, где каждый несет ответственность за свой фронт работы. При этом руководитель также должен уметь принимать разумную критику в свой адрес и вносить коррективы в процессе работы.

В конце акции замечательно устраивать  совместные «посиделки»: пойти на каток, попить чая и т.д.

По итогам акции делаются рассылка в СМИ и посты в соцсетях.


Основное, с чем можно столкнуться в процессе проведения акций – это непонимание со стороны граждан. В первую очередь оно может возникнуть из-за самого слова «бифрендинг».

К сожалению, на сегодняшний день российское общество все еще с опаской относится к различным фондам. Наиболее ярко это выражено в глубинке, далеко от столичной суеты. Здесь люди по-прежнему не понимают, зачем необходимо помогать больным детям, страдающим сложными формами заболеваний, пожилым старикам, не способным себе помочь, сажать деревья и т.д. Обычно это выражается фразой «Себе бы как-нибудь помочь!»

Это можно преодолеть только благодаря внутренней решимости продолжать начатое дело. На западе есть понятие «ведра с крабами». Если в ведре сидит только один краб, ему не составляет большого труда оттуда выбраться. Но если крабов там много, то как только один соберется наружу, остальные затащат его обратно. Поэтому не бойтесь, если ваши родители, друзья, родственники, коллеги и просто разные люди вокруг не понимают,  зачем вам это нужно. Важно, чтобы вас самих вдохновляла деятельность, которой вы занимаетесь, вы четко понимали ценность этой работы и цели, которых вы хотите достичь. Тогда со временем ваша решимость и труд сделают свое дело.


Помните о том, что можно совершенно не иметь связей и знакомств. С другой стороны, вы можете обратиться за помощью к более крупным, уже действующим фондам. Это даст возможность принять участие в более масштабных акциях. На такие акции, как правило, приглашаются представители СМИ, и вы можете показать свой профессионализм с наилучшей стороны.

Кроме этого, можно обратиться к своим волонтерам и спросить, есть ли возможность помочь осветить деятельность проекта более подробно. Как правило, среди ребят находятся те, чьи родственники способны помочь в этом вопросе. Недаром говорят, что самое большое богатство в жизни – это хорошие отношения.

Для того, чтобы начать работу со СМИ, желательно научиться писать пресс-релизы. Начните с простых азов – правильное написание заголовков, расположение текста в статье и т.д. Эти нюансы будут влиять на вероятность печатания вашей статьи в различных источниках. После того, как вы научитесь составлять хорошие статьи, начните их регулярно отсылать в различные компании вашего населенного пункта, либо встречайтесь с редакторами и журналистами лично, рассказывая о проекте и предлагая свои новости для новостной ленты.

Позаботьтесь о том, чтобы у вас был фотограф/видеооператор, который бы регулярно освещал все ваши акции. Наличие качественного фото и видеоматериала способствует публикации вашей новости.


Мы живем в век глобальной информации. Новости разлетаются по миру в доли секунды. Благодаря такому прорыву появилась возможность использовать социальные сети для рекламы своих проектов. Если раньше, 8-10 лет назад, об этом можно было только мечтать, то сейчас в социальных сетях огромный объем рекламного трафика прокручивается каждый день. Наиболее популярными являются всем известные Вконтакте, Instagram, Facebook. Отличие только в целевой аудитории. И хотя Москва и Санкт-Петербург большее предпочтение отдают Facebook, то в регионах на первых строчках по популярности стоит Вконтакте. Помимо Вконтакте, Instagram даёт отличную возможность раскручивать свой благотворительный проект.

Создавайте свои страницы и, используя фото и видеоконтент, ведите новостную ленту. Именно в соцсетях реклама стоит меньше всего, её может позволить себе каждый, при этом она будет давать наибольший результат. Абсолютно все бизнесмены и деловые люди понимают, что сейчас крайне важно переносить весь бизнес в интернет. По данным соцопросов, следующее поколение детей будет иметь до 3-х аккаунтов в соцсети Вконтакте. Именно поэтому реклама и деловые знакомства здесь эффективны.

Важно помнить, что крайне важно компоновать текст постов. Они должны быть максимально содержательными, интересными, легко читабельными. Исключите все сложные, сленговые, профессиональные слова. Текст должен быть простым. Уделите особое внимание заголовкам и «лидам» к посту. Чем лучше они написаны, тем больше у вас будет подписчиков.

В остальном, общайтесь с как можно большим количеством представителей различных благотворительных фондов, организаторов благотворительных выставок и т.д. Даже если вы не сможете сразу построить партнерские отношения, вы обязательно получите массу ценной информации, т.к. большинство организаторов благотворительных проектов – открытые и отзывчивые люди.

Материалы по теме урока / 2

«Насколько толерантен ты по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья»? 1. Кого можно считать инвалидом и кто для Вас инвалид? От вет _______________________________ 2. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов? Довольно часто Редко Иногда Ни разу не встречал 3. Сколько примерно на Ваш взгляд инвалидов в городе Нальчик? Несколько сотен Несколько тысяч Десятки тысяч Никогда не задумывался об этом 4.  Как Вы относитесь к инвалидам? С жалостью С неприязнью Доброжелательно Безразлично Другое 5. Как по Вашему мнению инвалиды относятся к окружающим людям? С неприязнью, с обидой Настороженно Доброжелательно Безразлично Другое 6.  Как Вы отнесетесь к тому, если вместе с вами будут учиться инвалиды? Нормально, постараюсь подружиться Настороженно, надо будет присмотреться Отрицательно, постараюсь покинуть класс 7. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему? Да, конечно Сперва подумаю Нет Затрудняюсь ответить 8. «Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде окажется  человек в инвалидной коляске?» Постараюсь поменять своё место Постараюсь не замечать его трудностей, ведь  тебя  это не касается Буду помогать ему,  если только он  попросит тебя об этом Буду помогать ему при малейшей возможности,  не ожидая просьбы о помощи Другое 9. Знаете  ли Вы о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях? Да, знаю, что им приходится несладко Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой 10. Что хорошего и полезного, по Вашему мнению, делается в нашей стране, в нашем городе для инвалидов?  Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными Кое-что делается – устанавливаются пандусы, звуковые светофоры и др Не делается практически ничего 11. Что в интересах инвалидов можно постараться сделать?   Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам Помощь инвалидам – забота государства Отдавать часть своего дохода инвалидам

Региональная общественная организации «Врачебная палата» Кабардино – Балкарской Республики ФИО автора Накова Алина Эриковна – председатель комитет а молодых медицинских работников при Врачебной палате КБР (КММР ВР КБР) Телефон – 8 (918) 720 17 78 E-mail: nakova15@yandex.ru Школа бифрендинга – социальная практика, направлена на повышение уровня социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и повышение уровня толерантности населения к ним. Социальная практика направлена на 2 категории населения : 1. Студенты и молодежь региона (от 14 лет) 2. Лица с ограниченными возможностями здоровья «Школа бифрендинга» - это межрегиональный социальный проект, направленный на повышение уровня социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основная цель – социально – психологическая, социокультурная адаптация лиц с ОВЗ и их интеграция в обществе. В рамках проекта разработана специализированная программа тренингов, мастер – классов, семинаров, направленных на повышение уровня толерантности к лицам с ОВЗ и развитие коммуникативных навыков среди молодежи. Кому необходима «Школа бифрендинга»?  Проект стал связующим звеном во взаимоотношениях молодежи и лиц с ОВЗ. На данный момент на территорий Кабардино – Балкарии количество участников уже 200 человек (из них 50 человек ОВЗ различных возрастов).На территории Ставропольского края в проекте участвует уже 170 человек (80 – лица с «особыми потребностями»). Для реализации данной цели необходимо: 1. Выявить основные проблемы в социализации людей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Оказать помощь детям – инвалидам в вопросах социальной адаптации; 3. Решить проблему толерантности в общении между обществом и инвалидами; 4. Организовывать различные мероприятия, направленных на социальную защиту, интеграцию и реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. 5. Наладить взаимоотношения между обществом и лицами с ограниченными возможностями здоровья 6. Организовать совместных досуг молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья 7. Повысить уровень толерантности в обществе, с помощью специально разработанного комплекса тренингов 8. Раскрыть творческий потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья и помочь им его реализовать. 9. Обучить специализированных волонтеров для сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на различные мероприятия. 10. Приобщить лиц с "особыми потребностями" к общественной жизни Фактические действия: Проект выпускает первых в стране волонтеров – бифрендеров, которые профессионально обучены сопровождению лиц с «особыми потребностями». 23.02.2016 г. – открытие «Школы бифрендинга» в г. Нальчике, набор 100 волонтеров. 1 марта – начало теоретического курса для обучения волонтеров – бифрендеров 19 марта – организация благотворительной акции в поддержку детей с синдромом Дауна – «Протяни руку дружбу» С 21 марта проведение мастер – классов по различным видам арт-терапии на базе реабилитационного центра «Радуга» 2 апреля 2016 года – акция в поддержку детей с расстройствами аутистического спектра «Зажги синим», на площади перед Домом правительства 17 апреля – посещение центра инклюзивного образования СКФУ, налаживание партнерских отношений, для дальнейшего развития проекта на территории Ставропольского края. С 25 апреля – начало практического этапа обучения волонтеров – бифрендеров, посещение реабилитационного центра «Радуга», проведение совместного досуга с лицами с ограниченными возможностями здоровья. 25 мая – проведение межрегиональной интерактивной выставки «Ноты души», направленной на социокультурную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. 14 июня – Межрегиональный конгресс по профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, привлечение специалистов для дальнейшей профориентации лиц с ОВЗ в КБР. 10 июля – издание авторского пособия для обучения волонтеров – бифрендеров. 24 июля – тренинг на открытом воздухе «Этика общения с лицами ОВЗ» 4 августа – выпуск первых волонтеров – бифрендеров. 26 – 27 августа – налаживание партнерских отношений с КЧР, РСО – Алания 1 сентября – начало съемки передачи «Победившие: мечты ставшие реальностью», где лица с «особыми потребностями» смогут поделиться своими достижениями в спор-те, творчестве, науке. 15 сентября в г. Ставрополе начала  работу «Школы бифрендинга» А 6 октября - отделение "Школы бифрендинга" появилось и в г. Грозном. Достигнутые результаты: В процессе реализации проекта «Школа бифрендинга» команда смогла: Социализировать свыше 50 лиц с ОВЗ в обществе Обучила свыше 100 человек коммуникативным навыкам с лицами с ОВЗ Повысила уровень толерантности населения КБР к лицам с «особыми потребностями» до 70% (ранее показатель составлял лишь 57%) Вышла на межрегиональный уровень, наладив партнерские отношения со Ставропольским краем, Чеченской Республикой и Республикой Башкортостан. В рамках проекта, команда «Школы бифрендинга» издала авторское пособие-рекомендацию. В Кабардино – Балкарской Республики насчитывается свыше 5 тыч. детей с ограниченными возможностями здоровья, и лишь 57% из них интегрированы в обществе. В результате проведенного мониторинга выяснилось, что уровень толерантности молодежи к людям с ОВЗ в КБР крайне низкий (48%), а, следовательно, и интеграция с такими показателями будет не целесообразна. Таким образом, в результате проекта «Школа бифрендинга» ожидается увеличить уровень толерантности молодежи КБР к людям с особыми потребностями до 80%, повысить уровень их  компетенции к данной проблеме до высоких показателей. В результате реализации проекта предполагается достичь следующих результатов: Развитие и укрепление взаимоотношений между молодежью КБР и лицами с ОВЗ, посредством проведения совместного досуга. Свыше 200 человек пройдут обучение основам коммуникации с людьми с ОВЗ. Более 50 людей с ограниченными возможностями здоровья приобщаться к социокультурной жизни Республики. Повысится уровень профессиональной компетенции 40 коррекционных педагогов, 10 дефектологов и 15 психологов. Издание около 50 экземпляров методического пособия «Социокультурная адаптация как инструмент в интеграции лиц с ОВЗ в обществе». Появится новая площадка для обмена опытом между специалистами СКФО И ЮФО. В комплексе проводимых мероприятий участие примут свыше 1000 представителей различных сфер деятельности: около 300 волонтеров, 200 школьников, 200 людей с ОВЗ, 300 профильных специалистов и представителей общественных организаций. Важно отметить, что в результате реализации проекта «Школа бифрендинга» произойдут положительные изменения: обеспечение людей с ОВЗ качественным досугом, повышение уровня социокультурной жизни, приобщение к общественной деятельности. После проведение данного ряда мероприятий у людей с повышенными потребностями появятся широкие возможности трудоустройства, и они смогут занять активное место в обществе; молодежь в свою очередь будет обладать новыми знаниями от компетентных специалистов, освоит новые способы коммуникации (изучение дактильной азбуки и азбуки Брайля), а также будут стремиться к профессиональной волонтерской деятельности в социальной сфере. Стоит отметить, что достигнутые результаты будут распространены за  пределы Кабардино – Балкарской Республики на территории Северо-Кавказского федерального округа. Это возможно благодаря наличию партнёрских отношений с  регионами РФ, которые активно применяют методы  интеграции людей с особыми потребностями.

К списку всех уроков
Эксперт
Накова Алина Эриковна
Руководитель проекта