Очистим природу от мусора

Проект «Очистим природу от мусора» появился в рамках Общероссийского детского экологического движения, который существует с 2003 года. Данный проект, получивший название «Зеленая планета», участвует в решении экологических проблем. Кроме этого, проект направлен на участие в экологическом образовании детей, их просвещением и воспитанием, вовлечением ребят в природоохранную деятельность. Немаловажным является и работа по развитию здорового образа жизни в среде молодежи. В ра мках проекта проводилось множество акций, которые помогали разобраться ребятам в том, что такое отходы, какие они бывают и как с этим быть. Проект активно взаимодействует с различными образовательными учреждениями, организациями, стараясь привлечь к участию как можно большее количество детей. С 2006 года и по сей день региональным координатором «Зеленой планеты» стал ГКОУ ДОД «Республиканский детский эколого-биологический центр» Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики.

Вопросы и ответы

Не секрет, что сейчас на планете очень сложная ситуация с экологией. Прежде всего это связано с тем, что современная цивилизация, несмотря на ее огромный технический прогресс, ориентирована на потребление. Постоянный рост спроса на товары и услуги рождает предложение. Большое количество товаров и услуг обесценивает их. Телефоны, ноутбуки, машины, одежда и многое другое очень быстро устаревает. Это приводит к тому, что появляется огромное количество мусора, который формируется из этих ненужных, устаревших вещей. Прибавляем сюда пластиковые отходы, техногенные катастрофы, вырубку лесов - и получается далеко нелицеприятная картина экологической ситуации. Поэтому многие разумные люди начинают задумываться над тем, как исправить сложившуюся ситуацию. Проект «Очистим природу от мусора» - один из таких.

Основная задача проекта – организовать процесс передачи знания подрастающему поколению о том, как сохранить природу и исправить ошибки взрослых. Для этого участники проекта рассказывают о том, что такое мусор, как он появляется, какие есть виды его переработки и дальнейшего применения. Волонтеры рассказывают детям, насколько важно бережно и ответственно вести себя на природе, заботиться об экологической ситуации своей родины. Дети учатся использовать природные ресурсы своего края так, чтобы сохранять их неизменными. Им объясняют, как можно использовать мусор в качестве вторсырья, применяя его в повседневной жизни.

Естественно, еще одной, немаловажной задачей проекта является стимуляция творческой активности учащихся и педагогов образовательных учреждений.


Формирование команды участников всегда происходит с появления основной инициативной группы. Это могут быть 2-3 человека. Эти люди – это идейные вдохновители проекта. Обычно они подготавливают сценарий проекта, составляют примерную смету, привлекают новых участников, сотрудничают со СМИ, госструктурами и партнерами. Учитывая то, что проект не требует больших финансовых затрат, гос. регистрации и не сложен в реализации, команды в 3-5 человек будет более чем достаточно.

Лучше всего, если это будут ваши друзья, члены вашей семьи, хорошие знакомые, т.е. люди, которые разделяют ваши идеи и цели. Также важным фактором будет наличие хороших доверительных отношений друг с другом. В любом благотворительном проекте существует ответственность, но при этом люди не мотивированы денежным вознаграждением. Поэтому все вопросы ответственности будут держаться только на доверии и хороших отношениях.


Здесь следует сразу сказать, кто будет являться участниками проекта. Это педагоги, преподаватели, координаторы проекта.

На основе этого можно обозначить их обязанности. В обязанности координатора входит согласование всей деятельности с органами власти и партнерами, организация проводимой акции, координация деятельности всех педагогов.

В задачи педагогов входит подготовка всех экскурсий, практических занятий, театральных постановок с детьми. Они самостоятельно разрабатывают сценарий на основе имеющихся знаний и навыков. Кроме этого, они общаются с родителями, воспитателями, учителями о важности проводимых акций, приглашают их к участию.

В задачи воспитателей и учителей входит общение с учениками, объяснение подопечным важности сохранения и поддержания хорошей экологической обстановки в той местности, где они живут. Кроме этого, они могут дополнять акции своими идеями и помогают в проведении самих акций.


В проекте могут участвовать абсолютно все желающие. Основной группой являются учащиеся школ, воспитанники детских садов (старшая группа), студенты вузов, родители детей, люди, живущие в вашем населенном пункте. Словом, все те, кто готов вам помочь.

Задачи волонтеров не требуют взятия на себя большой ответственности, они просты и понятны всем. Это может быть непосредственно сама уборка выбранной территории, предложения о месте проведения, помощь с транспортом, инвентарем для уборки, покупка необходимых вещей, помощь в установлении долгосрочных хороших отношений с администрацией района, области, предоставление своих помещений для проведения мероприятия и т.д.

Важным моментом является тот факт, что волонтер, не неся большой ответственности, может не прийти на проводимую акцию. Другими словами, при привлечении дополнительных людей всегда учитывайте человеческий фактор. В связи с этим лучше заранее не доверять важные задачи людям, в которых вы не уверены. Ключевую ответственность должны нести основные члены команды.


Акции в данном проекте бывают нескольких видов – экскурсия, в рамках которой происходит уборка территории, практические занятия, театрализованные представления.

Для всего этого обязательно понадобится транспорт. Одним из самых лучших вариантов будет постараться договориться с водителями автобусов, чтобы дети смогли доехать до места всем составом. В этом вам помогут автовокзалы, транспортные компании и помощь знакомых. Кроме этого, для уборки территории обязательно понадобятся перчатки, пакеты для мусора, возможно грабли, лопаты, веники, может быть несколько маленьких топориков для рубки веток.

Практические занятия проводятся под руководством опытного преподавателя, который показывает, как из старых ненужных вещей можно сделать полезные в быту предметы. В идеале вам пригодятся проектор, чтобы транслировать на большой экран слайды, компьютер и все, что может понадобиться для изготовления вещей. Если у вас нет проекта, можно обойтись без него. Просто разделите большую группу ребят на несколько маленьких, у каждой из которых будет свой преподаватель. Это даже лучше, т.к. сделает процесс обучения более комфортным для установления дружеских отношений с детьми.

Так как в рамках практических занятий происходит показ «мусорной коллекции моды» и театрализованное представление, вам понадобятся полиэтиленовые пакеты для мусора, картонные коробки, старые обои, пластиковые бутылки, бумажная упаковка для цветов, фольга для декора букетов, клеенки, газеты, журналы, одноразовая посуда и т.д. Из всех этих вещей создаются сценические образы-наряды, в которых выступают актеры. В качестве актеров приглашаются к участию все желающие.


В данном проекте можно обойтись совсем минимальными затратами на возможный заказ транспортного средства, покупки дополнительного оборудования, перчаток и мусорных пакетов, может быть. Но все эти вещи вполне реально собрать,  просто привлекая к участию общественность. Все оборудование – ноутбуки, колонки, проекторы, плакаты можно найти, предложив принять участие в проекте руководителей кафе (в которых есть это оборудование), различные компании, которые работают с большой аудиторией и используют подобное оборудование; школы, вузы.

В целом, вопрос финансирования и поддержки спонсоров зависит от качества проведения акций. Здесь крайне важна регулярная, понятная всем схема работы. Заведите группу в соцсетях и размещайте там отчеты о проводимой деятельности. Отчет обязательно должен включать в себя фотографии с места проведения акций с комментариями под ними. Это сделает вашу деятельность понятной. После этого наработайте себе опыт проведения, добейтесь того, чтобы ваша деятельность была максимально понятна прежде всего вам самим. Если вы не осознаете до конца ценность того, что вы делаете и не можете определить, насколько эффективна ваша деятельность, то никакого потенциального инвестора в ценности вашей деятельности вы убедить не сможете.  Участвуйте во всех проводимых крупными фондами акциях. Так у вас будет возможность привлечь внимание к себе, заработать имя. Возможно, стоит попробовать провести акцию при поддержке правительства. При этом вы должны помнить, что правительство не сможет вам выделить средства из бюджета сходу, но действуя с их разрешения, вы добьетесь их доверия.

В процессе того, как у вас будет появляться собственный имидж, можно пробовать обращаться за поддержкой к руководителям различных коммерческих и благотворительных фондов. Важно! Не просите деньги сразу. Сначала объясните человеку, что у вас за проект и в чем ценность участия в вашем проекте непосредственно для этого человека и его организации. Лучше просить не денежную помощь, а помощь ресурсами. Это может быть транспорт, различная продукция, услуги, которые вам окажут бесплатно. Такой подход эффективнее потому, что не требует от спонсора дополнительных вложений и так же основан на человеческих отношениях руководителя и сотрудников.

Если вам удалось заручиться поддержкой спонсоров, то обязательно всегда, при любых условиях предоставляйте максимально прозрачную отчетность по проделанной работе. Это позволит вам оставаться честными в глазах этих людей и общественности. Делайте это, даже если вас об этом не просили. Будьте благодарными – сейчас этого очень не хватает в мире.


Изначально основным сценарием проекта «Очистим природу от мусора» являлось проведение экскурсии на территории экологических пунктов раздельного сбора ТБО. Для этого необходимо ответственному за проведение экскурсии педагогу договориться с родителями о встрече. Родителям рассказывается об экскурсии, описываются подробно цели и задачи мероприятия. После этого за несколько дней до проведения педагог посещает место экскурсии, оценивает его, находит места остановок, на которых будет рассказывать о происходящем ученикам, создает сценарий проведения согласно месту.

После этого происходит подготовительная работа с учениками. Им рассказывается о том, откуда берется мусор, куда он девается, какие виды мусора бывают, как собирать мусор раздельно и какие варианты возможного применения вторичного мусора существуют. После всего вышеописанного детям рассказывают о существующих экологических пунктах сбора твердых бытовых отходов в вашем населенном пункте. Далее детям предоставляются возможные варианты мусора, которые они будут собирать самостоятельно до поездки на экопункт.

Когда подготовительная работа закончена, начинается заключительная фаза. До места дети доезжают вместе с педагогом на заранее найденном транспорте. Во время экскурсии обучающиеся знакомятся с работой экопункта. Принесенный с собой мусор обучающиеся сами сортируют, а сотрудники экопункта демонстрируют, как мусор прессуется и транспортируется на специально оборудованный склад. На закрепление полученных знаний проводится игра «Сортируем мусор», в процессе которой детям в игровой форме предоставляют возможность вспомнить еще раз, какие виды мусора бывают и как его сортировать правильно. В завершении экскурсии проводится беседа «Вопрос – ответ». После возвращения в свое образовательное учреждение детям предлагается нарисовать рисунок по теме «Экологические знаки» и проводится беседа в свободной форме по теме экскурсии.

Помните о том, что это лишь одна из возможных  экологически полезных акций, которую можно проводить в рамках данного проекта. Кроме нее вы можете организовывать совместные акции по сбору мусора на территории лесопосадочных полос, в парках, скверах, организовывать флешмобы с участием учеников и т.д. Здесь все будет ограничиваться только вашей фантазией и возможностями.


У мастер-класса по изготовлению изделий из мусора есть также несколько этапов организации. Когда вы определились с мастером, который будет проводить занятие, необходимо устроить мозговой штурм. Возможно, у самого мастера есть готовые сценарии проведения подобных мастер-классов. В любом случае, вы делитесь различными идеями того, как может происходить мастер-класс, каковы условия оформления, временной промежуток, количество участников, место проведения, количество мастеров, тема и т.д.  Эти договоренности должны быть обязательно соблюдены. На основании этого составляется сценарий, который в процессе подготовки может дорабатываться.

Когда тема мастер-класса определена, детям предлагается принять в нем участие. Здесь есть два варианта – либо вы самостоятельно предоставляете все материалы для изготовления изделий, либо просите детей собрать их. Т.к. материалами являются старые лоскутки ткани, нитки, ненужные пуговицы, бутылки, полиэтиленовые пакеты, наполнители из старых мягких игрушек, бумага, ручки, карандаши и многое другое, то с наличием материала проблем не должно возникнуть. Если необходимо, можете подготовить наглядные пособия по тому, как изготавливать те или иные предметы из подручных материалов.

В процессе занятия в зависимости от того, как вам удобнее его проводить, дети делятся на малые группы либо группа занимается с одним преподавателем. Предварительно проводится презентация, в которой показывается, чем будут заниматься дети. После презентации начинается творческий процесс.


В первую очередь необходимо провести подготовительную работу – занятие на тему «Город без мусора». Для этого Вам необходимо согласовать время и место проведения занятия на территории образовательных учреждений с их непосредственным руководством. Совместно с руководством ОУ организуется встреча с родителями, воспитателями и учителями ОУ.

На этой встрече в процессе вводного занятия необходимо показать презентацию «Город без мусора», которая отражает текущее состояние улиц вашего населенного пункта.

Далее вы должны провести беседу на тему «Откуда берется мусор» и распределить между участниками встречи костюмы, которые будут изготавливаться из мусора.

Для полноценной акции необходимо поставить сказку о мусоре. Конечно, она должна нести в себе идею ценности жизни в чистой среде. Этот момент является полностью творческим и зависит только от вас. После того, как сценка будет показана, начинается дефиле «Мусорная мода», в процессе которого показываются наряды, изготовленные исключительно из мусора.

Помните о том, что это лишь один из возможных вариантов проведения и вы всегда можете сделать этот процесс гораздо разнообразнее и увлекательнее.


Учитывая тот факт, что во всем мире сейчас происходит очень много негативных событий, мировая экономика дает сбои, есть сложности в отношениях государств и множество других проблем, то нет ничего удивительного в том, что будет сложно привлечь к участию в акциях родителей. К сожалению, сейчас все больше времени люди вынуждены уделять работе, т.к. сложная экономическая ситуация не дает возможности расслабиться. Поэтому, учитывая напряженность жизни большинства людей, вам необходимо будет подбирать особый подход к родителям, преподавателям, руководству ОУ.

Самый лучший способ вдохновить кого-то делать то же, что и вы – это самому стать вдохновляющим примером. Если вы любите свое дело, вкладываете в него всю душу, стараетесь его все время улучшать и считаете его подарком в вашей жизни, то окружающие люди будут это очень хорошо чувствовать и заряжаться вашим настроением. Крайне важно быть идейным вдохновителем и делать любое дело не для простой отчетности, а для самореализации и помощи окружающим, как бы странно это не звучало.

Помните о том, что ваш проект может предоставить возможность ребятам узнать о различных способах переработки отходов и замотивировать детей заботиться о будущем нашей планеты. Педагогам вы даете возможность включиться в творческий процесс, принять участие в создании интересного проекта, реализовать давние мечты и идеи. И еще один важный момент в этом проекте напомнит о его ценности – совместная деятельность на благо общества сплотит детей с родителями, родителей и детей с педагогами и вообще всех волонтеров, сделав мир чуточку лучше.

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Лена Хасанбиевна
Организатор