Я сам рисую свою жизнь. Арт-терапия

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-size: 11pt; }p.cjk { font-size: 11pt; } Проект начинался с обычной школы-студии рисования для взрослых. Школа была особенна тем, что обучая людей рисованию с нуля, преподаватели использовали уникальные методики обучения, которые нельзя встретить в государственных школах. Для этого преподаватели школы путешествовали по всему миру, общались с разными учителями, проходили различные курсы, мастер-классы, брали уроки у мастеров. Привозя эти ценнейшие методики со всего мира, команда студии рисования, в которую входят различные психологи, психотерапевты, художники, формировала из этого единое целое. Было сильное желание обучать людей, которые всю жизнь сильно хотели научиться рисовать. Благодаря методикам школы эти люди могли получить возможность за 6 месяцев подойти к серьезным результатам и научиться различным техникам. В итоге, разработав программу, Светлана с командой студии запустили её. После запуска первые результаты превзошли все ожидания. Люди оставляли восторженные отклики, с удовольствием делились своими позитивными впечатлениями и оставляли отзывы на сайте. Но гораздо важнее было увидеть не внешнюю эмоцию людей, а внутреннее содержание, которое наблюдалось по изменениям в жизни участников проекта. И результат не заставил себя ждать. Люди становились более радостными, счастливыми, заряжались энергией творчества. Таким образом стало понятно, что система работает и нужно продолжать работу дальше. В основу системы легло несколько довольно известных приемов: работа с формой и цветом, тренинг правополушарного рисования Бетти Эдвардс, арт-терапия доктора А.Л. Венгера. Таким образом, команда студии собрала воедино эти три основные методики, адаптировала их под методику академического рисования, и получился проект «Я сам рисую свою жизнь». Самым важным стали истории участников, в которых они описывали то, как сильно изменилась их жизнь в результате участия в проекте. И было принято решение попробовать повторить этот опыт с людьми, у которых есть серьезные проблемы в жизни. В этот список вошли представители многодетных семей, семьи матерей-одиночек, сироты и люди с повышенными потребностями. Как только идея сформировалась, поступил неожиданно чудесный звонок от Надежды Болсуновской. Надежда Болсуновская – это женщина, которая помогает детям с различными тяжелыми заболеваниями и их родителям. В сотрудничестве с ней удалось провести первый семинар. В нем приняли участие около 20 детей. Счастливые глаза матерей, счастье детей, которые не хотели уходить, и искренние слова благодарности за то, что мастера студии подарили удивительное чувство радости и счастья детям и их родителям, стали большой наградой для команды проекта. После этого был проведен максимально подробный разбор проведенной работы. В процессе разбора удалось отследить, какие методики были применены по отношению к каждому ребенку и родителю. Было решено провести еще одно такое занятие с детьми постарше. Оно также прошло успешно. В дальнейшем студия стала точечно выбирать различные семьи, испытывающие трудности в жизни, и работать с ними. Удалось вдохновлять жить даже таких людей, которым был поставлен диагноз «скорая смерть» в результате тяжелой болезни. Люди менялись, они как будто перерождались и использовали весь свой потенциал на максимум, как будто у них открывалось второе дыхание. Кроме этого, студия стала набирать различные группы по арт-терапии для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Эта работа помогла сохранить брак 12 парам. Особым успехом стало здесь сохранение семьи даже в ситуации, когда было уже подано заявление о разводе в ЗАГС. В итоге, в 2012 году была открыта детская художественная школа. В рамках этой школы дети с 3 до 4 лет работают в паре с одним из родителей, либо с бабушкой, дедушкой, тетей, дядей и т.д. Такой подход позволяет предотвратить развитие различных комплексов у ребенка, развить в нем наблюдательность и любовь к лучам солнца, к росе на листьях травы, к кузнечику на ветке. Кроме этого, такой подход позволяет ребенку легко полюбить краски. К сожалению, уже в таком раннем возрасте дети боятся испачкаться, что в итоге перерастает в большие комплексы взрослого человека. На сегодняшний день школа продолжает успешно существовать и помогать людям.

Вопросы и ответы

Данный проект избрал для себя очень важную миссию – помочь детям и взрослым избавиться от своих комплексов, защититься от приобретения новых и развить свой творческий потенциал, осуществив мечту. К сожалению, сегодняшняя ситуация в мире показывает, что у нас есть большие проблемы с институтом семьи, толерантностью по отношению к людям с инвалидностью и нежелание сотрудничать и помогать друг другу.

Поэтому проект направлен на укрепление института семьи и помогает в воспитании гармоничных, здоровых, успешных и творческих детей. Также проект помогает людям увидеть ценность жизни даже в сложной ситуации перед лицом тяжелой болезни или смерти. Кроме этого, проект помогает просто найти в себе силы преодолеть свои комплексы и достичь успеха, исполнив мечту, которая давно живет в сердце.


В качестве основной задачи вам будет необходимо проводить на постоянной основе занятия с детьми. Очень важно добиться постоянства в этой работе и проводить занятия, пусть не часто, но стабильно в одно и тоже время. Поэтому необходимо сразу определиться, какой формат работы подходит именно вам, грамотно оценить свои возможности, и нагрузку повышать постепенно.

Вторая задача – занятия по арт – терапии. Сюда включаются все нуждающиеся в помощи люди, их родные/опекуны. Арт-терапия может проводиться как индивидуальное занятие или как групповое.

Третья возможная задача – проведение занятий с людьми третьего возраста. Пожилые люди, к сожалению, сейчас все чаще остаются одни, и им очень важно уделять внимание и поддерживать их. Поэтому будет хорошим решением организовать для них различные занятия, на которых они смогли бы получить ценное дружеское общение и занять себя в творчестве.

Четвертая задача – проведение круглых столов с различными организациями, органами государственной власти и всеми неравнодушными. Смысл этой деятельности в том, чтобы постараться освещать максимально большому кругу ответственных лиц информацию о сложившейся ситуации в обществе, стараться вдохновлять их на поддержку проекта и оказание помощи, заводить новых друзей и партнеров.

И пятой задачей может стать организация благотворительных выставок, на которых будут представлены работы ваших подопечных.


В данном вопросе мы расскажем о том, какие есть роли у членов команды проекта и какие группы людей могут нуждаться в вашей помощи.

Во-первых, для того, чтобы проводить подобные занятия с людьми, вам обязательно нужен будет художник, способный обучать людей различным техникам на профессиональной основе. Желательно, чтобы это был человек прогрессивных взглядов, постоянно совершенствующий свое мастерство, изучающий новые техники и умеющий грамотно их использовать в работе. Такие критерии важны прежде всего по тому, что работа с людьми в сложных психологических условиях требует большого профессионализма и умения правильно использовать свою квалификацию согласно времени, месту и обстоятельствам. Лучше найти несколько человек для этой роли, т.к. понадобится несколько педагогов. Конечно, обязательно провести с ними подготовительную работу по основам психологии людей, попавших в сложные жизненные ситуации.

Вторым важнейшим человеком в команде должен быть психолог/ психотерапевт. Этот человек крайне необходим, т.к. он должен постоянно отслеживать состояние группы, уметь вовремя переключать внимание, работать с настроением людей и т.д. Проект предполагает работу с людьми, которым нужна психологическая помощь, и без психолога здесь все равно не обойтись. Но возможно совместить навыки психологии и живописи.

Третья роль в команде, которая может быть выделена в отдельную либо совмещена – это человек, занимающийся связями с общественностью. Он может вести сайт, модерировать группы в соцсетях, взаимодействовать со СМИ, общаться с различными компаниями, которые являются потенциальными партнерами. Он же может вести фото и видеорепортажи с места событий. Важно помнить, что наличие хорошего фоторяда в группе проекта очень важно. Это три основных роли, (но у вас их может быть сколько угодно) вы можете разделять между собой.

Участниками проекта являются все дети, которые страдают тяжелыми заболеваниями: ДЦП, рак и т.д. Кроме них, проект организуется для детей из неблагополучных семей. В нем участвуют члены неполных семей, семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Также в проекте могут участвовать пожилые люди. Так или иначе, на сегодняшний день возможный список участников очень большой, но лучше выбрать для начала какое-то одно направление и работать только с ним, постепенно добавляя нагрузку.


Организаторы проекта «Я сам рисую свою жизнь» используют в основе работы классическое академическое рисование. Но само по себе оно не может стать арт-терапией, если к нему не добавить дополнительных техник. Поэтому здесь вы можете использовать различные техники на свое усмотрение. Мы опишем только три основные техники, которые использовались в работе.

Первая техника – техника работы с формой и цветом. В основу метода ложится специфика психологического восприятия людьми различных цветов и форм в разной ситуации. Используя психологические наработки современных специалистов, можно подбирать задания таким образом, что в процессе рисования люди начинают успокаивать, радоваться происходящему, у них уходят негативные эмоции и т.д. Таким образом, используя различные цвета, формы, виды композиций, можно разбудить в человеке те или иные эмоции и чувства. И самое главное – в момент такой работы человек не думает рационально, это позволяет ему легче прожить, прочувствовать сложную жизненную ситуацию.

Вторая техника – правополушарное рисование Бетти Эдвардс. Ее особенность в том, что она использует специфику наших тел на пользу художнику. Не секрет, что наши полушария головного мозга работают по – разному: левое отвечает за аналитическое мышление, правое - за творчество. Причем у мужчин полноценно могут работать или левое, или правое. У женщин же работают оба одновременно. Это и позволяет мужчинам гораздо легче сосредотачиваться на одной задаче и решать ее совершенным образом, а женщинам быть великолепной матерью и выполнять несколько задач одновременно. При этом, если в процессе обучения максимально задействовать правое полушарие, то левое практически перестанет участвовать в работе. Это позволяет разгрузить человека психологически, убрав из процесса рисования логическую составляющую. Снимая такие ограничители, человек погружается в чистый процесс творчества и, работая в свое удовольствие, расслабляется, его психика отлично отдыхает. Если кратко – то суть правополушарного рисования в том, чтобы научить человека видеть предмет таким, какой он есть без привычных нам определений. Человек просто старается нарисовать форму объекта, отразить все его грани, не используя привычные шаблоны, а действуя интуитивно, слушая свое сердце. Эта методика хороша тем, что человек получает метод своеобразной медитации, в процессе которой он полностью погружается в мир своего творчества, не пытаясь давать оценки тому, что он делает. Мозг отдыхает в этот момент, психические ресурсы высвобождаются и человеку начинают открываться новые грани его личности.

Третья техника – арт-терапия доктора А.Л. Венгера. Данная техника позволяет вам использовать рисуночные тесты для определения состояния подопечных. Эффективность этой методики в том, что рисунок отражает бессознательные импульсы и переживания человека. Процесс прохождения рисуночного теста естественен и понятен в любом возрасте.

Таким образом, вы можете изучить и применить в своей работе эти техники, добавив к ним что-то свое, либо создать свой уникальный стиль работы.


Конечно, самым важным ресурсом для вас будет являться помещение. Естественно, данный вопрос не прост и вам нужно будет его решать. Например, воспользоваться ресурсами своих знакомств. Очень важно познакомиться со всеми руководителям различных образовательно-воспитательных учреждений и обратиться к ним за помощью. Возможно, это будет на платной основе, но дешевле, чем аренда офисного помещения.

Лучше всего договориться с любой изостудией города и делать проект совместно. Оказывая финансовые услуги, вы сможете поддерживать проект и давать возможность подопечным заниматься. К сожалению, данный вопрос стоит очень остро и каждый проект решает его по-своему.

После того, как помещение будет найдено, его обязательно нужно грамотно оформить. В оформлении должны отсутствовать гнетущие и «кричащие» цвета, которые могут вызвать уныние, агрессию, раздражительность, апатию в человеке и т.д. Если вы работаете с детьми, то можно украшать помещение, создавая атмосферу сказки. Можно также использовать в работе атрибутику клоуна, наряжая самих педагогов и превращая занятие в игру.

Для этого всего вам понадобятся расходные материалы: кисточки, краски, пластилин, мелки, ленточки, лоскутки и т.д. При этом масштаб будет зависеть от того, какое количество людей вы способны принять. Здесь все зависит от ваших возможностей. Главное помнить, что количество не играет решающей роли - помощь даже одному человеку будет крайне важным вкладом в улучшение жизни общества.

Отличным вариантом решения данных проблем могут стать центры культурного досуга. В небольших населенных пунктах существует такая федеральная программа, на базе которой произошло оснащение всем необходимым оборудование библиотек, школ и т. д. В таких библиотеках и школах можно проводить отличные благотворительные занятия, предварительно договорившись обо всем с руководством.


Этот проект предполагает большую работу по оценке эффективности проводимых занятий. Так как ваша задача заключается в том, чтобы состояние людей стабилизировалось и улучшалось в процессе арт-терапии, то необходимо будет отслеживать состояние людей. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вас постоянно велась статистика проведенных занятий, в которой бы отражалась эффективность терапии. Она должна включать в себя описание изменения психического состояния людей, эмоциональный фон в группе, возможные сложности во взаимодействии участников между собой и с педагогами, улучшение творческих навыков. Важно помнить, что людей очень хорошо не просто вывести в стабильное положительное психо-эмоциональное состояние, но и дать им возможность обрести профессиональные навыки.

На основании этой статистики вы будете строить систему работы с подопечными.

Вторым важным моментом является правильная подготовка помещения и преподавателей. В помещении обязательно должен быть хороший ремонт, стены должны быть яркими, должна быть зона отдыха для детей и взрослых, все педагоги должны быть позитивными и заряженными энергией – ни в коем случае нельзя выходить к людям уставшим, несчастным, замученным проблемами и т. д. Помните, что вы можете дать только то, что есть у вас самих. Начинайте с маленьких усилий, выберите одну категорию людей, нуждающихся в помощи и начните с нее. Не стоит пытаться помочь сразу всем. При разумном подходе можно на постоянной основе помогать небольшому количеству людей и это будет гораздо эффективнее, чем пытаться охватить сразу все направления. К тому же, так легче избежать критических ошибок и проще вовремя исправить появившиеся.


В первую очередь надо сказать, что такие детки гораздо быстрее устают в отличие от здоровых детей. Время их занятий необходимо сократить до 30-40 минут. Этот важный момент, т. к. они устают не физически даже, а эмоционально, падает концентрация внимания, может резко измениться настроение и ребенок намешает красок и закрасит хороший рисунок. При этом ни в коем случае нельзя помогать детям, рисуя за них. Ребенок должен рисовать сам. Если это детки с дцп, то им очень сложно попасть в баночку с красками и стаканчик, поэтому родители могут помогать. В связи со сложностями для них нужно готовить только баночные краски. Палитра не подходит, т. к. они просто смешают три цвета и получится грязь.

Нужно понимать, что 30% из группы может выпасть из процесса работы. Это нормально. Ни в коем случае не стоит останавливать работу группы из-за этого. В этом случае ребенок может просто встать из-за стола, либо рисовать что-то свое и т. д. Можно предложить мамам в этой ситуации провести с ребенком дополнительную арт-терапию отдельно от основной группы.

Очень серьезно отнеситесь к своему профессиональному подходу в работе. Вы должны быть на высоком уровне и сохранять максимально концентрацию группы. Особенно важно это будет в моменты резких эмоциональных взрывов у детей. Например, ребенок может без видимой причины кинуть в кого-то чем-то, закричать, заплакать и т. д. Это нормальная ситуация, к ней нужно быть готовой и правильно реагировать. Настройтесь максимально позитивно. Нужно быть в два раза радостней и в три раза «солнечней», чем при работе с обычными детьми. Вы должны стать для детей настолько большим зарядом позитивной энергии, что дети просто забудут обо всем рядом с вами. Поэтому вначале привлекайте внимание своей энергетикой – после этого дети начинают слышать и делать то, что вы им говорите. Максимально много показывайте им техники, работайте с планшетами, постоянно держите зрительный, телесный контакт, и хвалите детей. Будьте готовы к тому, что дети в течение часа после занятия никуда не уйдут. Уделите им время и позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас было время на эти издержки. Лучше всего на занятие выделять 3 часа: 1 час занятие, 1 час на общение, 1 час на уборку.

Самое важное — подготовиться самому преподавателю к тому, что это будет по-другому, не так, как в процессе обычной работы. В работе с обычными людьми трудностей не возникает.

Другой особенностью, о которой стоит упомянуть, является отношение пенсионеров к занятиям. Для них это будет больше клуб общения, нежели урок. Исходя из этого, можно даже подготовить тематические занятия.

Ни в коем случае нельзя поддерживать с пенсионерами разговоры о болезнях, плохих событиях, политике, соседях и других негативных вещах. Озвучьте это в качестве обязательного условия перед проведением занятия.


В данном вопросе мы постараемся разобрать возможные варианты развития финансовой стороны проекта. К сожалению, сейчас идет кризис, и абсолютно все люди так или иначе стараются экономить. При этом бизнесмены не стали исключением. Если у вас нет хороших знакомых или вы не умеете отлично устанавливать позитивные отношения с людьми, то естественно, сложно найти возможные источники финансирования. Конечно, вы всегда можете воспользоваться краудфандинговыми платформами, грантами государства и частных компаний, обратиться за помощью к различным руководителям крупных компаний и благотворительных фондов с предложением сотрудничества. Все эти моменты много описывались в других уроках и описывать их здесь еще раз нет смысла. Здесь мы поговорим о профильном источнике проекта – обучении различным техникам рисования, лепки, рукоделия и т.д.

В первую очередь вам обязательно нужен будет рисунок карандашом. Эта техника лежит в основе всего, и обучившись ей, человек уже получит необходимые навыки для дальнейшего развития. Например, если он начнет развиваться как дизайнер и будет работать с графическими редакторами типа CorelDraw, то ему очень сильно поможет этот навык. К тому же, именно рисование карандашом позволяет разобрать тему света и тени максимально подробно.

Вторым направлением может стать акварельная живопись. Акварель зачастую более понятна современному обывателю, к тому же стоимость красок ниже масляных аналогов. Для развития этого направления можно готовить тематические семинары, на которых будет рисоваться конкретный пейзаж, натюрморт, портрет и т.д. Главное – сохранять интерес человека и дать ему возможность получать быстрые и качественные результаты. Такой подход будет подогревать его энтузиазм.

Конечно, осветить все направления не получится в формате данного урока. Скажем только, что вы также можете использовать fashion – иллюстрацию, каллиграфию, декупаж, изготовление кукол и других игрушек, японскую живопись, food-иллюстрацию, рисование человека и многое другое.

Отдельным направлением может стать рисование для беременных, т.к. творчество для будущих мам крайне важно, особенно в момент вынашивания малыша.


Говоря в целом о подготовке к проекту и его дальнейшей реализации, стоит отметить, что для развития любого проекта стоит постоянно учиться. Вообще настроение ученика позволяет избежать множества сложностей в жизни, избавит от гордости, зависти и позволит вам достигнуть больших высот. Проект «Я сам рисую свою жизнь» не является исключением. Поэтому очень важно заниматься самообразованием. Посещайте все тренинги, лекции, видео – семинары, мастер – классы, читайте книги и т.д. Чем больше техник вы умеет использовать на хорошем уровне, тем лучших результатов вы достигнете. Очень сложно проявлять творчество и фантазию в процессе создания собственной концепции, если нет хорошей базы и навыки сильно ограничены.

Вот список некоторых книг, которые, возможно, смогут вам помочь в процессе вашего развития и подготовки к занятиям:

"Композиция: Теория и практика изобразительного искусства", Паранюшкин Р.В.

Это учебное пособие для студентов средних и высших специальных учебных заведений и учащихся художественных школ. На примере классических работ известных мастеров, учебных работ студентов и своих собственных, автор раскрывает в соответствии с образовательным стандартом все секреты правильной композиции для художников, работающих в разных жанрах. Автор - член Союза художников России, профессор, зав. кафедрой ДПИ Волгоградского института искусств и культуры Р. Паранюшкин.

«Графический Дизайн (основы профессии)», Владимир Лесняк.

Книга познакомит вас с замечательной профессией и поможет вам овладеть искусством графического дизайна.
Теория и практика, составляющие профессиональное мастерство, описываются в трех частях, каждая из которых могла быть выпущена отдельной книгой.
В основу книги положен собственный 30-летний опыт творческой и педагогический деятельности автора, опыт его коллег. Визуальный ряд, тщательно подобранный из работ студентов, ярко и образно иллюстрирует каждый раздел книги.

Для кого эта книга?
Для студентов высших учебных заведений, изучающих графический дизайн. Она будет полезна практикующим дизайнерам (в том числе начинающим и тем, кто только мечтает стать графическим дизайнером), преподавателям профильных учебных заведений, арт-директорам, специалистам по рекламе, художникам и архитекторам, всем ценителям прекрасного.

"Основные закономерности построения скульптурного рельефа", Мельник А.А.

Это уникальная в своем роде книга содержит в себе наиболее полные теоретические обоснования построений формы в скульптурном рельефе.
Автор книги рассматривает закономерности построения в рельефе как простых геометрических тел, так и объясняет, каким образом использовать эти закономерности при построении головы человека в рельефе.
Книга будет очень полезна скульпторам, как начинающим, так и желающим повысить свою грамотность, а также студентам и даже преподавателям художественных специальностей.

"Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома", Анна Стармер.

В книге "Цвет. Энциклопедия" содержатся советы по подбору цветов, хорошо сочетающихся друг с другом. Это разделенное на важнейшие цветовые группы теоретическое и практическое пособие представляет читателю около 200 цветовых схем. В каждом цветовом разделе содержится своя шкала оттенков - от ярких цветов до бледных пастельных тонов.
В этой книге Вы откроете для себя, как можно использовать цвет, чтобы придать интерьеру впечатление глубины, тепла и освещенности.
Дизайнерские схемы основываются на опыте восприятия природы и предметов искусства, а также на впечатлениях от путешествий.
Создавайте в доме с помощью цвета теплые спальни, спокойные гостиные, энергичные кухонные и игровые зоны.
Автор книги Анна Стармер, специалист по цвету и дизайну, читает лекции и регулярно публикует материалы в разных изданиях, включая "Elle Decoration" и "Voque".

"Школа рисунка карандашом", Сенин В., Коваль О.

Данная книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику освоить технику карандашного рисунка в любом возрасте. В процессе обучения вы познакомитесь с базовыми понятиями: материалами и техникой рисунка, постановкой руки при рисовании, принципами композиции рисунка, пропорциями и светотенью, а также с другими художественными особенностями рисования карандашом. Большая часть курса посвящена непосредственно поэтапному описанию рисования натюрмортов, пейзажей и портретов на конкретных примерах.

"Рисунок. Полный курс", Стен Смит.

В этой книге все, что нужно знать, чтобы освоить искусство рисования – от основных навыков до сложных техник.

Это лишь немногие книги, которые могут помочь вам в ваших начинаниях.


В завершении данного урока стоит сказать, что терапией является не только процесс обучения детей, но и получение ими позитивного опыта достижения успеха. Поэтому крайне важно отправлять работы своих подопечных на различные выставки. Кроме этого, не забывайте своими силами устраивать мини-выставки своих подопечных. К тому же, это может стать источником дополнительного финансирования, если организовать благотворительную ярмарку.

Так или иначе, старайтесь задействовать своих подопечных в различных проектах, участвуя в которых, они смогут повысить свою самооценку, поработать в команде и напитаться положительным опытом общения, завести новых друзей и победить. Это очень сильно поможет им в процессе реабилитации.

К списку всех уроков
Эксперт
Светлана Ковригина
Руководитель