Важное обновление сайта! Подробная информация доступна по этой ссылке

Я сам рисую свою жизнь. Арт-терапия

Вопросы и ответы

Данный проект избрал для себя очень важную миссию – помочь детям и взрослым избавиться от своих комплексов, защититься от приобретения новых и развить свой творческий потенциал, осуществив мечту. К сожалению, сегодняшняя ситуация в мире показывает, что у нас есть большие проблемы с институтом семьи, толерантностью по отношению к людям с инвалидностью и нежелание сотрудничать и помогать друг другу.

Поэтому проект направлен на укрепление института семьи и помогает в воспитании гармоничных, здоровых, успешных и творческих детей. Также проект помогает людям увидеть ценность жизни даже в сложной ситуации перед лицом тяжелой болезни или смерти. Кроме этого, проект помогает просто найти в себе силы преодолеть свои комплексы и достичь успеха, исполнив мечту, которая давно живет в сердце.


В качестве основной задачи вам будет необходимо проводить на постоянной основе занятия с детьми. Очень важно добиться постоянства в этой работе и проводить занятия, пусть не часто, но стабильно в одно и тоже время. Поэтому необходимо сразу определиться, какой формат работы подходит именно вам, грамотно оценить свои возможности, и нагрузку повышать постепенно.

Вторая задача – занятия по арт – терапии. Сюда включаются все нуждающиеся в помощи люди, их родные/опекуны. Арт-терапия может проводиться как индивидуальное занятие или как групповое.

Третья возможная задача – проведение занятий с людьми третьего возраста. Пожилые люди, к сожалению, сейчас все чаще остаются одни, и им очень важно уделять внимание и поддерживать их. Поэтому будет хорошим решением организовать для них различные занятия, на которых они смогли бы получить ценное дружеское общение и занять себя в творчестве.

Четвертая задача – проведение круглых столов с различными организациями, органами государственной власти и всеми неравнодушными. Смысл этой деятельности в том, чтобы постараться освещать максимально большому кругу ответственных лиц информацию о сложившейся ситуации в обществе, стараться вдохновлять их на поддержку проекта и оказание помощи, заводить новых друзей и партнеров.

И пятой задачей может стать организация благотворительных выставок, на которых будут представлены работы ваших подопечных.


В данном вопросе мы расскажем о том, какие есть роли у членов команды проекта и какие группы людей могут нуждаться в вашей помощи.

Во-первых, для того, чтобы проводить подобные занятия с людьми, вам обязательно нужен будет художник, способный обучать людей различным техникам на профессиональной основе. Желательно, чтобы это был человек прогрессивных взглядов, постоянно совершенствующий свое мастерство, изучающий новые техники и умеющий грамотно их использовать в работе. Такие критерии важны прежде всего по тому, что работа с людьми в сложных психологических условиях требует большого профессионализма и умения правильно использовать свою квалификацию согласно времени, месту и обстоятельствам. Лучше найти несколько человек для этой роли, т.к. понадобится несколько педагогов. Конечно, обязательно провести с ними подготовительную работу по основам психологии людей, попавших в сложные жизненные ситуации.

Вторым важнейшим человеком в команде должен быть психолог/ психотерапевт. Этот человек крайне необходим, т.к. он должен постоянно отслеживать состояние группы, уметь вовремя переключать внимание, работать с настроением людей и т.д. Проект предполагает работу с людьми, которым нужна психологическая помощь, и без психолога здесь все равно не обойтись. Но возможно совместить навыки психологии и живописи.

Третья роль в команде, которая может быть выделена в отдельную либо совмещена – это человек, занимающийся связями с общественностью. Он может вести сайт, модерировать группы в соцсетях, взаимодействовать со СМИ, общаться с различными компаниями, которые являются потенциальными партнерами. Он же может вести фото и видеорепортажи с места событий. Важно помнить, что наличие хорошего фоторяда в группе проекта очень важно. Это три основных роли, (но у вас их может быть сколько угодно) вы можете разделять между собой.

Участниками проекта являются все дети, которые страдают тяжелыми заболеваниями: ДЦП, рак и т.д. Кроме них, проект организуется для детей из неблагополучных семей. В нем участвуют члены неполных семей, семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Также в проекте могут участвовать пожилые люди. Так или иначе, на сегодняшний день возможный список участников очень большой, но лучше выбрать для начала какое-то одно направление и работать только с ним, постепенно добавляя нагрузку.


Организаторы проекта «Я сам рисую свою жизнь» используют в основе работы классическое академическое рисование. Но само по себе оно не может стать арт-терапией, если к нему не добавить дополнительных техник. Поэтому здесь вы можете использовать различные техники на свое усмотрение. Мы опишем только три основные техники, которые использовались в работе.

Первая техника – техника работы с формой и цветом. В основу метода ложится специфика психологического восприятия людьми различных цветов и форм в разной ситуации. Используя психологические наработки современных специалистов, можно подбирать задания таким образом, что в процессе рисования люди начинают успокаивать, радоваться происходящему, у них уходят негативные эмоции и т.д. Таким образом, используя различные цвета, формы, виды композиций, можно разбудить в человеке те или иные эмоции и чувства. И самое главное – в момент такой работы человек не думает рационально, это позволяет ему легче прожить, прочувствовать сложную жизненную ситуацию.

Вторая техника – правополушарное рисование Бетти Эдвардс. Ее особенность в том, что она использует специфику наших тел на пользу художнику. Не секрет, что наши полушария головного мозга работают по – разному: левое отвечает за аналитическое мышление, правое - за творчество. Причем у мужчин полноценно могут работать или левое, или правое. У женщин же работают оба одновременно. Это и позволяет мужчинам гораздо легче сосредотачиваться на одной задаче и решать ее совершенным образом, а женщинам быть великолепной матерью и выполнять несколько задач одновременно. При этом, если в процессе обучения максимально задействовать правое полушарие, то левое практически перестанет участвовать в работе. Это позволяет разгрузить человека психологически, убрав из процесса рисования логическую составляющую. Снимая такие ограничители, человек погружается в чистый процесс творчества и, работая в свое удовольствие, расслабляется, его психика отлично отдыхает. Если кратко – то суть правополушарного рисования в том, чтобы научить человека видеть предмет таким, какой он есть без привычных нам определений. Человек просто старается нарисовать форму объекта, отразить все его грани, не используя привычные шаблоны, а действуя интуитивно, слушая свое сердце. Эта методика хороша тем, что человек получает метод своеобразной медитации, в процессе которой он полностью погружается в мир своего творчества, не пытаясь давать оценки тому, что он делает. Мозг отдыхает в этот момент, психические ресурсы высвобождаются и человеку начинают открываться новые грани его личности.

Третья техника – арт-терапия доктора А.Л. Венгера. Данная техника позволяет вам использовать рисуночные тесты для определения состояния подопечных. Эффективность этой методики в том, что рисунок отражает бессознательные импульсы и переживания человека. Процесс прохождения рисуночного теста естественен и понятен в любом возрасте.

Таким образом, вы можете изучить и применить в своей работе эти техники, добавив к ним что-то свое, либо создать свой уникальный стиль работы.


Конечно, самым важным ресурсом для вас будет являться помещение. Естественно, данный вопрос не прост и вам нужно будет его решать. Например, воспользоваться ресурсами своих знакомств. Очень важно познакомиться со всеми руководителям различных образовательно-воспитательных учреждений и обратиться к ним за помощью. Возможно, это будет на платной основе, но дешевле, чем аренда офисного помещения.

Лучше всего договориться с любой изостудией города и делать проект совместно. Оказывая финансовые услуги, вы сможете поддерживать проект и давать возможность подопечным заниматься. К сожалению, данный вопрос стоит очень остро и каждый проект решает его по-своему.

После того, как помещение будет найдено, его обязательно нужно грамотно оформить. В оформлении должны отсутствовать гнетущие и «кричащие» цвета, которые могут вызвать уныние, агрессию, раздражительность, апатию в человеке и т.д. Если вы работаете с детьми, то можно украшать помещение, создавая атмосферу сказки. Можно также использовать в работе атрибутику клоуна, наряжая самих педагогов и превращая занятие в игру.

Для этого всего вам понадобятся расходные материалы: кисточки, краски, пластилин, мелки, ленточки, лоскутки и т.д. При этом масштаб будет зависеть от того, какое количество людей вы способны принять. Здесь все зависит от ваших возможностей. Главное помнить, что количество не играет решающей роли - помощь даже одному человеку будет крайне важным вкладом в улучшение жизни общества.

Отличным вариантом решения данных проблем могут стать центры культурного досуга. В небольших населенных пунктах существует такая федеральная программа, на базе которой произошло оснащение всем необходимым оборудование библиотек, школ и т. д. В таких библиотеках и школах можно проводить отличные благотворительные занятия, предварительно договорившись обо всем с руководством.


Этот проект предполагает большую работу по оценке эффективности проводимых занятий. Так как ваша задача заключается в том, чтобы состояние людей стабилизировалось и улучшалось в процессе арт-терапии, то необходимо будет отслеживать состояние людей. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вас постоянно велась статистика проведенных занятий, в которой бы отражалась эффективность терапии. Она должна включать в себя описание изменения психического состояния людей, эмоциональный фон в группе, возможные сложности во взаимодействии участников между собой и с педагогами, улучшение творческих навыков. Важно помнить, что людей очень хорошо не просто вывести в стабильное положительное психо-эмоциональное состояние, но и дать им возможность обрести профессиональные навыки.

На основании этой статистики вы будете строить систему работы с подопечными.

Вторым важным моментом является правильная подготовка помещения и преподавателей. В помещении обязательно должен быть хороший ремонт, стены должны быть яркими, должна быть зона отдыха для детей и взрослых, все педагоги должны быть позитивными и заряженными энергией – ни в коем случае нельзя выходить к людям уставшим, несчастным, замученным проблемами и т. д. Помните, что вы можете дать только то, что есть у вас самих. Начинайте с маленьких усилий, выберите одну категорию людей, нуждающихся в помощи и начните с нее. Не стоит пытаться помочь сразу всем. При разумном подходе можно на постоянной основе помогать небольшому количеству людей и это будет гораздо эффективнее, чем пытаться охватить сразу все направления. К тому же, так легче избежать критических ошибок и проще вовремя исправить появившиеся.


В первую очередь надо сказать, что такие детки гораздо быстрее устают в отличие от здоровых детей. Время их занятий необходимо сократить до 30-40 минут. Этот важный момент, т. к. они устают не физически даже, а эмоционально, падает концентрация внимания, может резко измениться настроение и ребенок намешает красок и закрасит хороший рисунок. При этом ни в коем случае нельзя помогать детям, рисуя за них. Ребенок должен рисовать сам. Если это детки с дцп, то им очень сложно попасть в баночку с красками и стаканчик, поэтому родители могут помогать. В связи со сложностями для них нужно готовить только баночные краски. Палитра не подходит, т. к. они просто смешают три цвета и получится грязь.

Нужно понимать, что 30% из группы может выпасть из процесса работы. Это нормально. Ни в коем случае не стоит останавливать работу группы из-за этого. В этом случае ребенок может просто встать из-за стола, либо рисовать что-то свое и т. д. Можно предложить мамам в этой ситуации провести с ребенком дополнительную арт-терапию отдельно от основной группы.

Очень серьезно отнеситесь к своему профессиональному подходу в работе. Вы должны быть на высоком уровне и сохранять максимально концентрацию группы. Особенно важно это будет в моменты резких эмоциональных взрывов у детей. Например, ребенок может без видимой причины кинуть в кого-то чем-то, закричать, заплакать и т. д. Это нормальная ситуация, к ней нужно быть готовой и правильно реагировать. Настройтесь максимально позитивно. Нужно быть в два раза радостней и в три раза «солнечней», чем при работе с обычными детьми. Вы должны стать для детей настолько большим зарядом позитивной энергии, что дети просто забудут обо всем рядом с вами. Поэтому вначале привлекайте внимание своей энергетикой – после этого дети начинают слышать и делать то, что вы им говорите. Максимально много показывайте им техники, работайте с планшетами, постоянно держите зрительный, телесный контакт, и хвалите детей. Будьте готовы к тому, что дети в течение часа после занятия никуда не уйдут. Уделите им время и позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас было время на эти издержки. Лучше всего на занятие выделять 3 часа: 1 час занятие, 1 час на общение, 1 час на уборку.

Самое важное — подготовиться самому преподавателю к тому, что это будет по-другому, не так, как в процессе обычной работы. В работе с обычными людьми трудностей не возникает.

Другой особенностью, о которой стоит упомянуть, является отношение пенсионеров к занятиям. Для них это будет больше клуб общения, нежели урок. Исходя из этого, можно даже подготовить тематические занятия.

Ни в коем случае нельзя поддерживать с пенсионерами разговоры о болезнях, плохих событиях, политике, соседях и других негативных вещах. Озвучьте это в качестве обязательного условия перед проведением занятия.


В данном вопросе мы постараемся разобрать возможные варианты развития финансовой стороны проекта. К сожалению, сейчас идет кризис, и абсолютно все люди так или иначе стараются экономить. При этом бизнесмены не стали исключением. Если у вас нет хороших знакомых или вы не умеете отлично устанавливать позитивные отношения с людьми, то естественно, сложно найти возможные источники финансирования. Конечно, вы всегда можете воспользоваться краудфандинговыми платформами, грантами государства и частных компаний, обратиться за помощью к различным руководителям крупных компаний и благотворительных фондов с предложением сотрудничества. Все эти моменты много описывались в других уроках и описывать их здесь еще раз нет смысла. Здесь мы поговорим о профильном источнике проекта – обучении различным техникам рисования, лепки, рукоделия и т.д.

В первую очередь вам обязательно нужен будет рисунок карандашом. Эта техника лежит в основе всего, и обучившись ей, человек уже получит необходимые навыки для дальнейшего развития. Например, если он начнет развиваться как дизайнер и будет работать с графическими редакторами типа CorelDraw, то ему очень сильно поможет этот навык. К тому же, именно рисование карандашом позволяет разобрать тему света и тени максимально подробно.

Вторым направлением может стать акварельная живопись. Акварель зачастую более понятна современному обывателю, к тому же стоимость красок ниже масляных аналогов. Для развития этого направления можно готовить тематические семинары, на которых будет рисоваться конкретный пейзаж, натюрморт, портрет и т.д. Главное – сохранять интерес человека и дать ему возможность получать быстрые и качественные результаты. Такой подход будет подогревать его энтузиазм.

Конечно, осветить все направления не получится в формате данного урока. Скажем только, что вы также можете использовать fashion – иллюстрацию, каллиграфию, декупаж, изготовление кукол и других игрушек, японскую живопись, food-иллюстрацию, рисование человека и многое другое.

Отдельным направлением может стать рисование для беременных, т.к. творчество для будущих мам крайне важно, особенно в момент вынашивания малыша.


Говоря в целом о подготовке к проекту и его дальнейшей реализации, стоит отметить, что для развития любого проекта стоит постоянно учиться. Вообще настроение ученика позволяет избежать множества сложностей в жизни, избавит от гордости, зависти и позволит вам достигнуть больших высот. Проект «Я сам рисую свою жизнь» не является исключением. Поэтому очень важно заниматься самообразованием. Посещайте все тренинги, лекции, видео – семинары, мастер – классы, читайте книги и т.д. Чем больше техник вы умеет использовать на хорошем уровне, тем лучших результатов вы достигнете. Очень сложно проявлять творчество и фантазию в процессе создания собственной концепции, если нет хорошей базы и навыки сильно ограничены.

Вот список некоторых книг, которые, возможно, смогут вам помочь в процессе вашего развития и подготовки к занятиям:

"Композиция: Теория и практика изобразительного искусства", Паранюшкин Р.В.

Это учебное пособие для студентов средних и высших специальных учебных заведений и учащихся художественных школ. На примере классических работ известных мастеров, учебных работ студентов и своих собственных, автор раскрывает в соответствии с образовательным стандартом все секреты правильной композиции для художников, работающих в разных жанрах. Автор - член Союза художников России, профессор, зав. кафедрой ДПИ Волгоградского института искусств и культуры Р. Паранюшкин.

«Графический Дизайн (основы профессии)», Владимир Лесняк.

Книга познакомит вас с замечательной профессией и поможет вам овладеть искусством графического дизайна.
Теория и практика, составляющие профессиональное мастерство, описываются в трех частях, каждая из которых могла быть выпущена отдельной книгой.
В основу книги положен собственный 30-летний опыт творческой и педагогический деятельности автора, опыт его коллег. Визуальный ряд, тщательно подобранный из работ студентов, ярко и образно иллюстрирует каждый раздел книги.

Для кого эта книга?
Для студентов высших учебных заведений, изучающих графический дизайн. Она будет полезна практикующим дизайнерам (в том числе начинающим и тем, кто только мечтает стать графическим дизайнером), преподавателям профильных учебных заведений, арт-директорам, специалистам по рекламе, художникам и архитекторам, всем ценителям прекрасного.

"Основные закономерности построения скульптурного рельефа", Мельник А.А.

Это уникальная в своем роде книга содержит в себе наиболее полные теоретические обоснования построений формы в скульптурном рельефе.
Автор книги рассматривает закономерности построения в рельефе как простых геометрических тел, так и объясняет, каким образом использовать эти закономерности при построении головы человека в рельефе.
Книга будет очень полезна скульпторам, как начинающим, так и желающим повысить свою грамотность, а также студентам и даже преподавателям художественных специальностей.

"Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома", Анна Стармер.

В книге "Цвет. Энциклопедия" содержатся советы по подбору цветов, хорошо сочетающихся друг с другом. Это разделенное на важнейшие цветовые группы теоретическое и практическое пособие представляет читателю около 200 цветовых схем. В каждом цветовом разделе содержится своя шкала оттенков - от ярких цветов до бледных пастельных тонов.
В этой книге Вы откроете для себя, как можно использовать цвет, чтобы придать интерьеру впечатление глубины, тепла и освещенности.
Дизайнерские схемы основываются на опыте восприятия природы и предметов искусства, а также на впечатлениях от путешествий.
Создавайте в доме с помощью цвета теплые спальни, спокойные гостиные, энергичные кухонные и игровые зоны.
Автор книги Анна Стармер, специалист по цвету и дизайну, читает лекции и регулярно публикует материалы в разных изданиях, включая "Elle Decoration" и "Voque".

"Школа рисунка карандашом", Сенин В., Коваль О.

Данная книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику освоить технику карандашного рисунка в любом возрасте. В процессе обучения вы познакомитесь с базовыми понятиями: материалами и техникой рисунка, постановкой руки при рисовании, принципами композиции рисунка, пропорциями и светотенью, а также с другими художественными особенностями рисования карандашом. Большая часть курса посвящена непосредственно поэтапному описанию рисования натюрмортов, пейзажей и портретов на конкретных примерах.

"Рисунок. Полный курс", Стен Смит.

В этой книге все, что нужно знать, чтобы освоить искусство рисования – от основных навыков до сложных техник.

Это лишь немногие книги, которые могут помочь вам в ваших начинаниях.


В завершении данного урока стоит сказать, что терапией является не только процесс обучения детей, но и получение ими позитивного опыта достижения успеха. Поэтому крайне важно отправлять работы своих подопечных на различные выставки. Кроме этого, не забывайте своими силами устраивать мини-выставки своих подопечных. К тому же, это может стать источником дополнительного финансирования, если организовать благотворительную ярмарку.

Так или иначе, старайтесь задействовать своих подопечных в различных проектах, участвуя в которых, они смогут повысить свою самооценку, поработать в команде и напитаться положительным опытом общения, завести новых друзей и победить. Это очень сильно поможет им в процессе реабилитации.

К списку всех уроков
Эксперт
Светлана Ковригина
Руководитель