"Терапия радостью". Праздник в больнице

Несмотря на свой небольшой возраст, проект «Терапия радостью» добился больших успехов. Проект существует с июля 2016 года. При этом его история началась гораздо раньше. В городе Череповце действует замечательное негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебный центр «Рост.ok!». На базе этого центра детям с различными трудностями оказывается постоянная помощь. Авторы  проекта «Терапия радостью», являясь руководителями  центра «Рост.ок!», видели , что среди детей с ОВЗ были также дети с заболеваниями крови. Общаясь с родителями детей, они узнали, что один из родителей – заведующий гематологического отделения больницы г. Череповца. Так как «Рост.ок!» нацелен на активную социальную помощь и поддержку, было принято решение предложить заведующему создать проект для детей с заболеваниями крови. Для его реализации педагоги стали изучать потребности детей и их родителей. Удивлением для педагогов стала новость о том, что дети практически оторваны от общества в процессе лечения. Лечение может занимать до 8 месяцев, при этом дети большую часть времени проводят в палате, проходят очень болезненные процедуры, родители находятся в подавленном состоянии. И это не удивительно, ведь для многих родителей диагноз их детей звучит как  приговор. Получается ситуация, в которой родитель, призванный всецело поддерживать ребенка в момент лечения, сам нуждается в помощи. Исходя из этого, было принято решение начать проводить индивидуальные и групповые занятия для детей. Так было положено начало проекту. Дети – это маленький моторчик с большим запасом энергии. Находясь на больничной койке, ребенку сложно реализовать свой потенциал, который дан ему природой для познания окружающего мира, самообучения, игры. Независимо от физического состояния организма, ребенку крайне важно иметь свободу действий, эмоций. Чтобы помочь детям реализовать их потенциал, используется методика больничной клоунады, создана интеллектуально-творческая лаборатория, а также интерактивные мероприятия. Пока проект разрабатывался, руководители УЦ «Рост.ok!» подали заявку на получение субсидий. Заявка была одобрена, и проект получил поддержку в размере 196 тыс. рублей. Конечно, для такого масштабного проекта этих денег недостаточно. Но при этом финансовая поддержка очень сильно помогла в реализации. За время существования был получен бесценный опыт, исправлены многие ошибки, доработаны методики. В основу работы заложен профессиональный подход. Все волонтеры участвуют в проекте на постоянной основе и занимаются серьезной терапией детей. Кроме этого, проект расширился акцией «Добрый, добрый Новый год!». Эта замечательная акция была направлена на сбор игрушек для детей, находящихся на лечении в больнице. Много неравнодушных детей и людей постарше откликнулось. В акции приняли участие дети детских садов, студенты вузов и многие другие жители города и области. Еще одним интересным дополнением к проекту стала фотосессия для мам и детей. Мамам предоставили красивые наряды, сделали профессиональный макияж и дали почувствовать себя снова женственными и любимыми, на мгновение забыть о трудностях жизни. И дети были в восторге, видя своих мам такими красивыми, что также сказалось положительно на их здоровье. Благодаря постоянному поиску, анализу проделанной работы и стремлению делать ее лучше, проект растет и помогает гораздо эффективнее, улучшая жизнь многим семьям.

Вопросы и ответы

Очень много детей по всему миру сейчас находятся в больницах. Находясь в больничных условиях, они не имеют нормальных возможностей для полноценного развития. Больничные палаты не позволяют играть в активные игры, заводить новых друзей, исследовать мир, к тому же ситуация усугубляется болезнью самих детей. Учитывая продолжительное лечение, сложные лечебные процедуры, изматывающие детей и родителей, авторы проекта решили, что детям необходимо дать возможность зарядиться позитивными эмоциями, радостью, ощущением сказки и праздника. Поэтому в основу проекта положена именно философия терапии радостью. Даже научные исследования уже подтвердили положительное влияние позитивных эмоций на процесс выздоровления пациентов. К детям это применимо в особенности. Но это не должно быть простым, механическим действом, которое направлено на достижение какого-то результата. Человек может отдать только то, что у него есть в сердце. Поэтому, работая с детьми, волонтеры от всего сердца стараются передать им свою любовь, внимание, заботу, теплоту дружеских отношений и сильное, решительное стремление к жизни. Это ключевой момент в работе проекта. В процессе своей работы важно помочь ребенку социализироваться в процессе лечения и после него, помочь в принятии болезни и концентрации на выздоровлении, помочь преодолеть боязнь различных процедур лечения, открыться и не держать свои эмоции внутри себя, обучая правильной работе с эмоциями.

Кроме этого, проект является социально активным и призван привлекать к участию различных людей, организации и здоровых детей. Устраивая всевозможные акции по сбору средств, тематические праздники, выставки игрушек к новому году, фотосессии для родителей с привлечением как можно большего количества волонтеров, проект показывает важность сотрудничества и взаимопомощи. К сожалению, современное поколение детей очень плохо осведомлено о том, что такое помощь волонтеров. Но деятельность проекта открывает им эту маленькую тайну, приучает их к взаимовыручке своих сверстников, учит быть терпимее, уметь сопереживать, уважать проблемы других и стараться оказывать помощь и поддержку по мере своих сил и возможностей. Таким образом, проект выполняет важную воспитательную функцию.

Реализуя проект «Терапия радостью» в своем населенном пункте, помните о том, что вы берете ответственность за судьбы детей, помогая им и воспитывая в них хорошие человеческие качества. Вы не просто отвлекаете их от серых будней больничных стен, но дарите им надежду на завтрашний день, поддерживаете на протяжении всей болезни, оказывая неоценимую помощь родителям, и помогаете поверить в себя.


Работа больничного клоуна, особенно на добровольных началах - тяжелый труд. Но и наградой вам станут искренние улыбки детей и чувство счастья от того, что вы смогли помочь маленькой душе и ее родителям излечить не только телесные, но и душевные раны. Поэтому необходима серьезная подготовка перед первой акцией.

В первую очередь, вы должны определиться с тем, какой формат акции вам подходит наиболее всего. Совсем не обязательно выбирать именно клоунаду. Кроме клоунады, существует арт-терапия, музыкальная терапия, можно задействовать свои актерские таланты и т.д. Важно, чтобы эта деятельность несла позитив, была жизнеутверждающей, интерактивной, вовлекая в процесс терапии самого ребенка, позволяя ему раскрывать свои творческие способности. Вам важно учесть все доступные ресурсы. Учитывайте, сколько времени вы готовы уделять проекту, готовы ли ваши близкие принимать ваше новое занятие. Формат индивидуальной терапии предполагает постоянную работу с ребенком до момента выписки. Самый худший вариант – разовая акция. Дети очень сильно привязываются к подобным акциям. Выберите удобный для вас график акций. Действуя по графику, вы добьетесь больших успехов, даже если акция будет проводиться 1 раз в месяц.

Обязательно учитывайте отношение ваших близких к вашему новому начинанию. Не всегда близкие готовы мириться с тем, что вы будете вынуждены посвящать этому занятию продолжительное время. Маловероятно, что вы сможете помочь ребенку найти себя, если у самих в семье будет разлад с близкими на фоне этих акций. К тому же подобные акции требуют вклада большого количества эмоциональных ресурсов, и помощь близких вам будет просто необходима. Никогда не планируйте акцию на рабочий день. Даже если она длится 40 – 90 минут. Учитывая состояние ваших подопечных, их родителей, общий эмоциональный фон в любой больнице, можно с уверенностью сказать, что вы будете работать в напряженных условиях и вам нужен будет полноценный отдых. После проведенной акции обязательно выделите себе 3-4 часа минимум для отдыха. Пусть в это время вас никто не беспокоит.

Первое, что необходимо сделать – пройти подготовку у профессионального психолога, работающего с детьми. Возможно, это будет детский больничный психолог. Его необходимо попросить рассказать обо всех особенностях работы в таких условиях. Например, болеющие дети, которые страдают заболеваниями крови и другими тяжелыми заболеваниями, не всегда готовы получить «фейерверк эмоций». Часто бывают ситуации, когда ребенок физически и эмоционально истощен. Поэтому, заходя в палату, будьте готовы к тому, чтобы перестраивать программу согласно ситуации. Вся суть терапии радостью заключается в работе «от ребенка». Состояние ребенка диктует вам правила дальнейшей работы. Вы не можете действовать по запланированному шаблону, если ребенок к нему не готов. Это может причинить вред пациенту.

В процессе работы с психологом вам очень важно будет проработать свои страхи, комплексы, научиться работать со своими эмоциями, прощать обиды. Ни в коем случае, если у вас есть какие-то личные проблемы и они тяжелым грузом лежат на сердце, нельзя идти к детям. Вы несете маленькому пациенту радость и положительные эмоции. Видя тяжелое состояние ребенка, у Вас нет права на слезы, на подавленный вид. Ваше нестабильное состояние и внутренняя боль может причинить им еще больший вред. Отнеситесь к этому со всей серьезностью. Вы должны быть предельно честны с самим/ой собой. Детям нельзя показывать свои негативные эмоции. В отношениях старший/младший ваши проблемы, неосторожно задевшие детей, могут их раздавить морально, т.к. вы призваны защищать их. Младшие, в том числе наши дети, сестры, внуки, племянники не могут и не должны решать наших проблем. Это справедливо ко всем видам социальных отношений. Все проблемы должны быть оставлены за дверью лечебных палат.

Вторым этапом подготовки будет работа с профессиональным педагогом по актерскому мастерству. Это важный момент, т.к. вы должны уметь находиться в выбранном вами образе. Образ должен вам соответствовать - если вы пышная дама, вам не подойдет образ Иринки-Мандаринки, веселой заводной девочки и наоборот. Здесь вы узнаете, как правильно зайти в палату, как поздороваться с родителем и ребенком, как познакомиться. Здесь можно узнать, какие разновидности игр есть. Какие игры стоит выбирать каждому клоуну для своего образа. Важно накапливать варианты игр. При этом важно сгладить расставание и оставить после себя памятную вещь, дав практическое, творческое задание ребенку. В процессе выполнения задания вы прощаетесь с ребенком, говоря - «Ты доделывай, пожалуйста, а мы побежали дальше! В следующий раз нам обязательно покажешь!»

После того, как вы прошли подготовку, обучились различным методикам, обязательно первый выход нужно делать при поддержке опытного педагога, который регулярно занимается с детьми в выбранном вами направлении оказания помощи. Без поддержки первый раз будет сложно. Лучше, если педагог по актерскому мастерству проведет первую акцию вместе с вами, показывая на практике, как работает методика и помогая вам в процессе терапии. Стажировка позволяет волонтерам поверить в свои силы.


Работа психолога крайне важна и она проводится параллельно с акциями. При этом, если вы сами не являетесь психологом и не нашли психолога, готового проводить эту работу на безвозмездной основе, то вам необходимо будет пригласить профессионального психолога на платной основе. Но, несмотря на то, что психолог будет получать заработную плату за свои услуги, его поддержка крайне важна. При этом необходимо очень грамотно подойти к выбору психолога. Это должен быть человек, умеющий работать с детьми, понимающий сложность своей работы, любящий свою работу и грамотно выстраивающий методику работы. Лучше всего, если психолог будет работать совместно с больничным психологом.

Кроме этого, в соцсетях можно организовать обсуждение сложных случаев с родителями и волонтерами. К сожалению, специфика такой помощи предполагает возможность потери своих подопечных. Дети болеют серьезными заболеваниями, и иногда их болезнь заканчивается уходом из жизни. Нужно быть к этому морально готовым и учиться правильно соболезновать родителям.

В любом случае, есть опасность психологического выгорания и вам нужна будет эмоциональная подпитка. Эту подпитку может дать психолог, который объяснит, как правильно относиться к сложившейся ситуации. Важно помнить, что помочь всем нельзя, но можно помогать кому-то и это очень важно.

Чтобы поддерживать проект и получать сильную разрядку после проведенных акций, устраивайте встречи. Собирайтесь всей командой, проводите чаепитие, походы в кафе, на природу, играйте в активные игры вместе. Очень важно стать близкими друзьями друг для друга и научиться поддерживать друг друга в трудную минуту.


Конечно, методика больничной клоунады не нова. Эту методику успешно применяют по всему миру. Существуют школы больничных клоунов, а в сети интернет есть много материала на эту тему. При этом совсем не обязательно использовать готовые шаблоны для своей работы. Важно помнить, что больничная клоунада – это формальный процесс, который необходимо адаптировать под себя и тех детей, с которыми вы работаете. То же самое применимо ко всем остальным формам терапии. Любая терапия предполагает продолжительную работу с детьми, поэтому важно качество. Скорость и количество здесь стоят на последнем месте.

Поэтому вы можете изучить различные варианты исполнения этой методики, возможно даже начать сотрудничество с другими подобными проектами. Также вы можете сотрудничать с волонтерами проекта «Терапия радостью», которые всегда готовы поделиться с вами своими знаниями и помочь в реализации проекта.

Методика работы будет зависеть от того, насколько близкими и глубокими вы хотите видеть отношения с детьми после проведения акций. Если вам важно, чтобы дети излечивались благодаря теплоте ваших отношений, уделите особое внимание не столько самому методу работы больничного клоуна, сколько глубокому контакту с малышами. Узнайте обо всех особенностях ребенка, его имя, имена его родителей, во что он любит играть, о чем мечтает, какие любимые цвета у ребенка и т.д. Станьте для детей настоящими друзьями. И разрабатывайте программу под ребенка, стараясь сделать ее так, чтобы ребенок смог воплотить в жизнь свои мечты, реализовать свой творческий потенциал. Поэтому совсем не обязательно пытаться охватить большое количество детей. Гораздо лучше сосредоточиться на нескольких ребятах, в которых вы готовы вкладывать свою энергию по максимуму.


Для того, чтобы проект состоялся, вам обязательно понадобятся волонтеры. Чтобы организовать процесс отбора, проведите *рекламную компанию* в соцсетях. Современные возможности социальных сетей позволяют бесплатно создавать сообщества, в рамках которых вы можете сотрудничать с большим количеством людей. Пригласите людей принять участие в вашем проекте. Это могут быть студенты, сотрудники самой больницы, педагоги разных учебных заведений и т.д.

После того, как будет составлен список приглашенных, организуйте для них встречу. На встрече важно познакомиться со всеми, узнать о способностях каждого человека, о том, какую помощь он готов оказывать проекту. Попросите подготовить краткую презентацию своих умений на 3-5 минут. Очень важно увидеть, на что способен человек в реальном времени перед группой людей. Это проявит его решимость участвовать и отсеет всех незаинтересованных.

Учитывая формат проекта, вам будут нужны ответственные, неравнодушные люди. Объясните им подробно, с какими трудностями возможно придется столкнуться. Расскажите о том, что такое волонтерство требует больших временных затрат и не может быть прервано в любой момент. Конечно, в жизни бывают разные ситуации. Но отказ от участия в запланированной акции может быть принят только по очень уважительной причине. Дети ждут своих друзей, и их ни в коем случае нельзя подводить. Иначе они теряют веру в чудо.

После того, как большая часть группы отсеется, можно формировать команду и начинать совместную подготовку к работе. Помните, что человеческий фактор всегда очень важно учитывать, и не сердитесь на человека, если он в какой-то момент решит покинуть команду. Это его право и нужно уметь уважать мнение каждого члена своей команды.


Как мы уже говорили, лечение болезней может занимать продолжительный период времени. И родители, которые находятся рядом с ребенком, особенно мамы детей, нуждаются в отдыхе. Кроме того, что сам ребенок устает, мама и папа, а зачастую только мама, также очень сильно изматывается за 8-9 месяцев борьбы с болезнью. Поэтому психика ребенка и родителей находится на пределе. Но если ребенок может получить защиту у своих родителей, то у самих родителей зачастую такой поддержки нет и им особенно необходима возможность переключить внимание, расслабиться, немного отдохнуть. Для этого были придуманы фотосессии для мам и детей.

В данных условиях фотосессия – это не обычное мероприятие, а настоящая фототерапия, которая дает детям и родителям отдых, возможность перевоплотиться, сбросить с себя усталость и получить новый заряд энергии, уверенности и решимости.

Чтобы это стало реальностью, обратитесь за помощью и предложите возможность участия фотографам вашего города. Опишите им во всех подробностях суть проблемы, расскажите о трудностях, с которыми сталкиваются дети и их родители. Очень мало людей останутся равнодушными в такой ситуации. Когда вы найдете подходящих фотографов, можно начинать готовиться к фотосессии.

Подготовка начинается с согласования мероприятия с руководством лечебного отделения больницы и его руководства. После этого назначается дата, и родителям предлагается поучаствовать. Получив их согласие, можно приступать к оформлению.

Вариантов проведения может быть много, но обязательно пригласите на благотворительных началах мастеров визажа из студий красоты. Красота мам должна быть на первом месте и это нужно всячески подчеркнуть. Кроме этого, попробуйте найти подходящий реквизит: платья, костюмы. Световое оборудование, декорации  и фотоаппаратуру можно найти в любой фотостудии, которая согласится вам его предоставить. Возможно, это будет та же фотостудия, в которой вы нашли своего фотографа. Когда оборудование найдено, визажисты готовы, мамы согласны и медперсонал оповещен, можно проводить акцию.

Мамам предоставляются наряды, из которых они выбирают себе наиболее подходящий. Не забудьте про детей. Ведь и они активные участники фотосессии. Для детей можно предложить игрушки, карнавальные костюмы, вечерние платья для девочек и смокинги для мальчиков. После этого мамам наносится праздничный макияж и начинается фотосессия. Чтобы дети и родители чувствовали себя раскованно, рядом должен быть человек, которому они доверяют и хорошо знают, ведь фотографа и стилиста родители и дети видят впервые.

Этим человеком может быть любимый больничный клоун или психолог, с которым родители и дети общаются.

Фотосессия должна быть продумана еще и с точки зрения сюрпризов и раскрепощения родителей и детей. И в обычной жизни не каждый человек чувствует себя уверенно перед фотокамерой, а, уж, в больнице и тем более. На этот случай в кармане больничного клоуна –помощника всегда должны быть сюрпризы, например, мыльные пузыри или искусственный снег из салфетки и гофрированной бумаги. Игровой реквизит тоже уместен. Мальчишки с удовольствием поскачут в шляпе ковбоя на деревянной лошадке и прокатят маму. А девочкам будет приятно почувствовать себя принцессой с волшебной палочкой в руках.

Эта простая акция очень сильно помогает переключиться с каждодневных проблем и дарит радостные эмоции. При этом дети будут в восторге, видя, какие у них красивые мамы, как они счастливы быть женственными. А положительные эмоции позитивно скажутся на здоровье детей и дадут отдых уставшим родителям.


Творческая лаборатория – это интерактивная, обучающая игра для детей в рамках больницы. Она позволяет максимально вовлечь ребенка в творческий, игровой процесс. Сюда подойдут любые занятия с пластилином, бумагой, опыты и эксперименты, викторины и интеллектуальные игры, обучающие интерактивные занятия на разные темы. Главное – занять детей творческой работой. Частота занятий будет зависеть от ваших возможностей, но лучше проводить их не реже 1 раза в месяц. В идеале, можно проводить 1 раз в неделю и даже чаще.

В рамках больницы обычно создаются игровые комнаты для детей. Как правило, во всех отделениях, где находятся дети с тяжелыми заболеваниями, она есть. Ее помещение отлично подойдет для создания творческой лаборатории.

Для проведения занятия вам потребуются различные расходные материалы. Расходные материалы могут быть куплены, а также найдены у себя дома. Ими могут стать ненужные пуговицы, лоскутки ткани, старые подушки, бутылки, ленточки, бумага, картон и т.д. Очень много вещей, которые лежат у нас дома мертвым грузом, можно использовать в качестве материалов для поделок.

 

Кроме материалов, вам потребуется человек, который будет проводить эти занятия. Лучше, если это будет педагог, психолог, арт-терапевт или просто человек, который любит детей и умеет с ними работать, поддерживая их внимание на протяжении всего занятия. При этом таких волонтеров может быть несколько, что упростит работу с детьми. В обязанности волонтеров входит подготовка к занятию и его проведение. Подготовка предполагает создание уникальной программы занятия с детьми, которая никогда не будет повторяться снова. Новизна и неповторимость крайне важна, т.к. позволит не заскучать деткам и подарит им яркие эмоции и новые знания. Арт-терапия позволяет ребенку переключиться с повседневных проблем, т.к. в процессе занятия он полностью поглощен созданием чего-то под руководством волонтеров.

В творческой лаборатории можно ставить безопасные опыты, проводить различные эксперименты, интеллектуальные игры, викторины, занятия по созданию разных поделок, уроки музыки, театр, заниматься мультипликацией обычной и из пластилина и т.д.

В работе лаборатории могут участвовать родители, которые помогают своим малышам.


Первым знакомством с проектом для будущего волонтера может стать анкета. В нее включаются все важные на ваш взгляд вопросы, необходимые для оценки способностей кандидата. Анкета подготавливается и размещается на сайте проекта либо на стене группы в соцсетях. При этом иногда бывает так, что анкету готовы заполнять не все. Это связано с неуверенностью. Иногда люди очень хотят помогать, но боятся, что их умений недостаточно. Для таких людей лучшим вариантом будет личное собеседование. При личном контакте легче довериться своему собеседнику, легче открыться и вспомнить обо всех своих способностях, при этом в процессе живого общения всегда можно задать уточняющие вопросы, может вскрыться новая, интересная информация. Анкета не имеет таких преимуществ. Поэтому, кроме анкеты личная встреча должна быть обязательно.

Лучше всего, если личные встречи будут проходить регулярно. Эффективнее встреча проходит тогда, когда ее проводит уже действующий волонтер.

На встрече необходимо узнать мотивы, с которыми человек пришел, какими ресурсами он обладает; его ставят в известность о больших временных затратах. При этом совсем не обязательно привлекать только арт-волонтеров, больничных клоунов и т.д. Это могут быть разные люди, которые хотят помогать другим и выполнять совершенно разную работу. Помните, что абсолютно любой человек имеет ресурс помогать другим. Возможно, вам также будет полезно научиться указывать людям на их возможности, которых они не замечают в себе.

Волонтеры обязательно проходят профильную подготовку, если они планируют работать с детками в рамках больничной клоунады. Им обязательно рассказывается обо всех тонкостях работы. После этого каждый волонтер проходит стажировку.

Арт-волонтеры составляют список всех возможных занятий, которые они могут провести. Каждый составляет свой персональный список согласно своим возможностям и умениям. После этого к каждому списку добавляется список необходимых ресурсов для проведения каждого мастер-класса. Нужно проговорить все возможные нюансы – какой возраст участников, какая помощь будет необходима, какие понадобятся заготовки, справится ли волонтер один или только с помощником. После того, как формат занятия понятен, будущий волонтер проводит первое пробное занятие под руководством наставника и, если все прошло хорошо, начинает проводить занятия один.

Кроме того, что волонтеры помогают детям и родителям преодолеть жизненные трудности, у них самих также происходит личностный глубокий рост. Их человеческие качества развиваются. При этом немаловажным является профессиональная подготовка. Если учесть, что большинство волонтеров – студенты педагогических и психологических специальностей, то они проходят отличную школу перед профессиональной деятельностью. Здесь они получают серьезные навыки работы с детьми в различных сложных ситуациях, обучаются актерскому мастерству, учатся составлять методику своей работы и т.д. Это великолепная база, которая помогает им стать в дальнейшем хорошими специалистами в выбранной профессии.


Обычно на посещение детей отводится не так много времени, как хотелось бы. Поэтому крайне важно использовать его максимально эффективно.

Изначально было запланировано два варианта проведения – общий праздник для детей все палаты и персональный праздник в каждой палате. Это обусловлено тем, что некоторые дети не могут выходить из своей палаты. При этом общее помещение отделения всегда больше и в нем проще организовать большой праздник для всех.

Большой праздник организовывается для всех в отделении. Сценарий разрабатывается заранее. Он может быть посвящен герою мультфильма, приурочен к любому празднику, например, к Новому году, обязательно должен включать в себя музыку, танцы, викторины, активные игры, творческие игры (рисование совместной картины, совместные поделки и т.д.). Если остается время, то обязательно нужно пройтись по палатам и порадовать тех малышей, которые не смогли выйти. Ведь они слышат, что происходит что-то интересное, им тоже хочется поиграть, пообщаться и порадоваться.

Информацию о проведении праздника важно заранее сообщить медперсоналу. Это необходимо для того, чтобы они могли подготовиться, собрать детей. Праздник проводят педагоги проекта. На празднике обязательно используется яркий, интересный реквизит. Также хорошим решением будет пригласить фотографа на праздник. Но здесь следует сказать, что без согласия родителей нельзя публиковать фотографии нигде. Родители далеко не всегда готовы публиковать фото своего болеющего ребенка, и этот момент обязательно нужно заранее согласовать. К тому же, большинство детей лежат без родителей, и получить разрешение крайне сложно. Учитывайте этот момент перед тем, как размещать фотографии с праздника где-то в соцсетях и на веб-сайтах.

 


Сам процесс требует подготовки. Поэтому готовьтесь заранее, т.к. даже у опытных педагогов на подготовку уходит не менее двух часов. Продумайте реквизит, который вам может понадобиться согласно выбранному сценарию. Обязательно придумайте запасные варианты сценария на случай, если ребенок сильно устал, ему нельзя заниматься активной деятельностью или он просто эмоционально истощен. Далее мы опишем варианты сценариев и особенности проведения.

Например, классной идеей, если на улице зима, будет набрать в термос немного снега и принести ребенку в палату. Это подарит детям и всем окружающим массу позитивных эмоций и счастья. Из снега можно вместе с ребёнком слепить маленького снеговика, поставить его на тарелочку и понаблюдать, как он тает. Можно снежный комок превратить в ежика: втыкать в комок яркие разноцветные трубочки для коктейля. Можно слепить снежные комки и раскрасить их разноцветной краской, наблюдая, как краска впитывается в снег и расползается яркими пятнами. Можно устроит игру в снежки, отщипывая от снежного комочка маленькие кусочки. Последний вариант доставит ребенку огромное удовольствие. Проверено на практике, эмоции слышны даже в коридоре больницы.

Еще одной интересной идеей будет устроить для ребенка рыбалку. В магазинах рыболовных товаров продаются силиконовые червяки, которые отлично подойдут для этого. Причем, возможно, если вы расскажете о том, для чего они вам, продавец согласится их подарить. Если вы уже не первый раз ходите к детям, то обязательно нужно спросить у ребят, были ли они на рыбалке, и пригласить их сходить. Подготовьте реквизит: сделайте маленьких рыбок из бумаги с чешуйками, чешуек на каждой рыбке сделайте разного количества, сделайте удочки со скрепками, возьмите воду. Считайте чешуйки на рыбках после того, как поймали. Брызгайтесь водой, ищите одинаковых рыбок, насаживайте силиконовых червяков. Червяков можно оставить на память детям. Можно рассказать детям о том, как можно разбудить маму утром таким червяком. Когда будете входить в палату, скажите ребенку - «Ты готов идти на рыбалку?». Спросите, накопал ли он червяков, подготовил ли галоши и т.д. Такие вопросы приведут в замешательство детей, а вы сможете их воодушевить еще больше, сказав, что у вас уже все с собой. Можно делать гравюры на разную тематику, в том числе и на тему рыбалки.

Можно провести праздник на тему космонавтики. Сделать из фольги шлемы, продумать сценарий, в процессе которого дети познакомятся с картой неба, проведут различные испытания, узнают о разных созвездиях, сделать из звездочек разные фигуры, чтобы ребенок мог определить, какая фигурка перед ним. Прихваткой в форме рукавицы можно разворачивать конфеты, мерить шлемы, ловить метеоритный дождь.

Иногда, если вы уже знакомы с детьми, и они вас считают своим другом, нужно просто уделить внимание ребенку. Он может рассказывать о том, как он провел свое время, пока вас не было. Дайте ему возможность высказаться, выслушайте очень внимательно - порой это важнее любой игры. В этом случае ребенок может сам предложить то, чем ему хочется заниматься.

Если вы заходите к ребенку впервые, то обязательно нужно познакомиться. Еще лучше, если вы заранее узнаете о ребенке от сотрудников больницы. Это особенно полезно, когда вы сталкиваетесь с нестандартной ситуацией. Например, была ситуация, когда волонтеру нужно было работать с мальчиком, который потерял несколько лет назад маму и теперь ни с кем не разговаривает.  Естественно, в такой ситуации не поможет ни одна заготовка. Но ни в коем случае нельзя разворачиваться и уходить. Можно действовать через родителей и подружиться с ними, можно играть самому с собой. В нашей практике: больничный клоун Фиса познакомилась с папой и стала доставать то, что есть у нее в рюкзаке. Видя, что ребенок играл в лего, она сказала, что ей тоже не хватает деталей и смогла его вовлечь в процесс. После чего она оставила заготовку по творчеству. Так как обязательно нужно поддерживать беседу между участниками, а современные возможности соцсетей позволяют это делать, то вся информация по всем подопечным размещается сразу там и обсуждается всей командой в личной беседе. После чего разрабатывается стратегия работы с ребенком. Самым важным в этой ситуации является умение наблюдать и действовать «от ребенка». Учтя особенности малыша, дальше можно продумать сценарий на основе его интересов. И когда уходите, обязательно скажите, что еще раз вернетесь. Скажите о том, что будете счастливы, если ребенок уже вылечится к вашему приходу; если нет, вы обязательно к нему придете.

Дети замечательно воспринимают сенсорные коробки. В коробку насыпается любая крупа и прячется любое количество разных фигурок, монеток и т.д. Можно предложить им их находить. В процессе этого можно рассказывать сказку. Сказку сделайте интерактивной, дайте возможность ребенку стать участником сказки и выступать в роли одного или нескольких героев. Привлеките к участию родителей малыша.


Один из основных моментов в работе с детьми – оставить после себя что-то памятное. Лучше, если это будет заготовка для творчества, в которую ребенок сам вкладывается и потом показывает вам. Плохой идеей будет дарить подарки просто так. К сожалению, когда дети получают подарки, они очень быстро привязываются к ним и потом ждут от вас не игры и творчества, а просто подарок. Ребенок начинает заглядывать вам в сумки с реквизитом, спрашивая, нет ли у вас там чего-то еще для него. Конечно, это происходит не сразу, но если делать такие подарки регулярно, он очень быстро привяжется.

Важно сказать о том, что дети иногда увлекаются и хотят делать то, что им может причинить вред или просто не пойдет на пользу, как в описанной выше ситуации. В таких ситуациях волонтер должен мягко, но уверено брать инициативу на себя и направлять ребенка таким образом, чтобы он получил наилучший эффект от терапии. Ведь ваша задача не просто порадовать и рассмешить ребенка. Вам обязательно нужно постараться своей работой привить ребенку хорошие качества, культуру поведения, любознательность, творческие способности. Ни в коем случае не отдавайте роль взрослого ребенку.

Понятно желание любого нормального человека весь мир подарить маленькому ребенку, тем более, если ребенок находится в трудной ситуации, в ситуации болезни. Это свойственно и волонтерам-клоунам. Но с точки зрения пользы для ребенка, это делать нужно в ограниченных количествах. А еще лучше делать подарки, в которые ребенок сам вложит свои усилия: знания, творчество. Это могут быть заготовки для будущей творческой работы, задания-записки, кроссворды, ребусы, раскраски…

Обязательно держите в своем «чемоданчике» настольные игры, игры-пазлы, игры-сортировки, игры на запоминание, интеллектуальные игры. Это особенно актуально для маленьких деток, которые любят все изучать.

Дети любят мыльные пузыри, любят пошуметь, твистинг – создание фигур из надувных шаров. Конечно, каждый родитель может позволить себе купить ребенку мыльные пузыри. Но если это сопровождается смехом клоуна, щекотками, шутками, весь процесс пускания мыльных пузырей воспринимается как особый праздник.

Очень важно отслеживать обратную связь от ребенка. Следить за языком тела малыша, учиться видеть, на что ребенок готов, а на что нет. Есть дети, которые не любят пачкать руки, не любят пачкаться в принципе. Ни в коем случае не делайте того, чего ребенок делать не хочет. Берите с собой весь арсенал игр, т.к. все дети разные и нужно уметь подстраиваться под каждого.

Материалы по теме урока / 2

Анкета волонтера "Больничный клоун" * Обязательно ФИО (полностью) *     Дата рождения *   ДД   . ММ   . ГГГГ   Семейное положение и наличие детей *     Контактный телефон *         E-mail *         Ваше образование (в том числе и курсы) *     Место работы (учебы), должность *     Ваши увлечения помимо работы/ учебы? *     Имеете ли вы опыт общения с детьми (какой)? *     Наличие свободного времени (укажите Вашу Загруженность в течении недели) *     Как часто Вы можете заниматься волонтерской деятельностью? *     Какие дни недели Вы можете этому посвятить? *     Какое время дня является наиболее подходящим? *     Имеете ли Вы профессиональные артистические навыки? *     Имеете ли Вы опыт творческой импровизации с предметами и с людьми? *     Владеете ли Вы следующими навыками? *     Жонглирование   Моделирование из воздушных шаров   Фокусы   Пантомима   Кукловодство   Поёте ли Вы?   Танцуете?   Аквагрим?   Другое:         Владеете ли вы игрой на музыкальных инструментах (если «да», то каких)? *     Как Вы думаете, какие Ваши знания, навыки, личностные качества могут пригодиться в больничной клоунаде? *     Имеете ли Вы опыт работы в больнице? *     В каких волонтерских инициативах Вы принимаете (принимали) участие? *     Имеете ли Вы опыт работы профессиональным клоуном? *     Работали ли Вы как клоун-любитель? *     Имеете ли Вы какой – либо другой больничный опыт? *     Как вы представляете себе работу больничного клоуна, что вы ожидаете от школы-клоунов, и откуда вы о нас узнали (вопрос требует развернутого ответа)? *     Больничный клоун очень ответственная роль. Он выполняет свою работу с добротой и профессиональной добросовестностью, уважает атмосферу медицинского учреждения и сохраняет в тайне медицинские сведения, ставшие ему известными в ходе работы. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы в наш проект пришли ответственные, выдержанные люди с добрым сердцем. Может ли кто-то порекомендовать Вас как такого человека (возможно, это ваши педагоги или коллеги по работе)? Укажите пожалуйста фамилию, имя, отчество, кем вам приходится этот человек и контактный телефон.

К списку всех уроков
Эксперт
Светлана Савинова
Соавтор проекта, волонтер