"Очевидцы победы." Истории военных лет со слов очевидцев.

Проект «Очевидцы победы» сравнительно молодой, но уже добившийся определенных результатов на своем пути. Он реализуется на базе классической средней школы, каких много в нашей стране. При этом особенно отрадно, что основным волонтерским составом в проекте выступают дети-учащиеся данной школы. Проект реализуется в городе Сатка, на базе МБОУ «СОШ №9» Саткинского муниципального района. Стартовал проект 4 апреля 2016 года. Все больше и больше проходит времени с момента окончан ия Великой Отечественной войны. Ветераны уходят с каждым днем, и память о тех тяжелых страшных годах стирается. Тем ценнее становится любая информация о том, без сомнения, тяжелом времени. Для того, чтобы собрать эту информацию, увековечить память ветеранов в фото и видеоархивах, сняв фильмы и создав архив фотографий тех лет, был создан проект «Очевидцы победы». К счастью, современная молодежь все еще проявляет живой интерес к тем годам и отозвалась помочь в его реализации. Таким образом, проект сформировал команду волонтеров, состоящую из педагогов школы и самих школьников. Совместными усилиями началась длительная, трудоемкая работа. Проводились встречи, брались интервью у ветеранов, снимались часы видео. Потом собранные материалы обрабатывались и из них формировался фотоархив с воспоминаниями ветеранов. Из видеозаписей интервью монтировались фильмы, которых на сегодняшний день сделано уже 4. Очевидно, что проект «Очевидцы победы» помогает донести до подрастающего поколения знание о тех трагических годах, о подвиге русского народа и русского оружия. Проект с успехом вовлекает в работу молодежь, помогая ей самой соприкоснуться с тем временем. Надеемся, что проект и дальше будет успешно развиваться, помогая сохранять драгоценную память о подвиге наших предков, которые встали на защиту своей родины, отринув национальности, личные распри и недопонимания.

Вопросы и ответы

Основой проекта стало, как уже было рассказано выше, стремление сохранить и увековечить в своих работах память о том великом подвиге наших предков. Понимая важность этого, правительство Российской Федерации ввело государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». В рамки этой программы и попал проект.

Реализуя данный проект, крайне важно задействовать в его реализации максимальное количество молодежи. Это формирует сильную связь между поколениями. Ни для кого не секрет, что сейчас молодые юноши и девушки все тяжелее понимают своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Тем более им сложно понять, что испытывали их предки в те тяжелые годы.

Общаясь с ветеранами, дети будут приобщаться к опыту тех лет, узнавать о сложных годах войны не из современных фильмов, книг и сети Интернет, а от живых участников тех событий. Безусловно, человек, прошедший войну, переживший тот ужас, страдания и лишения, способен гораздо краше и точнее

передать настроение. И это станет залогом того, что дети гораздо лучше прочувствуют тяжесть того времени.

Кроме того, что проект формирует среду для общения представителей разных поколений, он предоставляет возможность соприкоснуться с этим ценным опытом людям, не ставшим волонтерами, но желающим окунуться в события тех лет стать ближе к великому подвигу своего народа. Для них проект создает фотоархив и цикл фильмов, в которых подробно рассказывается о событиях тех лет.

На этом работа проекта не заканчивается. Необходимо также проводить мероприятия со школьниками, студентами, их родителями и всеми желающими на тему событий ВОВ.

Помимо того, что проект формирует у своей аудитории и волонтеров патриотические качества, он еще и дает возможность волонтерам изучить основы журналистики. Дети учатся брать интервью, работать с видеоматериалами и фотографией, оформлять свою работу правильно и т.д. В итоге, волонтер получает ценные профессиональные навыки, которые могут помочь ему в дальнейшей жизни.


Для реализации проекта привлекаются волонтеры из числа учащихся местных школ. Для них выделяется помещение в одной из школ, в котором происходит основная работа. Фактически, работа ведется в формате телестудии. Поэтому для простоты разделения обязанностей введены понятия подразделений студии. Это приучает ребят сразу к профессиональному подходу в работе и дисциплинирует их.

В состав телестудии входят шесть подразделений: редакционный отдел, фотоцентр, радиостудия, видеостудия, центр изучения общественного мнения (ЦИОМ), студия монтажа.

Редакционный отдел:

- осуществляет сбор информационных материалов;

- обрабатывает информацию и определяет проект видеосъемки;

- разрабатывает сценарии для новостных и информационных видеороликов, видеофильмов;

- координирует работу подразделений Телестудии;

- осуществляет трансляцию готовых видеоматериалов с помощью телевизионной аппаратуры;

- обеспечивает видеосопровождение общешкольных мероприятий.

Фотоцентр:

- осуществляет фотосъемку значимых событий школы;

- оказывает посреднические услуги по удовлетворению запросов пользователей (администрации ОУ, педагогов, родителей, учеников).

Радиостудия:

- выполняет аудиозаписи проектов;

- осуществляет радиотрансляцию новостных и информационных блоков, объявлений;

- создает фонотеку готовых репортажей;

- подбирает музыкальное сопровождение к видеотрекам и видеофильмам.

Видеостудия:

- производит видеосъёмку;

- создает видеотеку готовых видеоматериалов;

- анализирует качество отснятого материала перед передачей его в студию монтажа.

Центр изучения общественного мнения:

- проводит социологические опросы и исследования среди учащихся, родителей, учителей и общественности;

- собирает индивидуальные и коллективные заявки на поздравление членов школьного коллектива в радио или видеоформатах;

- принимает заявки на объявления;

- создаёт рекламу.

Студия монтажа:

- занимается обработкой видео- и аудиоматериалов в соответствии со сценарием;

- монтирует новостные, информационные блоки;

- создает видеоклипы и видеофильмы.

Кроме того, что у проекта есть непосредственный руководитель, необходимо привлекать к работе волонтеров. Вам обязательно нужны сценарист, режиссер-постановщик, не менее 2-х операторов, монтажер, звукооператор, группа технической поддержки (осветители, оперативные технические помощники)


Проект, каким бы простым он не казался на первый взгляд, требует трезвой оценки своих собственных сил. Вам обязательно понадобится специальное оборудование: лампы, фотокамеры, микрофоны и т.д. Кроме этого, вам будут необходимы персональные компьютеры, на которых будет производиться обработка фотографий и монтаж фильма.

Очень хорошо привлекать к участию в проекте волонтеров, уже имеющих навыки операторской работы. Кроме этого, хорошо, если ребята умеют работать в

программах обработки фотографий и видеоматериалов, имеют собственные фото- и видеокамеры. К счастью, современная молодежь хорошо знакома с подобным оборудованием, и найти таких волонтеров не должно представлять какой-то сложности.

Формируйте работу группы таким образом, чтобы каждый член команды умел делать несколько операций и мог заменить любого другого участника. Это очень сильно поможет сэкономить вам время и нервы в форс-мажорных ситуациях. Ведь каждый волонтер – это прежде всего личность, у которой есть свои потребности, личная жизнь и желания. Они участвуют в проекте бесплатно, поэтому вся работа происходит за счет личного желания и энтузиазма членов команды. Не расстраивайтесь, если кто-то в любой момент работы над проектом отказался от своих обязанностей. Спокойно поблагодарите его/ее за проделанную работу и ищите замену. Лучше позаботиться о замене заранее. Формируйте команду с небольшим запасом в 1-2 человека. Если кто-то уйдет, у вас уже будет человек на замену.

Если вы создаете подобный проект на базе учебного учреждения, например, средней общеобразовательной школы, то кандидатами в волонтеры могут стать ученики данной школы.

В любом случае, фотоаппараты и видеокамеры можно попросить у родителей, если в активах учреждения их нет. Осветительные приборы и микрофоны для записи звука можно приобрести. При этом современное оборудование настолько разное по ценовой категории, что можно составить смету для покупки нескольких осветительных ламп и микрофонов в 7-10 тыс.рублей. К тому же, можно постараться привлечь к участию в проекте местные фотостудии. Там точно есть все необходимое. Они могут согласиться участвовать лично, предоставить оборудование либо назначить льготную цену аренды оборудования для вас.


Как уже говорилось выше, основными претендентами на роль волонтера являются учащиеся местных школ и ВУЗов. Обязательно учитывайте их навыки работы с аппаратурой, умения обрабатывать звук, видеоматериалы, фотографию. Также не лишним будут писательские навыки: знание основ написания заголовков, умение грамотно располагать текст, грамотность. Лучше, если они будут знакомы с различным программным обеспечением для обработки фото - и видеоматериалов. При этом помните, что требования должны быть не слишком высокими. Пусть волонтер не обладает профессиональной квалификацией. Если у него есть склонность к подобной работе, и он быстро учится, то остальному можно быстро обучить.

При наличии ресурсной базы учреждения, реализующего проект, отбор кандидатов в съемочную группу можно осуществлять из числа лидеров ученического самоуправления, подростков с активной жизненной позицией, детей, интересующихся проектной деятельностью и имеющих желание заниматься созданием репортажных снимков и видеоматериалов.

Кроме них, обязательно разошлите по всем фотосалонам приглашения к участию. Это важно в любом благотворительном проекте, а в таком тем более. Ваши потенциальные партнеры – фотостудии, профессиональные частные фотографы,

режиссеры местных театров, звукооператоры и т.д. Эти люди, к счастью, очень открытые и идут легко на контакт. Если вы грамотно презентуете им свой проект, велика вероятность их участия в проекте. К тому же, вы всегда можете предложить им бесплатную рекламу на правах партнера проекта.


Список с данными о ветеранах ВОВ (тружениках тыла), проживающих на территории, где расположено учреждение, реализующее проект, можно запросить в районном (городском) совете ветеранов, где располагают сведениями о состоянии здоровья ветерана, данными о родственниках, с которыми можно установить контакт. При согласовании встреч необходимо заинтересовать родственников, объяснив им историческую значимость проекта, гарантировать предоставление готового видеоматериала для семейного архива. Учитывая преклонный возраст ветеранов, их состояние здоровья, нежелание родственников оказывать содействие (для подготовки встречи нужно, как минимум, ветерана подстричь, привести в презентабельный вид, сделать уборку помещения и т.д.), согласование встреч – самый сложный этап проекта.

При организации съемок следует учесть малоподвижность ветерана. Важно выбрать оптимальное место для съемки с нейтральным фоном, либо создать фон своими силами с использованием ткани синего или зеленого цветов (для его последующего удаления при монтаже и замены на другой, соответствующий тематике съемки).

Место съемки должно быть хорошо освещено. Источник света следует расположить перед лицами, попадающими в кадр. Хорошо при этом использовать собственные осветительные приборы.


Кроме того, что проект направлен на возрождение патриотического духа у молодежи, он еще и помогает волонтером приобрести профессиональные навыки в процессе работы. Для того, чтобы эти навыки были правильными, необходимо регулярное отслеживание качества проделанной работы.

Чтобы это стало возможно, вам обязательно понадобится человек, сам обладающий подобными навыками. Это может быть как сам организатор проекта (наиболее удобный вариант), так и привлеченный волонтер. При этом предложите партнерам провести мастер – класс на базе проекта для ребят. Разберите на практике все имеющиеся на данный момент ошибки. Работа под руководством опытного профессионала всегда гораздо быстрее и эффективнее.

Наиболее эффективная методика – цикл занятий, каждое из которых посвящено отдельной теме. Это позволяет детям гораздо лучше усваивать материал. При этом практическая работа над проектом предполагает применение полученных навыков в реальной жизни. Полученный результат будет сильным стимулом к продолжению работы над проектом.


Консолидация. Этот метод использован для формирования команды единомышленников (группы волонтеров), интеграции действий в процессе реализации проекта. Команда, разработавшая проект "Очевидцы Победы", сформирована из лидеров ученического самоуправления, учащихся класса одаренных детей (10 класс) и членов школьной телестудии (7-10 классы) МБОУ "СОШ №9" Саткинского муниципального района. Масштабность проекта потребовала привлечения более широких масс учащихся, а также педагогического коллектива и родительской общественности. Появилась необходимость в привлечении социальных партнеров.

Планирование. Метод состоит в уточнении конкретных результатов, которые рассматриваются как желательный исход проекта, распределении основных обязанностей между членами волонтерской группы, определении перечня мероприятий по реализации проекта «Очевидцы победы».

Инструментарий – метод, с помощью которого определяются технические условия реализации проекта.

Информационная база. Для успешной реализации проекта необходимо создать информационную базу из достоверных источников. Данные о ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны (список, адрес, контактные телефоны) предоставлены (по предварительному запросу) советом ветеранов Бакальского городского поселения. Сделан запрос сведений в совет ветеранов Саткинского муниципального района. Подобным образом вы можете обратиться в совет ветеранов своего населенного пункта.

Диссеминация - это метод, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и результаты опыта проектной деятельности до целевой аудитории. Планируемые мероприятия по диссеминации опыта:

· размещение на сайте проекта "Очевидцы Победы" видео, фото и текстовых материалов, созданных в рамках проекта;

· информирование жителей Саткинского муниципального района через СМИ о наличии собранной информации и порядке ознакомления с ней;

· выступления на классных часах, общешкольных и межшкольных мероприятиях с использованием наработанной в рамках реализации проекта информации;

· представление брошюр и фотоальбомов общественности Саткинского муниципального района и Бакальского городского поселения;

· представление опыта по реализации проекта на межрегиональных форумах с демонстрацией экспозиции фотографий и видеопродуктов, созданных в процессе реализации проекта "Очевидцы Победы".


Для полноценной реализации проекта вам необходимо показать готовые фотоархив и фильмы целевой аудитории. Для этого необходимо выйти на связь со всеми учебными заведениями, в которых вы планируете делать презентацию. После этого обязательно расскажите кратко о сути проекта либо сразу договоритесь о личной встрече с руководством учебного заведения. В рамках встречи презентуйте проект и договоритесь о возможном формате сотрудничества. Важно учесть, сколько человек будет на вашей презентации, сколько времени у вас будет, какие технические возможности существуют в помещении для презентации и т.д. Все эти нюансы важны для дальнейшего сценария будущей презентации.

Любая презентация не должна состоять только лишь из фильма либо фотоархива, либо просто слов. Это обязательно должна быть вступительная часть, в которой очень кратко, но красочно рассказывается о событиях тех лет и о том, почему так важно знать свою историю. Возможно, не лишним будет упомянуть, что современное европейское население не знает своих освободителей, думая, что победа досталась им ценой усилий армий Союзников, но не армий СССР. После вступительной части идет основной блок. В основном блоке показывается фильм либо фотоархив. При этом очень важно иногда делать паузы и разбавлять основной блок общением с аудиторией. Обязательно задавайте вопросы, вовлекайте людей в общение, спрашивая их о том, как их дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки участвовали в войне, знают ли они о событиях тех дней, какие запоминающиеся моменты им наиболее важны и интересны. Чем лучше у вас получится сохранять формат диалога на протяжении всей встречи, тем более ценным получится презентация. В завершение можно добавить цитаты знаменитых людей о величии победы, о важности памяти и любой краткий итог. Например, можно добавить, что к счастью, мы не можем помнить того времени и нам нечем гордиться, ведь события тех лет – страшная трагедия для всего мира. Но мы можем узнать как можно больше о тех днях и, искренне уважая наших предков, быть благодарными за совершенный подвиг.


К трудностям съемки следует отнести быструю утомляемость ветерана, его рассеянное внимание, плохой слух, неразборчивую дикцию. При формулировке вопроса, обращенного к ветерану, следует избегать сложных фраз. Не стоит «давить» на ветерана вопросами, сбивая его с «нити» рассказа. Предпочтительней выслушать то, что желает рассказать ветеран, используя короткие наводящие вопросы. Возможно, что полученный таким образом материал превзойдет ожидаемый и запланированный результат.

Помните о том, что проводимое интервью затрагивает тяжелые воспоминания ветерана. Память о них может всколыхнуть давно успокоившиеся чувства утраты, скорби и т.д. Будьте готовы к подобным форс-мажорным моментам. Не говорите «я Вас понимаю». Очевидно, что это не так. Просто скажите «Я Вам искренне соболезную». Обязательно уточните, готов ли человек продолжать дальше или стоит перенести разговор на другой день. Будьте очень внимательны к чувствам и эмоциональному состоянию собеседника и это окупится в дальнейшем.


Это заключительная стадия проекта. В рамках этой стадии необходимо создать тематические материалы, которые бы рассказывали о событиях тех лет кратко. Кроме этого, необходимо создать фотоальбомы, в которых будут размещены фотографии военных лет, под которыми будут напечатаны реальные воспоминания ветеранов о событиях того времени.

Для накопления таких фотографий очень важно привлекать к участию служащих различных госархивов. В таких архивах сохранились подобные материалы. Другим источником фотографий может стать личная коллекция фотографий семей учащихся. Это наиболее простой, но эффективный способ поиска фотографий. Так как в школах, ВУЗах обучается большое количество детей, то в семьях этих детей наверняка сохранились истории о ветеранах-родственниках. Даже если вы сможете найти 10-15 фотографий – это уже будет большой победой. Отсканировав фотографии, их можно разместить в фотоальбом, используя современное программное обеспечение. Также, общаясь с детьми и родителями об их родственниках, вы сможете найти множество доброжелателей, способных помочь вам собрать нужную сумму денежных средств для печати фотоальбомов.

В брошюру можно разместить различный материал. Одним из возможных вариантов может быть сборник историй с маленькими фотографиями тех лет, не обязательно строго принадлежащими конкретной истории. Такая брошюрка будет очень информативна, интересна, т.к. содержит живые истории тех лет и легка в изготовлении.

К списку всех уроков
Эксперт
Бадамшина Елена и Спирина Светлана
Со-руководители проекта