Школа журналистики "Юный журналист"

Проект реализуется ВРОО «ПОИСК ЛИТ» с 2014 года. За это время создан сайт «Юный журналист и компания», на котором волонтеры-«юные журналисты» размещают различную информацию, которая представляет интерес для молодежи. Размещены статьи в рубриках «Конкурсы», «Фестивали», «Праздники», «История», «Культура», «Образование и наука», «Спорт», «Музыка» и другие. Особое внимание уделяется рубрике «Журналистика», в которую попадают статьи, посвященные истории журналистики, различным ас пектам работы журналиста, конкурсам журналистского мастерства. Функционируют группы в социальных сетях Твиттер и Фейсбук. Создание информационного пространства в интернете (сайт и группы в соцсетях) способствует популяризации здорового образа жизни, развитию творческих способностей, формированию активной гражданской позиции, оказывает содействие социализации молодых людей и их профориентации. ВРОО «ПОИСК ЛИТ» совместно с библиотекой № 20 с мая 2015 года проводились занятия кружка «Юный журналист» по приобщению подростков к азам журналистики. Руководитель кружка являлась сотрудником библиотеки и волонтером организации. За время существования кружка получить знания об основах журналистики смогли более 30 человек. Волгоградская региональная молодежная творческая общественная организация «Центр «Культура. Информация. Творчество»» проводит областной ежегодный конкурс юных журналистов «Острое перо» и летнюю профильную смену для юных журналистов в оздоровительных лагерях. На сегодняшний день проект продолжает активную работу.

Вопросы и ответы

Проект «Юный журналист» предусматривает создание информационного пространства для подростков Волгограда, комплексное сочетание страниц в соцсетях, сайта/ов, блогов о жизни волгоградских подростков, созданных подростками, обладающих способностями в области журналистики (далее по тексту – «юные журналисты»), которое будет способствовать нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию подростков, развитию их творческих способностей, поможет им в социализации и получении практического опыта в будущей профессии.


Для реализации проекта необходима организация кружка/ов «Юный журналист» в общественных организациях или школах.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 256. Из них 128 ч. рассчитано на проведение аудиторных занятий с октября по май (8 месяцев) по 2 академических часа 2 раза в неделю. 128 часов выделяются на самостоятельную работу обучающихся, включающую подготовку к аудиторным занятиям, а также подготовку материалов для издания электронного/печатного ежемесячного журнала/газеты.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован обучающимся в возрасте 14-18 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а также слушателям факультативов в учреждениях среднего общего образования.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность практически применять навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества. Особое внимание уделяется освоению обучающимися технических средств и программного обеспечения, необходимого для выполнения практических заданий.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры и другие игровые технологии;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе и в сети интернет).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные консультации.


В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания:

- из истории журналистики;

- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

- о законе о СМИ.

и умения:

- создавать сочинения разных жанров;

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для электронного/печатного журнала/газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.


Начальный уровень способностей к занятиям журналистикой проверяется при написании эссе или сочинения на любую тему, потом после прохождения определенных тем пишутся статьи, и руководитель кружка «Юный журналист» их корректирует.

Обращайте внимание на речь своих подопечных. Уверенная речь, правильно построенные предложения говорят о способности ребенка к грамотному изложению своих мыслей. Это один из важнейших навыков в работе журналиста.

В любом деле успех приходит только тогда, когда человек по-настоящему любит свою работу. Тогда у него не возникает трудностей с обучением. Процесс обучения происходит естественно, т.к. возникает в результате естественного желания человека приобрести тот или иной навык. Другими словами, важно видеть в ребенке его потенциал и внутренние желания. Если он действительно хочет обучаться журналистике, у него автоматически возникнет желание узнавать все, что только возможно узнать об этом направлении.


Интернет-ресурс может быть создан на бесплатном хостинге и на платном, в зависимости от бюджета. Лучше, если руководитель проекта и кружка «Юный журналист» сможет самостоятельно размещать на нем информацию.

Для этого необходимо выбрать нужный вам вариант. Сразу стоит отметить, что создание простого сайта на сегодняшний день – простое занятие. Существует множество ресурсов в сети интернет, которые позволяют собрать простой сайт. Они просты и понятны, там есть набор основных функций. Единственным минусом будет простота сайта, отсутствие интересных решений, дизайна и т.д. Плюсом же является скорость создания сайта и простота работы над ним.

Если же у вас есть возможность заказать полноценный сайт, то конечно стоит обращаться к профессиональным программистам. Создание хорошего сайта -  процесс трудоемкий, т.к. предполагает написание различных модулей, отвечающих за различный функционал. Кроме этого, необходимо подготовить дизайн сайта, продумать его наполнение, отрегулировать работу функциональных клавиш администратора и т.д. Поэтому хороший сайт может стоить дорого, но позволит вам иметь любой, необходимый в вашей работе функционал.


Главный принцип – размещение новой информации должно происходить ежедневно, желательно не менее 2-х статей/публикаций в день.

Обязательно позаботьтесь о хорошей графической составляющей. Очень важно размещать красивые фотографии, графические рисунки, которые гармонично подчеркивали бы содержание материала. Материал, который имеет красивое оформление, воспринимается гораздо легче и интереснее.

Кроме внешнего оформления, обращайте внимание на время размещения постов в соцсетях и на сайте. Оно должно быть всегда одинаковым. При этом важно учитывать, для какой аудитории вы пишете. Соответственно, посты для молодежи можно размещать в любое время, тогда как посты для большинства зрелых людей лучше размещать ближе к вечеру. Это связано с тем, что люди приходят после работы домой. В этот период времени очень хорошо размещать легкие, интересные новости с позитивным окрасом.

У статей должна быть своя стилистика, порядок размещения текстов. Заголовки и лиды должны быть правильно написаны и не должны перегружать пост.


Помещение для занятий кружка «Юный журналист».

Оборудование и программное обеспечение,

необходимое для проведения занятий:

 

Группа     

Техническое обеспечение

Компьютерные программы

Юный журналист

Компьютер, принтер, сканер, фотокамера, видеокамера, диктофон.

 

Компьютерные программы – Microsoft Word,  Microsoft Office, Excel,  Microsoft PowerPoint,   Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adobe Photoshop, Alcohol 120%, Nero7 и т.д.

 


Руководитель проекта. Отвечает за все организационные моменты в работе. В его задачи входит ведение переговоров с гос.организациями, поиск волонтеров для проекта, согласование места проведения акций с гос.организациями и т.д.

Разработчик сайта. Эту роль можно совмещать, либо выделить как отдельную. Здесь все зависит от сложности сайта, который вы планируете сделать. Если сайт серьезный и требует объемной, сложной работы, лучше доверить его изготовление команде профессионалов.

Руководитель кружка «Юный журналист». Руководитель кружка – это профессионал, который является квалифицированным журналистом, умеет работать с аудиторией. Важно, чтобы такой человек понимал психологию детей и умел с ними выстраивать правильные отношения. Нельзя допускать агрессивного, грубого общения, эксплуатации. Детей нужно хвалить и поощрять. Все эти тонкости нужно знать и уметь использовать в работе.

Волонтеры – обучающиеся кружка «Юный журналист» размещают информацию (статьи) в соцсетях и на сайте.


Виды деятельности обучающихся:

- теоретические занятия;

- творческий практикум (сочинения разных жанров);

- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

- анкетирование;

- социологический опрос;

- участие в районных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

- выпуск электронного/печатного журнала/газеты;

- посещение экскурсий.


Масштаб проекта может быть разным и варианты его реализации – тоже.

1) проведение кружка на базе какой-то одной школы или общественной организации.

2) проведение кружка на базе нескольких школ/общественных организаций в одном или нескольких районах города.

3) брать за основу уже действующие кружки в школах и создавать медиа-пространство для демонстрации результатов деятельности этих кружков, проводить обучающие семинары для руководителей этих кружков, конкурсы для обучающихся и т.д.


Хорошо, если налажена связь со СМИ, однако в качестве руководителя кружка может выступать филолог-учитель русского языка и литературы, знакомый с основами журналистики или изучающий нюансы работы журналиста в процессе подготовки к занятиям. Лучше, если руководитель кружка будет журналистом и ему будет легче наладить связь со СМИ.

В целом, отношения со СМИ начинаются с подготовки пресс-релиза. Для этого вы готовите новостную статью, редактируете ее самостоятельно, готовите для нее фотографии и отсылаете всем представителям СМИ в вашем регионе. Еще лучше передавать материалы лично. Личный контакт гораздо эффективнее в работе.


Цель проекта для «юных журналистов»: получение молодыми людьми, обладающими способностями в области журналистики, теоретических знаний и практических навыков в данной профессиональной сфере, применение полученных знаний на практике; воспитание нравственности, формирование активной гражданской позиции, содействие социализации молодых людей; развитие творческих способностей молодых людей, а также развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, развитие их коммуникативных способностей.

Цель проекта для молодежной читательской аудитории: популяризация здорового образа жизни, физического, умственного и творческого развития; воспитание нравственности, формирование активной гражданской позиции, содействие социализации подростков; развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать.

Материалы по теме урока / 1

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные к омпьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.             Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.             Настоящая программа рассчитана на год. Общее количество часов—34. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.             Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.             Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; активные методы формирования системы общения; практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).             Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.             Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.  Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы. :             Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся   Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); Умения самостоятельно приобретать и применять знания; Творческого мышления, познавательной активности; Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; Коммуникативных навыков;   Занятия в кружке помогут  обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.   Задачи программы Развивающие: - развитие образного и логического мышления; - развитие творческих способностей подростков; - развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: - формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; - овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - формирование нравственных основ личности будущего журналиста.             Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.             Формы контроля разнообразны: - самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; - семинары-практикумы по изученной теме; - творческие конкурсы; - публикации.             Основные требования к уровню подготовки учащихся В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные знания: из истории журналистики; о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах; о законе о СМИ и умения создавать сочинения разных жанров; соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; участвовать в дискуссии, пресс-конференции. Виды деятельности обучающихся:   теоретические занятия; творческий практикум (сочинения разных жанров); работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); анкетирование; социологический опрос; экскурсии; творческие командировки; встречи с журналистами; участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений; выпуск школьной газеты; публикации в местной прессе.            Конечные результаты: - умение построить устное и письменное сообщение; - умение работать в различных жанрах публицистического стиля; - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; - самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.             Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.             Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры. Тематическое планирование занятий № Тематика занятий Количество часов ИКТ 1 Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка 1 Презентация «Стилистика русского языка» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1306-stilistika.html 2 Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи 1   3 Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства 1 Презентация «Основные понятия стилистики. Публицистический стиль» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1195-osnovnye-ponyatiya-stilistiki-publicisticheskiy-stil-rechi.html 4 Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи 1   5 Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля 1 Презентация «Виды тропов и стилистических фигур» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/2485-vidy-tropov-i-stilisticheskih-figur.html 6 Сходство и различие художественного и публицистического стилей 1 Презентация «Коммуникативные качества речи» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1051-kommunikativnye-kachestva-rechi.html 7 Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение 1 Презентация «Прямая речь: материалы для наблюдений» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4480-pryamaya-rech-materialy-dlya-nablyudeniy.html 8 Беседа «Моя любимая газета» 1 Презентация «Художественный стиль речи» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/4342-hudozhestvennyy-stil-rechi.html 9 Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника 1   10 Организация работы корреспондентов хроникеров 1 Презентация «Культура речи и языковая норма» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/674-kultura-rechi-i-yazykovaya-norma.html 11 Расширенная информация 1   12,13 Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ 2 Презентация «Выразительные средства языка» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1598-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html 14 Заметка. Заметка информационного характера 1 Персональный сайт http://kljajjnfelder.ucoz.ru 15 Заметка типа делового описания 1 Презентация «Деловая переписка» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1289-delovaya-perepiska.html 16 Заметка типа художественного описания с элементами повествования 1 Презентация «Фразеологизмы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4131-klub-znatokov-russkogo-yazyka-frazeologizmy.html 17 Информационная заметка с отрицательным содержанием 1 Презентация «Морфологические нормы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3738-morfologicheskie-normy.html 18 Заметки на темы, связанные с оценкой поступков 1 Учимся работать со словарёмhttp://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4082-slovari-nashi-druzya-i-pomoschniki.html 19 Заметка на дискуссионную тему 1 «Синтаксические нормы» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3685-sintaksicheskie-normy.html 20 Заметка-благодарность 1 «Слово и его значение» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3797-slovo-i-ego-leksicheskoe-znachenie.html 21 Заметка-вопрос 1 «Слова-помощники» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3817-slova-pomoschniki.html 22 Заметка-просьба 1 «Текст» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3581-tekst.html 23,24 Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ 2 Презентация «Наша книга» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/1349-nasha-kniga.html 25 Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов 1 Презентация «Выдающиеся отечественные языковеды» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3077-vydayuschiesya-otechestvennye-yazykovedy.html 26 Интервью-монолог 1 «Ораторское искусство» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3395-oratorskoe-iskusstvo.html 27 Коллективное интервью 1 Конкурс «Полиглот» http://powerpt.ru/prezentacii-po-angliyskomu/3691-konkurs-poliglot.html 28 Интервью-диалог 1 Игра «Интеллектуальный ринг» http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/4067-intellektualnyy-ring.html 29 Интервью-зарисовка 1 «Учимся понимать исходный текст» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/3355-uchimsya-ponimat-ishodnyy-tekst.html 30 Анкетирование 1 «История русского языка. Развитие и преобразование» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1143-istoriya-russkogo-yazyka-razvitie-preobrazovanie.html 31 Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ 3 «Диалектные слова и их роль в тексте» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1186-dialektnye-slova.html 32 Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» 1 «Заимствованные слова и их роль в тексте» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/4222-zaimstvovannye-slova-i-ih-poyavlenie.html 33 Путевые заметки 1 «Малые жанры фольклора» http://powerpt.ru/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1163-malye-zhanry-folklora-zagadki.html 34 Конкурс творческих работ. Путевые заметки 1    

К списку всех уроков
Эксперт
Наталья Сысоева
Со-руководители проекта