Центр реабилитации детей "Не бывают трудными дети"

Идея проекта «Не рождаются трудными дети» родилась у Валерия Абаева, руководителя и со-организатора проекта после того, как он посетил Аланский Богоявленский Монастырь. Этот монастырь имеет на своей территории совершенно уникальный детский центр. В Елизаветинском детском центре - именно так он называется - проходили реабилитацию за 9 лет его существования более пяти тысяч детей и их родителей. Здесь проходили реабилитацию дети, прошедшие ужасы трагедии в Беслане. После них пр оходили реабилитацию дети, пострадавшие в период осетино-грузинского конфликта. Центр существует уже не один год, начав свою деятельность в 2006 году. Построен он был по благословению святейшего Патриарха Алексия II. Посещая это удивительное, исполненное покоя место, Валерий решил поговорить с настоятельницей монастыря игуменьей Нонной о возможности привезти детей в детский реабилитационный центр. По сей день он принимает детей, несмотря на все трудности, которые выпадают на долю его сотрудников. Получив разрешение игуменьи Нонны, Валерий начал готовить детей к приезду. Почти все дети, которым была дана возможность пожить в монастыре, окунуться в его жизнь и решить свои внутренние проблемы, были воспитанниками детского дома «Северяночка». Каждый из них очень тяжело строил отношения с окружающими и имел очень много боли и обид в сердце. Поэтому работа с ребятами предстояла сложная. Конечно, в первые дни было тяжело. Дети отчаянно не хотели принимать строгий монастырский устав, убегали, проявляли непослушание. Но нет ничего невозможного для безграничной силы материнской любви. Педагоги центра, монахини монастыря и все его жители, включая дворников, охранников и других смогли показать детям, что им здесь рады. Дети увидели, что их желания уважают, а чувства не считают чем-то лишним и ненужным. За время пребывания в Елизаветинском центре некоторые ребята научились молиться, все они принимали различные послушания: убирали территорию монастыря, ходили в лес за дровами, помогали на кухне. Каждый из них нашел что-то свое здесь, что-то, что изменило их сердце. Они научились народному осетинскому танцу, познакомились с природой своего края. В день отъезда было много слез и слов благодарности. Ребята и их наставники по-настоящему стали друзьями. Жизнь каждого мальчика и девочки изменилась к лучшему. Кульминацией поездки стало удивительное обретением многими ребятами новой семьи.

Вопросы и ответы

Дети – «цветы жизни». От них зависит то, каков будет облик мира в будущем. Они – двигатель нашей цивилизации, который позволяет человечеству развиваться. Оставляя детей без защиты, мы совершаем страшную ошибку, которая влечет за собой серьезные последствия. Дети, которых оставили на произвол судьбы, становятся потом преступниками либо просто ломают свою судьбу. Конечно, не все становятся такими. Некоторые вырастают замечательными людьми. Вот только вырастают не «благодаря», а «вопреки» всему, что с ними произошло. А как быть с теми, кто не смог? Вот для этого и создаются подобные проекты. Ведь основная потребность любого живого существа – любовь. Любовь, которая проявляется в его жизни как нечто, не требующее оплаты. Любовь, которая просто есть и ее не надо заслуживать, зарабатывать и обретать любыми другими товарно-рыночными способами. Настоящая любовь живет глубоко в сердце каждого из нас, и некоторые люди способны ею делиться с другими. Такими и являются волонтеры подобных проектов.

Начиная подобные проекты, важно помнить, что помогая детям, мы обеспечиваем свое спокойное будущее. Давая им частичку бескорыстной любви, мы учим их тому же. Научив детей любить, трудиться совместно с другими, поддерживать друг друга в любой ситуации, мы обретаем общество, в котором люди будут чувствовать себя частью чего-то большего и нести ответственность за сохранение этого мира. Конечно, мы не учим их тому, что проблем нет и не будет. Нет. Но мы можем их научить тому, что любая проблема решаема и ребенок может ее преодолеть, опираясь на помощь друзей, близких. А он уже, в свою очередь, будет способен помочь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации. Через такую взаимную поддержку мы начинаем понимать смысл слов «Возлюби ближнего своего как самого себя».


В первую очередь, надо будет определиться, в каком формате вы готовы оказывать помощь детям. Обязательно должно быть четкое понимание того, что вы не можете помочь ребенку обрести внутреннюю гармонию с самим собой, если сами несчастны. Поэтому оцените свои силы разумно. Если вы не являетесь специалистом в области психологии и психотерапии, то лучше найти в команду одного, двух таких волонтеров. В целом команда может выглядеть следующим образом: руководитель проекта, волонтеры, отвечающие за сопровождение проекта в процессе его реализации, специалисты, непосредственно работающие с детьми.

Руководитель проекта. Выстраивает взаимоотношения со всеми партнерами, устанавливает контакты с правительством и администрацией населенных пунктов вашего региона. Распределяет ресурсы проекта, обязанности среди волонтеров. Кроме этого, в обязанности руководителя входит поиск места реабилитации и многие другие задачи.

Волонтеры, сопровождающие проект. Сюда входят все желающие, способные помогать участникам проекта. Это могут быть люди, готовые предоставить свой личный транспорт, осуществляющие оформление места проведения, экскурсоводы, историки, художники и т.д. Словом, все те, кто так или иначе может помочь в реализации проекта, но не готов участвовать в нем на постоянной основе.

Психологи, педагоги. Это люди, которые непосредственно занимаются с детьми. Сюда же могут входить монахи и монахини различных монастырей, если вы решите проводить реабилитацию на базе какого-либо монастыря.


В первую очередь нужно определиться, каких детей вы готовы будете принять. Это могут быть просто детдомовские дети, которые не имеют никаких серьезных отклонений по здоровью и развитию. Это могут быть дети с серьезными заболеваниями, находящиеся на продолжительном лечении в больницах. Это могут быть дети с аутизмом и так далее. В любом случае, нужно опираться на свои возможности и разумно оценивать свои силы. Передавая вам детей, родители и опекуны доверяют вам их жизни. От того, как вы будете о них заботиться, будет зависеть во многом их дальнейшая жизнь.

Поэтому лучше всего позаботиться о том, чтобы у вас были как минимум один-два квалифицированных специалиста, имеющих разрешение вести подобного рода работу с детьми. Это всегда будет давать уверенность людям в вашей компетентности. Еще лучше заручиться поддержкой крупных благотворительных фондов, предложив им свои идеи и рассказав о своих возможностях. Очень важно здесь отметить, что у вас есть всегда возможность связаться с представителями Елизаветинского детского реабилитационного центра. Матушка Георгия, директор этого центра, всегда готова ответить на все интересующие вопросы, поддержать вас во всех начинаниях, помочь советом и делом. Кроме этого, можно обратиться за помощью к руководителю инициативы «Не бывают трудными дети» Валерию Хаджимуратовичу. Он может подсказать, как реализовать вашу идею на практике.

Имея поддержку партнеров, которыми могут стать местные представители РПЦ, благотворительных фондов, мусульманского сообщества, различных коммерческих организаций, можно обратиться к руководству детских домов, школ-интернатов, больниц. Расскажите им о том, какую деятельность вы планируете вести, какие организации выступают в качестве партнеров. Получив одобрение руководства, обязательно необходимо будет получить одобрение родителей, если они есть. Особенно актуально это для детей, находящихся на лечении в больнице.

Только получив подтверждение от всех родителей и опекунов, можно начинать работу. Конечно, данная инициатива требует некоторой работы с руководством различных организаций, но результат, которым может стать возвращение к нормальной полноценной жизни подопечных, оправдывает все трудности. Данный проект подойдет наилучшим образом уже действующим организациям: детским домам, школам-интернатам и т.д. Будучи руководителем или сотрудником подобных организаций, гораздо легче его воплотить в жизнь.


Все ресурсы на реализацию проекта рассчитываются исходя из сценария его реализации. Проект «Не бывают трудными дети» организовывал для своих подопечных поездку в Елизаветинский детский реабилитационный центр. Для этого требовалось организовать проезд детей до места и обратно. Кроме этого, необходимо было подготовить дополнительные мероприятия. Этими мероприятиями стали: поездка в горы по местам боевой славы, походы по историческим местам, приглашение различных творческих коллективов с праздничными номерами. Кроме этого, можно проводить спортивно-военные игры для ребят, в процессе которых они учатся разбирать/собирать оружие, тактически мыслить, работать в команде и т.д. Исходя из этого, ресурсы требовались определенные. У вас может быть совершенно другой сценарий, не менее актуальный, но требующий других затрат.

Соответственно, вам обязательно потребуются ресурсы на перевозку детей. Возможно потребуются ресурсы на их проживание, организацию экскурсий, различных конкурсов, игр, творческие праздники и т.д. Поэтому лучше всего проводить подобные акции совместно с крупными организациями и при хорошей поддержке общественности. Параллельно с этим обязательно стоит подготовить проект на получение госсубсидий в вашем регионе. Такие идеи всегда востребованы. Данный проект именно так и получил свое финансирование.


Этот вопрос наиболее важен для реализации данного проекта. Как уже говорилось в ответе на первый вопрос, самая большая потребность в жизни любого живого существа – это любовь. При этом она может проявляться различными способами. Любовь может проявляться как дружба, забота, внимание, терпение, поддержка и одобрение, строгость, ответственность и т.д. Все это может быть разным оттенком любви. Мы не будем пытаться рассказывать вам о психологических аспектах воспитания детей, принятых в современной практике. Они безусловно важны, но легко доступны для свободного изучения. Поговорим о другом. О воспитании и отношениях.

В реабилитационном центре при Аланском женском монастыре работают и живут не просто женщины-монахини. Кроме того, что каждая женщина по природе своей является матерью от рождения, некоторые из них прошли через сложнейшее испытание – потерю любимого ребенка. Их дети погибли в той Бесланской трагедии. И любовь, которая живет у них в сердцах, они отдают своим подопечным. Аналогичным образом необходимо поступать в любой реабилитационной работе, связанной с детьми.

Детей не учили Закону Божьему. Здесь всегда важен метод «не навреди». Наилучший способ привить ребенку хорошие качества – личный пример. Если родители курят, ребенок тоже с большой вероятностью начнет сам, если муж не уважает жену, сын не будет уважать женщин и т.д. Поэтому Матушка Георгия делает неоднократно акцент на том, что самым лучшим лекарством от душевных болезней является любовь и забота.

Любовь и забота в вашей работе будет проявляться через понимание, принятие и поддержку. Вам необходимо постараться максимально прочувствовать, через что прошли эти дети. Необходимо научится слушать и слышать их боль, их обиды и проблемы. Тогда они начнут раскрывать вам свое сердце. Научитесь слушать внимательно, задавайте уточняющие вопросы, вдохновляйте на труд. Ни в коем случае не делайте акцента на том, что у ребенка не получается. Будьте строги к исполнению их обязанностей, но не жестоки. Если ребенок не принимает ваши правила, уважайте его выбор и идите на компромисс. Например, в процессе работы с ребятами возникла сложная ситуация – дети постоянно бегали курить. На территории монастыря курить строго запрещено и только для нескольких охранников было отведено специальное место для курения. Детям курить запретили сразу. После чего возник сильный протест с их стороны. В результате дети просто решили убежать, чтобы спокойно курить в свое «удовольствие». Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, педагоги пошли на очень важный шаг. Они спокойно подошли к детям и объяснили им, что на территории монастыря курить запрещено - это святое место и здесь особый уклад жизни. Но, если ребята не могут его принять, они согласны разрешить ребятам курить в специальном месте несколько раз в день только после трапезы. Это было сказано со всей строгостью, но без злобы, раздражения. Благодаря такому подходу дети согласились на эти условия и смогли достойно следовать данному обету.

Таким образом, в основе любой терапии лежит уважительное отношение к ребенку, внимательность к его желаниям, чувствам, умение находить компромиссы в любой ситуации, спокойствие (ведь вы старшие для детей, а значит призваны их защищать) и стрессоустойчивость, теплота в отношениях, доброта и ласка в словах и делах. Эти инструменты очень могущественны и могут изменять сердца людей, если их правильно использовать.


Зачастую, люди забывают о том, что каждый из нас является уникальной личностью со своими желаниями, мечтами, талантами. Дети не являются исключением. Поэтому первой ошибкой, которая может возникнуть в процессе работы, является игнорирование их желаний и потребностей ради следования правилам, принятому уставу и т.д. Это выражается прежде всего в том, что люди просто игнорируют потребности детей, агрессивно пытаются их заставить делать что-то, следовать правилам, насаждать свою волю с позиции силы. Все эти действия неминуемо приведут к ухудшению отношений и ни о какой терапии здесь уже не будет идти речи.

Кроме этого, не стоит идти в болезненные воспоминания ребенка, если он к этому не готов. Для этого необходимо установить теплые, доверительные отношения и только потом, обязательно спросив у него разрешения, задавать вопросы о болезненных темах. Наша психология устроена таким образом, что все болезненные состояния являются ценными уроками, которые нам необходимо прожить. Но чтобы сделать это правильно, необходима подготовка, чувство полной защищенности и доверия. Только после этого можно идти в эту боль и помогать подопечным проживать ее. Итогом этого должно быть сознательное принятие ситуации, понимание урока, который она несет. Но сразу стоит отметить, что подобный подход эффективен в работе с подростками и взрослыми. Для маленьких детей такой подход не подойдет в силу сложной внутренней работы и болезненности процесса. Малышам нужна просто тотальная, всеобъемлющая забота, ласка, внимание, возможность прийти с просьбой, советом, поплакать на плече старшего.

К сожалению, сейчас очень мало по-настоящему гармоничных людей, способных транслировать свою любовь окружающим. К тому же, ребенку очень важно получить безусловную любовь от своей матери в период младенчества и первые годы жизни. Если он этого не получил, у него могут развиться страхи, комплексы и т.д. Зачастую именно это и является причиной проблем. Поэтому детям необходимо давать пример безусловной любви. Ошибкой будет считать, что это просто дети, которые не являются родными, и волонтеры не несут за них ответственность. Наоборот, каждый волонтер должен стараться дать детям настолько сильное чувство защищенности, любви и заботы, насколько это необходимо для изменения их сердец. Без этого реабилитации не получится. Поэтому помните о том, что кроме всего прочего в вашу обязанность будет входить защита и поддержка детей.


Для реабилитации очень важно занимать детей различной деятельностью. Одним из наиболее эффективных методов реабилитации является трудотерапия, которая широко применяется в реабилитационном центре. Сотрудники центра дают детям различные послушания: уборка территории, приготовление пищи на кухне, уборка своих комнат, различные послушания в соседнем лесу. Труд облагораживает человека. Это связано с особенностями работы нашего мозга. Человек – существо деятельное. Он не может бездействовать долго. К тому же, наибольшее счастье человек испытывает, когда занят любимым делом. Этот принцип и используется в трудотерапии. При этом очень важно занимать ребят согласно их природе – девочкам давать традиционно женские обязанности, мальчикам делать акцент на мужских. Например, очень хорошо занять мальчишек в подготовке хвороста для костра, а девочек - в готовке на кухне. Таким образом, в них естественным образом развиваются мужские и женские качества. И обязательно необходимо всегда благодарить их за любое дело, даже очень маленькое.

Кроме труда необходимо добавлять творческую работу. Творчество дает возможность развиваться человеку многогранно, использовать все свои таланты. Ребята в творчестве расширяют границы своих возможностей, получают ценные навыки, которые могут быть использованы в реальной жизни. Занимайте их живописью, музыкой, танцем, ремеслом и т.д. Привлекайте для этого мастеров различных направлений.


Процесс реабилитации начинается с приглашения детей, принятия их. В этот момент очень важно создать благоприятные условия для восстановления детей после их глубоких травм. Для этого количество «сложных» детей не должно превышать 30%. Это связано прежде всего с тем, что очень трудно реабилитировать ребенка в ситуации, когда вокруг него ребята с похожими трудностями. Детям очень важно предоставить возможность общаться с благополучными ребятами. Имея такую возможность, ребенок напитывается позитивной энергией других детей, сам становясь более счастливым. Его проблемы отходят на второй план, заменяясь новыми эмоциями счастья от обретения друга или подруги, участия в различных совместных играх, соревнованиях, участия в походах, экскурсиях, театральных представлениях и т.д. Чем больше ребенок включен в новый для него процесс развития, творчества, игры, тем быстрее он будет восстанавливаться. Конечно, проблема сама по себе никуда не уходит в этом случае, но у ребят появляется энергия, сила эту боль в сердце прожить, ведь теперь у них есть новые друзья, есть опыт счастливой, гармоничной жизни. Такой опыт дает им возможность сделать выбор в пользу полноценной жизни. К тому же, если дети еще совсем маленькие, простая материнская забота позволяет напитать сердце теплотой и любовью, благодаря чему он легче преодолевает свою внутреннюю боль.

Кроме этого, трудовая терапия, которая широко применяется в рамках работы центра, очень благотворно влияет на развитие ребят. В процессе выполнения повседневных обязанностей дети естественным образом учатся брать ответственность за сделанное, понимают важность труда, видят силу командной работы и важность отношений в семье. Это очень хорошо работает в рамках жизни простого монастыря, т.к. монастырский уклад предполагает постоянный труд и молитву. И благодаря тому, что в реабилитационном центре принят монастырский уклад простой жизни дети естественным образом понимают ценность отношений в семье, ведь монастырь – это одна большая семья. Забота сотрудников центра о детях дает детям возможность прочувствовать, насколько ценно – быть любимым сыном или дочерью своих родителей, которые также заботятся о ребенке, защищают и оберегают его.

Благодаря теплоте, заботе, совместному труду у детей уходит эгоизм, появляется «чувство локтя», они сами начинают естественным образом заботиться о младших ребятах. Это и дает им возможность легко адаптироваться к будущей семейной жизни, принять новых родителей и оценить их заботу, любовь и теплоту. Кроме этого, правильно построенные отношения в монастыре, которые распространяются на работу реабилитационного центра, дают очень хорошее понимание старшинства и учат почтению к старшим. Примечательно то, что дети здесь видят ситуацию здорового старшинства, когда взрослые накладывают на детей определенную ответственность и просят строго выполнять обязанности, при этом поддерживая ребенка, уважая его выбор, вдохновляя его на развитие своих талантов и т.д.


Важно сказать, что специалисты центра, которые заботятся о детках, не используют какую-то специализированную методику работы. Основой их работы является простой православный уклад жизни. Вся жизнь реабилитационного центра строится на положениях монастырского устава, который ничем особенно не отличается от других подобных документов. Здесь все служат, выполняя повседневные обязанности.

Аланский женский монастырь принимает всех желающих, предлагая каждому нуждающемуся трапезу. Если человек пришел в монастырь с нуждой, его приглашают за стол в первую очередь. Это один из важнейших критериев в работе – принятие. Аналогичным образом Елизаветинский центр старается принимать любых детей, независимо от их состояния и ситуации. Но здесь важно отметить ценность именно духовного принятия. Видя душу в каждом ребенке, монахини принимают его таким, каков он есть, не пытаясь его переделать. Это и является основой в работе.

Такой подход скрывает в себе глубокий смысл заповедей Христовых. «Возлюби ближнего своего как самого себя» предполагает, что мы принимает людей такими, какие они есть на самом деле. Мы видим их недостатки, их сложности, негативные качества, но их чистота, которая есть у каждого в сердце, нам важнее. Поэтому человек становится способен закрыть глаза на недостатки и с глубоким состраданием, любовью и принятием оказывать помощь.

Действуя таким образом, человек способен очень внимательно слушать и слышать проблемы и запросы подопечных. Он видит глубокую боль в сердцах детей, понимает, что именно нужно ребенку. Зачастую детям просто не хватает материнской любви, теплоты, чувства защищенности. Если ребенку это дать, он почувствует, что даже пройдя через суровые испытания, он нужен, его любят, он защищен. Так у него появляются силы и желание жить дальше, расти, развиваться. Поэтому в такой работе очень важны настоящие духовные ценности. И ценности эти строятся на безусловном принятии, бескорыстной любви и заботе, желании защитить и сберечь ребенка. Волонтер становится вторым родителем, защитником, поддержкой и опорой для малыша. Это настоящее положение взрослого. Оно предполагает, что мы берем ответственность и способны защитить ребенка. И лучше всего это можно понять, опираясь на Священные писания разных традиций, наставления святых старцев и опыт жизни по заповедям. Только тот, кто сам следует заповедям, может передать этот удивительный опыт чистоты и красоты такой простой, но прекрасной жизни. Такой человек со временем обретает способность залечивать душевные раны других простым добрым словом и делом. В этом и заключается глубокая ценность терапии, основанной на духовных ценностях.


Для полноценного вовлечения детей в процесс реабилитации необходимо полностью занять их время. При этом деятельность должна быть интересной, вдохновляющей и полезной для детей. Поэтому Валерий Хаджимуратович вместе с волонтерами проекта подготавливал целую программу для ребят, в рамках которой происходила реабилитация детей. Для финансирования данной программы требовались средства, которые были получены благодаря грантовой поддержке. В работе проекта использовались театральные представления, музыкальные номера, обучение традиционную осетинскому танцу в национальных костюмах и т.д.

Обучение танцу вовлекает ребят в творческую деятельность. Они учатся не только хореографии, но и знакомятся с наследием своих предков, новой культурой целого народа. Кроме этого, танец предполагает разделение на мужскую роль и женскую, что развивает соответствующие качества в детях.

Театральные постановки можно проводить как с участием детей, так и просто в качестве концертного номера. Можно подготовить подобные номера усилиями волонтеров, изготовив своими руками простые декорации, реквизит. В сети интернет очень много различных сценариев, которые можно использовать в своей работе. Главное, чтобы спектакль был красочным и интересным.

Кроме самостоятельной подготовки, очень хорошо привлекать к участию в проекте на благотворительной основе различные музыкальные коллективы, которые работают в традиционных музыкальных направлениях.

Еще одним решением может стать приглашение мастеров-ремесленников. Мастера своего дела могут не только стать замечательными наставникам для детей, передавая им свой опыт и навыки, но могут стать путеводной ниточкой в будущее, если ребенок решит связать свою жизнь с каким-то направлением ремесленного искусства.

Это лишь малая толика того, что можно использовать в работе. В целом, можно использовать совершенно различные творческие направления, проводить мастер-классы, экскурсии и т.д. Все ограничивается вашими фантазиями и возможностями.

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Валерий Хаджимуратович
Руководитель проекта