Веревочный курс для детей с ОВЗ «Связанные одной целью»

История инициативы «Связанные одной целью» началась в 2017 году. В начале года молодежный центр «Кукуруза» направил своих представителей в реабилитационный центр «Добрый волшебник» принять участие в дне открытых дверей. Плоды участия в этом мероприятии не заставили себя ждать. Надо сказать, что молодежно-семейный центр «Кукуруза» изначально является коммерческой организацией, которая занимается проведением различных веревочных курсов, организует мероприятия, направленные на с плочение  команды, для различных компаний. Пообщавшись, руководители центров пришли к решению, что было бы интересно попробовать адаптировать веревочный курс для ребят с ОВЗ. Договорившись о времени проведения, члены команды центра «Кукуруза»  стали готовиться к предстоящему событию. Первоначально было решено провести тестовый курс для сотрудников реабилитационного центра. Такой подход позволял убедиться в эффективности данного метода реабилитации, учесть возможные недостатки, выбрать из множества упражнений несколько наиболее ценных.  Уже в марте был проведен этот тестовый вариант. Сотрудники реабилитационного центра смогли отобрать несколько наиболее полезных упражнений, вживую на своем опыте убедились в ценности веревочного курса, после чего началась работа по адаптации выбранных упражнений к особенностям детей с ОВЗ. В апреле началась стажировка сотрудников реабилитационного центра «Добрый волшебник» перед дальнейшей работой. Они участвовали вместе с сотрудниками центра «Кукуруза» в различных веревочных курсах, помогали в их проведении и учились проводить подобные курсы самостоятельно. Летом был проведен первый совместный веревочный курс для семей, имеющих детей с ОВЗ, силами сотрудников двух центров. После этого сотрудники «Доброго волшебника» создали на территории своего реабилитационного центра полноценную площадку для ребят, на которой все лето дети проходили различные испытания. На сегодняшний день сотрудники реабилитационного центра обучены и готовятся к самостоятельному проведению подобных курсов.

Вопросы и ответы

У инициативы было несколько целей. Основной целью было адаптировать веревочный курс для детей. Адаптация включала в себя, прежде всего, обучение специалистов реабилитационного центра «Добрый волшебник» навыкам проведения подобных курсов, но уже для своих подопечных. Очень важно было отработать основные техники проведения, понять, какие упражнения наиболее подходят и как их можно максимально адаптировать для ребят с ОВЗ.

Второй целью, которая возникла и была успешно достигнута совершенно естественно в процессе работы, было показать родителям самостоятельность их детей. К сожалению, дети с ОВЗ ведут закрытый, замкнутый образ жизни. Кроме этого, родители, постоянно переживая за здоровье своего ребенка, иногда чрезмерно опекают его во всех сферах жизни. Это пагубно влияет на его социализацию, становление его как полноценной личности, затрудняет общение со своими сверстниками и т.д. Данный курс помогает детям показать свои навыки, продемонстрировав свое умение находить нестандартные решения, уметь брать на себя ответственность, работать в команде, быть лидером и многое другое. Особенно ярко проявилась самостоятельность детей в процессе семейного веревочного курса, направленного на сближение детей и родителей.

Третья возможная цель, которая может быть достигнута в рамках данной инициативы — социализация детей с ОВЗ посредством совместных курсов с участием здоровых детей.


Прелесть данной инициативы в том, что она легко реализуема одним человеком, который может грамотно провести веревочный курс. Конечно, у такого человека должно быть профильное психологическое образование, которое бы позволяло ему работать с людьми грамотно, помогая прорабатывать различные свои комплексы, учиться взаимодействовать с членами команды и т.д.

В рамках данной инициативы можно проводить любое количество курсов, адаптируя их под особенности различных групп людей с ОВЗ. При этом, если количество квалифицированных волонтеров увеличивается, можно проводить больше подобных курсов, лучше контролировать процесс проведения курса, больше внимания уделять каждому отдельно взятому человеку. Это улучшает процесс  терапии, на которую делается основной упор в работе с людьми с ОВЗ.

Но начать можно одному-двум людям, которые вместе будут проводить эти курсы. Второй человек поможет быстрее подготовить территорию для проведения курса, поможет увидеть возможные сложности в процессе работы и вовремя их устранить, поможет больше внимания уделить своим подопечным.

Каждый новый специалист позволяет разделять группы на подгруппы, тем самым упрощая процесс контроля за состоянием команды: становится легче наблюдать за состоянием каждого из членов команды, помогать им раскрываться больше. Учитывая аудиторию проекта – ребят с ОВЗ – количество квалифицированных специалистом может сыграть решающую роль в процессе работы. Это важно, так как ребята с ОВЗ зачастую требуют к себе большего внимания, более серьезного и профессионального подхода к работе с ними.


Данная инициатива хороша тем, что требует минимальных затрат для своей реализации. Вам потребуются простые крепкие веревки, которые можно приобрести в магазинах спортинвентаря, могут пригодиться кольца, деревянные диски разного размера, дощечки разной длины и толщины, малярный скотч, который используется для создания разметки, мелки. Имея такой небольшой комплект, которые обойдется Вам в несколько тысяч рублей, можно смело начинать проводить свои первые веревочные курсы.

Стоит отметить, что существует несколько уровней сложности веревочных курсов. Первый уровень сложности, наиболее подходящий для людей  с ОВЗ, предполагает проведение данного курса на земле или плоской поверхности спортзалов, больших кабинетов и т.д. Он не включает в себя работу на высоте, а также прост и понятен в освоении. Второй уровень предполагает появление в курсе упражнений, проводимых на определенной высоте. Третий уровень требует серьезной подготовки, площадка создается на приличной высоте с использованием различных деревьев, столбов и т.д. В рамках третьего уровня используются различной длины и ширины веревочные лестницы, подвешенные между деревьями на высоте 3-4 метров, веревки, натянутые на такой же высоте, и многое другое. Для второго и третьего уровня требуется значительная подготовка, серьезное снаряжение, страховка, и двух специалистов может быть недостаточно. Но данные уровни могут быть не применимы к ребятам с ОВЗ.

В целом, указанных выше ресурсов будет достаточно для проведения полноценных веревочных курсов. 


Первым важным моментом в процессе работы является обеспечение качественной подстраховки детей. Проводя веревочный курс, необходимо всегда следить за техникой безопасности. Учитывая целевую аудиторию, необходимо максимально обезопасить ребят от возможных травм. Поэтому очень важно подбирать наименее травмоопасные упражнения.

Вторым важным моментом в работе является уделение максимально возможного внимания каждому ребенку. Процесс работы с ребятами, имеющими серьезные трудности с физическим здоровьем, предполагает максимально возможную персональную работу с каждым ребенком. Любому из них требуется серьезное внимание, важно уметь отслеживать потребности детей, их качества, навыки, и помогать всей команде в процессе взаимодействия друг с другом проявлять качества каждого ребенка. Если в команде выявляется определенный лидер, задача организаторов – научить его видеть различные способности каждого члена команды, уметь их задействовать в процессе общей работы. Кроме этого, необходимо отслеживать психическое состояние ребят, замечать возможные психологические блоки, зажимы, и уметь их прорабатывать.

Так как был изначально упомянут вариант совместного проведения веревочного курса здоровых ребят и ребят с ОВЗ, то здесь тоже следует озвучить некоторые особенности. В первую очередь, необходимо подготовить площадку,  пригодную для прохождения всеми участниками. В процессе работы следует очень внимательно следить за общением здоровых ребят и ребят с ОВЗ. Очень важным итогом такой работы должно стать позитивное, дружеское общение ребят, возникшее в момент прохождения курса.

Работая с семьями, следите за тем, как родители помогают своим детям. Очень важно, чтобы родители по минимуму влияли на решения ребенка, учились прислушиваться к его мнению, видели, как он находит нестандартные решения и проявляет себя как личность. 


Все упражнения так или иначе рассчитаны на построение отношений в группе. Кроме этого, они позволяют раскрываться каждой личности в отдельности. Несмотря на то, что их может быть любое количество, для их решения могут потребоваться ловкость, смекалка, скорость и т.д., но в целом они посвящены одной цели.

Первое упражнение называется «Солнышко». Готовится оно следующим образом. Берется диск из картона, дерева или металла. В нем проделываются отверстия, по количеству равные числу веревок, которые привязываются к этому диску. Веревок может быть любое количество, в зависимости от числа участников. Можно варьировать длину веревок, регулируя таким образом сложность упражнения. Участники берутся за эти веревки, натягивают их так, чтобы диск не провисал. На этот диск кладется шар – это может быть резиновый мяч, пластиковый шар, мячик для тенниса и т.д. Далее участникам необходимо, натянув веревки, перейти от одного места до другого. Очень важно, чтобы в процессе выполнения задания диск не опускался и мяч не падал. С одной стороны, это упражнение на координацию, с другой – на серьезную командную работу.

Еще одно испытание — «Лабиринт». Рисуется лабиринт на полу. Один человек завязывает себе глаза так, чтобы он ничего не видел и встает в начало лабиринта. Вся остальная команда продумывает стратегию и далее ведет его, говоря, куда поворачиваться и что делать. Это упражнение можно усложнить, оставив возможность сказать только одно слово только одному члену команды по очереди.

Следующее упражнение называется «Лыжи». Делаются простые деревянные широкие лыжи, можно просто из прямых досок. К лыжам привязаны веревки, за которые берутся первый и последний человек в команде. Далее все члены команды встают на эти лыжи. Задача — пройти на этих лыжах определенное расстояние.

Отдельно стоит отметить знаменитое упражнение — «падение с высоты». Суть его заключается в том, что человек спиной должен упасть в руки одного или нескольких человек из его команды. Так проявляется степень доверия ребят друг к другу. Но стоит сказать, что данное упражнение лучше всего проводить в конце курса. При этом на практике может получиться так, что члены команды не готовы к нему.

У каждого упражнения есть несколько решений, поэтому для тех участников, кто уже знает одно решение, ставится задача найти другое. Поэтому такие курсы можно повторять несколько раз с одной и той же группой участников.

На данный момент существует большое количество подобных упражнений — вы сами вольны выбирать подходящие, адаптировать под каждую ситуацию, дополнять и улучшать их.


1. Презентация веревочного курса. Она необходима в процессе поиска своих подопечных. Здесь вам необходимо презентовать инициативу, предложить различные варианты ее исполнения. В этот момент важно будет уточнить запрос целевой аудитории. Вы можете проводить просто развлекательные курсы на создание команды, можете реализовывать это в качестве серьезного тренинга или же организовать полноценный курс терапии.

2. Адаптация данного курса под потребности аудитории. Здесь очень важно проанализировать, какие физические возможности есть у целевой аудитории, всё ли учли в процессе адаптации, какие интересные способы проведения можно найти для этой аудитории.

3. Стажировка специалистов, которых Вы будете обучать проводить данный веревочный курс. Этот этап важен, т.к. данная инициатива рассчитана не только на проведение веревочных курсов для целевой аудитории, но и на обучение новых специалистов. Специалистами могут быть сотрудники различных фондов, волонтеры различных проектов и т.д. Они будут обучаться в процессе проведения вами различных веревочных курсов.

4. Совместное проведение веревочного курса. Этот этап покажет квалификацию обученных специалистов, поможет на практике скорректировать различные трудные моменты.

5. Самостоятельное проведение веревочного курса обученными специалистами.

Соответственно, у данной инициативы два направления в работе: самостоятельное проведение веревочных курсов и обучение проведению подобных курсов.


В первую очередь необходимо рассказать обо всех испытаниях. Важно сделать акценты на технике безопасности. Техника безопасности позволяет избежать возможных травм, поэтому важно убедиться, что будущие специалисты умеют грамотно отслеживать ситуацию в процессе проведения курса, знают, какие могут быть возможные травмы в том или ином испытании. Особенно важно это учитывать в упражнениях, которые выполняются с закрытыми глазами. Если все сделать правильно, то никаких проблем в процессе проведения курсов никогда не возникнет.

Второй важный момент для специалиста веревочного курса — умение анализировать ситуацию. Специалист должен уметь видеть процесс взаимодействия группы с точки зрения психолога. Важно подмечать мнения участников, обращать внимание на состояние подопечных, помогать группе учитывать позицию каждого и т.д.

Еще одним важным критерием в работе является умение специалиста не вмешиваться в происходящий процесс. Его задача заключается в том, чтобы объяснить правила прохождения различных испытаний, но он не дает подсказок, за исключением сложных ситуаций.

Специалист должен уметь «разговорить» команду. Очень важно при этом правильно задавать вопросы.


Самое важное — появление коммуникации среди участников. В целом, любой веревочный курс направлен на создание команды среди определенного круга людей. Это могут быть дети из одного класса, сотрудники фирмы, волонтеры благотворительного проекта и т.д. Также важно помогать выстраивать коммуникацию семьям, особенно тем, в которых есть ребенок с ОВЗ. Поэтому важно помогать участникам отрабатывать выполнение разных ролей.

Еще один критерий успеха — выявление грамотного лидера, который учится правильным образом взаимодействовать в команде. Важно учить потенциального лидера, который проявился в процессе работы, слышать каждого из участников группы. Он должен уметь выявлять возможности каждого члена команды и задействовать их правильным образом для достижения общих целей. Он не может все делать один, его задача — помочь каждому члену команды раскрыть свой потенциал под его руководством. И опытный ведущий должен помочь потенциальному лидеру в освоении этих навыков.

Очень важно развивать у команды чувство ответственности за итоговый результат. Должно проявиться понимание каждым участником, что результат зависит и от его действий тоже. Один лидер команды не сделает всю работу сам. Поэтому крайне важно вдохновлять участников высказывать свое мнение.

Развитие навыков нестандартного мышления. Очень важный аспект, который открывает новые горизонты перед участниками и ведущими. Часто бывает так, что участники находят новое оригинальное решение, о котором не знали даже сами ведущие.

Доверие. Очень важно формирование доверия, но не доверчивости. Очень хорошим примером упражнения на доверие является «Падение с высоты». Но важно применять его в правильной ситуации, оценивая, готова к нему группа или нет.


У этой инициативы есть один важный плюс – она проста в реализации и позволяет оказывать как платные услуги, так и бесплатные. Поэтому Вы всегда можете предоставлять платные услуги по формированию команды для различных организаций, оказывать услуги семьям, нуждающимся в укреплении семейных отношений и проработке ролей, проводить занятия со школьниками, студентами и многими другими потенциальными участниками. При этом можно устраивать благотворительные акции, в рамках которых участники могли бы помочь вашим подопечным, пройдя и оплатив веревочный курс. Это позволит вам собирать средства на развитие инициативы.


В терминологии веревочных курсов есть условное разделение на «верхний» и «нижний». «Нижний» подробно рассматривается в рамках этого урока и направлен на командную работу. Он очень эффективен, если необходимо объединить участников вокруг одной цели, помочь им установить дружеские, доверительные связи друг с другом.

«Верхний» направлен на личностную работу каждого участника. Он требует более серьезной подготовки и помогает проработать различные страхи, зажимы, приобретенные в течение жизни. Проводится «верхний» курс на высоте от 5 до 10 метров, иногда высота полосы препятствий может меняться в зависимости от целевой аудитории. Выбирается подходящий участок лесополосы и с помощью веревок и другого альпинистского снаряжения создаются различные лестницы, петли, канаты и т.д. Далее участники проходят эту полосу препятствий, преодолевая различные испытания.

Очень важно при любом из двух вариантов следить за техникой безопасности. Это важнейшее правило!

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Евгения Ли
руководитель проекта