Особый театр для детей с ОВЗ «Солнцеград»

В 2014 году в управление культуры Саткинского района пришло положение о конкурсе социальных проектов. Было решено принять участие и Елена Сергеевна, опираясь на поддержку от своего руководителя, подготовила проект на базе дворца культуры. В итоге их проект вошел в сотню лучших. Благодаря участию в конкурсе появилась возможность реализовать проект на практике и в 2015 году началась активная работа по его реализации. Основной идеей проекта было создание театра для детей с ОВЗ. Этот вид реабилитации был выбран неслучайно. Театральная деятельность включает в себя такие направления творчества как пение, живопись, хореографию, сценическое мастерство, работу с речью и многое другое. Имея такой большой выбор направлений развития, ребенок получает возможность развиваться комплексно, используя максимально много своих талантов. К тому же такой обширный набор направлений творчества позволяет задействовать в постановках спектаклей детей с совершенно разными заболеваниями. Это делает спектакль универсальным средством реабилитации детей с ОВЗ. Но встал вопрос поиска самих детей. Было решено обратиться в ЦСОН. ЦСОН – это центр социального обслуживания населений. В архивах этого центра есть вся информация о детях с ОВЗ. Сотрудники центра собрали всю необходимую информацию и представили списки ребят. Родителям этих детей был сделан звонок с приглашением на собрание. Тема собрания не озвучивалась. На собрание пришло около 20 человек. Елена Сергеевна и Андрей Михайлович провели беседу с родителями, рассказав о театре. Кроме самой беседы, родителям было предложено заполнить анкету, созданную педагогом-психологом. По итогам работы несколько родителей согласились привести своих детей, и в мае была начата работа проекта. Первоначально пришло всего семь человек. Возможно, пришли не все двадцать человек из-за того, что у некоторых родителей дети были не в состоянии передвигаться самостоятельно. При этом все, кто пришел на занятие, были здоровыми. У некоторых ребят были проблемы с внутренними органами, были проблемы с речью и зрением, были детки с ДЦП, были дети с проблемами роста. Для работы с ребятами требовались хореограф, вокалист, педагог-психолог и руководитель. Благодаря заранее подготовленному сценарию, было понимание того, как начинать работу с детьми, что будет происходить в процессе занятий и какого результата можно ожидать. И в этом ожидании скрывалось первое разочарование и, одновременно с разочарованием, важное открытие. Дети были другие. Хотя внешне они не сильно отличались от здоровых, усталость сказывалась и эффективность работы резко снижалась. Было решено перестать работать на результат. Это и стало первым открытием — дети с ОВЗ не должны обучаться по общепринятым стандартам. Их возможности другие и необходимо адаптировать обучение под каждого из ребят. В этом заключается одна из сложнейших задач педагога. На сегодняшний день инициатива продолжает развиваться. Наиболее важным достижением для Елены стал отклик в сердцах детей и их родителей. Для них эта инициатива стала маленьким чудом. Удивительным итогом работы с ребятами стал спектакль, показанный на сцене ДК. И самым ценным достижением было то, что многие люди даже не поняли, что на сцене выступают дети с ОВЗ.

Вопросы и ответы

Инициатива «Солнцеград» создана для ребят с ОВЗ. Ее основная задача заключается в том, чтобы предоставить возможность своим подопечным раскрывать свои таланты, используя для этого инструменты театральной деятельности. Не секрет, что большинство детей с ОВЗ ведут закрытый образ жизни. Это связано со многими факторами: непонимание со стороны общества, боязнь неудач, чрезмерная опека со стороны родителей, отсутствие радости в жизни в результате тяжелого психологического состояния. И к сожалению, наше современно общество совершенно не приспособлено к решению подобных проблем. Но, хорошая новость в том, что есть подобные инициативы, способные на своем примере показывать как можно и нужно помогать решать подобные проблемы.

Основная миссия инициативы – создавать условия для ребят, находясь в которых они получают новые позитивные эмоции, развиваются творчески, находят новые знакомства, преодолевают свои внутренние барьеры, блоки. Благодаря работе специалистов «Солнцеграда» дети обретают «крылья», узнавая на что они способны. Новые способности помогут детям социализироваться, понять свое место в обществе, поверить, что они могут быть востребованными профессионалами, имеющими право на счастливую жизнь.

Еще один очень важный позитивный момент, который достигается в процессе грамотной реализации инициативы — на глазах родителей ребенок показывает, что он может самостоятельно достигать поставленных целей, что он самостоятельный, активный, творческий. Зачастую родители боятся за своих детей слишком сильно и, как следствие, прививаю детям комплекс неполноценности в довесок к уже имеющимся проблемам. Но творческая работа в коллективе таких ребят, включающая общение со здоровыми детьми как с равными, очень сильно воодушевляет ребенка. А позитивные изменения в состоянии ребенка показывают родителям его полноценность и вдохновляют помогать ему развиваться, меньше обращая внимание на проблемы. Пример успеха ребенка наглядно показывает родителям его состоятельность и возможность дальнейшего его развития. Как пример — девушка Анна, которая впоследствии стала отличным журналистом. Анна имела дефект речи, который не позволял ей говорить четко, речь была смазанной и непонятной. В результате работы, Анне удалось поставить себе отличную речь и она, на данный момент, работает журналистом, освещая, в том числе события нашей Национальной Премии. 


Для полноценной реализации инициативы потребуется минимум 4 человека: педагог-психолог, руководитель, хореограф и преподаватель вокала. Конечно, можно совмещать обязанности, но лучше, чтобы у каждого направления был свой волонтер. Четкое разделение обязанностей связано, в первую очередь с тем, что работа с детьми — это всегда тяжелый труд. Такая работа требует больших физических и психических затрат. А работа с особенными детьми еще тяжелее.

В случае с «Солнцеградом» за руководство всей инициативой отвечает Елена Сергеевна – художественный руководитель. Она придумывает сценарии подготовки детей, ставит спектакли, сценки, общается с родителями и т. д.

У вас за управление всего проекта может отвечать кто-то другой. Но важно понимать, что на плечи руководителя ложится ответственность за общение с прессой, родителями, партнерами, гос.органами. Также руководитель отвечает за имидж инициативы и разбирает возможные конфликтные ситуации.

Что касается положения руководителя проекта, то оно совершенно стандартное. Руководитель оценивает потенциал детей, продумывает сценарии работы, придумывает сценарии концертов, театральных постановок и т. д.

Хореограф занимается с детьми постановкой движений, танцевальных номеров. В его обязанности входит разумная оценка способностей детей. На основании этой оценки будет составляться будущий сценарий всех мероприятий.

Педагог – психолог. Едва ли не самый важный член команды. Он отвечает за правильное отношение к детям, к процессу обучения, к постановкам номеров, учитывая состояние каждого ребенка. Он обязательно должен изучить какое состояние у детей сейчас, узнать все возможные блоки, психологические барьеры, «точки боли» и т. д. Также он объясняет остальным членам команды, что можно говорить, а что не желательно, какие моменты в работе могут причинить детям боль и на что обращать внимание, чтобы состояние детей улучшалось.

Преподаватель по вокалу. Кроме очевидной обязанности обучать пению, преподаватель по вокалу должен обучать детей правильной речи. При этом эта обязанность может лежать и на руководителе театрального творчества. Очень важно разрабатывать речевой аппарат у детей, чтобы они правильно произносили все звуки и буквы, умели чисто и красиво говорить. К тому же очень важно делать это в игровой форме, превращая скучнейшие занятия речью в увлекательное путешествие мира детских фантазий.


В первую очередь помните, что перед вами необычные дети. У каждого ребенка с ОВЗ есть свои особенности. Практически все такие дети очень быстро устают и имеют другие сложности. Об этих сложностях мы и поговорим.

В первую очередь, работая с ребятами, не ставьте основной целью достижение какого-либо результата. Надо понимать, что достижение результата будет требовать колоссальных физических и психических затрат как для самих детей, так и для педагогов. Цели должны быть достижимыми. Важно учитывать способности каждого из детей, не подгонять их под текущий план работы, корректировать время репетиций, время занятий хореографией, речью и т. д. Большинство из детей не смогут показать нечто выдающееся. Это будет простая постановка, но вы должны понимать, что для ребят это огромный труд и самоотдача. Каждый шаг, каждая выученная строчка может даваться им в несколько раз сложнее, чем обычному ребенку. Поэтому вашей основной целью должны быть раскрытие творческого потенциала в каждом подопечном, нежели достижение какой-то одной поставленной цели, сводящейся к проведению мероприятия.

Второй важный момент, который Елена отмечает — никогда не жалейте детей. Жалостью вы не воспитаете ни одного ребенка. Особенно это касается детей с ОВЗ. Нельзя, чтобы ребенок видел, что вы его жалеете. Это оставляет очень глубокий след в глазах ребенка. С этого момента он будет чувствовать себя ущербным и не сможет нормально заниматься. В некоторых ситуациях это может привести к сильной психологической травме. Обязательно воспринимайте ребят как нормальных, здоровых детей и относитесь к ним так же. Они не инвалиды, они просто другие. Их недостатки могут стать достоинствами, если правильно использовать это в работе. Всячески показывайте им их возможности, хвалите их и обязательно требуйте серьезного отношения к работе. Дети должны трудиться. Можно давать им своевременный отдых, но не должно быть снисхождений из-за их заболевания. Они обычные дети, которые могут трудиться и развиваться. И ваша любовь к ним проявится в таком здоровом уважении. Поймите простую вещь — подавляющее большинство людей, включая родителей, братьев и сестер жалеют детей с ОВЗ. Ребята постоянно, со всех сторон чувствуют, что они не такие, как все. Это давит очень большим грузом, смешиваясь с накапливающимися обидами, гневом, непониманием и несогласием с мнением большинства. Дайте им почувствовать себя личностью, которая что-то может достичь. Не давайте им расслабиться и спрашивайте с них, ведь они ответственные, умелые, способные достигать поставленных целей.

Учитывайте физическую усталость детей. Как мы уже говорили — все дети с ОВЗ устают быстрее обычных. Беря во внимание средний возраст 7-10 лет, имейте в виду, что их эффективная работа будет длиться 25-30 минут. При этом дети не перестают быть детьми. Они хотят играть, прыгать, бегать, отвлекаться, общаться со сверстниками. Некоторые дети могут часто говорить о том, что они устали. Реагируйте спокойно на такие моменты. Если ребенок сказал, что он устал, ответьте, что у него есть возможность посидеть, и он может это сделать. А потом пригласите его снова принять участие в общей репетиции. Но помните о том, что не должно быть жалости к детям. Оценка их усталости должна быть здоровой, ведь вы воспитываете полноценную самостоятельную личность, способную справится с любыми трудностями в своей жизни.

Чтобы правильно подойти к процессу занятий возьмите для себя время на привыкание к детям. Этот этап позволит вам познакомиться с детьми, даст возможность оценить их способности, понять свои силы и возможности. Возможно, этот процесс займет продолжительное время, в рамках которого вы просто будете играть с детьми, общаться с ними, узнавать их привычки, особенности. Зато потом, детям будет намного легче включиться в серьезную работу, а вы уже не будете допускать элементарных ошибок.


Учитывая то, что основное направление в работе с детьми — это театральная деятельность, то вам обязательно потребуется театральный реквизит и помещение, в котором будут проводиться занятия.

Театральный реквизит будет состоять из тех предметов, которые вам понадобятся для постановки спектакля. Обязательно будут нужны сценические костюмы. Они могут быть неполными и состоять из нескольких элементов. Примером такого костюма может быть костюм пирата, состоящий из шляпы, пояса и сабли.

Конечно, вам желательно иметь звуковое оборудование и освещение. Это оборудование может быть как профессиональным сценическим, так и простым, адаптированным под ваши нужды.

Важно отметить, что первое время у вас может чего-то недоставать. Исправить положение можно, используя различные предметы быта, имеющиеся у родителей детей и простых обывателей. К счастью, у наших соотечественников очень много различных вещей храниться дома и можно обратиться к людям с просьбой пожертвовать те или иные вещи.


Общение с родителями и привлечение их к участию в проекте очень важно. Когда ребенок видит, как его родители участвуют вместе с ним в каких-то конкурсах, сценках, театральных постановках, музыкальных номерах он воодушевляется и стараться еще больше.

Для того чтобы вовлечь родителей в работу, объясните им, как важно ребенку видеть своих пап, мам, бабушек и дедушек на сцене рядом с ним. Предложите им принять участие в ваших постановках. Самое лучшее — это когда вся семья участвует.

Родителям можно предложить принять участие в ваших театральных постановках, разучить с детьми сценки, музыкальные номера, а потом получившееся показать аудитории. Можно организовать несколько мероприятий для сплочения детей и их родителей. Они проходят в формате творческой игры, в которой принимают участие как дети, так и их родители. Всего было проведено четыре игры: «Мир семьи», «Путешествие в страну Мим», творческая игра, посвящённая 23 Февраля «Мой папа самый лучший», творческая программа «Солнечный город детства» и один семинар. К участию в мероприятиях приглашали всех членов семей: мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и т. д.

«Мир семьи» состоит из нескольких конкурсов, направленных на объединение семей. Мероприятие было посвящено знакомству. Это очень важный момент, т. к. первоначально всегда между родителем и педагогом есть определенная дистанция в отношениях. Но используя формат творческой игры, вы сможете изменить ситуацию в лучшую сторону. Самая важная задача — стать другом семьи, человеком, которому доверяют. В конце мероприятия дети рисуют древо семьи, а взрослые им помогают заполнить все пробелы. Обычно об этом не разговаривают дома, но здесь дети смогут подробнее узнать своих родственников. Помогите родителям и детям лучше узнать друг друга, узнать свою семью. Если все сделать правильно, то родители вас тоже не забудут и отношению станут теплее, возможно, со многими из родителей завяжется теплая дружба.

Семинар проводится для родителей. На семинаре происходит обучение родителей общению с детьми. Педагог-психолог рассказывает о том, как правильно относиться к своему ребенку.

Если в первом мероприятии мы стараемся сплотить семью, познакомиться и стать друзьями, то второй вариант игр позволяет нам раскрыть таланты не только детей, но даже их родителей. Соответственно вам будет нужно максимально их вовлечь в творческую деятельность, давая им музыкальные роли, переодевая их в сценические костюмы, ставя сценки.

Очень интересной и эмоциональной была творческая игра «Путешествие в страну Мим». Необходимо было показать жестами, мимикой, совершенно не используя слова, различные моменты из повседневной жизни семьи. Цель этого мероприятия в том, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей и родителей.


Этот вопрос на первый взгляд, кажется сложным, т. к. затрагивает важную проблему. Но на деле все гораздо проще и, к счастью, гораздо позитивнее. Конечно, нельзя забыть про факт наличия инвалидности у ваших подопечных. При этом, как показал опыт, здоровы дети и дети с ОВЗ практически не делают акцентов на своих различиях. Это удивительное качество детей — видеть в других хорошее, не обращая внимание на недостатки. Давайте разберем ситуацию со взаимодействием здоровых детей и детей с ОВЗ чуть подробнее.

В первую очередь стоит сказать, что здоровые ребята очень спокойно воспринимают ребят с ОВЗ. Даже когда есть явные проблемы со здоровьем у ребят: отсутствует конечность, серьезное заболевание, непонятная речь. Дети, к великому удивлению взрослых, очень легко начинают дружить между собой, у них возникает искреннее желание поделиться своими радостями с другими. В общении ребят нет никакой зажатости, ярко выраженных проблем с самооценкой, саморазвитием и т. д.

Не бойтесь привлекать к участию в работе инициативы различные творческие коллективы. Пусть дети общаются между собой, помогают друг другу, вместе делают хорошее интересное дело. Дети сами найдут общий язык, нет необходимости переживать за то, что у них будут конфликтные ситуации. Единственное, что может потребоваться для налаживания контакта между детьми с вашей стороны — попросить здоровых ребят сделать первый шаг и вдохновить их на общение, рассказав о том, что это самые обычные дети и их трудности не мешают им быть полноценными личностями.


Когда ваша целевая аудитория — дети с ОВЗ, вопрос о поиске подопечных становиться очень щекотливой темой. Ни для кого не секрет, что родители таких детей не афишируют свои проблемы и зачастую ведут закрытый образ жизни. Поэтому нужно очень внимательно относиться к их личной жизни и ни в коем случае не распространяйте информацию о болезни их ребенка без согласия родителей. Очень часто родители против того, чтобы об их ребенке размещалась любая информация, вплоть до обычных фотографий.

Для того чтобы познакомиться с родителями детей Елена Сергеевна и Андрей Михайлович обратились в ЦСОН – центр социального обслуживания населения. ЦСОН собирает информация о каждой семье, в которой живет ребенок с ОВЗ. У них есть подробные базы данных, поэтому обращение к ним является хорошим способом установить контакты с родителями. Еще одним плюсом обращения через ЦСОН является официальная составляющая. Выходя на связь с родителями от имени ЦСОН, вы вызываете гораздо больше доверия, чем, если бы делали это самостоятельно. Обратитесь в центр, узнайте у них подробную информацию и попросите пригласить родителей навстречу. Подробности встречи не всегда нужно разглашать, т. к. некоторые родители могут сразу отказаться, узнав тему разговора.

В процессе общения с родителями покажите подробную презентацию инициативы. Необходимо очень ярко и интересно рассказать о самой инициативе, ее целях, задачах, волонтерах. Родители должны сами увидеть, что участие в вашей инициативе — интересное занятие. Правильная презентация и хорошее начало работы приведут к тому, что о вас узнают по «сарафанному радио».


Первая сложность была объяснена в предыдущем вопросе — закрытый образ жизни и нежелание афишировать болезнь своего ребенка родителями. Эта сложность устраняется с помощью хорошей работы волонтеров и «сарафанного радио». Когда вы начнете серьезно заниматься с теми ребятами, которые есть в вашей группе сейчас, тогда их родители, увидев результат, начнут рассказывать о происходящем другим и количество подопечных возрастет.

Вторая, возможная сложность — разница в возрасте у детей. Надо сразу отметить, что такая сложность проявится не всегда. Она связана в первую очередь с тем, что на занятия ходит небольшое количество детей. Если детей много, то их можно распределить по группам. Если же распределить нельзя, то необходимо учитывать потребности каждого ребенка. Сюда же входят сложности с разницей в заболеваниях. Например, у Елены в группе были и дети с ДЦП, плохо видящие и слышащие, дети, у которых отсутствовали ноги или руки, были проблемы с внутренними органами и т. д. Разрешить эту сложность можно, организуя постановку спектакля или небольшой сценки для начала. Спектакль тем и хорош, что позволяет задействовать всех детей, давая им возможность реализовать свой потенциал. Например, вы можете занимать детей, которые не говорят тем, что дадите им танцевальные роли, ребятам, которые не слышат, можно предложить создавать декорации. Если вы ставите танец, песню или любое другое действие, ориентироваться необходимо на того, кому сложнее всего делать это действие. Насколько этот ребенок будет способен выполнить движения, настолько и все остальные будут их выполнять. Это касается, в первую очередь сложных движений, вокала, текстов. Если есть дети, которые не могут держать микрофоны, то все микрофоны должны быть размещены на стойках.

Ни в коем случае не жалейте детей на фоне их болезни. Будьте мягкими, но требовательными, чтобы они чувствовали серьезность дела, которым вы все вместе занимаетесь. Отношение должно быть к ним уважительным. Иначе ребенок закроется. Отличным способом расположить к себе детей и создать нужную атмосферу является игра. В игровой форме можно выполнять совершенно любые задания. Игра понятная всем детям, вы можете адаптировать для игры любое занятие. Например, Елена придумала сказку про язычок, который живет у детей во рту. Используя эту сказку, Елена смогла превратить простую гимнастику для языка в увлекательную игру. Попробуйте поступать таким же образом.

Вам обязательно понадобится светлое помещение. Помещение должно быть теплым, полы ровными, свет ярким. Эти условия важны всегда в работе с детьми, а с особенными детьми важны вдвойне.

Обязательно помните о здоровье детей. Никогда не работайте на износ, не гонитесь за мнимым результатом. В работе с особенными детьми результат только один — личные победы каждого ребенка. Эти дети уникальны, у них свои сложности, свои достоинства. К каждому нужен персональный подход, и результат оценивать системно невозможно. К тому же ребята устают сильнее обычных детей.


Это была первая «проба пера». И как в любой похожей ситуации, первый пробный раз вскрывает много нюансов, которые необходимо учитывать в работе. Здесь мы не будем рассматривать сюжет, а поговорим о сложностях работы.

Первый важный момент — правильно распределяйте роли. Очень важно понять сколько ребенок может на себя взять и на что он реально способен. Иначе вы столкнетесь с ситуацией, в которой необходимо будет передавать роли другому, придумывать новые роли или адаптировать их под ребенка. Но даже если пришлось передавать роли другому, делайте это очень тактично, говоря о том, что у вас для него/нее есть отличная новая роль, которая гораздо лучше ему/ей подходит.

Приглашая к участию обычных детей, следите за тем, чтобы они не «опекали» ребят с ОВЗ. Особенные дети и здоровые дети должны чувствовать свою ответственность на равных. Это очень важный момент в работе.

Очень сложно могут проходить репетиции, особенно когда вам необходимо отработать массовое действие. Когда на сцене находится больше 10 детей, большая часть из которых — дети с ОВЗ, то естественным образом возникают проблемы с синхронными движениями, пением и т.д.

Главное, что вы должны будете преодолеть и что станет большим подарком в конце работы — это возможное непонимание, раздражение со стороны здоровых ребят. Проявляйте терпение, ведь театральная постановка — это сложнейшая задача для ребят с ОВЗ. По мере того как дети будут репетировать, раздражительность будет уходить, будут проявляться сострадание, милосердие, дружба. В конце концов, ваша задача — создать условия, в которых дети научатся принимать друг друга такими, какие они есть, научаться помогать друг другу, поддерживать и просто любить вопреки сложившимся стереотипам и мнениям.

В итоге Елене удалось поставить спектакль с детьми. И для многих было огромным удивлением узнать, что в нем участвуют дети с особенностями здоровья и развития. Этот спектакль размещен в нашем уроке. Особенно ценно было то, что в зале был аншлаг и пришли родители детей с ОВЗ, которые не решились привести своих детей на занятия. Все были в восторге от происходящего!


Это мероприятие — еще один интересный вариант создания для детей праздника. Он основывается на химических опытах, безопасных для окружающих, но интересных и увлекательных для детей, т. к. сопровождается различными спец.эффектами в виде разноцветного дыма, хлопков и прочего. Для того чтобы его провести может потребоваться помощь команды, которая занимается этим профессионально, но результат того стоит.

Команду, как всегда можно попросить принять участие в празднике на благотворительных основах и в обмен на рекламу их организации. К тому же очень много людей сейчас открыты к помощи другим и особенно детям. Не бойтесь просить людей. Впрочем, вы можете подготовить праздник и самостоятельно.

Не трудно догадаться, что вам потребуется подготовить несколько занимательных опытов, которые будут интересны детям. Мы здесь приведем несколько примеров (материалы взяты здесь):

  1. Химические цветы:

Первый этап опыта Химические цветы делается родителями, втайне от детей. Для начала нужно смастерить из зубочисток и бумаги сами цветочки. Тут в принципе неважно как они будут выглядеть, главное чтобы было похоже на цветок, а не на слона. Хотя слон меняющий цвет — это неплохая идея для весёлого химического опыта для детей. Итак. Наши готовые цветы пропитываем раствором фенолфталеина и подсушиваем. Фенолфталеин покупаем в аптеке в виде таблеток. Аптекарям он известен под названием пурген. Стоит копейки.

Пока цветы подсыхают готовим два «волшебных раствора».  Первый — это обычный 9% столовый уксус. Второй — раствор гидроксида натрия (NaOH). Гидроксид натрия известен в быту под такими названиями, как каустическая сода, каустик, едкий натр. Что-то из вышеперечисленного обязательно найдется на радиорынке, в магазинах радио- и фототоваров. При неимении таких в вашем городе, гидроксид натрия можно обнаружить на полках супермаркетов в виде небольших упаковок «средств для прочистки засоров в трубах». Обратите внимание на их состав — чаще всего подобные средства состоят почти на 100% из NaOH. В крайнем случае вместо гидроксида натрия подойдет пищевая сода Na2CO3.

Теперь все готово для проведения опыта Химические цветы. Берем один бумажный цветок, опрыскиваем из пульверизатора первым «волшебным» раствором (гидроксидом натрия). Цветок становится алым! Затем опрыскиваем этот же цветок вторым «волшебным» раствором — уксуса. Цветок вновь становится белым. Чудеса и волшебные превращения состоялись!

  1. Шипящие бомбочки для ванн

Для начала приведем самый простой рецепт основы, которые можно использовать для детских игр в ванной. Научившись делать основу бомбочки, далее вы сможете экспериментировать с ароматизаторами. Итак, нам понадобятся:

лимонная кислота — 2 столовых ложки,

сода — 4 столовых ложки,

соль крупного помола — 8 столовых ложек,

растительное масло любое.

Важное уточнение. Соды всегда должно быть в 2 раза больше, чем лимонной кислоты, только в этом случае мы обеспечим правильную химическую реакцию. А также не забывайте пользоваться перчатками!

Лимонную кислоту, соду и соль тщательно, в течение нескольких минут, растираем и перемешиваем в чашке. Следим чтобы не было комков! Теперь постепенно добавляем масло, растирая массу руками. Смесь должна быть пластичной, но в то же время суховатой. Не нужно добиваться консистенции пластилина! Полученную массу плотно трамбуем в заранее подготовленную емкость. Самое простое в домашних условиях это взять формы для запекания или контейнер от Киндер-сюрприза. Чтобы наша заготовка уложилась плотнее, в нее можно добавить немного спирта. Таким образом, смесь увлажнится и лучше утрамбуется. Ни в коем случае не используйте для этого воду — она запустит реакцию, а спирт не окажет никакого воздействия. К тому же он быстро испарится. Теперь оставляем наши бомбочки для ванны застывать на несколько часов. После этого легко извлекаем их из формочек и они готовы к применению! Достаточно кинуть бомбочку в ванную, как она начинает шипеть, выделяя множество пузырьков — это пошла химическая реакция с выделением углекислого газа.

После того как научились делать основу бомбочек, можно добавлять к ним эфирные масла (буквально несколько капель), ароматизаторы и красители. Когда будете добавлять в основу масла основа может начать немного шипеть. Перемешайте хорошо основу и шипение прекратится. Если не помогло – добавьте немного соды.

Кроме этих есть еще множество других опытов, которые вы можете успешно применять в своей работе.

К списку всех уроков
Эксперт
Елена Сергеевна Зиманкина
Со-руководители проекта