Благотворительный магазин «Мр. Спасибо»

Изначально инициативу создания подобного проекта выдвинул Алексей Итяксов – со-руководитель проекта. Находясь в рабочей командировке в г. Санкт-Петербурге, Алексей узнал о похожем проекте и у него возникла идея повторить опыт организаторов, но только уже в Ульяновске. Для этого Алексей со своим другом — Николаем связались с организаторами питерского «Мр. Спасибо». Питерцы очень подробно рассказали о своей инициативе, обучили Алексея и Николая процессу создания подобных проект ов, и с новым багажом знаний они вернулись в Ульяновск. Было решено начинать. Алексей — профессиональный юрист, а Николай – бизнесмен. Еще было решено пригласить к участию Алину, т. к. она является представителем некоммерческой организации. Оценив все риски и составив смету, ребята решили, что вполне возможно начать инициативу собственными силами и она полностью окупится. Конечно же, Алина сразу предложила вместо вложения собственных средств для начала попробовать подать инициативу на грант. Идея была в том, что если у ребят мысль о создании благотворительного магазина одежды вызвала сильный интерес, то и других людей эта инициатива заинтересует с большой вероятностью. Так и решили сделать. Подготовив документы, подали заявку на участие в региональном конкурсе управления внутренней политики на получение гос. поддержки и выиграли. Полученной суммы в 400 тыс. руб. хватило на то, чтобы купить все необходимое оборудование, арендовать помещение, сделать ремонт в помещении, заказать различную печатную продукцию и выплатить зарплату продавцам за первые два месяца работы. Самую большую сумму потратили на создание больших контейнеров для вещей. Контейнер – это сварная конструкция, оформленная в стилистике магазина, высотой 1 метр 80 см. Итогом подготовки стало открытие магазина в апреле 2016 года. Первоначально был страх, что не получится наполнить магазин вещами. Но, как показала практика, у людей есть большое количество вещей, которыми они готовы поделиться с ближним. Конечно, в первую очередь обратились ко всем знакомым. Очень помогли девушки, которые собирали в соц.сетях вещи для маленького ребенка. К сожалению, история с малышом закончилась грустно, но собранные вещи они отдали в магазин, чем очень сильно помогли организаторам. На сегодняшний день магазинчик успешно работает. При этом есть два варианта участия в проекте: покупать вещи, которые до сих пор находятся в хорошем состоянии, некоторые из них совершенно новые, или жертвовать какие-то предметы гардероба девушкам для сортировки и дальнейшей их передачи нуждающимся.

Вопросы и ответы

Суть миссии ребята сформулировали очень коротко, но емко – превратить хорошие, но не нужные одним людям вещи в ценный, полезный ресурс для других. Совершенно неважно продаются вещи в дальнейшем или бесплатно раздаются нуждающимся, главное, что появляется возможность помочь людям. Малообеспеченные люди могут прийти в магазин и одеться полностью на 500-1000 рублей.

Инициатива помогает людям без определенного места жительства. Сотрудничая с другими организациями, которые занимаются сбором информации о людях БОМЖ, можно выйти на потенциальных подопечных и постараться организовать им помощь.

Следующая составляющая работы инициативы – помощь многодетным семьям. Не секрет, что им всегда нужна любая помощь с вещами и деятельность инициативы может быть очень полезной в этом случае. Сюда же относится помощь тем, кто взял ребенка из детского дома, дома малютки и т. д.

А также можно помогать нуждающимся в сложных операциях детям и взрослым, собирая систематично деньги с продажи вещей или организовывая дополнительные сборы.

Еще одной важной категорией подопечных могут быть люди, оставшиеся по причине стихийного бедствия, пожара, землетрясения без крова, одежды, питания и т. д.

Еще можно помогать бывшим заключенным, которые освободились из мест лишения свободы, но не имеют своих вещей и родственников нет, чтобы можно было помочь.

Кроме этого, вы можете помогать членам обществ инвалидов, ветеранам различных войн, беспризорникам и т. д.


Для начала вы должны определиться с чего вы готовы начать. Инициатива сама по себе является интересной и востребованной для большинства Российских (и не только) городов, поэтому есть смысл подать заявление на участие в различных конкурсах. Получив поддержку различных фондов, вы сможете реализовать больше идей.

В любом случае у вас должно быть большое помещение, в котором вещи будут храниться и сортироваться. Это может быть арендованное помещение, отдельно стоящее здание на частной территории одного из участников, подходящее для складских нужд и т.д. Главное, что необходимо учесть – здание должно быть оборудовано для хранения большого количества вещей. Вполне возможно, что первое время вам будет хватать одной небольшой комнаты.

Для создания магазина вам обязательно понадобиться помещение (хотя, вы можете попробовать начать с интернет-магазина, если нет денег на создание классического варианта). Лучше оформить помещение в уникальном стиле, при этом совсем необязательно искать дорогие варианты отделки, главное, чтобы в помещении было приятно и оно запоминалось. Уделите внимание ценникам, сделанным в общей стилистике, если позволяют финансовые возможности, закажите спец.одежду для продавцов с фирменной символикой. Одеждой может быть футболка и кепка, фирменный платок на шею и т.д. Для магазина вам понадобятся стеллажи, вешалки, кассовый аппарат, витрины и т.д. В любом случае лучше начинать с малого и просчитывать все возможные затраты, учитывая их в смете всего проекта. Действуя так, вы сможете разумно оценивать все возможные риски и правильно развивать проект.

Самое важное из оборудования – это контейнеры для сбора вещей. Уделите им особое внимание и сделайте хотя бы один. Поставив их в торговом центре, предварительно договорившись с хозяевами торгового центра, разместите на нем всю подробную информацию о проекте и контактные данные всех ответственных лиц.

В дальнейшем вам могут понадобиться стиральные машины, утюги, отпариватели и т.д. Но об этом имеет смысл задумываться не раньше, чем через 6 месяцев стабильной, активной деятельности проекта.


В первую очередь проверьте все свои шкафы — наверняка вы найдете у себя один-два пакета не нужной, но еще хорошей одежды. Этот вариант очень хорошо работает тогда, когда не знаете с чего начать. Параллельно с этим начните обзванивать всех своих друзей, знакомых и спрашивать их о наличии подобных вещей. Не забывайте просить и их тоже обзванивать своих знакомых. Таким образом можно собрать большое количество одежды. Это будет первым этапом и, вполне возможно, вам этого будет достаточно.

Второй этап – это объявления в соц.сетях, блогах, на сайтах различных СМИ, в газетах и т.д. Самым простым из этого всего является ведение групп в соц. сетях. Такие группы не требуют больших финансовых вложений, но очень эффективны в работе. К ним относятся и блоги.

Размещение новостей в СМИ с призывов о помощи в сборе вещей также не должно вызывать проблем, т.к. благотворительная деятельность освещается в СМИ бесплатно.

Помните о том, что есть и другие организации в вашем регионе, которые могу вам помочь. К тому же общение с другими организациями может стать отличной подготовкой к дальнейшему долгосрочному сотрудничеству. К таким организациям относятся не только некоммерческие организации, но и различные магазины, руководители которых могут жертвовать вам совершенно новые вещи.


В первую очередь стоит сказать, что этим на первом этапе можно заниматься самостоятельно, но в дальнейшем, когда вещей станет намного больше, лучше назначить на эту задачу отдельного человека. Иначе вы просто не успеете отслеживать все процессы работы проекта.

Процесс распределения достаточно прост: вам необходимо определиться первоначально куда отнести ту или иную вещь – в вещи на продажу или в вещи на пожертвование. Вещи на продажу должны быть максимально хорошими, иметь хороший товарный вид, чтобы их было приятно мерить и носить. Вещи для бесплатной раздачи уже не требуют такой серьезной оценки, могут иметь некоторые потертости, маленькие дырочки и прочие мелкие недостатки.

Вещи на продажу после отсеивания необходимо постирать (если они не постиранные, исключение – совершенно новые вещи, подаренные руководителями различных магазинов), погладить, повесить бирку с назначенной ценой.

Вещи для раздачи тоже необходимо стирать, проглаживать и распределять на полках склада. Лучше если все вещи на складе будут распределены по типу носки: футболки, носки, юбки, штаны и т.д. Так будет проще ориентироваться в рядах и искать ту или иную вещь.

Средние цены на вещи 100 – 200 рублей за вещь. При этом верхняя одежда стоит не больше 200 рублей, включая куртки, пальто и т.д.


Задаваясь вопросом где искать партнеров, вы всегда можете воспользоваться услугами соц.защиты. У них есть перечень всех, действующих в вашей области, благотворительных организаций. Там же можете проконсультироваться с какими организациями стоит иметь дело, а кого лучше избегать.

Используйте для взаимодействия различные площадки, на которых проводятся благотворительные акции. Например, это могут быть фестивали, благотворительные марафоны, форумы, премии, конкурсы и т. д. На этих мероприятиях собираются люди, которые регулярно занимаются благотворительной деятельностью. Общайтесь как можно больше со всеми, кто присутствует на таких мероприятиях. Большое количество знакомых в одной сфере даст большую возможность для поиска партнеров и дальнейшего развития коммуникации.


За все время существования магазина ребята ни разу не получали финансовой поддержки напрямую. Вся финансовая поддержка оказывается либо через грантовую поддержку, либо благодаря продаже одежды.

Конечно, основная идея просьбы о поддержке универсальная и нового мы здесь ничего не скажем. Но для тех, кто читает уроки на портале премии в первый раз озвучим основные моменты:

У вас уже должна вестись какая-то деятельность. Никогда не ходите что-то просить с пустыми руками. Бизнесмены — люди деловые, они любят точные цифры, однозначные ответы и четкую, понятную картинку ситуации с вашим благотворительным проектом. Поэтому у вас должен уже быть, наработанный за время существования проекта, результат. И для дальнейшего развития проекта уже можно просить помощи.

Никогда не просите деньги. Составьте список всех вещей, которые могут понадобиться в работе и подумайте какие компании могут вам помочь в их приобретении. Только после этого можно ехать и встречаться с руководителями, прося у них те вещи, которые могут быть у них в наличии. Например, если вам нужны двери межкомнатные, то ехать нужно на фабрику дверей. Таким образом шанс получить поддержку становится гораздо выше.


1). Обязательно описывайте ваш проект простыми словами. Он должен быть максимально понятным и простым. С первых предложений должно быть ясно, что вам нужно, в каких количествах, для чего, почему именно столько денежных средств. Не используйте в описании сложные слова.

2). Проект должен быть реалистичным. Эксперт, проверяющий ваш проект, сразу должен увидеть объективность вашего запроса. Для этого ему достаточно будет сопоставить затраты на достижение вашей цели с самой целью. Если сумма будет разниться или будет указано большое количество лишних пунктов в графе «расход», то есть большая вероятность, что проект не пройдет.

3). Проект должен быть долгосрочным. Еще лучше, если он будет самоокупаемый. Это очень сильно повышает ваши шансы на получение поддержки. Поэтому продумайте заранее сценарий вашего развития, просчитайте все возможные риски, оцените покупательную способность населения (если вы собираетесь оказывать услуги или что-то продавать, пусть и за бросовую цену) и т. д. Чем понятнее дальнейшее развитие проекта вам самим, тем лучше вы сможете донести свое понимание до экспертной комиссии.


Риск-менеджмент очень важен в любом бизнесе. Общественная организация, которая самоокупается за счет продажи вещей – это тоже вариант бизнеса. Поэтому, как и в любом другом бизнесе, здесь есть расходная и доходная части. Так вот, доходная часть должна быть направлена не на поддержание семьи организаторов, а на развитие проекта. Другими словами, первый важный аспект в работе благотворительного магазина — не начинайте проект, если у самих есть сложности с финансами. Никогда не берите кредиты на развитие благотворительного проекта, не занимайте у знакомых, не закладывайте имущество и т. д. У вас в работе всегда должна участвовать только та часть средств, потеря которой никак не отразится на основном бюджете семьи.

Второй важный момент — тратьте доходную часть на развитие магазина. Покупайте доп. оборудование, развивайте рекламу, используйте ее для выстраивания нужных отношений с партнерами и представителями власти. В конце концов, у вас всегда могут появляться убыточные месяцы, и накопленная доходная часть будет служить подушкой безопасности для вашего проекта.

Не бойтесь вопроса «А почему вы продаете, а не…?». Это нормальный вопрос, который говорит о том, что у людей просто есть сформировавшееся мнение на этот счет. Всегда можно ответить, что так вы поддерживаете существование магазина, можете оказывать поддержку нуждающимся в помощи людям, покупая лекарства, оплачивая поездки куда-то и т.д. Другими словами, люди боятся, что вы кладете эти деньги себе в карман, наживаясь за их счет под видом благотворительности. И им нужно спокойно объяснить почему это не так. 


В первую очередь необходимо разобраться какая аудитория будет наиболее лояльна относиться к вашей инициативе. Это может быть молодежь, это могут быть люди пожилого возраста, среднего возраста, семейные пары, военные и т.д. Исходя из этого можно отследить возможные ошибки в работе и понять кто же действительно нужен для данной деятельности. Объясним это на примере Мр. Спасибо — имея большой опыт работе со школьниками и студентами, Алина стала приглашать их к участию в этом проекте. Ребята согласились, но по прошествии небольшого количества времени их мотивация стала падать, и они потеряли интерес к такой деятельности. Причины могли быть разные, но основная мысль была понятна – ребята не готовы заниматься подобной благотворительностью. Параллельно с этим к Алине пришла пожилая женщина, которая была готова помогать. И если раньше Алина бы отказалась от ее помощи, то теперь она поняла, что эта женщина могла бы стать хорошим помощником.

В процессе работы очень важно поддерживать и вдохновлять своих волонтеров, не забывать их благодарить. Очень хорошо, если они будут получать отклик и от покупателей тоже. Эта вещь очень мотивирует на дальнейшее участие. И еще одна вещь очень важна — показывайте своим волонтерам результат их работы. 

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Алексей Итяксов
со-руководитель проекта