«Хулиганские экскурсии»

Идея создания хулиганских экскурсий у Наталии была уже давно. Наталия – это автор и руководитель инициативы. Будучи культурологом по первому образованию, Наталия хотела создать что-то интересное, с неформальной подачей, что-то, что покажет ее родной город с новой, неожиданной стороны. Так и возникла идея начать проводить хулиганские экскурсии. Поразмыслив над идеей и опробовав её на своих друзьях, Наталия решила запустить её в массы. С тех пор прошло почти два года. Создав ая хулиганские экскурсии, Наталия не преследовала цели заработать денег. Гораздо важнее было показать астраханцам другой интересный облик города. Важно было рассказать о уже привычных и, казалось бы, знакомых достопримечательностях новые истории, незнакомые факты, интересные тайны, которые могут знать только жители города, и нигде в архивных документах информации об этих тайнах нет. При этом, даже имея неформальную особенность проведения, экскурсии должны были оставаться ценными в культурном и историческом смысле. К сожалению, многие астраханцы считают свой город скучным. Очень хотелось доказать, что это совсем не так. Используя различные методы развития инициативы, помощь знакомых и друзей, Наталия начала активно развивать проект. «Сарафанное радио» значительно усиливало это развитие. В конце концов к Наталие обратились преподаватели одной из школ с просьбой провести для школьников экскурсию. Наталия, недолго думая, согласилась. Итогом экскурсии стали восторженные отзывы как учителей, так и учеников, а «участники экскурсии» стали живой рекламой и значительно ускорили развитие проекта. Инициативе скоро исполняется два года с момента начала. Наталия продолжает активно проводить по две экскурсии в неделю. Кроме этого, она оказывает поддержку особенным детям, страдающим различными заболеваниями и имеющим особенности развития. Надеемся, что и в дальнейшем инициатива будет развиваться и станет вдохновляющим примером для других людей. 

Вопросы и ответы

Первая часть миссии инициативы – развеять миф о том, что люди живут в скучном, сером, непривлекательном городе. Большинство людей сильно затянуты рутиной обычной жизни и им сложно выйти за рамки рабочих будней. Такие люди полностью поглощены сценарием жизни Работа-Дом-Работа и уже забыли о том, что в их жизни может быть место если и не чуду, то хотя бы чему-то яркому, интересному. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы вытащить их на время проведения экскурсии в новый, непривычный для них, но очень интересный мир. Пусть они погрузятся в таинственные истории, казалось бы, давно известных им улиц, домов, узнают о истории этих мест, посмотрят на жизнь города глазами людей, живших на этих улицах 30-40 лет назад. Пусть экскурсия станет для них билетом в новый, неизведанный город, о котором они никогда не знали.

Второй частью является интерактивность экскурсии. Она не должна быть сухим вещанием заученного текста о той или иной локации. Каждая локация должна быть интересным объектом маршрута, который увлекает каждого участника экскурсии своим колоритом, историей, жителями, легендами и т.д. Увлечет этот объект слушателей или нет – во многом зависит от вашей подачи. Постарайтесь создать атмосферу, в которой каждый участник становится важной частью происходящего.


В работе любого проекта важна команда и распределение ролей. В случае с Наталией и «Хулиганскими экскурсиями», команда – это один человек. Наталия справляется полностью сама со всей работой, подготавливая маршруты, изучая локации, развивая группы в соцсетях и т.д. Но она специально для вас рассказала о возможном варианте разделения ролей.

В первую очередь, необходимо понять, какое количество экскурсоводов вам нужно. Разумеется, каждый из экскурсоводов должен понимать специфику работы и уметь проводить именно хулиганские экскурсии.

Для развития проекта вам нужен будет человек, который развивает группы в соцсетях, работает со СМИ, отвечает на звонки и письма, организует рекламные кампании и т.д. Работа по продвижению проекта в массы очень важна и требует хорошей концентрации, поэтому лучше доверить ее одному человеку.

Также вам может понадобиться человек, который может организовать различные встречи со школьниками, студентами, преподавателями вузов и т.д. На этих встречах можно рассказывать молодежи историю их города, улиц, кварталов. Но история эта берется не из учебников, а со слов жителей тех мест и того времени, о котором идет речь. 


В первую очередь надо сказать, что территориально экскурсия должна проводиться на локации радиусом не более 5 км. Это связано с тем, что физически будет тяжело перемещаться между точками маршрута, расположенными друг от друга на расстоянии 1 км и более. Учитывайте и тот факт, что обязательно нужно будет рассказывать что-то во время перехода от одной локации к другой. Говорить на ходу тяжело, это требует дополнительных усилий, внимание людей рассеивается, некоторые участники будут переключаться на свои гаджеты, кому-то может быть не слышно ваших слов и т.д. Поэтому самым оптимальным расстоянием между точками маршрута является расстояние в 500-700 метров. На маршруте Натальи всего 10-12 точек остановки.

Вторым важным моментом является знание всех подробностей о дате строительства, материалах, использованных при строительстве, архитектурном стиле и т.д. тех локаций, по которым строится маршрут. Конечно, если вы водите «Хулиганские экскурсии», далеко не все люди будут вас спрашивать о таких подробностях, но знать исторические данные из архивных документов нужно обязательно. Не поленитесь и постарайтесь найти все подробности и том или ином объекте вашего маршрута, ведь всегда может прийти на экскурсию человек, которому будет интересно узнать, когда, кем и в каком стиле построен данный объект. 


Одним из наиболее интересных и действенных методов является байка. Байки – это все истории, которые не носят официального характера, не записаны нигде в архивах, но известны местным жителям той локации, по которой проходит ваш маршрут. Поэтому обязательно перед подготовкой экскурсии пообщайтесь с местными жителями. Они рассказывают совершенно разные истории, начиная от обычных преступлений, несчастных случаев и заканчивая таинственными находками, исчезновениями и прочей мистикой. Все эти истории не могут претендовать на истину, их нельзя проверить, но они создают определенную атмосферу в процессе общения с участниками, вовлекают их в какую-то историю и позволяют погрузиться в происходящее, став частью событий.

Второй важный момент – можно вовлечь участников в какую-то задачу. Это может быть фотографирование каких-либо однотипных объектов окружающего пространства: лавочки, деревья, кирпичи, окна, животные и т.д. Делая это, людям нужно разместить эту фотографию у себя на странице с хэш-тегом «хулиганских экскурсий» и таким образом принять участие в розыгрыше приза, например. Так вы будете рекламировать свой проект без дополнительных вложений и добавите интересный интерактивный элемент в работу. Кроме фотографий, можно добавить элемент поиска заданий на локации и их решений на протяжении всего маршрута. Это придаст экскурсии атмосферу квеста. Подобный подход можно в дальнейшем развить в полноценную тренировку на построение команды и использовать как услугу для сотрудников различных компаний.


У любого проекта есть своя финансовая составляющая: призы для конкурсов, музыкальные инструменты, краски для рисования и т.д. В случае с «хулиганскими экскурсиями» финансовая составляющая может быть совершенно любой и зависит от ваших планов. Учитывая тот факт, что развивать популярность проекта можно через соцсети, а для проведения экскурсии вам не нужны дополнительные ресурсы кроме своего времени и трудозатрат, то себестоимость одной экскурсии может быть нулевой (если не брать в расчет потраченные часы личного времени). В этом и кроется основная прелесть подобной деятельности. Поэтому на базе подобной инициативы очень легко организовать благотворительные акции для ребят из малообеспеченных семей и их родителей, для школьников, ветеранов и многих других.

Если вы хотите иметь средства на развитие, как-то улучшать и развивать инициативу с помощью финансовых вложений, можно ввести фиксированную цену за экскурсию. Она может быть символической – например, 100 рублей. Можно также объявить о том, что собранные средства пойдут на помощь больным детям и взрослым, страдающим тяжелыми заболеваниями или на любые другие варианты оказания благотворительной помощи. 


«Хулиганские экскурсии» хороши тем, что сами себя рекламируют при условии, что вы проводите по-настоящему интересные экскурсии. Этот факт может быть эффективно использован при налаживании партнерских отношений с другими компаниями. Но давайте по порядку.

В первую очередь, вам нужно начать с самостоятельного развития, прежде чем вы сможете пойти к руководству различных компаний и предложить им сотрудничество. Для этого вам нужно подготовить и отработать на практике свой продукт —«хулиганские экскурсии». У ваших экскурсий должен быть свой формат проведения, по которому вас будут узнавать; маршруты должны быть уникальными как с точки зрения локаций, так и с точки зрения способа их прохождения. Даже если в вашем городе существует стандартный маршрут и сложно придумать что-то новое, не отчаивайтесь и подумайте над тем, что можно добавить в способ его прохождения, какие задания можно придумать участникам для погружения их в процесс и т.д. Такой подход к работе позволит вам стать полностью самодостаточными в своей деятельности и интересными для партнеров.

После воплощения в жизни первого этапа возможны два параллельных способа развития партнерских отношений. Первый – по «сарафанному радио» о вас узнают различные организации и предложат сотрудничество. Таким образом, вы сами будете решать, сотрудничать или нет. Второй вариант – предлагать сотрудничество самостоятельно. Этот вариант актуален тогда, когда необходимо выйти на конкретных людей.

Самым понятным для вас и ваших партнеров предложением будет предложение о рекламе их продукта в процессе экскурсии. Вы можете предложить возможность бесплатного размещения рекламы их продукции в ваших группах, блогах, на канале youtube и т.д. Для благотворительной организации бесплатная реклама своих партнеров является хорошим инструментом создания партнерских связей. 


Подача материала – это, пожалуй, самый важный критерий, по которому люди будут отличать «хулиганские экскурсии» от любых других. Здесь все важно: стиль речи, интонация, использование «острого словца», музыкальное сопровождение во время рассказа, стиль одежды и т.д. Поэтому давайте затронем эту тему чуть подробнее.

В первую очередь, вы должны понять, что для создания уникального стиля проведения экскурсий вам нужно создать свой уникальный образ «хулиганского экскурсовода». Подумайте над тем, что вам ближе всего из творческих направлений и как их применить в вашем деле. Это могут быть стихи, игра на музыкальных инструментах (на волынке, например), превосходное знание архитектуры, ораторское искусство, писательский талант, который позволяет вам писать целые рассказы о том, что происходит с участниками на маршруте и т.д. Главное условие — ваш образ должен максимально отражать ваше внутреннее творческое видение того, чем вы занимаетесь и что хотите передать участникам экскурсии.


Для каждого маршрута можно и даже нужно выбирать какую-либо тему и использовать ее как центральную в своем рассказе. Хорошим примером такого подхода является маршрут «хулиганских экскурсий» «По дну Астрахани». Этот маршрут пролегает по бывшему дну Волги, которая протекала несколько столетий назад в этом месте. И используя тему Волги, можно рассказывать о всевозможных видах рыбы, которые в ней водились тогда и водятся сейчас, о тех производствах, которые тогда и сейчас находятся на территории водохранилища и о многом другом. Аналогичным образом можно построить каждую экскурсию.

Соответственно, для подготовки маршрута вам надо изучить достопримечательности города, узнать его раннюю и позднюю историю, познакомиться с культурой города, этносом и теми условиями, в которых культура и этнос формировались. Знание об этих исторических аспектах вы можете использовать в процессе работы, и они очень пригодятся.

Изучив подробно свой город и область, узнав все необходимые подробности, можете начинать планировать маршрут. Выберите одну тему, которая будет находиться в центре всего рассказа и развейте ее, используя особенности локаций. После создания основы маршрута подумайте, как можно превратить обычную экскурсию в «хулиганскую»: возможно, вам нужно будет залезть на крышу одного из зданий, отыскать башню старой пожарной части и из нее постараться найти расположение следующей точки маршрута по отличительным признаками (цвет крыши и т.д.). При этом в экскурсии могут и должны присутствовать ситуации, когда вам нужно попасть на территорию определенного объекта и вас могут туда не пустить или попросту выгнать недовольные обыватели. Это и будет создавать определенную атмосферу «неформата», которой часто не хватает людям.


В первую очередь, вы должны понять, какую степень ответственности вы можете и готовы взять на себя за этих детей. Это крайне важно, т.к. жизнь и здоровье каждого ребенка ложатся прямо или косвенно на ваши «плечи», поэтому нужно отнестись к вопросу крайне серьезно. Классический вариант работы с такими детьми – проведение экскурсии вместе с их опекунами, родителями, педагогами и другими ответственными лицами. Это снимет с вас огромную ответственность и позволит избежать возможных проблем в дальнейшем.

Если вы знаете свою аудиторию (а эту информацию необходимо узнать заранее), то вам необходимо сформировать маршрут с учетом их потребностей и возможностей. Если у вас дети с дцп, то обязательно выбираются локации, в которые они могут легко попасть без последствий. Для детей с аутизмом используется самый простой способ рассказа, время экскурсии сокращается до 1ч-45 минут. Обычно час – это максимальный период времени, в течение которого такие дети могут воспринимать материал. Если экскурсия затягивается – ребята начинают сильно уставать и их внимание рассеивается. Формируя карту маршрута, учитывайте все возможные особенности детей. Для этого проконсультируйтесь с их родителями, педагогами, врачами и узнайте все особенности восприятия, как быстро они устают, какие сложности в поведении могут возникнуть. Чем больше вы знаете о своих маленьких участниках, тем легче и безопаснее будет проходить экскурсия.

Всегда помните, что в процессе работы с особенными детьми могут возникать нестандартные ситуации, во время которых они начинают резко ссориться, у кого-то может случиться истерика без видимой на это причины, быстро будет меняться настроение и т.д. Нужно быть готовым к подобным моментам и уметь правильно на них реагировать. Правильная реакция крайне важна в работе со всеми детьми, а с такими тем более, т.к. от нее будет зависеть, поможете вы преодолеть ребенку его сложности или причините ему новую боль.

В заключении мы хотели бы сделать акцент на том, что нужно очень хорошо понимать, что работа с детьми требует огромных энергозатрат от экскурсовода. Поэтому убедительно просим вас со всей ответственностью подойти к принятию решения о проведении экскурсии для тех или иных особенных детей. Если вы не умеете, не знаете и не понимаете, как проводить для детей экскурсии – то лучше этого не делать либо найти специалиста (детского педагога-психолога, например), который поможет вам хорошо разобраться в этом вопросе и начать действительно помогать детям. 


Учитывая тот факт, что в целом мы говорим о благотворительной составляющей проекта, важно упомянуть возможные сложности в работе.

Основной сложностью в работе может стать сильная утомляемость в процессе работы с детьми. Позвольте себе всегда хорошо отдыхать после экскурсий. Дети с ОВЗ требуют колоссальных энергозатрат. Отдых после работы с детьми должен быть не менее 3-4-х часов. Это обязательное условие, необходимое для сохранения и поддержания вашего здоровья на должном уровне. Отдыхать нужно обязательно и абсолютно всем. Исключений не существует. Даже если вам кажется, что у вас еще куча сил и энергии после встречи с ребятами, отдыхать нужно обязательно, так как ресурс энергии и сил не бесконечный. Из-за халатного отношения к отдыху вы можете в какой-то из дней просто не выйти на экскурсию по причине сильной усталости. 


В процессе работы вам могут понадобиться различные документы, книги и другие источники информации, позволяющие подготовиться к предстоящей экскурсии. Для того, чтобы найти эту информацию, стоит обратиться в министерство культуры, администрацию города, различные архивы и все те организации, которые так или иначе связаны с историей города, жизнью его населения (и у них хранятся данные о предыдущих поколениях жителей) и т.д. Для того, чтобы воспользоваться услугами архивов, достаточно прийти в нужную организацию, сделать себе абонемент на доступ в этот архив, после чего вы получите в него доступ и сможете искать там всё необходимое. Также помните о различных библиотеках, в которых могут храниться данные о различных этапах развития вашего города, его районов и т.д.

Материалы по теме урока / 1

Вот вы говорите, у нас смотреть нечего в Астре. Протестую. Рискнув всем, я отправилась аж на Трусовскую сторону, чтобы опровергнуть сие. У нас была од на семёрка, один амбаловидный оператор и две шоколадки.

К списку всех уроков
Эксперт
Наталия Тайгунова
Основатель проекта