Тактильные книжечки для детей

Инициатива зародилась в 2015 году на школе добровольчества “Доброволец России”. Он проводился и проводится по сей день Педагогическим Университетом г. Ульяновска. Сейчас он называется Форум “СтудДобро”. Оксана, руководитель и организатор инициативы, в то время проводила мастер-классы по азбуке Брайля. В процессе работы возникла интересная идея, из которой получился проект инициативы “Мир на ладошках”. Вместе с волонтерами началась работа по оформлению этого проекта на бумаге. Ребята получили большой опыт подготовки серьезного проекта на получение гранта. Они консультировались с экспертами, изучали особенности слепых детей и тактильных книг, стараясь написать проект так, чтобы у экспертов возникло желание выдать гранат. После долгой трехмесячной подготовки работа была завершена, и нужно было ехать для представления своей работы на конкурсе, но, к удивлению Оксаны, она заболела ветрянкой и поехать не смогла. Поэтому было решено отправить представлять грант на конкурсе одного из волонтеров. Важно сказать, что ребята подготовились очень хорошо - они сделали две тактильных книги, одну из которых в качестве наглядного образца привезли на конкурс, а другую подарили в фонд одной из библиотек г. Ульяновска. В итоге, гранты были успешно выиграны и можно было начинать дальнейшее активное развитие. С этого момента инициатива стала успешно реализовываться и реализуется до сих пор. Волонтеры готовят тактильные книжечки, проводят мастер-классы, показывают короткие видеоролики детям, подробно рассказывая о том, как живут и воспринимают мир незрячие дети. В конце каждого мастер-класса дети вместе с волонтерами самостоятельно делают тактильную книгу.

Вопросы и ответы

В самом начале работы Оксана с волонтерами не задумывалась о какой-то большой миссии проекта. Просто в наше время настолько много стало отрицательных событий, что многим людям естественным образом хочется сосредоточиться на хорошем. А некоторые, такие как Оксана и многие другие волонтеры этого и многих других подобных проектов, стараются сделать так, чтобы хорошего в мире стало больше. Философия Оксаны очень проста и, в то же время, мудра: отдавая частичку своей теплоты, добра, сострадания, милосердия и любви кому-то, ты становишься сам счастливым, появляется ощущение, что день прожит не зря и жизнь имеет смысл. Это удивительное чувство бескорыстного служения другим и делает жизнь волонтеров гораздо глубже, интереснее, осмысленней и счастливее.


В первую очередь понадобится человек, который будет проводить мастер-класс. Это может быть как сам организатор инициативы, так и человек, который будет заниматься только этим направлением работы. Второй человек шьет для мастер-класса все необходимое. В целом, для реализации инициативы такой состав оптимален.

Примерный перечень задач, которые необходимо будет решать волонтерам:

  1. Согласование даты и места проведения мастер-класса с учебными учреждениями: школами, ВУЗами, различными исправительными учреждениями, колледжами и т. д.
  2. Подготовка материалов для будущего мастер-класса.
  3. Подготовка сценария мастер-класса.
  4. Подготовка к проведению мастер-класса. Сюда входит несколько пунктов, о которых мы расскажем подробнее в отдельном вопросе.
  5. Сбор средств. Этот пункт важен, т. к. Себестоимость одной тактильной книжечки 1500 рублей за полноценных 5 страниц. Поэтому необходимо будет решить заранее как вы будете эти средства получать.

В первую очередь, для того, чтобы понять какие ресурсы понадобятся всегда необходимо определить, что вы будете делать и как вы это будете делать. Если вы делаете какую-то сказку, то нужно будет определить каким именно образом будут передаваться события этой сказки в книге. От этого будут зависеть материалы, сроки изготовления, сложность изготовления. Также необходимо учитывать, что для изготовления книг существуют специальные методические материалы, которые позволят понять, что именно обязательно должно присутствовать на фигурках персонажей, а что второстепенно.

Из материалов вам понадобится обложка для книги, материалы для оформления самой книги, материалы для изготовления страниц этой книги. Также вам будет нужна бумага с текстом, напечатанным шрифтом Брайля. Эту бумагу можно получить в крупных библиотеках, т. к. на балансе библиотек есть спец. техника, печатающая такую бумагу.

Стоит сказать, что, как правило, для изготовления персонажей сказок в этих книгах используются различные ткани. Соответственно, вам понадобятся нитки, иголки, швейная машинка для заготовок, ножницы, раскроечный коврик или стол (его можно сделать самостоятельно), наполнение для игрушек. Кроме этого, можно использовать дерево, бумагу, делая различные аппликации. Соответственно, вам понадобятся веточки, листики различных размеров и цветов, нетоксичный клей, различные краски, карандаши и т. д. Также можно использовать в изготовлении различные, преимущественно естественные запахи. Главное — не переусердствовать с этими запахами, особенно учитывая тот факт, что у незрячих детей обострено обоняние.


Конечно, Оксана с друзьями-волонтерами не является первооткрывателем тактильных книг. Эти книги существуют довольно давно и делают жизнь незрячих детей чуточку лучше и позитивнее.

В первую очередь, важно помнить, что такие книги - замечательный способ подарить незрячим детям частицу заботы, любви, тепла, которых им часто не хватает. Сделанные с любовью и с желанием послужить, эти книги передают сильную положительную энергетику. Уже давно не секрет, что различные объекты запоминают энергетику человека, который с ними соприкасается. Так молекулы воды разрушаются, находясь рядом со злыми, раздраженными, ругающимися людьми. И наоборот, молекулы принимают красивую форму рядом с позитивными людьми, говорящими о любви, сострадании и т. д. Аналогичным образом различные предметы перенимают общую энергетику настроения человека, который создает ту или иную вещь. И чем сильнее желание такого человека помочь, тем лучше будет изготовленная книга. Поэтому очень важно делать их с душой, вкладывая в них все самое лучше, что есть в вашем сердце.

Второй важный момент - эти книги дают возможность незрячему ребенку почувствовать на опыте какова на ощупь шерсть барашка, мех лисы, кора дерева и т. д. Это дает очень хороший опыт соприкосновения с окружающим миром прямо здесь и сейчас. К тому же у детей очень сильно развито воображение - оно позволяет им создавать удивительные картины в его голове. А тактильные книги помогают ему погрузиться в интересную историю. В каком-то смысле эти книги круче фильмов в 3d, т. к. Позволяют потрогать персонажей, ощутить их запах.

Такие книги становятся маленьким окошком в интересный, увлекательный мир форм и чувств, который недоступен глазу незрячих детей. Создание таких книг - это чудесный способ им помочь соприкоснуться с этим миром. Эти книги будут интересны как детям, так и взрослым.


Эти книги дают возможность маленьким деткам в возрасте от 1 до 4-6 лет знакомится с окружающим миром. Об этом мы писали в предыдущем вопросе. Работа с такими книгами помогает подготовиться к дальнейшей социализации. Дело в том, что незрячие дети обучаются в спец. школах, где обучение адаптировано под их особенности здоровья. Но в эти школы они поступают только при достижении 6-7 летнего возраста. А тактильные книги позволяют им сформировать представление об окружающем мире, развить моторику пальцев и т.д.

Второй важный аспект работы инициативы — помощь в социализации заключенным. Поскольку заключенные долгое время пребывают в местах лишения свободы, они сильно десоциализируются. Это сказывается на их дальнейшем возвращении в социум. Но заняв их в служении незрячим детям можно разбудить в их сердцах чувства сострадания, любви, дать возможность через это служение сделать для общества что-то полезное. У заключенных появляется возможность сделать для других что-то хорошее. В практике Оксаны был случай, когда заключенные, после просмотра видео и общения с волонтерами самостоятельно сделали тактильную книгу. Естественно, для любого, кто понимает серьезность проблемы, это отличный результат.


В первую очередь можно условно разделить их на «событийных» и «постоянных». Оксана считает, что нет плохих волонтеров. Просто нужно уметь различать мотивы людей и, в соответствии с их мотивацией, давать им правильную ответственность.

«Событийные» волонтеры – это участники, которые готовы помогать вам в вашей деятельности разово. Такие люди с удовольствием выходят на массовые акции, например. К таким акциям можно отнести разовые раздачи пищи, благотворительные концерты, открытые уроки и мастер-классы, спортивные чемпионаты и много другое. Суть в том, что все эти акции объединяет один важный аспект – они проводятся кратковременно и не требуют систематических усилий. На такие мероприятия проще всего найти волонтеров, поскольку затраты времени/сил в данном случае минимальны как для самих участников, так и для организаторов мероприятий. Основной минус таких людей – зачастую они не относятся к своей благотворительной деятельности как к серьезному и долговременному делу. 

«Постоянные» волонтеры – это участники, которые становятся частью вашей команды. Они приходят на все или почти на все акции, отвечают всегда на звонки, стараются максимально эффективно решать поставленные задачи. Таких всегда меньшинство, но им уже можно поручать ответственность за целое направление в работе. Их особенность в том, что все «постоянные» волонтеры нашли в этой деятельности что-то важное для своей жизни. Многим из них уже не нужны какие-то временные, внешние достижения от этой деятельности, но ими движет мотивация служить обществу, стране, каждому живому существу в отдельности. Они это делают потому, что по-другому жить просто не хотят. И для таких людей благотворительность становится образом жизни. Конечно, таких всегда будет меньше, но и ценность этих людей в команде гораздо выше обычных волонтеров. Их нужно ценить и давать им любую возможность развиваться дальше.

Для того чтобы понять мотивы людей существует очень простой, но действенный метод. Конечно, он не исключает возможность ошибки, но в целом неплохо работает. Этот метод – простое анкетирование. Вы можете написать свою анкету, в которой будут вопросы, раскрывающие мотивы будущих участников. Данные, полученные в результате анкетирования, помогут вам гораздо эффективнее распределить нагрузку между людьми и реже ошибаться тогда, когда вы передаете кому-то ответственность за выполнения различных задач.

Если мы не понимаем с самого начала к чему человек готов, а к чему нет мы неизбежно будем поручать ему задачи, которые он не сможет выполнять хорошо. В этом случае может возникать ситуация, в которой ответственный волонтер просто не приходит на мероприятие потому, что внезапно взял отпуск и уехал с семьей отдыхать, предупредив вас об этом накануне самого мероприятия. И вам придется лихорадочно искать ему замену, которую, по понятным причинам, найти будет сложно. Чтобы такого не происходило у людей нужно сразу спрашивать — «Хотели бы вы стать постоянным членом нашей команды и почему?», «Есть ли у вас возможность систематически выполнять какую-либо задачу? Если ответ «Да», то какую?» и т.д. Таким образом, вы сразу сможете разделить волонтеров на условные группы и правильно распределить нагрузку.

Очень важно в работе с волонтерами учитывать их реальные потребности при выборе направлений работы, поскольку они являются людьми свободными и делают свою работу добровольно и бескорыстно. Например, один человек хочет создавать макеты для книг, а другой, наоборот, больше любит проводить мастер-классы. Поэтому анкета является отличным способом заранее выяснить что именно интересно, к чему готовы/не готовы, что хотели бы/не хотели бы делать будущие волонтеры.


Этот вопрос важно осветить, поскольку он показывает насколько может быть ценна благотворительность. При общении с будущими волонтерами вы всегда сможете опираться на эту информацию.

Первый плюс — любая хорошая благотворительная деятельность, основанная на бескорыстном служении другим живым существам, приносит человеку удовлетворение и чувство счастья. Для многих она становится смыслом всей жизни. Многие участники нашего конкурса посвятили свою жизнь служению другим.

Второй, важный плюс – это возможность повысить свой профессионализм, получить бесплатно и в режиме реального времени новые навыки, знания, познакомиться с различными людьми. Именно этот момент привлекает очень многих и его важно учитывать в работе и в момент поиска волонтеров.

Третий плюс нельзя назвать плюсом в полной мере. Это больше психологическая потребность людей. Она основана на склонности человека отождествлять себя с чем-то значительным, великим, ценным. В данном случае она проявляется в том, что человек хочет стать частью большой организации и, таким образом, повысить свою самооценку. Конечно, этот мотив никак нельзя назвать бескорыстным, но в процессе сотрудничества такие люди могут стать лучше и, со временем, остаться в рядах организации уже просто потому, что служение другим стало частью их жизни.


Вам очень важно будет иметь рекомендации от различных организаций перед тем, как вы пойдете договариваться о проведении мероприятия в школе, ВУЗе или в других образовательных и образовательно-воспитательных учреждениях. Поэтому стоит начать свою работу там, где появился первый хороший контакт с руководством и удалось провести первый открытый урок по созданию тактильной книги. Причем важно понимать, что этим контактом может стать сотрудничество с любой из гос. организаций, соответственно пробовать свои силы надо везде.  После того как вы проведете хороший мастер-класс стоит попросить написать для вас рекомендацию, которая послужит в дальнейшем хорошим доказательством вашей серьезности. Чем больше есть рекомендаций – тем лучше.

А в целом переговоры с руководителями гос. учреждений не сильно отличаются от переговоров с частными организациями. Здесь всегда цениться конструктив, простая и четка подача материала, способность оценивать интересы собеседника и понимать, что именно они хотят получить от сотрудничества с вами и можете ли вы им это дать.


В первую очередь стоит отметить легкую, непринужденную атмосферу, которую нужно создать в отношениях со школьниками. Поэтому начать можно с простого неформального «Привет!». Далее, необходимо рассказать о себе, рассказать о том, почему вы занимаетесь этим и почему для вас это важно.

Вторым этапом, после приветствия идет показ тематического видео или рассказ о жизни незрячих людей. Важно максимально ярко и подробно описать повседневную жизнь незрячих людей. Например, незрячие люди, в отличие от нас, видят сны в виде ощущений – люди рассказывают как пахнут цветы, как дует ветер и т. д.

Третий этап – показ и создание тактильной книги. Для начала вы можете показать как она выглядит и предоставить возможность школьникам попробовать узнать о чем она, закрыв глаза. У некоторых детей это может быть очень сильным опытом, после которого они удивленно спрашивают — «А что, они совсем ничего не видят?». И далее вы начинаете создание книги.

Такой мастер-класс могут провести два человека без каких-либо ощутимых неудобств.


Безусловно, мастер-класс для заключенных обычным не назовешь. Во время его проведения нужно учитывать некоторые особенности. Мы их сейчас рассмотрим подробно.

В первую очередь здесь нужно учитывать возраст участников. Не стоит брать с собой волонтеров младше 18 лет. Берите только совершеннолетних.

Количество участников в команде должно начинаться с 2-х до 3-4 человек. Обязательно в команде должен быть мужчина. Это психологический аспект, и он крайне важен в работе, поскольку заключенные, которые привыкли жить по своим законам, гораздо легче примут мужской авторитет, нежели женский. При этом мужчина-волонтер даже может не принимать активного участия в работе, простое молчаливое уверенное согласие с действиями других участников уже будет давать нужный эффект. Это применимо в ситуации, когда парней-волонтеров нет времени учить, но есть возможность взять с собой.

Приветствие. Надо понимать, что места лишения свободы – это режимные объекты со своими правилами. Люди, которые там находятся привыкли жить по своим законам, они лишены многих вещей, поэтому общение с ними может показаться специфическим. Поэтому вместо привычного «Привет!» звучит «Здравствуйте, граждане заключенные!». Просто заранее обсудите этот момент с сотрудниками учреждения, чтобы не возникало неприятных моментов в общении.

В целом эта деятельность может принести огромную пользую как самим волонтерам, поскольку покажет им жизнь людей с другой стороны, так и заключенным, которые могут вдохновиться идеей создать тактильную книжечку для слепых детей. У наших героев был реальный опыт в процессе работы, когда заключенные сами решили сделать тактильные книги для детей после подобного мастер-класса.

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Оксана Краснобай
Руководитель