«Школа гражданского правозащитника»

Этот большой проект родился из желания отстоять нарушенные права невиновных. Не секрет для многих, что не все попадающие в места заключения люди виновны. Некоторые из них действительно не имеют никакого отношения к тем статьям, за которые находятся в заключении. Именно для помощи таким людям и создавался этот проект. Ведь не многие знают, что правом защищать своих родных и близких обладают родственники осужденного. Именно они могут сыграть решающую роль в судебном процессе и повлиять на исход дела. К тому же, они не привязаны к адвокатской лицензии и могут не бояться ее потерять, что дает им некоторое преимущество в озвучивании важных аспектов дела, говорить которые адвокат может не решиться в силу особенностей своей профессии. Этот факт и стал поводом для будущих занятий. Когда проект заработал в 2015 году было сильное желание помочь людям, близкие которых были или могут быть невинно осуждены. Конечно, цель обширная. Но начинать всегда надо с малого, и поэтому было решено провести первый урок «Школы гражданского защитника». Работали на опережение, старались дать людям знания, чтобы предотвратить в будущем возможные проблемы. Обучали общению с представителями правоохранительных органов в различных ситуациях, как готовить документы и как потом защищать осужденного после вынесения обвинительного приговора. И даже после выхода на свободу первое время бывший осужденный нуждался в помощи и поддержке. Сейчас школа продолжает активную работу. К ней присоединяются опытные специалисты, в прошлом хорошие прокуроры, действующие адвокаты, бывшие судьи и просто люди, хорошо знакомые с системой. Особенно ценно для всех нас, что волонтеры «Школы» активно сотрудничают с представителями различных стран, стараясь использовать все возможные ресурсы для оказания помощи своим подопечным.

Вопросы и ответы

«Школа гражданского защитника» - проект многогранный. Поэтому и цель для каждого из участников формируется совершенно по-разному. Здесь собрались бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, действующие адвокаты, простые граждане, которые хотят помочь, родственники незаконно осужденных. И у каждого из них цель будет отличаться.

Можно сказать, что цель в том, чтобы помочь людям, которые хотят защищать своих родных в суде и тем, кто в этой защите нуждается. Научить их грамотно составлять различные документы, готовить доказательную базу, уметь работать с материалами дела и т. д.

 

Бывшие и действующие прокуроры делятся своим огромным опытом, накопленным за годы службы. Просто багаж их знаний настолько ценен, что грех его не использовать. И некоторые из них становятся волонтерами, готовыми делиться ценными знаниями того, как смотрит на осужденного сторона обвинения.

 Для адвоката это замечательная возможность поделиться своим ценным опытом защиты, найти помощников в лице гражданских защитников и вместе стараться делать свою работу лучше.

Гражданские защитники приходят потому, что нужна помощь своим близким или друзьям. Просто они уже сталкивались с подобной проблемой, прошли ее и хотят углубить свои знания или столкнулись впервые и нужна помощь прямо сейчас.

Но всех их объединяет одна важная вещь – чувство сопричастности. Если человек столкнулся с проблемой в реальной жизни, он уже никогда не пройдет мимо. В его сердце всегда будет жить стремление помочь другу по несчастью. Именно это чувство невозможности пройти мимо чужого горя и объединяет всех этих людей. Они столкнулись с реальными трудностями и смогли пройти эти испытания. Многие из них сталкивались с несовершенством судебной системой, полицейской системой, репрессивной системой занимая ответственные посты в ФСБ, прокуратуре, полиции. Они знают, что эти системы не всегда работают хорошо. Именно поэтому многие приходят в «Школу гражданского защитника», чтобы как-то помочь тем людям, которые могли пострадать от этих несовершенств. Ведь люди не рождаются плохими, многие из них мечтают стать космонавтами, полицейскими, прокурорами потому, что стремятся помогать обществу. И все эти люди включаются в работу, показывают участникам как видит ситуацию «обвинение», как ее видит «защита», как к ней относится «суд», что происходит потом в местах заключения и о многом другом. 


В первую очередь стоит связаться с представителями «Школы» и начать взаимодействие хотя бы потому, что у них накоплен огромный опыт. К тому же сама тема гражданской защиты довольно сложна и имеет множество подводных камней, о которых вы можете ничего не знать. Вообще, есть общий принцип в любом деле, который всегда безотказно работает — если есть желание чему-то научиться, надо найти профессионала в этой области и учиться под его руководством. Правда, если вы являетесь «первопроходцем» в своем деле, то этот принцип не сработает, но в остальном начало любого сложного проекта под руководством людей, которые уже это успешно делают — самое разумное решение с вашей стороны. Поэтому обязательно начинайте свою деятельность под руководством организаторов «Школы».

Что касается команды для организации школы, то обобщенно она выглядит вот так:

  1. Действующий или оставивший практику, опытный адвокат.
  2. Представитель обвинения – прокурор, бывший либо действующий.
  3. Действующие или бывшие сотрудники полиции.
  4. Уже имеющие опыт в личных делах гражданские правозащитники, которые могут поделиться своими знаниями.
  5. Организаторы, которые могут совмещать в себе предыдущие роли.

Без этих людей нормальной школы не получится, поскольку вам надо учить людей специализированным знаниям, полученным на практике, которые вы никак не получите из книжек и не восполните ничем, кроме реального опыта участников.

И, конечно, все усилия команды направлены на обучение всех желающих тому, как стать гражданским правозащитником.


Первоначально как такового процесса отбора участников не было. Он строился по принципу «Чем больше людей получат правовые знания, тем лучше». И это правда – действительно, чем больше людей будут уметь защищать свои права и права своих близких в суде, тем лучше для общества в целом. Но сейчас появилось разделение на две условные группы. Обе группы официально являются «Школой общественного защитника», но в одну отбираются люди, уже имеющие опыт в защите, а в другую входят совсем новички, которым срочно надо получить все необходимые знания для решения поставленных перед ними задач. Естественно, что у них разная мотивация, разные способности и разная квалификация. В одной группе могут быть бухгалтера, водители, продавцы, по каким-то причинам столкнувшиеся с проблемой, а в другой уже опытные, прошедшие не один судебный процесс защитники, которые хотят углубить свои знания. Разумеется, их нельзя сажать за одну парту, поскольку даже цели обучения слишком сильно могут отличаться. Не стоит озвучивать своим участникам факт разделения, но проводить его можно и нужно.

Делать или нет у себя подобное разделение — решать вам. Возможно, на первом этапе они и не нужно. Но в дальнейшем имеет смысл ввести его в свою практику, чтобы дать возможность профессионалам углублять свои знания и учиться еще лучше защищать своих подопечных, а новичкам погрузить в решение простых, всем понятных проблем. Для новичков даже стали подбирать своеобразный народный кейс – о наркотиках, экстремизме, признании вины и т. д.


Вопрос социализации всегда стоял остро, поскольку общество крайне тяжело верит в исправление и принимает исправившихся преступников. Мы прекрасно знаем, что имея судимость человеку практически невозможно устроиться на нормальную работу. Обычно такие люди устраиваются куда-то на склад, грузчиком, на мебельные фабрики разнорабочим и т. д. У них нет достойного будущего. К тому же ситуация усугубляется тем, что такие люди, выходя из тюрьмы, имеют крайне мало средств к существованию. Как правило, у них нет родственников или отношения с ними давно разорваны, нет жилья, нет продуктов питания, одежды и т. д. В связи с этим совершенно непонятно куда им идти и как дальше жить. Теперь надо вспомнить, что эти люди, как правило, опытные преступники. Они умеют совершать преступления и готовы к этому. В тюрьме у них хотя бы была еда и крыша над головой с кроватью, на которой можно выспаться. Поэтому решение проблемы для таких людей очень простое – пойти на очередное преступление. Причем ситуация, в которой их потом ловят и снова «сажают» для них не кажется плохой, но иногда становится едва ли не самым лучшим вариантом развития событий. Поэтому им обязательно нужно стараться помогать социализироваться. И есть неплохой способ как это можно сделать.

Суть этого способа заключается в том, чтобы организовать, например, общение между студентами, которые изучают профессию журналиста и писателя. Для этого приглашались мужчины, которые провели в местах заключения значительный промежуток времени и очень хорошо знают все особенности мест лишения свободы. И они рассказывали различные истории молодым студентам, которые те просто нигде не смогут найти, кроме как «из первых рук». Так началось сотрудничество, в результате которого бывшие заключенные почувствовали себя нужными и важными, а студенты открыли для себя целый незнакомый мир со своими законами, негласными правилами и особенностями.


Очень важно найти общественно значимое помещение для проведения такой школы. Не стоит использовать для обучения простой конференц-зал в гостинице. Помещение должно находится в значимом для города здании. Примером таких помещений могут быть Ельцин Центр в Екатеринбурге, Сахаровский центр в Москве. Либо, можно обойтись отдельным помещением, но сделать из него полноценную юридическую клинику, в которую можно всегда прийти и задать все необходимые вопросы.

Второй важный момент – сложность лекций. Вначале надо понять, как вы узнаете, что в вашей жизни что-то пошло не так. Это может быть звонок следователя, пришли сотрудники с обыском к вам домой либо в вашу компанию, задержали на улице, в метро, дома, на работе, на пограничном контроле и т. д. С этого момента идет разделение на тематики и по каждому аспекту дается отдельная лекция. Обыск – это отдельная лекция, задержание – тоже, и так по каждому возможному пункту. На то, чтобы осветить эти темы требуется один полноценный рабочий день – 9 часов, с часовым перерывом на обед.

Следующий день уйдет на разбор таких тем, как обжалование, составление ходатайства, заключение соглашений, на следственные эксперименты, экспертизы и т. д.

Третий день уйдет на подробное изучение процесса предъявления обвинений, на работу прокуратуры, рассмотрение дела в суде с подробным разбором каждого этапа слушания дела, получения протоколов, досудебного расследования, вынесения приговора, прений, обжалования и т. д.

И далее есть еще один важный аспект защиты, который, как правило, не рассматривается. Обычно кажется, что работа защитника после вынесения приговора не нужна, хотя на деле это не так. И практика это подтверждает. К сожалению, в России крайне мало юристов, которые работают с пенитенциарной системой. И ситуация такова, что практически никто из юристов не знает УИ – уголовно-исполнительный кодекс. А поскольку места лишения свободы – это закрытые учреждения, то и нарушения прав человека там происходят регулярно. Поэтому очень важно разбирать этот вопрос в процессе обучения и подключать к защите юристов, которые способны защищать своих подопечных уже после вынесения приговора, когда человек уже находится в местах лишения свободы. Причем именно «подопечного», не клиента. Ведь эти люди находятся под вашей опекой, и вы взялись его защищать. И эта сфера сейчас является отличным вариантом профессионального развития, поскольку очень обширна и плохо изучена. Именно ее можно выбрать в качестве направления в своей работе.

Очень важный момент! Ни в коем случае нельзя погружаться в работу с заключенными без специальной подготовки. Никогда не забывайте, что помимо невинно осужденных, в местах лишения свободы находятся настоящие преступники. И таких людей там большинство. При этом чем опытнее преступник, тем больше у него возможностей ввести вас в заблуждение, войти в доверие и использовать для своих корыстных целей. Были серьезные прецеденты. Поэтому человек, которые работает в сфере защиты прав осужденных, должен максимально трезво уметь оценивать ситуацию, быть хорошим психологом и уметь разбираться в людях, замечать тонкие изменения в общении и т. д. Но в целом эта работа учит вас доверять всем людям по умолчанию и прекращать общение в том случае, если видны попытки вас использовать. Для этого нужен очень большой опыт, иначе можно стать жертвой преступников или, еще хуже, не начать на них работать. Без большого опыта эта работа будет невозможной, тут нужна предельная концентрация, внимательность и осторожность.

Материалы по теме урока / 0