«Всероссийский заповедный урок»

Экологический центр “Заповедники” - организация-создатель инициативы - существует уже 22 года. Она была создана для того, чтобы развивать экологическое просвещение на заповедных территориях. Ранее никто не занимался экологическим просвещением, должности эколог-просветитель на базе заповедных территорий не было, как не было и самого структурного подразделения. Теперь же экологам-просветителям нужно было осваивать новую профессию. Поскольку опыта ни у кого в такой сфере не было экологам нужно было самостоятельно определять фронт работ, методы работы и инструменты. Заповедники, находящиеся под попечением экологического центра «Заповедники», являются достоянием государства. Они защищены законом и на их территории нельзя производить почти никакую человеческую деятельность. Единственно, что позволяется – производить рекреационную, туристическую, просветительскую деятельность. А так как в момент присвоения этим территориям статуса охраняемого заповедника коренное население потеряло возможность пользоваться своими природными богатствами стали возникать конфликты. И для решения этих конфликтов была создана новая профессия — эколог-просветитель. К сожалению, простым людям не объяснили важность сохранения этих территорий и зачастую они не понимали, почему больше не могут собирать на территории заповедников ягоды, грибы, орехи, охотиться, рыбачить. Люди просто видели, что у них забрали возможности. Эту проблемы и предстояло решать будущим экологам. К счастью, был мировой опыт решения подобных проблем, который показывал, что можно использовать различные формы просвещения – игровые, интерактивные и т. д. Интерпретируя научную информацию и делая ее понятной, интересной и полезной можно было давать людям нужные знания. Начался период становления нового направления в работе экологов. Накапливались знания, осваивались новые инструменты, перенимался опыт западных коллег и достижения не заставили себя ждать — некоторые заповедники получили всероссийскую и даже мировую известность. Но когда был объявлен год экологии, который был посвящен столетию заповедных территорий России, стало понятно, что нужен масштабный проект, способный охватить большое количество людей, которые до сих пор не знают об уникальности и возможностях заповедных территорий. Последние годы активно развивается экотуризм, который позволяет с комфортом соприкоснуться с заповедной флорой и фауной. И людям важно говорить об этом. К сожалению, большая часть экологопросветительской работы ведется рядом с самим заповедником. Но большая часть целевой аудитории остается неохваченной. Поэтому было принято решение использовать современные технологии интернета, которые позволяли охватить различные регионы страны без привязки к месту. Одним из сложных моментов работы стала оценка эффективности просветительской деятельности. Конечно, можно было просто сделать экзамен на знание получаемых материалов и провести его с участниками программы. Но тогда результат отразил бы только теоретическое знание предмета. А цель заключалась в том, чтобы не просто дать людям информацию, но проверить насколько меняется их отношение к проблеме заповедных территорий, есть ли желание поддерживать заповедные территории, принимать участие в их сохранении. Для решения задачи была создана система уроков «Друзья заповедных территорий». Система предполагает, что каждый участник просветительских уроков не просто получает знания, но после прохождения курса лекций становится другом заповедных территорий. Участники должны принимать активное участие в различных экологических программах, становиться волонтерами и после долгосрочного сотрудничества становятся «друзьями заповедных территорий». Идея проявилась в 2000 году и сразу к ней подключились различные детские клубы: юнаты, пионеры, скауты, музыканты, художники и многие другие. Много лет алгоритм взаимодействия с клубами дорабатывался и улучшался. Проводились регулярные ежегодные слеты друзей, сформировалось движение друзей заповедных островов. И одним из очень хороших способов оценить их работы стал конкурс реализованных проектов. Этот конкурс сейчас называется «Заповедные острова России» и проводится каждый год. На него попадают проекты, которые дети реализовали на своих заповедных территориях. В данный момент все участники «Заповедных островов» могут самостоятельно развивать направления экологического просвещения, проводить местные слеты и т. д. И для того, чтобы их задачи решались проще и быстрее необходимо было подготовить методические материалы. И опираясь на накопленный опыт проведения игровых уроков для детей, команда «Заповедных островов» стала создавать будущий проект «Заповедные уроки». Сейчас уроки активно пополняются, любой желающий может зайти на сайт инициативы, найти все необходимые для проведения «заповедного урока» материалы, подготовиться и провести его. Таким образом удалось объединить и расширить проект. В ней сейчас участвует более 20 000 педагогов и более 500 000 детей и молодежи.

Вопросы и ответы

Как уже было сказано в истории инициативы — основная цель заключается в том, чтобы максимально вовлекать молодежь и взрослых в экодвижение помощи заповедным территориям. Волонтеры проекта принимают участие в «заповедных уроках», реализуют большие проекты в своих регионах, обмениваются опытом, активно начинают развивать экотуризм и т. д. Чем больше людей смогут соприкоснуться с этой инициативой, тем ближе достижение цели — осознанное, ответственное отношение к природе, стремление сохранить и улучшить экологическую ситуацию на заповедных территориях, воспитание подрастающего поколения людей, понимающих важность служения природе и жизни в гармонии с ней.


Стоит сразу сделать разделение на две команды – команда инициативы «Заповедный урок» и команда участников, которые эти уроки проводят. Команда «Заповедного урока» — это большая команда экологов, которые пишут уроки, занимаются просветительской деятельностью и т. д. Мы не будем рассматривать подробно процесс формирования такой команды, поскольку для подготовки и проведения «заповедных уроков» это не нужно. Рассмотрим подробнее как формируется команда участников.

В первую очередь стоит отметить, что проведение урока практически не потребует от вас финансовых и ресурсных затрат, поэтому нет необходимости привлекать большое количество волонтеров, искать партнеров и т. д. Провести урок может всего один человек, который более-менее разбирается в вопросах экологии, умеет работать с аудиторией (либо может научиться), готов прилагать усилия для осуществления задуманного.

Итак, кто может провести урок? В первую очередь — это преподаватели различных учебных учреждений. Они неплохо знают предмет, умеют работать с методическими материалами, знают как грамотно построить свой урок, и умеют поддерживать интерес аудитории.

Во вторую очередь — это ученики старших классов и студенты. Молодые люди и девушки могут задаться целью провести такой урок и для этого использовать методические материалы, размещенные на сайте инициативы. Им потребуется больше времени на подготовку, нежели преподавателям, но они способны хорошо справиться с поставленной задачей. К тому же, освоение нового всегда интересно для людей ищущих и трудолюбивых.

Также урок могут провести все желающие. На сайте в методических материалах к урокам есть подробное описание как самого урока, так и сценарий его проведения. Поэтому все желающие могут хорошо подготовиться.

Важный момент! В конце каждого урока обязательно нужно рассказать о своих заповедных территориях, которые есть в вашем регионе.


Первый важный момент для занятия – возможность технического обеспечения. Сюда включаются акустические системы, компьютеры, проекторы, лазерные указки (если нужно), доски, подиумы и т. д. Ноутбуки и компьютеры сейчас есть практически у всех, на крайний случай можно позаимствовать у друзей на один-два дня. Колонки, усилители, микрофоны часто есть в самих учебных заведениях. Проекторы тоже часто можно найти в учебных заведениях, либо взять в аренду/купить. Сейчас техника настолько продвинулась, что для проведения уроков можно найти бюджетные модели проекторов и успешно ими пользоваться. Доски также есть в учебных заведениях.

Второй важный момент – иметь возможность цветной распечатки материалов на количество участников урока. Это важно, поскольку вам надо будет делать различные карточки на 2-3 страницах, карты заповедных территорий, которые лучше всего воспринимаются в полноцветном исполнении. Но можно сделать и в черно-белом варианте.

Это необходимый минимум для проведения хорошего полноценного урока. Все дополнительные инструменты вы уже можете использовать на свое усмотрение.


«Заповедные уроки» построены таким образом, что их можно проводить в школах с 1 по 11 класс, но также можно адаптировать для проведения в детских садах, колледжах, университетах, даже в местах лишения свободы. Такой подход значительно расширяет возможности сотрудничества.

В первую очередь стоит отметить, что самый простой способ начать проводить «Заповедные уроки» — это стать частью большой команды «Заповедных территорий». Вы сразу получите поддержку уже опытных коллег, сможете задать любые вопросы и получить быстрее ответы.

Проще всего установить контакт со школами, начав проводить урок в своей школе, если вы преподаватель. Так вы сможете наработать первоначальный опыт и закрепить навык. После этого можно будет показывать свои наработки в других школах.

Команда «Заповедных территорий» очень активно сотрудничала, например, с «Российским движением школьников». Вам также стоит начать сотрудничество с представителями этой организации у себя в регионе, а также с другими подобными организациями.


Поскольку инициатива «Заповедные уроки» работает уже давно, то за годы работы накопился большой опыт проведения уроков. На портале инициативы есть различные тематические уроки, которые были написаны специально для тех, что никогда этим не занимался, но очень хочет это сделать. Здесь мы разместим пример такого сценария. Стоит отметить, что со временем, когда у вас накопиться опыт и творческая энергия позволит создавать что-то свое, можно сотрудничать с проектом, создавая свои уникальные уроки для своего региона. Это обогатит не только портал «Заповедных уроков», но и поможет другим людям.

Для того чтобы принять участие в проекте вам надо будет зарегистрироваться на портале «Заповедных уроков». После регистрации вы сможете пройти в свой личный кабинет, где будут размещаться отчеты по вашим урокам и другие полезные материалы. Кроме этого, после регистрации становится доступно скачивание всех необходимых материалов. Материалы находятся на главной странице – подзаголовок «Наши уроки».


Конечно, всегда хорошо иметь свой сайт, на котором можно размещать свежие новости о том, что происходит в вашем проекте в данный момент. Также очень хорошо сотрудничать с организациями партнерами, которые позволяют размещать на своих ресурсах ваши новости. В то же время, возможность создать свой, даже самый простой сайт есть не у всех. Поэтому мы разберем ниже самые доступные и эффективные инструменты популяризации проекта.

  1. Соц. сети. Социальные сети – самый известный, наиболее простой в использовании, но эффективный инструмент. Здесь самый большой охват пользователей. Например, в соц. сети Вконтакте на текущий момент официально зарегистрировано более 495 млн. пользователей. Естественно, не все аккаунты реальные, но охват действительно очень большой. Похожая ситуация сейчас в Facebook, Instagram. Одноклассники также можно использовать. Важный момент – разные соц. сети работают по-разному. У них разная аудитория, соответственно, разные потребности. Поэтому выбирать соц. сеть для продвижения своей инициативы нужно правильно. В нашем случае лучше всего подходят социальные сети Facebook и Вконтакте.

Важные правила оформления:

А) Красивая, качественная графика у всех постов и в оформлении группы.

Б) Регулярный постинг. Минимум 5-7 постов в неделю.

В) Общение с участниками сообщества, ответы на комментарии. Ответы всегда должны быть корректные.

Сейчас очень много информации в свободном доступе на тему ведения пабликов и групп в соц. сетях. Поэтому мы не будет рассматривать этот вопрос подробно.

  1. Проведение флеш-мобов.

Очень хороший способ привлечь аудиторию. Вы придумываете условия и даете аудитории задание. Например, прислать фотографии своих заповедных мест с хэштегами вашей организации и партнеров, добавив к ним хэштеги своей заповедной территории. Это могут быть заказники, заповедники, памятники природы, природные парки, национальные парки. Тематика акции может быть совершенно любой: написать рассказ, стихотворение, рассказать свою историю посещения этих заповедных мест и т. д.

Материалы по теме урока / 1

Все материалы для проведения уроков доступны на основном портале «Заповедных уроков». Для вашего удобства мы размещаем здесь один из уроков. Скачат ь его можно здесь

К списку всех уроков
Эксперт
Книжникова Елена
Зам. директора экоцентра «Заповедники»