Экопроект «Чистая Уфа»

История инициативы началась с того, что Елена Воробьева — организатор и руководитель инициативы — просто выходила регулярно на пробежку в один из лесопарков г. Уфы — «Трамплин». И бегая там, она естественно замечала какое количество мусора валяется вокруг. Так нельзя было оставлять. Понятно, что большинство людей не приучены убирать за собой, сваливая ответственность на сотрудников гос. службы. Но Елену этот момент никогда не удовлетворял. Поэтому она решила начать с простого – брала с собой пару мешков для мусора плотных и после пробежки наполняла их. Потом эти мешки забирала машина, которая регулярно вывозила мусор из лесопарка. Естественно, это новое увлечение Елены не могло остаться незамеченным ее друзьями. Они начали задавать вопрос, а она рассказывала. Появились первые помощники добровольцы из числа друзей, которые согласились помогать ей в сборе мусора. Акции стали регулярными, но пока не имели большого охвата населения. Было решено попробовать охватить больше людей, поскольку хотелось привлечь к сбору мусора общественность. Елена с волонтерами, двое из которых – это ее замечательные дочь и сын, стала организовывать различные акции, приглашать людей в соц. сетях, подключать к проблеме представителей власти. Сотрудники гос. органов регулярно выделяли спец. технику, инструменты для сбора мусора. Но на этом развитие инициативы не закончилось. Важно было не просто собрать мусор, но начать решать проблему – изменить отношение людей к окружающей их природе. Ведь проблема заключалась не в том, что люди выкидывали мусор и он накапливался, а в том, что они даже не задумывались, что этого делать не стоить ни при каких обстоятельствах. К сожалению, сейчас большинство людей живет в бессознательном. Они полностью сосредоточены на бесконечном потреблении и совершенно перестали замечать, что их поступки влияют на окружающий мир. Чтобы это изменить Елена решила проводить обучающие уроки для школьников, приглашать ребят на совместный сбор мусора, устраивать различные конкурсы для того, чтобы сделать помощь ребят интереснее. Ведь если получиться воспитать в детях уважение и любовь к природе, то эти дети станут в будущем поколением осознанных людей, которым не безразлично судья того места, где мы с вами сейчас живем. Акции по сбору мусора продолжались регулярно, стали проводиться уроки в школах и организовываться разовые масштабные мероприятия по сбору мусора. Инициатива набирала обороты. Сейчас ребята стараются организовать в Уфе раздельный сбор мусора, активно сотрудничают с представителями гос. органов и продолжают придумывать новые направления дальнейшей работе, организовывая сборы средств для нуждающихся в лечении подопечных, помогая населению перерабатывать мусор, высаживая деревья и делая многое другое.  

Вопросы и ответы

У любой инициативы на нашем сайте есть своя миссия. И сутью любой миссии является решение каких-либо проблем. В случае с «Чистой Уфой» — это изменение сознания людей, привитие им понимания важности ухода за окружающей средой и осознанного сохранения ее богатств.

Проблема заключается в том, что современная промышленность, в угоду рыночной экономики, создает огромное количество различных продуктов, многие из которых в дальнейшем становятся мусором. Этот мусор, зачастую сделан из пластика. А пластик и другие химические материалы разлагаются очень долго. При этом потребление постоянно растет, а значит мусора становится больше. Все больше и больше мы встречаем сообщений в СМИ о том, что от продуктов жизнедеятельности людей страдает животный мир и растительный. Загрязняются моря, океаны, реки, озера, пруды и другие водоемы. Животные, птицы, рыбы гибнут в большом количестве. Вырубаются леса, иссушаются болота и т. д. Все это приводит к серьезным последствиям. И если на работу огромных торговых компаний один человек повлиять практически не может, то изменить свое отношение к проблеме он может достаточно просто. И таким изменением может стать сознательная уборка мусора на своей придомовой территории, например. Или в соседней лесопарковой зоне. Так вот для того, чтобы человек изменил свое сознательное отношение к уходу за окружающей средой нужно прилагать усилия. А усилия эти прилагают те, кто уже живет по-новому, стараясь сберечь богатства природы.

Таким образом, миссия инициативы «Чистая Уфа» - законными, этичными способами просвещать окружающих взрослых и детей, помогать им осознать масштаб проблемы и на основе полученных знаний изменить свое отношение к проблеме. Таким образом мы сможем сформировать новое поколение людей, которые осознанно будут поддерживать природу в чистоте, будут стараться улучшить экологическую обстановку в мире и будут стремиться жить в гармонии с ним.


Эта инициативы очень проста в своей реализации. Поэтому, можно начать действовать даже одному человеку. Последовав примеру Елены, вы сможете достичь первых результатов, которые станут толчком для некоторых ваших знакомых. Из этого уже сформируется команда. А когда команда станет уже достаточно большой, можно провести первое разделение обязанностей.

В целом же команда инициативы может выглядеть следующим образом:

  • Организатор. Человек, который занимается всей организационной работой. Он общается с представителями власти, устанавливает контакты с партнерами, договаривается о предоставлении техники и т. д. Этот человек – главное лицо инициативы, ее лидер. Он вдохновляет других своим примером и способен решат любые организационные задачи, при этом беря на себя только самое важное.
  • Координатор. Это может быть один или несколько волонтеров, в задачу которых входит координирование работы всех волонтеров на конкретном мероприятии, организация работы участников, оказание любой необходимой помощи всем участникам происходящего.
  • PR-менеджер. Ведет группы в соц. сетях, пишет и отправляет пресс-релизы представителям СМИ, общается с журналистами.

Эти три роли для волонтеров могут стать хорошим началом сильной команды. Дальше состав вашей команды будет зависит от тех направлений в работе, которые вы для себя выберите.


Праздники чистоты — это разовые либо регулярные массовые мероприятия, посвященные совместному сбору мусора. Как правило, в них участвует от 100 до нескольких сотен или даже тысяч человек. Здесь все зависит от того, как вы будете готовиться к мероприятию.

Сам праздник начинается с выбора локации. Например, можно посоветоваться с представителями управления окружающей среды, предложить им свою идею праздника и спросить где эффективнее всего его можно провести. Во-первых, вам это даст возможность начать/продолжить хорошие отношения с представителями власти, во-вторых, вы сразу сможете договориться о предоставлении вам всех необходимых инструментов для работы.

Далее, вам надо определить участок, который будет полностью очищен. Это может быть какая-то часть леса/парка/берега реки и т. д. Очень важно соотнести размер участка с предполагаемым количеством участником. Иначе может получиться так, что участников будет слишком много, либо участок будет слишком большой.

Еще один важный момент – участие детей в празднике. Желательно, чтобы с детьми были их родители, либо рядом всегда находилось несколько ответственных волонтеров. Даже в таких, казалось бы, безопасных делах могут происходить несчастные случаи, которых очень легко избежать.

Помимо уборки территории, обязательно нужно добавить развлекательную программу. Это могут быть различные конкурсы, шоу от организаций-партнеров и т. д. Можно организовать подарки, которые также будут предоставлены организацией партнером. Подарки могут быть самые разные, в зависимости от того, с кем получится договориться.

Естественно, о празднике нужно уведомить представителей гос. органов, подав соответствующее уведомление согласно установленным законом срокам.


От выбора территории зависит множество моментов в работе. Поэтому мы рассмотрим процесс выбора подробнее.

В первую очередь необходимо оценить предполагаемый участок на предмет его безопасности для участников. Особенно актуально, если в вашей акции участвуют дети. Поэтому не желательно убирать овраги и территорию вблизи них, возвышенности, которые имеют крутые склоны, болотистую местность, бывшие карьеры, участки с мягкой почвой, которая легко может осыпаться и т. д.

Второй важный момент – доступность транспорта. Участок должен иметь удобные подъездные пути, поскольку у вас будет большое количество мусора, который необходимо будет погрузить в спец. технику. Погружать в самосвал руками мешки весом по 30 кг и более — очень трудоемкая и вредная для здоровья задача. Особенно если учесть, что часто большинство волонтеров – девушки.

Поскольку разумнее всего использовать рабочие инструменты, хранящиеся на балансе местного отделения управления окружающей среды, то обращаясь к ним за помощью вы сразу уведомите их о планируемой акции и уточните все необходимые формальные аспекты работы.


Естественно, для продвижения вам понадобятся всем известные соц. сети. Имея большой охват и активную аудиторию, они могут очень сильно помочь в работе. Мы не будем останавливаться на них подробно, т. к. продвижение в соц. сетях много раз рассматривалось в других уроках, а на различных ресурсах есть подробные пошаговые описание работы, начиная с регистрации тематического паблика/группы, заканчивая описание м функциональности спец. программ, используемых в работе. Расскажем только о некоторых интересных инструментах, которые можно использовать.

А) Различные флеш-мобы. Например, команда «Чистой Уфы» организовала флеш-моб #ЯзаЧистуюУфу. Суть его заключает в том, что все желающие присылают короткие ролики, на которых говорят фразу «Я за чистую Уфу. А ты?». К этим роликам добавляются тематические хэштеги, которые помогают распространить в новостных лентах пользователей эти видео. Так можно охватить большое количество людей.

Б) Различные конкурсы. Тематические конкурсы, темой которых может стать лучшая история из жизни участников о том, как они собирали мусор или участвовали в каких-либо экоакциях, может стать отличным способом привлечь к себе внимание. И хотя приз может быть простым, конкурсы все равно эффективно привлекают людей.

Важные моменты подготовки к конкурсу:

  • четко обозначенные сроки,
  • понятный и интересный приз,
  • очень важна тема конкурса – она должна быть интересной для большинства участников и вызывать у них позитивные эмоции.
  • Выбор победителя стоит доверить одному из множества сервисов. Например, вот этому - https://randstuff.ru/number/
  • Обязательно сделайте упоминание всех партнеров конкурса.

Сотрудничество со СМИ. Такое сотрудничество в сфере экоакций по сбору мусора не всегда удается организовать и вот почему. Дело в том, что писать об очередной убранной детской площадке или сквере в парке никому не интересно – люди не хотят читать такие статьи. Поэтому журналисты не хотят сотрудничать с проектами, которые из раза в раз пишут одинаковые инфоповоды. Вывод очень прост — чтобы вас опубликовали необходимо писать очень интересные тексты. Это не очень сложно – вы обязательно можете найти одного-двух волонтеров, которые умеют красиво описывать различные события. Кстати, красота текстов – важнейший аспект продвижения. Он важен для любых инструментов рекламы. А в СМИ лучше всего освещать большие акции и новые крупные проекты, особенно если вашими партнерами стали известные бренды.


Эта инициатива замечательна тем, что большую часть инструментов для работы можно взять у представителей муниципальных служб. Поэтому обязательно обратитесь к ним за помощью. Если акция масштабная – они обязательно вам помогут. Но может получиться так, что не хватит нужных инструментов. Тогда нужно обращаться к партнерам.

Вам потребуется спец. техника:

Самосвалы для погрузки/выгрузки мусора

Трактора для перевозки и погрузки собранного мусора в самосвалы

Кроме этого вам может понадобиться садовый инвентарь: грабли и лопаты.

Обязательно будут нужны перчатки, мусорные пакеты для сбора мусора. Этого достаточно для того, чтобы организовать сбор мусора качественно.

Для проведения праздников чистоты, кроме вышесказанного, вам надо будет найти микрофоны для ведущих, может потребоваться сцена, различные подарки, промоматериалы, стенды с упоминанием всех ваших партнеров, фирменные атрибуты акции: футболки, бейсболки, платки и т. д. Здесь, конечно, все зависит от вашего сценария и возможностей.


В первую очередь необходимо будет обращать внимание на возраст ребят. У каждого из возрастов свои потребности. Соответственно, у вас получиться условно 4 возраста: школьники младших классов, школьники средних классов, старшеклассники и студенты. Для каждого из этих возрастов вы можете организовать обучающие уроки, на которых будете приобщать ребят к проблемам экологии.

Для студентов лучше подходит формат свободной беседы. Аналогичная ситуация со старшеклассниками. Вы просто задаете вопросы о важности сохранения окружающей среды, спрашиваете их о том, что можно сделать каждому уже сейчас. Ведь сделать можно очень много: научиться выключать воду и не тратить ее попусту, выключать всегда свет, использовать многоразовые пакеты и сумки для переноски продуктов и не использовать пластиковые одноразовые пакеты, правильно утилизировать батарейки, начать раздельный сбор мусора и т. д. Важно обратить внимание ребят на проблемы и призвать их к осознанности. И в процессе беседы обязательно проявятся ребята, которым не все равно.

С детьми младших и средних классов можно делать различные кормушки для детей, приглашать их на акции сбора мусора вместе с родителями. Здесь важно следить за техникой безопасности, обязательно получать разрешения от родителей на то, что они отпускают своих детей на ту или иную акцию. Также нужно приглашать к участию преподавателей. Они своим примером могут вдохновить очень сильно.

В конце каждого занятия можно ставить экобоксы — картонные коробки для сбора макулатуры. Современные технологии дошли до того, что из макулатуры можно изготавливать полноценную белую бумагу, которая ничем не отличается от новой, изготовленной из древесины. Таким образом вы будете подталкивать детей к сознательным действиям, помогать им совершать усилия для изменения мира к лучшему. Это очень хороший опыт.

В садиках и младшей школе можно показывать сказки и проводить викторины, водитель детей в планетарий, дендрарий и т. д.

Материалы по теме урока / 0