Образовательно-краеведческие экскурсии «Прикоснись к святыне»

Идея подобных экскурсий не нова. Такие экскурсии проводились на базе проекта “Батюшка-онлайн” в селе Арском Ульяновской области. Просто к моменту зарождения инициативы сформировалась потребность в экскурсиях, в результате чего они были организованы. Первая экскурсия была проведена в 2015 году. С тех пор было 4 блока экскурсий, каждый из которых предполагал проведение 50-и экскурсий. Таким образом за все время существования инициативы было проведено 200 экскурсий. Несмотря на то, что проект молодой, он продолжает активно развиваться и приобщать детей к православной культуре. Все экскурсии проводились на территории Спаса-Вознесенского Собора и прихрамовой территории. В зависимости от того, для кого проводились экскурсии, формат менялся. Для студентов был подобран активный формат квеста, для детей детсадовского возраста были подобраны простые, но интересные задания по поиску различных предметов, а для школьников готовился уже серьезный материал об истории, традиции и т.д. 

Вопросы и ответы

К сожалению, сейчас в обществе все больше люди склоняются к позиции “Я, мне, мое”, забывая о том, что от их действия зависит будущее не только отдельно взятой страны, но и мира в целом. Активно продвигаются идеи общества потребления: новые гаджеты взамен “морально устаревшим”, новые книги, которые поощряют однополые браки, новые продукты питания, бытовая техника и т.д. Одежда не успевает изнашиваться, бытовая техника делается таким образом, что в нее сразу закладывается искусственный механизм устаревания, материалы, из которых изготавливаются различные предметы быта, удешевляются максимально и т.д. Даже институт брака и семьи отодвигается на второй план, в угоду комфортной жизни “без проблем”. Люди все меньше задумываются о том, куда движется цивилизация по пути так называемого “прогресса”. К сожалению, тотальное общество потребления не способно удовлетворить самых главных человеческих потребностей - потребность любить, служить, дружить, честно исполнять свой долг на своем месте и быть по-настоящему счастливым. Ведь святые старцы прошлого показывают, что это не просто возможно, но единственный правильный путь. Путь, который ведет нас к гармонии с миром, обществом и с самим собой. А потом и с Богом. И пройти этот путь становится возможным, приняв в своем сердце истинные заповеди, которые едины для всех традиций и понятны любому. Ведь ни один нормальный человек никогда не скажет, что убийство - это нормально, что ложь приемлема, что прелюбодеяние и мужеложство - это лишь предпочтения человека, а не его пороки. Но именно к этому сейчас идет “современное”, “прогрессивное человечество”. И для того, чтобы постараться сохранить и укрепить истинные духовные ценности в детях и молодых людях, был создана эта инициатива.

Миссией инициативы является просвещение подрастающего поколения не просто в вопросах религии, но в вопросах жизни по заповедям. Они знакомятся с православной традицией, узнают о ее святых и подвижниках, делают первые шаги в своем знакомстве с церковью и заповедями, данными Христом. И если действия волонтеров помогут воспитать чистое, живущее по заповедям, искренне почитающее старших поколение людей, способных видеть единство в своих братьях и сестрах, то эту инициативу можно будет считать полностью успешной. Даже если таких ребят будет совсем немного.


Эта инициатива очень проста в своей реализации. Она не требует большого количества волонтеров, легко осваивается даже неподготовленным человеком, и проводить ее можно очень долго, поскольку она не требует значительных финансовых вложений.

Команда инициативы - исходя из вышесказанного - это несколько волонтеров, которые организуют экскурсии детей на территорию различных культовых православных сооружений. Это могут быть соборы, монастыри, церкви, пустыни. Суть в том, что есть всего несколько основных направлений в работе:

  • Организаторы. Человек, который может совмещать в себе любые роли, но обычно занимается тем, что договаривается о проведении экскурсии с настоятелями монастырей, ответственными священнослужителями, согласовывает свои действия с представителями местной епархии и т.д. Его основная задача - получить все нужные разрешения и благословения на деятельность инициативы. После этого начинается подготовка к будущей экскурсии.
  • Экскурсоводы. Это могут быть православные молодые люди, которые хорошо знают традиции, и их знания подтверждены представителями церкви. Это очень важный момент, поскольку экскурсовод является в нашем случае живым носителем традиции и способен передать как правильное, так и искаженное представление о православии. В остальном же он согласовывает свои действия с представителями духовенства на той территории, где будет проводиться экскурсия, советуется на предмет совершения каких-либо действий, продумывает маршрут, подготавливает тему и проводит экскурсия. 
  • Возможные волонтеры. Поскольку инициатива может динамично развиваться, и у ее авторов появляются новые идеи, то и помощь волонтеров может потребоваться в любой момент. Для этого всегда можно обратиться к местному приходу, из числа прихожан которого всегда найдутся один-два человека, готовых помочь вам в реализации вашей задумки. Кроме этого, есть множество других организаций, способных помочь: ассоциации добровольцев, различные студенческие отряды, благотворительные фонды и, наконец, местная православная епархия.

Поскольку инициатива просветительская и основана на священных писаниях, то и сценарий будет строиться на одной из основных христианских книг – Новом Завете. Это связано, прежде всего, с тем, что мы очень часто видели фильмы, читали книги, которые опираются на сюжеты из Нового Завета, но, как ни странно, не знакомы с первоисточником. А ведь именно он несет в себе то совершенное знание, которые принес Иисус Христос более 2 тыс. лет назад.

Поэтому начать экскурсию стоит с истории становления православия на Руси. Расскажите о том, что эта религиозная традиция, основанная на учении Иисуса Христа, существует на территории нашей страны уже больше тысячи лет, что именно она хранилась и почиталась нашими предками. Ведь не секрет, что в царской России большая часть населения была очень набожной, регулярно ходила в церковь, молилась, люди знали все праздники. Возможно, именно поэтому основная часть населения практически не употребляла спиртное, семьи были большими – 7 и более детей, а брак почитался и хранился как большая ценность. И именно сейчас очень важно перенять эти традиции, узнать, почему именно Иисус Христос стал для нас Спасителем.

После введения начинайте задавать вопросы. Вопросы должны быть очень простые: «Как звали маму Иисуса Христа?», «Почему раньше больницы называли лазаретами?», «Когда родился Иисус Христос?», «Как звали апостолов?», «Почему слово иуда, ставшее нарицательным, стало таковым?». Параллельно с беседой можно давать задание, находясь в храме, найти на иконах 12 апостолов, Пресвятую Богородицу и т.д. Очень важно затронуть тему святого распятия — попросить ребят найти его на здании церкви/собора/часовни и поговорить о его значении. Ведь распятие является едва ли не самым важным атрибутом жизни православного христианина. Поскольку именно оно напоминает нам о той жертве, которую совершил ради нас Иисус Христос, когда поднялся на Голгофу. Дальше вы рассказываете о чуде Воскресения, о Пасхе, о том, что Пасха – это не просто куличи и крашенные яйца. Только после этого можно рассказывать о православных святых. Это важно, поскольку дети могут легко запутаться в обилии икон и подумать, что все эти святые – божества. Именно здесь важно сделать акцент на том, что Бог един. И объяснить, что все святые – это великие подвижники, которые продолжают дело Иисуса Христа. После этого можно рассказать о святых, которые жили на территории вашего города/области/деревни. Рассказывать можно о жизни, о чудесах, о том, какими качествами они обладали.

Каждый, по желанию, может прикоснуться к святым мощам, испить святой воды, поставить свечку. Очень важно, чтобы не было никакого принуждения. Все это делается по желанию участников. При этом совсем не обязательно приглашать на экскурсию только православных ребят, можно и нужно приглашать представителей других конфессий. Ведь несмотря на то, что традиции могут отличаться ритуалами, фундаментальный аспект любой истинной традиции всегда остается одинаковым – нет многих богов, есть единый Господь и только ему следует посвящать свою жизнь в служении.

Можно разнообразить экскурсию мини-квестами: найти самую большую фреску в храме, известную икону, череп под распятием, подняться на колокольню и позвонить в колокола. Дальше можно подарить детям сладкие подарки – например, петушков на палочке или что-то другое. И в завершении можно устроить маленькое чаепитие, в процессе которого поговорить о том, какое впечатление осталось у ребят.

Если есть большой зал и проектор – можно посмотреть духовные фильмы. Это могут быть документальные фильмы о православных святых, жития, фильмы о жизни Иисуса Христа.


Здесь будет многое зависеть от вашего сценария. Но в целом перечень необходимого очень небольшой:

  • Проектор для просмотра фильмов и презентаций
  • Возможность свободно перемещаться по территории церкви/собора/монастыря.
  • Подарки детям. Сладости, чай, памятные значки или что-то еще
  • Фотоаппарат для фотосъемки.
  • Время. В среднем, на одну экскурсию уходит 1-1,5 часа времени. Главное – разбавлять повествование заданиями. Иначе дети могут начать скучать. Ваша задача в том, чтобы было увлекательно.
  • Если вы планируете сотрудничать с детьми с ОВЗ, то вам могут потребоваться доп. ресурсы: автомобиль для перевозки детей, спец. оборудование для их комфортного размещения или что-еще. Лучше заранее уточнить эти момент у сотрудников организации, с которой вы планируете сотрудничать.

Как видите, инициатива почти не требует затрат. Поэтому ее может повторить практически любой.


В первую очередь надо понять, какие есть варианты для проведения экскурсии. Это могут быть кафедральные соборы, церкви, монастыри. Важно, чтобы было много свободного места, где дети смогут спокойно бегать и никому не помешают. Также важно, чтобы территория была красивой, ухоженной и производила позитивное впечатление. Эти мелочи влияют на восприятие людей и позволяют составить очень хорошее первоначальное впечатление о том месте, где участники будут находиться.

После того, как вы выбрали место, необходимо согласовать свои действия с его владыкой – батюшкой, который отвечает за это место. Обязательно нужно подойти к секретарю, сторожу, к женщинам, которые приходят в храм выполнять разное служение. Все эти люди очень важны – именно они могут стать для вас первой хорошей командой.

Подойдя к владыке, расскажите ему о том, что хотите делать. Подробно опишите все особенности и попросите его благословений. Если нет возможности встретиться с ним напрямую, подойдите к секретарю или другому ответственному лицу. Обсудите возможности сотрудничества. Очень важно заранее проговорить различные этапы экскурсии, которые могут причинить беспокойства – это звон колоколов в неурочное время, бегающие дети и т.д. Узнайте детей и время, в которое можно прийти и провести экскурсию так, чтобы вы причинили наименьшее количество беспокойств прихожанам. Спросите батюшку о том, может ли он участвовать в вашей беседе и отвечать на вопросы детей.  Договоритесь со сторожами о том, чтобы они, с разрешения владыки-настоятеля, могли своевременно предоставить доступы во всех необходимые помещения.

Кроме этого, можно обратиться за помощью в различные библиотеки города – они могут предоставлять стенды, книги, буклеты, журналы или что-то еще, что может пригодиться в процессе проведения экскурсии.


Есть несколько способов приглашать ребят на экскурсии. Мы рассмотрим каждый из них подробно и расскажем, какие из них наиболее эффективны в работе.

Первый способ — обращаться в министерство управления образованием. Самый действенный способ, т.к. сотрудники министерства самостоятельно делают рассылку по всем образовательным учреждениям вашего региона. Писать необходимо в свободной, пригласительной форме. Пример такого письма мы разместим в нашем уроке. Также можно уточнить у самих сотрудников, в какой именно форме лучше всего написать такое письмо. Далее сотрудники министерства делают рассылку писем, в которых говорится о том, что «в назначенную дату по указанному адресу будет проводиться экскурсия на обозначенную тему. Участие бесплатное. По завершению экскурсии всех участников ждут чай и пирожки.» Конечно, наше описание очень условно, но логику формирования текста письма мы передали. У школьников есть интересная особенность — они должны несколько раз в месяц посещать внеклассные программы. Если ваше письмо придет вовремя, они обязательно откликнутся, позвонят и придут на экскурсию. Дальше срабатывает цепная реакция: если сходил класс 5-ый “а”, то и 5-ый “б” тоже должен и т.д.

Второй способ — делать листовки, буклеты и размещать их в разных частях вашего населенного пункта. Этот способ неоднозначный. Он, с одной стороны, может быть эффективен в местах, где плохо развиты сети интернет, небольшое количество населения. Но в целом, он уже изживает себя. С момента прихода высокоскоростного интернета наибольшая активность молодежи наблюдается в соцсетях и на различных сайтах. Уже редко люди читают какие-то листовки. Поэтому решайте сами, стоит пользоваться этим способом или нет. И обязательно отслеживайте его эффективность.

Третий способ — рассказывать о вашей инициативе на различных лекциях, семинарах. Метод специфичный и подходит не всем. Актуален для тех людей, кто уже активно общается со школьниками и студентами, проводя для них лекции и семинары. Если вы занимаетесь подобной деятельностью и имеете возможность приглашать людей на ваше мероприятие – то тогда этот способ для вас. В остальных случаях проводить лекции специально нет необходимости.

Четвертый способ — вести новостную ленту на своих страницах в соцсетях. Один из самых действенных методов. Он не требует никаких дополнительных затрат, кроме свободного времени. Вы просто размещаете на своей странице пост о том, что готовится проведение экскурсии на определенную тематику по указанному адресу. Прописываете условия, прикрепляете красивую фотографию с места проведения или фото прошлой экскурсии и просите своих друзей сделать репост. Так можно запустить волну, которая даст свои плоды.


Если отвечать на этот вопрос глубоко, то необходимо будет затронуть тему духовности любого человека. Следуя истинной духовной традиции искренне и серьезно, человек обязательно будет получать опыт радости, общения с Богом, удовлетворения. И хотя это вопрос веры, его невозможно доказать научно, но можно ощутить на себе. Мы же рассмотрим этот вопрос с точки зрения светского общества.

В первую очередь, дети очень легко перестраиваются. И, конечно, на этой почве бывают конфликты, связанные с категоричной позицией родителей, которые против навязывания их детям каких-либо религиозных учений. Но в целом через экскурсию дети знакомятся с важнейшими заповедями Господа, у них вырабатывается естественная способность оценивать, что является правильным, а что неправильным, неприемлемым. Они начинают следовать заповедям, а значит понимают тяжесть убийства, воровства, прелюбодеяния, жадности, похоти, гордыни и т.д. У них само собой формируется внутренний «полицейский», который им подсказывает, что есть границы, за которые нельзя переступать. Таким образом, формируется общество людей нравственных, которые с огромной долей вероятности никогда не совершат преступления, буду уважительно относиться к представителям других народов и конфессий, будут мягки и заботливы в семье и почтительны к окружающим. Таким образом, мы видим большую ценность подобных экскурсий, поскольку они позволяют формировать нам будущее поколение, жизнь которого основана если не на высокодуховных, то, как минимум, на высоконравственных ценностях.

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Новоселова Анастасия
Координатор проекта