Развивающий курс погружения в профессию «Я-есть!»

Анжела, руководитель и автор инициативы, является профессиональным бизнес-тренером. Она очень много времени проводит с различными успешными с точки зрения обычного обывателя людьми, которые часто являются профессионалами своего дела. И в процессе работы она стала замечать, что у таких людей, несмотря на высокий IQ и обширные знания в своей профессиональной сфере, очень низкий эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект - это способность контролировать свои эмоции и эмоци и других людей. Общаясь с клиентами, она увидела, что зачастую они совершенно не умеют себя правильно вести в ситуациях, когда возникает сильный гнев, раздражительность, апатия, депрессия и т.д. А поскольку Анжела является дипломированным специалистом в области обучения контролю эмоций, то и ее клиенты часто дают ей обратную связь. И особенность всех отзывов участников ее тренингов в том, что многие из них очень хотели бы овладеть навыками контроля эмоций в подростковом возрасте. Они уверены, что тогда смогли бы избежать множества сложностей в жизни. Именно тогда Анжела задумалась о том, что людей можно начать просвещать, пока они еще молодые. Именно дети легко обучаются, и им можно дать эти ценные знания. Тогда и родилась идея начать проводить такие тренинги для детей на безвозмездной основе. Придумав идею, Анжела встретилась с Марией Шарадаковой - руководителем Челябинской общественной организации “Металлург”. Посовещавшись, они решили начать подготовку к первому тренингу. Начали сотрудничать со школами и проводить первые тренинги для школьников разного возраста. В дальнейшем связались с сотрудниками ЧТПЗ - Челябинского трубопрокатного завода - и с их помощью стали проводить тренинги для учащихся профильных колледжей. Стартовав в октябре 2016 года, инициатива продолжает свою работу и за этот период достигла больших результатов - было проведено в общей сложности около 30 тренингов. И Анжела надеется, что в дальнейшем инициатива станет востребованной, получив должную поддержку спонсоров.

Вопросы и ответы

Основной миссией инициативы является повышение эмоционального интеллекта у подрастающего поколения. Чтобы лучше понимать проблему, опишем ее подробнее.

Эмоциональный интеллект помогает человеку значительно быстрее достигать профессиональных успехов, улучшает отношения с окружающими и делает человека стрессоустойчивым. Надо сказать, что сейчас общество идет к тому, что все больше ценится в молодых людях не знание и навыки, а умение грамотно вести себя в критических ситуациях, решать сложные проблемы, не теряя при этом контроля над собой. Все меняется очень быстро – профессии устаревают, появляется новая информация, меняются тренды, и в этом бешеном темпе жизни сложно постоянно быть профессионалом в своей области. В конце концов, она может просто стать невостребованной. Но умение контролировать свои эмоции и эмоции окружающих, разрешать конфликты, не провоцировать людей на агрессию и т.д. востребованы всегда, поскольку уровень стресса растет, уровень жизни, к сожалению, падает, а эмоциональный интеллект помогает в этой ситуации жить и развиваться. Именно поэтому Анжела считает, что очень важно обучать молодежь этому с подросткового возраста. Им крайне важно давать знания, которые помогут справляться с различными сложностями в общении с окружающими, уметь находить решение в стрессовых конфликтных ситуациях, быть способным грамотно относиться к большим потерям в своей жизни и делать из этих ситуаций правильные выводы. Большинство людей, даже будучи уже зрелыми личностями, не умеют этого.                    

Решением этой проблемы и стали тренинги, которые проводят волонтеры инициативы.


В принципе, достаточно одного человека для проведения таких тренингов. Его задача – это организация процесса, приглашение участников и подготовка, а затем проведение самого тренинга.

Руководитель инициативы должен быть квалифицирован проводить подобные занятия. Это очень важный момент, ведь человек, который слабо разбирается в вопросах эмоционального тренинга, не знает, как вовлечь аудиторию в происходящее, не умеет работать с ребятами в сложных ситуациях, никогда не сможет их чему-то научить. Поэтому лучше, чтобы у человека были навыки профессионального психолога/психотерапевта/бизнес-тренера. Вы должны уметь различать психотипы людей, уметь грамотно построить с ними диалог. Просто начать проводить тренинги по развитию эмоционального интеллекта нельзя без должной подготовки.

Кроме самого тренера у вас может быть фотограф, специалист по продвижению и общению со СМИ, организатор, который согласует всю деятельность команды с госорганами и различными компаниями-партнерами. Но для старта инициативы достаточно одного энтузиаста, который горит желанием помочь школьникам и студентам стать гармоничными личностями.


В этом вопросе мы рассмотрим такой аспект работы, как подготовка к занятию, а точнее знания, которые нужны для грамотного составления тренинга. К счастью, сейчас век информации, и многие вещи доступны в Интернете.

Вам понадобятся книги по определенным тематикам. Принцип работы очень прост – вы выбираете тему тренинга и затем подбираете под нее различную литературу. Например, темой тренинга стало командообразование. Для того, чтобы эту тему полностью раскрыть, вам необходимо изучать материалы на тему командообразования. Находите в поисковиках различную литературу и углубляетесь в вопрос. Важный момент в том, что объем изучаемого материала может быть очень большой, поэтому готовиться нужно заранее. Подготовиться к тренингу за 1-2 дня или даже за неделю очень сложно. Лучше делать это заранее, например, за месяц.

Кроме этого, вам обязательно будет нужно умение взаимодействовать с группой, отслеживать текущую ситуацию, умение работать с конфликтными ситуациями, с тупиковыми ситуациями, умение прорабатывать апатию детей, отслеживать состояние каждого из подопечных и т.д. Это означает, что вы должны обладать хорошей квалификацией как психолог и уметь применять ее на практике. Иначе тренинг не получится.


Тренинг должен проводиться в формате интерактивной игры. Он включает в себя несколько блоков:

1. Передача навыков

2. Сама игра

3. Обсуждение.

Первый блок – передача навыков. Здесь мы подробно, с примерами применения в жизни, должны рассказать детям о том, что такое эмоциональный интеллект. Мы рассказываем об эмоциях, о том, как они работают, как их использовать в той или иной ситуации и как ими грамотно управлять. Также мы должны рассказать о различных возможностях установления коммуникации с окружающими, о том, как правильно взаимодействовать с обществом, как избегать конфликтных ситуаций и как из них выходить, как работать в команде. При этом блок передачи навыков не должен длиться долго и содержать в себе много теории. Это максимально сжатая, практичная информация на заданную тему. А после того, как вы рассказали детям теорию, можно переходить к практике применения этой теории в командной работе.

Интерактивное задание в виде игры. Примеров таких игр очень много, постоянно придумывается что-то новое, и подробнее изучить разновидности игр можно, изучая соответствующие книги и посещая различные тематические сайты в интернете. Здесь мы рассмотрим только несколько примеров на разные темы.

Первый пример – игра на коммуникацию. Игра называется «Восточный базар». Условия игры следующие: детям раздается 8 стикеров – бумажечек, на которых они пишут свои уникальные опознавательные знаки, например, имя, фамилию или что-то еще. После того, как каждый стикер подписан, все они кладутся в одну стопку и перемешиваются. Обязательно нужно стикеры свернуть, чтобы не было видно, что на них написано. Дальше участники разбирают по 8 случайных стикеров себе. И задача в том, чтобы вернуть себе свои стикеры. После этого начинается активный процесс общения: ребята договариваются, сотрудничают, спорят, даже кричат. Задача тренера в том, чтобы наблюдать со стороны, оценивать способность детей к коммуникации и следить за ситуацией в целом. По итогу игры первому участнику, собравшему все стикеры, можно выразить свою радость и сказать, что он отличный коммуникатор.

Второй пример — игра «Воздушный шар». Игра направлена на командообразование. Тренер делает списки вещей для каждого из участников и объясняет ребятам условия. Они все вместе летят на своем воздушном шаре. У каждого есть вещи из списка. Список вещей общий для всех, но у каждого участника свой листок.  Нужно оценить эти вещи по степени важности и решить, какие важные и их необходимо оставить, а от каких можно отказаться. После того, как они справились с этим заданием, тренер говорит, что воздушный шар падает и нужно выбросить часть вещей. Участникам нужно совместно решить и согласовать друг с другом, какие вещи они будут выбрасывать, чтобы воздушный шар не упал, и составить один общий список для всей команды. По итогам игры вы общаетесь с ребятами и спрашиваете, какие принципы успешной команды они увидели. Потом совместно нужно найти 10 принципов успешной команды.

Игры постоянно меняются, сейчас их очень много, они адаптируются под разных ребят. Здесь самое главное – понять основные принципы и методики составления. А для этого можно изучать соответствующую литературу, о чем мы писали в предыдущем вопросе.


На самом деле здесь сложно создать что-то новое. Методика взаимодействия классическая – вам необходимо выйти на контакт с директором, либо с зам. директора школы, с которой вы хотите сотрудничать. Естественно, таких школ должно быть несколько. Далее вы обсуждаете варианты проведения, ресурсы, которые могут потребоваться, и что из этого есть на балансе школы. Просите пригласить школьников на тренинг.

Важный момент – не все родители будут рады тому, что их ребенка собираются учить тому, как решать эмоциональные конфликты и контролировать свои эмоции. Некоторые будут отвечать, что им это не нужно и их дети в этом не нуждаются. На то есть масса причин, начиная с того, что сейчас в обществе огромное количество псевдо-религиозных учений, сект, различных сомнительных организаций, которые под видом добрых намерений пытаются влиять на сознание детей и взрослых в своих корыстных целях, и заканчивая тем, что родители сами находятся в сложной психологической ситуации, не верят в действенность этих методов и боятся потерять контроль над ребенком. Надо быть честными - часто родители воспринимают своих детей не как полноценную личность и доброго друга, а как объект своего счастья, в случае потери связи с которым в их жизни начинается сильнейший кризис. Психологи сейчас очень много говорят на эту тему - она тоже связана со слабым эмоциональным интеллектом и вытекает из несостоятельности самих родителей как полноценных самодостаточных личностей. Надо понимать эти особенности, уметь относиться к таким людям максимально нейтрально, ни в коем случае не критиковать. Надо сосредоточиться на общении с теми ребятами и их родителями, которые осознают ценность знаний и навыков, которым вы их хотите научить.

Накапливая опыт позитивного сотрудничества со школами, вы получите ценный багаж рекомендаций, который в дальнейшем позволит легко выходить на руководителей различных образовательных учреждений.

Материалы по теме урока / 0

К списку всех уроков
Эксперт
Кениг Анжела
Автор инициативы