Семейная площадка настольных игр «Ойнатека»

Проект «Ойнатека» зародился в Омске и стартовал 7 января 2015 года. А началось все с того, что одна из волонтеров проекта познакомилась с руководителем «шахматного клуба». По итогам общения было решено совместно провести турнир по шахматам и шашкам. А поскольку в зимние каникулы не всегда у родителей есть идеи, как занять детей, то и дата была выбрана соответствующая для того, чтобы как можно больше детей смогли участвовать в турнире. На турнир пришли не только дети, но и род ители, и даже бабушки с дедушками. Всем было интересно участвовать, играли в шахматы и шашки, в настольный хоккей и т.д. После завершения турнира и подведения итогов волонтеры поняли, что на аренду всех комплектов настольных игр было потрачено очень много денег. Можно затрачивать гораздо меньше ресурсов, но при этом организовывать не менее интересные мероприятия. И было решено игры купить. Естественно, для этого нужны были деньги, и было решено написать полноценный проект и подать его на конкурс. Руководитель проекта Мадина Смаилова готовила проект, описывала его и ездила на форум. На форум приехали эксперты из Москвы, которые оценили проект, но не видели в нем «изюминку». Расходы были очень большие, и покупка игр снизила бы расходы. В процессе мозгового штурма было решено выезжать в областные районы. Дети, живущие за городом, гораздо меньше возможностей имеют и не знают ничего о современных настольных обучающих играх. Второй аргумент в пользу проекта был в том, что Мадина, будучи сама молодой мамой, хотела бы больше времени проводить со своей дочкой интересно. А подобный проект давал ей такую возможность. Третьей особенностью проекта стало наличие национальных казахских настольных игр. В итоге проект одобрили и выделили на развитие 34 тысячи рублей. На эти деньги были куплены различные настольные игры, мобильные складные столы и боксы для игры. Получилась мобильная игровая площадка «Ойнатека». А название появилось не случайно. Дело в том, что «ойна» в переводе с казахского означает «играй», а вторая часть была взята от слова «игротека». Так из соединения этих двух слов получилась «ойнатека». Со временем к обычным настольным играм стали добавляться перетягивание каната, скакалки и т.д. Проект активно начал развиваться. Волонтеры весь первый год ездили по области, играли с деревенскими ребятами в игры, начали ездить в различные детские дома, интернаты, стали сотрудничать с различными общественными организациями. В итоге проект стал настолько популярным, что для него выделилась отдельная площадка на многих крупных мероприятиях города. Сейчас проект продолжает свое развитие, имеет большую популярность у горожан и жителей омской области, а также ценится представителями органов местной власти. При этом он стал настолько интересен, что стали звонить люди из других городов и просить предоставить им возможность получить франшизу на проект.

Вопросы и ответы

Инициатива «Ойнатека» направлена на решение двух проблем. Вообще любая общественная деятельность, чтобы быть ценной для общества, должна решать какую-либо проблему. В данном случае, это создание досуга для молодых родителей с маленькими детьми и привлечение детей к новому способу досуга, развитие их способностей к коммуникации, командной работе, развитие воображения и т.д.

Первая проблема заключается в том, что молодые семьи в первые годы жизни ребенка практически не имеют возможности для совместного хорошего отдыха. С маленьким ребенком сложно ходить в театр или кино, посещать фестивали и выставки в силу того, что ему это может быть не очень интересно. В первые годы жизни ребенок активно познает мир, и обязательно нужно давать ему досуг, направленный на его развитие. В тоже время родителям хочется, чтобы у них была возможность играть вместе со своим ребенком. И такую возможность предоставляет «Ойнатека».

Вторая проблема гораздо серьезнее первой и является ключевой для волонтеров проекта. Она заключается в том, что современные дети сильно оторваны от классических игр, к которым привыкло старшее поколение, и больше увлечены компьютерными играми, а также играми на смартфонах и планшетах. И это очень сильно может тормозить их развитие. Задача в том, чтобы вовлечь ребят в активные совместные настольные игры на смекалку, на внимательность, на воображение, на командную работу.  Играя в современные развивающие игры, дети узнают много нового; знакомясь с играми своих казахских предков, они погружаются глубже в культуру своего/дружественного народа; играя в активные игры, они укрепляют свое здоровье. И самое главное – они общаются друг с другом. Другими словами, игра – это естественный способ развития различных способностей у детей, помогающий им в социализации.


«Ойнатека» замечательна тем, что ее очень просто повторить. Здесь не требуется серьезной командной работы. Достаточно одного-двух человек организаторов и, при необходимости, несколько волонтеров. Конечно, все зависит от масштабов проводимых акций, но для начала одного-двух организаторов будет достаточно. Теперь немного расскажем о методике распределения обязанностей и о самих обязанностях.

Первое и главное лицо проекта – организатор. В его обязанности входит согласование места проведения с представителями органов власти. Также он договаривается с организациями-партнерами, согласовывает формат проведения, готовит возможные турниры. И, конечно, он следит за тем, как проходит мероприятие. Еще очень важно руководителю следить за сохранностью игр и всего инвентаря. В этом смысле спокойно передать организационные обязанности не получится.

Все остальные члены команды – это либо постоянные волонтеры, либо временные. Плюс этой инициативы в том, что очень легко подготовить волонтера к работе. Достаточно один раз показать правила игры, попробовать сыграть совместно, и можно уже передавать волонтеру ответственность за участок площадки. В целом, на каждый участок достаточно одного куратора и одного волонтера.

Еще одной отличительной особенностью инициативы является то, что она, как правило, реализуется в рамках массовых местных мероприятий. Благодаря этому решается большой объем задач.


Естественно, для того, чтобы создать подобную игротеку, вам обязательно понадобятся игры. Примечательно то, что для реализации инициативы не требуется использование только национальных игр. Игры могут быть совершенно разные. В первую очередь это знакомая многим Jenga и ее аналоги, различные игры на внимательность, на развитие памяти, на командную работу и на раскрытие творческого потенциала. Например, это могут быть Имаджинариум, Диксит, книги-игры, в которых нужно придумывать свой сюжет, Геометрика, Scrabble и многие другие. Главное условие – они должны быть не только интересными, но и обучающими.

Кроме игр вам понадобятся складные столы, стулья к ним, скатерти, контейнеры для игр, в которых их можно аккуратно перевозить и хранить. В целом, этого достаточно для того, чтобы стартовать с подобным проектом. При этом совсем не обязательно использовать большое количество игр. Достаточно иметь несколько классических, несколько традиционных народных игр и 1-3 современных. А потом докупать. Главное, помните – любые игры при активном использовании изнашиваются и их необходимо будет докупать. Закладывайте денежные средства на эту статью расходов заранее.

В качестве дополнительных ресурсов можно привести в пример непромокаемые пледы для мероприятий на природе, скакалки, мячи, фишки для разметок на асфальте, веревки, канаты для перетягивания. И также не забывайте, что вы всегда можете придумать свою игру.


Национальные игры – это одна из основных уникальных особенностей вашей инициативы. Если для вас важно активное продвижение инициативы и ее узнаваемость, обязательно привносите элемент традиционных игр в свою работу. Здесь мы опишем всего несколько казахских и татарских игр. Но их гораздо больше, поэтому ищите и добавляйте их в свою работу.

Первая игра – 9 шариков. Эта игра очень интересная - на внимательность и быстрый счет. Она очень хорошо обучает ребят продумывать и, главное, просчитывать ходы наперед. Ведь без этого в ней не победить. Смысл игры очень прост – у каждого из участников (а их двое – вы и ваш противник) есть по 81 шарику. Перед вами доска, в которой есть 9 «домов», в каждом из которых 9 шариков. И у каждого из участников есть «казан» - чаша, в которую вы складываете полученные у противника шарики. Кто больше всего шариков собрал, тот и победил.
Естественно, мы не будем здесь описывать правила игры полностью. Мы рекомендуем вам ознакомиться с ними самостоятельно. Лучше всего спросить у человека, знакомого с этой игрой.

Еще одна игра называется «Асык». Суть ее очень напоминает русскую игру в «бабки». Раскрашенные в разные цвета косточки собираются вместе, и задача игрока - выбить эти косточки битком. Значение имеет не только сам момент удара, но и то положение, которое биток принял после удара. Игра развивает глазомер и ловкость.

И третья интересная игра – «Собери юрту». Это исконно казахская игра, поскольку юрта имела огромное значение для кочевых племен. У юрты большое количество мелких частей, которые нужно собирать в определенной последовательности. Интересно то, что во время сборки ребенок развивает не только моторику, но и знакомится с культурой и бытом своих предков.

Из татарских игр можно привести в пример знаменитый бой подушками на бревне. Суть игры очень проста – кто сбросил противника с бревна, тот и победил. Очень интересная игра, развивающая координацию движений, ловкость, силу и соревновательный дух.

Конечно, есть множество других национальных игр, которые можно использовать в работе. Мы рекомендуем вам самостоятельно познакомиться с культурой вашего или дружественного вам народа и добавить в работу эти замечательные национальные игры.


Поскольку инициатива очень большое значение придает работе в областях, то и реклама там должна быть соответствующая. Поэтому очень важно начинать рекламную кампанию заблаговременно. И, по опыту волонтеров инициативы, в области лучше всего работают афиши.

Помимо афиш обязательно нужно использовать листовки и баннеры. Это связанно с тем, что в областях по-прежнему интернет не получил широкой популярности, и люди большую часть времени проводят на свежем воздухе.

Для городских мероприятий конечно нужно использовать соцсети, делать анонсы в местных СМИ, сотрудничать с партнерами. Если же вы участвуете в массовых мероприятиях в качестве партнера, то реклама тоже нужна, но уже не играет такой большой роли, поскольку количество участников уже должно быть большим.


В процессе работы всплывают важные нюансы и возникают различные трудности. Здесь мы рассмотрим некоторые из возможных для того, чтобы вы были к ним готовы.

Подготовка к турнирам. Турниры имеют свои особенности. В первую очередь – это необходимость в большом количестве волонтеров, которые нужны для проведения мероприятия. Еще очень важно продумать заранее призовой фонд и понять, какой приз будут получать победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места. Это справедливо не только по отношению к классическим турнирам по шахматам, шашкам, нардам, но и для всех игр, где требуется командная работа на результат. Третья важная особенность – вам очень важно продумать сценарий проведения турнира и учесть все возможные особенности. К сценариям для турнира нужно относиться с особым вниманием.

Сложности в процессе сотрудничества с различными организациями.
Например, в процессе работы «Ойнатеки» был случай, когда приглашающая сторона забыла предупредить волонтеров о том, что мероприятие переносится из-за погодных условий. При этом автомобиль с играми и командой уже выехал и проехал 200 км. Когда команда «Ойнатеки» приехала на место, стало ясно, что день уже потерян и надо что-то придумывать. Было решено попробовать договориться с руководителем местного кафе –  волонтеры разместились в помещении, поставили на входе фирменный баннер «Ойнатека» и, как ни странно, мероприятие собрало аншлаг. Взрослые играли со взрослыми, дети с детьми, родители вместе с детьми и т.д.

Материалы по теме урока / 1