Межнациональный фестиваль «Культурный калейдоскоп»

«Культурный калейдоскоп» стартовал в 2015 году. А поскольку это фестиваль, то и на его проведение требовались средства. Средства удалось привлечь, выиграв грант на молодежном форуме «Ритм», который тогда проводился в Омске. Идея заключалась в том, чтобы собрать казахскую молодежь и организовать межнациональное мероприятие. Проблема, которую собирались решать, проявлялась в том, что в Омске есть множество национальных организаций, но все они относятся к категории взрослых. Мол одежь в их деятельности практически не участвует. А Торгын Ашеновой – автору и организатору инициативы – хотелось вовлечь ребят в процесс сохранения культурного наследия казахского народа. А поскольку Торгын сама относилась к этой молодежной группе людей, а форум организовывался комитетом по молодежной политике г. Омска, то и решение предложить им идею создания молодежного фестиваля пришло само собой. Торгын говорила о том, что у нас есть национально-культурные центры, которые участвуют во всероссийских акциях, выходя на них в своих национальных костюмах, но это происходит всего один раз в году. Кроме этого, большинство национальных организаций проводят мероприятия для своей общины. Но идея заключалась в том, чтобы организовать мероприятие для молодежи, в рамках которого можно собрать на одной площадке представителей различных культур и этносов. Это даст возможность вовлечь молодежь в процесс сохранения своих традиционных ценностей и знакомства с другими культурами. Здесь же может возникнуть основа для межнационального диалога. Представители комитета по молодежной политике одобрили идею и предложили площадку на территории города для проведения фестиваля. Торгын начала писать проект, разделив одну большую площадку на несколько площадок, описав «Лавку чудес», палатки с различными национальными предметами, концертную зону, палатки с национальными блюдами, танцевальную площадку с мастер-классами по национальным танцам. Описав проект подробно, получили грант и приступили к его реализации, но погодные условия не дали провести мероприятия на заранее запланированном месте. Пришлось переносить. Перенесли на территорию Омского молодежного центра. В двухэтажном большом здании на втором этаже сформировалась площадка для танцев, на которой собралось большое количество молодежи. Это были ребята из ВУЗов и различных организаций. Они играли на тувинских, бурятских, казахских музыкальных инструментах, готовили чак-чак, русскую окрошку. Организаторы поставили на входе в здание большую юрту, которая сильно привлекала внимание прохожих и посетителей. Мероприятие получилось успешным, и было решено провести его в следующем году, но только уже в формате фестиваля на открытом воздухе. И подходящим местом для этого стал сквер дружбы народов. Изначально проект задумывался как двухсоставной. Первая часть была фестивальной, а вторая включала в себя полноценный сайт и видеоролики, рассказывающие о традиционной культуре местных народностей. Конечно, это требовало вложения больших денежных средств, но их удалось найти. Собрав нужную сумму, Торгын ездила по омской области с фотографом, и вместе они создавали эти ролики. Фестиваль был успешно организован. И, в отличие от классических мероприятий, посвященных межнациональной дружбе, он имел несколько важных особенностей. В первую очередь, участники могли не только увидеть национальные костюмы, но и надеть их, сфотографировать и сохранить этот опыт в памяти, получив фотографию прямо на месте. Кроме этого, удалось совместить атрибуты разных культур в одном месте. Например, в фотозонах ставился исконно-русский самовар на круглом казахском столе, а вокруг были постелены узбекские подушки, все это было на фоне традиционного восточного ковра. Рядом стояли манекены с разными элементами одежды, которые можно было надеть и сфотографироваться за этим столом.

Вопросы и ответы

Эта инициатива направлена на создание площадки для общения представителей различных национальностей. Также очень важно показывать культурные особенности различных народов. А фестиваль – это место, где можно все объединить. Не секрет, что мы живем в многонациональной стране. И в каждом регионе проживают представители различных народностей. В России живут казахи, мордва, татары, чуваши, лакцы, дагестанцы, украинцы, белорусы, черкесы и многие другие. Наша страна является самой многонациональной. И очень важно, чтобы на ее территории люди жили в согласии и умели сотрудничать. Сейчас в мире очень непростая ситуация – кризисы, военные конфликты и сложности в общении глав государств делают её крайне нестабильной. Именно поэтому очень актуально развивать проекты, направленные на укрепление дружеских отношений между представителями разных народностей. А фестиваль – это отличная площадка, на которой можно собрать молодежь для решения этой проблемы в простой, неформальной, легкой и понятной всем обстановке.


Поскольку вы собираетесь проводить межнациональный фестиваль, то и команда вам потребуется серьезная. Помимо волонтеров, вам обязательно необходим костяк команды – лидеры, которые возьмут на себя развитие отдельных направлений работы. Здесь важно разделить инициативу на две части: подготовка видеороликов, которые показывают культуру различных народностей, и проведение фестиваля.

Съемка видеороликов. Для этой части требуется всего 2 человека – автор и организатор в одном лице и режиссер-оператор. Автор договаривается о встречах, планирует маршрут, ищет контакты с жителями, проводит интервью, согласовывает все необходимые этапы работы с ответственными лицами и т.д.

Режиссер-оператор видеороликов продумывает сценарий, занимается постановкой кадров, ведет съемку, берет интервью вместе с автором инициативы или самостоятельно, производит монтаж роликов.

 Эта первая часть команды. Съемка видеороликов – это отдельная часть инициативы. О ней мы расскажем подробнее в отдельном вопросе.

Вторая часть инициативы – проведение фестиваля. И здесь уже потребуется слаженная командная работа для того, чтобы получился достойный результат.

В первую очередь, должен быть один или даже два человека, которые занимаются согласованием всех своих действий с представителями органов правительства и различных ведомств, поскольку для такого массового мероприятия понадобятся полицейские, могут понадобиться медики, нужно будет согласовывать подключение своей аппаратуры к электросетям и т.д. Это большой объем работы, который требует грамотного подхода, и заниматься этим должен отдельный человек.

Также вам нужен будет сценарист фестиваля, который продумает все локации, продумает сценарий для выступления различных коллективов на сцене и т.д. Это большая работа, которую не каждый осилит, и лучше это поручить человеку творческому, у которого есть опыт создания подобного развлекательного контента. Ведь ваша задача - сделать фестиваль не только масштабным, но и максимально интересным для молодежи. Очень важно вовлечь юношей и девушек в процесс знакомства с культурой различных народов и вдохновить их на дальнейшее общение друг с другом.

Если у вас планируется сцена для выступления различных коллективов, то вам нужен будет ведущий. Это должен быть харизматичный человек, который умеет общаться с публикой и сможет грамотно представлять коллективы.

Кроме этого, вам понадобится человек, который будет помогать подготавливать коллективам аппаратуру для работы, включать/выключать свет, микрофоны и т.д.

Также должен быть куратор концертной площадки, который будет отвечать на вопросы коллективов, помогать им по ходу концерта, рассказывать о том, кто и в какой последовательности выступает и т.д. Естественно, на всех остальных площадках тоже должны быть такие кураторы.

Еще не стоит забывать о продвижении проекта с помощью различных инструментов.

Вам обязательно будут нужны фотографы на все мероприятие. Иметь хорошие фотографии мероприятия очень важно, поскольку участники обязательно захотят их получить и можно будет привлечь к мероприятию больше внимания, разместив архив с фотографиями в свободном доступе.

Таким образом, команда проекта может быть очень большой, главное – чтобы сохранялся основной стержень команды – три-четыре человека, которые являются идейными вдохновителями и берут основные обязанности по организации на себя. Все остальные члены команды – это постоянные либо привлеченные волонтеры.


В случае с фестивалем она обязательна. В первую очередь это связано с масштабом праздника и, как следствие, объемом документов, которые нужно подготовить для согласования. К тому же, этот проект будет сложно реализовать без грантовой поддержки, а для этого нужна помощь бухгалтера, который будет отчитываться во все необходимые инстанции о том, как были потрачены выделенные средства. Важно помнить, что помощь юриста и бухгалтера вам понадобится не только на время проведения фестиваля, но и после его завершения.

Работа юриста будет заключаться, в первую очередь, в обязательном документальном подтверждении всех договоренностей с партнерами. Поскольку вы будете приглашать различные организации и творческие коллективы для оказания услуг на безвозмездной основе, то обязательно нужно заключать договора на оказание этих услуг, в которых будут прописаны все условия сотрудничества. Иначе вы рискуете столкнуться с ситуацией, в которой люди могут отказаться от участия без объяснения причин. Чтобы такого не было, нужно перестраховываться заранее.

Кроме договоров, юрист готовит официальные письма и прошения во все госорганы, с которыми обязательно нужно согласовывать свои действия, поскольку мероприятие массовое. Естественно, он же следит за получением официальных ответов, вовремя устраняет возможные ошибки и т.д.

Еще не стоит забывать, что вам также понадобятся грамотно оформленные договоры на покупку всего, что вам потребуется. Это будет нужно для подтверждения целевого расходования денежных средств. Просто пойти и купить что-то в магазине, а потом показать чек не получится. Предоставление чека на покупку приемлемо только для физического лица, которое получило грант. Но физ. лицам, как правило, больших денежных средств на проведение массовых общественных мероприятий не дают. Поэтому для работы потребуется юридически оформленная некоммерческая организация. И для этого тоже нужен юрист. В случае «Культурным калейдоскопом» все проще – юрист в команде инициативы выполняет роль нынешнего организатора и поэтому привлекать наемных специалистов не требуется.


Здесь список может быть очень большой. В первую очередь расскажем о самом насущном. Бюджет у данного фестиваля достаточно серьезный – 150 тысяч рублей. И это с учетом того, что все участники, которые представляют свою национальную культуру, участвуют на безвозмездной основе и не требуют предоставить им особые условия для участия.

В первую очередь вам нужен будет транспорт для перевозки столов, скамеек, стульев, аппаратуры и т.д.

Далее, вам будет нужна сцена. Этот вопрос проще всего решить, согласовав проведение мероприятия на территории одного из парков, в котором есть таковая. В остальных случаях сцену нужно будет искать или у компаний-партнеров или арендовать, или делать самому из подручных материалов.

Вам будут нужны различные предметы быта тех культур, представители которых будут присутствовать на вашем празднике. Это различные виды одежды, предметы быта, музыкальные инструменты (желательно, чтобы ребята играли на них) и т.д. Искать нужно у представителей тех национальностей, которые станут участниками. Они же и должны их привезти с собой.

Также вам нужны будут предметы для оформления локаций. И тут уже все зависит о вашей фантазии. Частично мы их описывали в истории создания инициативы. Это и самовары, и ковры, подушки с национальным узором, шатры, юрты, кальяны, национальные игры и атрибуты для них и т.д.

Также вам могут понадобиться ролл-апы, листовки и все, что связано с рекламной стороной работы.

Естественно, в одном вопросе мы не можем осветить информацию обо всех необходимых ресурсах. Их действительно много, поскольку фестиваль – это масштабное событие. Но важно понимать, что все эти ресурсы можно получить, не потратив своих личных денег, если получить грант и найти компании-партнеры.


Ваш фестиваль – проект благотворительный, направленный на объединение различных культур и их представителей. Поэтому нужно договариваться с партнерами на взаимовыгодных условиях. И самый простой способ мы рассмотрим ниже.

Фестиваль – проект некоммерческий для его организаторов. Но не для партнеров. Поэтому, приглашая их принять участие в фестивале, предложите им место на одной из площадок, объясните, что они обязательно должны быть в своих национальных костюмах или привезти их с собой для показа посетителям, но самое главное — объясните, что они могут готовить и продавать свои национальные блюда. И всю заработанную прибыль увезти с собой. Это и будет очень хорошим условие для большинства.

Например, на фестивале готовился настоящий сладкий узбекский плов, который в качестве основных ингредиентов включает в себя курагу и другие сухофрукты. Очень необычное блюдо, которое в повседневной жизни не попробуешь.

Из русской кухни блюдом могут стать различные старорусские рецепты, например, сбитень. Очень мало людей его пробовали, а между тем он является очень полезным напитком. Или же это могут быть классические пироги, но приготовленные в настоящей печи и т.д.

Аналогичным образом вы приглашаете различных мастеров, которые изготавливают традиционные национальные предметы быта своими руками. Это могут быть украшения, металлические предметы от кузнецов, посуда, музыкальные инструменты и т.д.

Таким образом, можно предложить участникам различные варианты сотрудничества и возможность заработать. При этом всегда будут люди, которым просто интересно поучаствовать, показать себя, получить новый опыт. И этот момент тоже поможет вам в работе.

Материалы по теме урока / 0