Школа Гражданской инициативы

Творческий проект "Театр-студия «Элегия»" для людей с инвалидностью
Эксперт
Ефимова Ирина Витальевна
Организатор проекта

Ефимова Ирина Витальевна (творческий псевдоним Арина Ефимова) 1971 года рождения, уроженка города Майкоп Краснодарского края, ныне столицы Республики Адыгея. Праздник красоты "Покорительница Олимпа" состоялся 27 июля 2013 года в столице Республики Адыгея, Майкопе, на сцене концертного зала "Нальмэс". 22 августа 2014 года прошел премьерный показ первого спектакл...

В 2013 году с Ариной (творческий псевдоним Ирины Ефимовой, организатора проекта) произошел судьбоносный случай. Тогда совершенно случайно она попала на встречу с ребятами из «Союза инвалидов-колясочников Республики Адыгея». Получив приглашение на классическую встречу, Арина решила прийти, но увиденное ее поразило. Атмосфера уныния, пессимистический настрой и откровенное настроение разочарованности жизнью оставили удручающее впечатление. Это и стало толчком к ра...

Вопросы / 10
1 Нужна ли юридическая регистрация для организации подобного театра?

2 В чем заключается основная идея и цель проекта?

3 Как формируется команда?

4 Какие ресурсы потребуются для постановки спектакля?

5 Как написать сценарий для спектакля?

6 Как происходит процесс репетиций?

7 Необходимы ли финансовые средства для постановки?

8 Какую поддержку могут оказать представители государственной власти?

9 Какие еще необходимы работы по подготовке актеров к спектаклю?

10 Какое развитие существует у проекта?

Ответы

Нет, вся деятельность, хотя и осуществлялась на базе «Союза инвалидов-колясочников РА», не требовала юридической регистрации.  Так как любая сценическая постановка в рамках благотворительной акции не преследует целью зарабатывание денег, то вся работа проекта может вестись в рамках простой инициативной группы людей, заинтересованных  в реализации целей проекта.

В первую очередь, проект предполагает оказание помощи в развитии, раскрепощении людей, использующих для передвижения инвалидную коляску. К сожалению, современное общество до сих пор очень осторожно строит взаимоотношения с людьми, имеющими такие трудности. Поэтому, первостепенная цель проекта – показать полноценность людей, использующих коляску, всему обществу и самим участникам. Важным моментом является работа над психологической стороной постановки. Сценарий должен помогать раскрывать таланты и особенности участников, помогать им поверить в свои силы, увидеть, что их проблема существует лишь на физическом уровне, а они при этом остаются полноценными людьми.

Очень важно понимать, что участие в спектакле не дает возможности погрузиться в маргинальное состояние бездействия участникам. Любой, даже имеющий трудности, человек способен создавать удивительные вещи при помощи энергии творчества и ключом к этому является упорная работа над собой и желание быть счастливым. Если благодаря деятельности проекта участники почувствуют себя лучше, станут более открытыми, научаться слушать свое «сердце» и идти к намеченной цели, а общество увидит в них полноценных людей, способных вести нормальную жизнь, цели проекта можно считать достигнутыми.

Участниками проекта, которые возьмут на себя основную актерскую деятельность, должны быть люди, использующие для передвижения коляску. При этом лучше если ограничений не будет. Важно дать возможность всем желающим принять участие в проекте. Это создаст некоторые трудности в написании сценария, но в целом очень положительно скажется на имидже проекта и отклике как со стороны участников, так и со стороны общественности.

Кроме этого, понадобятся режиссер-постановщик, сценарист и звукооператор, хореограф. Наилучшим вариантом будет, если сценарист будет «в теме» трудностей людей. Только в этом случае можно написать атмосферный, отлично передающий смысл сценарий. Обратитесь за помощь к сотрудникам театров вашего населенного пункта. Рассказав идею проекта, Вы обязательно сможете найти неравнодушных.

Остальные актеры и волонтеры проекта определяются в процессе деятельности. Могут понадобиться люди, способные перенести актеров на сцену, помочь сесть в машину и выйти из нее, водители и люди, не имеющие трудностей с передвижением для исполнения каких-либо ролей.

В первую очередь, параллельно с поиском актерского состава и волонтеров, требуется найти помещение для репетиций. Для этого стоит, в первую очередь, обратиться за помощь в министерство культуры вашего населенного пункта. Опишите все особенности готовящегося мероприятия, предоставьте готовый сценарий, список актеров и результаты работы Театра «Per aspera…» . Это может быть также актовый зал школы, сцена ВУЗа, театра или любое другое, подходящее помещение.  Обратитесь за помощью ко всем руководителям театров Вашего населенного пункта. Это будет необходимо для того, чтобы найти хореографа, звукооператора и режиссера-постановщика. В любом случае, даже если у Вас есть свои наработки и видение того, как должна выглядеть постановка, лучше обратиться за помощью к профессионалу и попросить о консультациях. Это позволит Вам проводить репетиции более профессионально, что положительно скажется на результате.

Обязательно необходимо договориться о месте постановки премьерного спектакля. Лучше, если место для репетиций и премьерной постановки будет одно и тоже.

Помимо этого, будет нужен реквизит и декорации. Здесь все индивидуально и зависит от сюжета постановки. Костюмы могут быть простой одеждой самих актеров, реквизит – вещами из дома. Также реквизит можно попросить  у различных фотоателье, антикварных салонов, магазинов проката одежды и т.д.

Может потребоваться аппаратура для звука, освещение, реквизит ведущего. Обычно все это уже есть в школах, ВУЗах и, конечно, театрах.

Если Вы не являетесь сценаристом, писателем и не обладаете талантом писать, то лучше обратиться за помощью к профессионалам.

В первую очередь надо понимать, что спектакль пишется для людей, постоянно использующих коляску. Сценарист должен отлично разбираться в сложностях жизни таких людей, знать их «изнутри», понимать специфику проблемы. Только в этом случае возможно написать сценарий, который бы отразил переживания и эмоции таких людей по настоящему, без фальши. Сценарий должен быть адаптирован для актеров и учитывать все их особенности.

Кроме этого, сценарий не должен быть удручающим. Это должно быть вдохновляющее произведение, передающее настроение уверенности в себе, творчества, креативной мысли, успешности каждого из актеров, даже несмотря на трудности. Нельзя ставить спектакль, который бы осветил только проблему, не показав решение.

Важно передать через игру актеров проблематику, показать возможные решения. Суть идей постановки должна легко передаваться как самим актерам, так и зрителю. Очень важно вовлечь зрителя в процесс осмысления проблемы, подтолкнуть его к переосмыслению своих ценностей и изменению своего отношения к людям, имеющим любые трудности, отличающие их от других.

Напишите рассказ, который бы стал описанием спектакля. Под руководством опытного режиссера – постановщика, сформируйте готовый сценарий на основе рассказа. Консультируйтесь в процессе работы со сценаристами, писателями, режиссерами. Это сделает Вашу работу серьезнее и эффективнее.

Сценарий не обязательно должен освещать проблему инвалидности. Он может быть в виде сказки, в виде драмы, комедии и т.д.

Сам процесс репетиций не является чем-то особенным. Работа происходит точно такая же, как и при постановке обычного спектакля.

Все особенности актеров учитываются в процессе работы над сценарием, следовательно, актерам нужно просто сконцентрироваться на игре. Важно помнить, что постановка спектакля занимает продолжительное время, и организовать регулярные репетиции. В процессе репетиций необходимо максимально работать с людьми, раскрывая их творческий потенциал, вдохновлять их. Это возможно только при индивидуальном подходе к каждому актеру посредством личных отношений.

Все зависит от масштабов самой постановки и имеющихся ресурсов. Проект «Per aspera…» был организован без привлечения грантов и других финансовых вложений, так как основные расходные части здесь – аренда помещения, работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа, реквизит, сценические костюмы, транспорт. Все перечисленное можно организовать без денежных вложений. Костюмы могут быть созданы самими актерами, вопрос с транспортом решается привлечением волонтеров. Работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа сразу предполагает безвозмездную основу в свободное время, т.к. проект благотворительный. Зал могут предоставить различные организации населенного пункта.

Для расширения масштабов деятельности проекта могут понадобиться финансовые вложения. Но на первом этапе можно обойтись и без них либо уложиться в минимальные суммы.

Основную помощь могут оказывать представители Министерства культуры и искусства Вашего региона. Следует договориться о встрече с представителем министерства, презентовать кратко проект и пригласить на репетицию. Важно показать, что Вы уже осуществляете деятельность.

Кроме этого, можно пригласить на репетицию постановки любых важных, на ваш взгляд, гостей в качестве критиков и спросить их мнения. Будьте готовы к тому, что проект могут не одобрить, не отнесутся к нему серьезно. Главное, что Вы ставите в известность о своей деятельности нужных Вам людей и сообщаете им о процессе подготовки. Увидев серьезность Ваших намерений, проводимую работу и промежуточный результат, Вам могут предоставить дополнительные помещения, лучшие условия, реквизит и т.д.

Вам обязательно понадобятся услуги визажистов, стилистов, парикмахеров. Это необходимо, так как презентабельный вид Ваших актеров должен быть визитной карточкой спектакля.

Кроме этого можно пригласить декораторов, дизайнеров, художников, которые помогут создать необходимую атмосферу для спектакля.

По опыту организаторов «Per aspera…» достаточно пригласить поучаствовать на добровольной основе всех специалистов. Благодаря совместному участию в проекте будут формироваться отношения с волонтерами и появится команда людей, готовая организовывать дальнейшие проекты.

Все зависит только от целей организаторов. В первую очередь надо сказать, что к участию в проекте можно привлекать не только людей, использующих для передвижения коляску, но и слабослышащих, слабовидящих и т.д. Можно поставить спектакль с воспитанниками детских домов, домов-интернатов.

Кроме этого, Арина организовывала конкурс толерантности и независимости «Покорительница Олимпа» для девушек, фестиваль для детей «Веснушки земли», различные Арт-студии, конкурсные проекты и т.д. В дальнейшем это может превратиться в полноценный творческий центр для людей с ограниченными возможностями, позволяющий им реализовать весь свой творческий потенциал.

Вопросы и ответы:

Нужна ли юридическая регистрация для организации подобного театра?


Нет, вся деятельность, хотя и осуществлялась на базе «Союза инвалидов-колясочников РА», не требовала юридической регистрации.  Так как любая сценическая постановка в рамках благотворительной акции не преследует целью зарабатывание денег, то вся работа проекта может вестись в рамках простой инициативной группы людей, заинтересованных  в реализации целей проекта.

В чем заключается основная идея и цель проекта?


В первую очередь, проект предполагает оказание помощи в развитии, раскрепощении людей, использующих для передвижения инвалидную коляску. К сожалению, современное общество до сих пор очень осторожно строит взаимоотношения с людьми, имеющими такие трудности. Поэтому, первостепенная цель проекта – показать полноценность людей, использующих коляску, всему обществу и самим участникам. Важным моментом является работа над психологической стороной постановки. Сценарий должен помогать раскрывать таланты и особенности участников, помогать им поверить в свои силы, увидеть, что их проблема существует лишь на физическом уровне, а они при этом остаются полноценными людьми.

Очень важно понимать, что участие в спектакле не дает возможности погрузиться в маргинальное состояние бездействия участникам. Любой, даже имеющий трудности, человек способен создавать удивительные вещи при помощи энергии творчества и ключом к этому является упорная работа над собой и желание быть счастливым. Если благодаря деятельности проекта участники почувствуют себя лучше, станут более открытыми, научаться слушать свое «сердце» и идти к намеченной цели, а общество увидит в них полноценных людей, способных вести нормальную жизнь, цели проекта можно считать достигнутыми.

Как формируется команда?


Участниками проекта, которые возьмут на себя основную актерскую деятельность, должны быть люди, использующие для передвижения коляску. При этом лучше если ограничений не будет. Важно дать возможность всем желающим принять участие в проекте. Это создаст некоторые трудности в написании сценария, но в целом очень положительно скажется на имидже проекта и отклике как со стороны участников, так и со стороны общественности.

Кроме этого, понадобятся режиссер-постановщик, сценарист и звукооператор, хореограф. Наилучшим вариантом будет, если сценарист будет «в теме» трудностей людей. Только в этом случае можно написать атмосферный, отлично передающий смысл сценарий. Обратитесь за помощь к сотрудникам театров вашего населенного пункта. Рассказав идею проекта, Вы обязательно сможете найти неравнодушных.

Остальные актеры и волонтеры проекта определяются в процессе деятельности. Могут понадобиться люди, способные перенести актеров на сцену, помочь сесть в машину и выйти из нее, водители и люди, не имеющие трудностей с передвижением для исполнения каких-либо ролей.

Какие ресурсы потребуются для постановки спектакля?


В первую очередь, параллельно с поиском актерского состава и волонтеров, требуется найти помещение для репетиций. Для этого стоит, в первую очередь, обратиться за помощь в министерство культуры вашего населенного пункта. Опишите все особенности готовящегося мероприятия, предоставьте готовый сценарий, список актеров и результаты работы Театра «Per aspera…» . Это может быть также актовый зал школы, сцена ВУЗа, театра или любое другое, подходящее помещение.  Обратитесь за помощью ко всем руководителям театров Вашего населенного пункта. Это будет необходимо для того, чтобы найти хореографа, звукооператора и режиссера-постановщика. В любом случае, даже если у Вас есть свои наработки и видение того, как должна выглядеть постановка, лучше обратиться за помощью к профессионалу и попросить о консультациях. Это позволит Вам проводить репетиции более профессионально, что положительно скажется на результате.

Обязательно необходимо договориться о месте постановки премьерного спектакля. Лучше, если место для репетиций и премьерной постановки будет одно и тоже.

Помимо этого, будет нужен реквизит и декорации. Здесь все индивидуально и зависит от сюжета постановки. Костюмы могут быть простой одеждой самих актеров, реквизит – вещами из дома. Также реквизит можно попросить  у различных фотоателье, антикварных салонов, магазинов проката одежды и т.д.

Может потребоваться аппаратура для звука, освещение, реквизит ведущего. Обычно все это уже есть в школах, ВУЗах и, конечно, театрах.

Как написать сценарий для спектакля?


Если Вы не являетесь сценаристом, писателем и не обладаете талантом писать, то лучше обратиться за помощью к профессионалам.

В первую очередь надо понимать, что спектакль пишется для людей, постоянно использующих коляску. Сценарист должен отлично разбираться в сложностях жизни таких людей, знать их «изнутри», понимать специфику проблемы. Только в этом случае возможно написать сценарий, который бы отразил переживания и эмоции таких людей по настоящему, без фальши. Сценарий должен быть адаптирован для актеров и учитывать все их особенности.

Кроме этого, сценарий не должен быть удручающим. Это должно быть вдохновляющее произведение, передающее настроение уверенности в себе, творчества, креативной мысли, успешности каждого из актеров, даже несмотря на трудности. Нельзя ставить спектакль, который бы осветил только проблему, не показав решение.

Важно передать через игру актеров проблематику, показать возможные решения. Суть идей постановки должна легко передаваться как самим актерам, так и зрителю. Очень важно вовлечь зрителя в процесс осмысления проблемы, подтолкнуть его к переосмыслению своих ценностей и изменению своего отношения к людям, имеющим любые трудности, отличающие их от других.

Напишите рассказ, который бы стал описанием спектакля. Под руководством опытного режиссера – постановщика, сформируйте готовый сценарий на основе рассказа. Консультируйтесь в процессе работы со сценаристами, писателями, режиссерами. Это сделает Вашу работу серьезнее и эффективнее.

Сценарий не обязательно должен освещать проблему инвалидности. Он может быть в виде сказки, в виде драмы, комедии и т.д.

Как происходит процесс репетиций?


Сам процесс репетиций не является чем-то особенным. Работа происходит точно такая же, как и при постановке обычного спектакля.

Все особенности актеров учитываются в процессе работы над сценарием, следовательно, актерам нужно просто сконцентрироваться на игре. Важно помнить, что постановка спектакля занимает продолжительное время, и организовать регулярные репетиции. В процессе репетиций необходимо максимально работать с людьми, раскрывая их творческий потенциал, вдохновлять их. Это возможно только при индивидуальном подходе к каждому актеру посредством личных отношений.

Необходимы ли финансовые средства для постановки?


Все зависит от масштабов самой постановки и имеющихся ресурсов. Проект «Per aspera…» был организован без привлечения грантов и других финансовых вложений, так как основные расходные части здесь – аренда помещения, работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа, реквизит, сценические костюмы, транспорт. Все перечисленное можно организовать без денежных вложений. Костюмы могут быть созданы самими актерами, вопрос с транспортом решается привлечением волонтеров. Работа режиссера, сценариста, звукооператора, хореографа сразу предполагает безвозмездную основу в свободное время, т.к. проект благотворительный. Зал могут предоставить различные организации населенного пункта.

Для расширения масштабов деятельности проекта могут понадобиться финансовые вложения. Но на первом этапе можно обойтись и без них либо уложиться в минимальные суммы.

Какую поддержку могут оказать представители государственной власти?


Основную помощь могут оказывать представители Министерства культуры и искусства Вашего региона. Следует договориться о встрече с представителем министерства, презентовать кратко проект и пригласить на репетицию. Важно показать, что Вы уже осуществляете деятельность.

Кроме этого, можно пригласить на репетицию постановки любых важных, на ваш взгляд, гостей в качестве критиков и спросить их мнения. Будьте готовы к тому, что проект могут не одобрить, не отнесутся к нему серьезно. Главное, что Вы ставите в известность о своей деятельности нужных Вам людей и сообщаете им о процессе подготовки. Увидев серьезность Ваших намерений, проводимую работу и промежуточный результат, Вам могут предоставить дополнительные помещения, лучшие условия, реквизит и т.д.

Какие еще необходимы работы по подготовке актеров к спектаклю?


Вам обязательно понадобятся услуги визажистов, стилистов, парикмахеров. Это необходимо, так как презентабельный вид Ваших актеров должен быть визитной карточкой спектакля.

Кроме этого можно пригласить декораторов, дизайнеров, художников, которые помогут создать необходимую атмосферу для спектакля.

По опыту организаторов «Per aspera…» достаточно пригласить поучаствовать на добровольной основе всех специалистов. Благодаря совместному участию в проекте будут формироваться отношения с волонтерами и появится команда людей, готовая организовывать дальнейшие проекты.

Какое развитие существует у проекта?


Все зависит только от целей организаторов. В первую очередь надо сказать, что к участию в проекте можно привлекать не только людей, использующих для передвижения коляску, но и слабослышащих, слабовидящих и т.д. Можно поставить спектакль с воспитанниками детских домов, домов-интернатов.

Кроме этого, Арина организовывала конкурс толерантности и независимости «Покорительница Олимпа» для девушек, фестиваль для детей «Веснушки земли», различные Арт-студии, конкурсные проекты и т.д. В дальнейшем это может превратиться в полноценный творческий центр для людей с ограниченными возможностями, позволяющий им реализовать весь свой творческий потенциал.

Материалы по теме / 1

Авторы: Арина Ефимова Эдуард Кислов   PER ASPERA… ГЛАВА ПЕРВАЯ В комнате, окна которой занавешивали тяжелые темного цвет...

Галерея: